Обсуждалась работа ведомства по регулированию внешнеторговой деятельности в условиях санкций, в том числе упрощение процедур администрирования.
М.Мишустин: Уважаемый Владимир Иванович! Федеральная таможенная служба − один из важнейших государственных институтов, который в том числе занимается регулированием внешнеторговой деятельности. И конечно же, работа Службы очень важна cейчас, в период санкционного давления и вообще того, что происходит. Знаю, что при изменении правил (а мы очень много решений приняли в последнее время), это всё очень динамично влияет на таможенное администрирование. Оно у нас эффективное. Все процессы, которые сегодня идут, так или иначе должны приводить к упрощению процедур администрирования для бизнеса и, разумеется, для тех, кто, собственно, занимается таможенным администрированием.
Что сейчас крайне важно, это беспрепятственное быстрое поступление товаров первой необходимости – медицинских изделий, лекарств. При снижении таможенных пошлин и при непростых сейчас процедурах экспорта и импорта всё это тоже нужно упрощать, чем вы и занимаетесь. И электронная торговля сегодня будет играть большую роль. Мы приняли важное решение: повысили в том числе пороги ввоза соответствующих товаров беспошлинной торговли через электронные площадки, что также поможет стимулировать импорт в нашу страну.
И конечно, очень важное направление – это сокращение административных процедур для наших предпринимателей, для участников внешнеэкономической деятельности.
Хотел бы, чтобы Вы подробно рассказали, как эта работа проводится Службой, как идёт адаптация, в том числе участников внешнеэкономической деятельности, к санкционному давлению.
В.Булавин: Уважаемый Михаил Владимирович, действительно, в отношении нашей страны приняты беспрецедентные санкции. Санкции со стороны Соединённых Штатов Америки – это 200 страниц, со стороны Евросоюза – 280 страниц. Все санкции большей частью своей направлены на внешнюю торговлю, на создание барьеров по перемещению товаров и барьеров по оплате этих товаров. Поэтому те меры, которые были приняты Президентом страны, Правительством под Вашим руководством, на Евразийской площадке, на наш взгляд, существенно смягчили воздействие этих санкций как на экономику страны, так и на бизнес.
Приняты очень многие решения, которые так или иначе затрагивают таможенную сферу. Мы систематизировали их, таких решений 46. Хочу Вам, Михаил Владимирович доложить, что механизм исполнения всех решений нами реализован в цифровом формате и зашит в нашу информационную систему. Это гарантирует, что все эти решения будут исполнены и исполнены независимо от какого-либо субъективного вмешательства.
Все принятые решения можно разделить на три большие группы. Это решения, принятые в области таможенно-тарифного регулирования, и другие решения в области оплаты таможенных платежей, что снижает финансовую нагрузку на бизнес участников внешнеэкономической деятельности. Это также административные решения, которые направлены на ускорение и упрощение таможенных процедур, что снижает также административную нагрузку. И это заградительные меры, направленные на предотвращение вывоза из страны важных для нас товаров, стратегических товаров.
В соответствии с принятым решением обнулены ввозные таможенные пошлины на 1075 групп товаров и это прежде всего касается критического импорта – лекарственных средств, продовольствия, машин и механизмов, которые необходимы нашей промышленности. Этой льготой воспользовалось уже 10 тысяч участников внешнеэкономической деятельности. Льгота предоставлена на сумму 13 млрд рублей.
Специальные меры со стороны недружественных стран были введены в отношении нашей авиационной отрасли и касаются прежде всего самолётов и запчастей к ним. Многие самолёты были ввезены под процедуру временного ввоза, сейчас они выпускаются в свободное обращение. При этом сумма предоставленных государством преференций и льгот, составила 85 млрд рублей. Уже, по нашим данным, около 100 бортов выпущено в свободное обращение.
В этом году с учётом всех предоставленных льгот и преференций бизнес уже получил скидок на сумму 265 млрд рублей. Если сохранится тот объём декларирования, который мы в настоящее время имеем, то по году мы оцениваем общий объём льгот где-то порядка 1 трлн рублей для бизнеса.
Следует также сказать, что Федеральная таможенная служба со своей стороны также приняла ряд мер, которые упрощают и ускоряют таможенные процедуры. У нас система управления рисками простроена на субъектно ориентированном подходе. Мы изменили пороговые значения для сектора с минимальными рисками, что позволило увеличить количество бизнеса, находящегося в этом секторе, на 3 тыс. юрлиц. И сейчас 15 тыс. участников внешнеэкономической деятельности, которую мы относим к этому сектору, ввозится 80% товарных партий, и на их долю приходится 90% всех таможенных платежей. В отношении этой категории бизнеса существенно снижена частота проведения контрольных мероприятий, и к ним потенциально применим режим автовыпуска.
В настоящее время автоматически регистрируется 85% всех деклараций и автоматически выпускается 35% деклараций. То есть практически каждая третья декларация у нас автоматически выпускается информационной системой за 2,5 минуты.
Кроме того, мы ввели первоочередной порядок администрирования деклараций по всему критическому импорту. В отношении этих товаров также существенно снижено проведение досмотровых мероприятий. Сейчас досмотровые мероприятия в отношении этих товаров проводятся меньше чем в 1% случаев.
Решениями Правительства также изменены процедуры, связанные с предъявлением сертификатов происхождения товаров и сертификатов соответствия техническим регламентам. По первой группе товаров теперь можно использовать копии документов, а по второй группе товаров – в соответствующей графе электронной декларации просто предоставлять реквизиты. Это также влияет на время таможенного оформления.
Для того чтобы в непростых условиях повысить пропускную способность пунктов пропуска, принято решение перенести и досмотровые мероприятия, и весовой и габаритный контроль в места доставки. То есть на таможенные посты фактического контроля, которые находятся на складах и СВХ (складах временного хранения).
Мы считаем, что все принятые меры должны оказать своё влияние и, как я уже сказал, смягчить воздействие всех санкций.
Мы также в соответствии с постановлениями Правительства осуществляем мероприятия по недопущению вывоза из страны валюты и машин и механизмов, которые были ранее завезены и необходимы для нашей экономики, нашей промышленности.
Во всех таможенных органах действуют горячие телефонные линии. На уровне таможен еженедельно проходят встречи с бизнесом.
Наши информационные системы работают устойчиво, обладают достаточным запасом прочности, и я хотел бы сказать, Михаил Владимирович, что все задачи, которые стоят в настоящее время перед Федеральной таможенной службой, будут выполнены.
М.Мишустин: Спасибо, Владимир Иванович, за подробный доклад. Вы сказали, что еженедельно проводится встреча с бизнесом, – это очень важно. Сейчас эта обратная связь и мнение бизнеса, озвученное прямо рядом с таможенными постами, где, собственно говоря, и осуществляется администрирование, все государственные процедуры таможенной очистки, не важно, при экспорте, при импорте, – очень важна эта обратная связь, о которой говорит и Президент.
В этом смысле мне кажется важным проявлять максимальную гибкость при этой непростой санкционной ситуации и, конечно же, помочь бизнесу адаптироваться. И продолжать эту работу, также посмотреть повнимательнее на пункты пропуска, где можно оптимизировать процедуры. Потому что это будет волновать людей, в том числе малый и средний бизнес, который адаптируется и тоже становится участником внешнеэкономической деятельности нового типа, с новыми логистическими цепочками, прежде всего из дружественных стран.
Хочу пожелать всем сотрудникам таможни удачи, эффективной работы.