Обсуждались, в частности, вопросы внедрения в работу фонда элементов социального казначейства, а также организации новых видов выплат - женщинам, ставшим на учёт на ранних сроках беременности, и пособия родителям-одиночкам.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Андрей Степанович, уже начался бюджетный процесс. Идёт согласование основных параметров, и для Правительства крайне важно сейчас понимать, как обстоят дела в Пенсионном фонде. Это одна из ключевых структур, за счёт средств которой выполняются социальные обязательства перед гражданами, выплачиваются пенсии, различные пособия. Вы уже достаточное время возглавляете Пенсионный фонд. И хотел бы, чтобы Вы рассказали, как идёт в том числе внедрение элементов социального казначейства.
Очень важно на сегодняшний день, чтобы люди как можно меньше времени тратили на сбор различных документов и справок, как это, в частности, уже происходит с материнским капиталом – сертификатом на материнский капитал. С прошлого года он предоставляется в проактивном режиме и оформляется сразу без каких-либо заявлений, практически после регистрации рождения ребёнка в загсе.
Расскажите, пожалуйста, сколько семей получили сертификат таким образом. Как чаще они его используют?
А.Кигим: Михаил Владимирович, во-первых, спасибо за такие острые, злободневные вопросы. Потому что социальная сфера, конечно, требует от людей понимания, насколько государство о них заботится. И в этом отношении могу сказать, что бюджет трёхлетний на сегодняшний день по макропоказателям сделан и согласован с Минфином. Все расходы на пенсионное обеспечение, в том числе трансферт, который необходим, согласованы. Что касается социальных выплат, порядка 2 трлн в год, они тоже предоставлены. И практически разногласий по бюджету на сегодняшний день не существует.
Что это нам даёт в рамках социального казначейства?
Безусловно, Михаил Владимирович, у нас есть определённые цели. Тема оказалась крайне востребованной. И вообще формат перехода на социальное казначейство, формат ЕПГУ, показал неожиданный результат. 99% людей сегодня заинтересованы подавать заявки в электронном виде. По крайней мере все, кто моложе 45 лет, точно.
Что это даёт?
Мы в прошлом году выделили на материнский капитал 318 млрд, из которых 288 млрд ушли на жильё. Сегодня видим, что мера оказалась не просто востребованной – она поддержана банками. И это тоже, может быть, ещё один плюс электронного беззаявительного характера, потому что примерно шесть банков предоставляют основной пакет услуг по ипотеке. Они обращаются сразу через мобильные электронные сервисы к нам, в наши информационные системы. Это позволяет людям без бумаг, автоматически получать эту выплату. Это сегодня составляет примерно 90%. По 4% уходит на образование и 5% – на ежемесячные выплаты. Поэтому с этой точки зрения сервис комфортный.
Но, как Вы правильно сказали, социальное казначейство должно убрать все барьеры. Главная проблема сегодня – нуждаемость. Новые выплаты, которые доверены Пенсионному фонду, мы смотрим в этом формате. Нам очень помогает ЕГР ЗАГС, потому что мы сразу же видим все сведения о семьях, Единый реестр населения позволяет обогатить эти базы данных. И конечно, основная поддержка у нас сегодня со стороны МВД, которое даёт нам данные и по прописке, и по транспорту. Система работает оперативно.
Стали налаживать новые форматы Например, по беременным оказалось, что нужен дополнительный сервис. И Фонд соцстраха, и медики оказались готовы к этому вызову и буквально за две недели настроили систему и дополнительно к электронному больничному добавили родовый сертификат. Мы видим, что все получают информацию в электронном виде, и это действительно облегчает людям задачу. Но нуждаемость требует от нас ответственности, поэтому принцип социального казначейства мы стараемся тестировать и ближе к сентябрю доложим, насколько оказалось эффективным межведомственное взаимодействие.
М.Мишустин: Вы говорите сейчас о поручениях Президента, которые были даны по поводу введения двух новых мер поддержки – это выплата женщинам, ставшим на учёт на ранних сроках беременности, а также пособие родителям, которые воспитывают в одиночку детей от 8 до 17 лет. На предоставление этих двух ежемесячных выплат в текущем году мы выделили около 50 млрд рублей.
Как эта работа в принципе организована?
А.Кигим: Михаил Владимирович, безусловно, работа крайне важная, и здесь мы столкнулись с тем, что для того, чтобы подтвердить алименты родителей-одиночек требуются решения мировых судей. Но я хочу сказать, что местные власти, которые отвечают за финансирование этих проектов, откликнулись. И это, наверное, тот самый случай, когда в бумажном виде мы вынуждены всё-таки 70% заявок отдавать мировым судьям. Но в дальнейшем мы намерены представить необходимые документы Вам и Минцифры, для того чтобы этот сервис перевести в электронный. Эта работа ведётся.
Что касается беременных, то здесь у нас, к счастью, формат Минздрава позволяет видеть эту информацию. Но принцип нуждаемости требует, чтобы мы проверили информацию, касающуюся машины, квартиры, дохода, который должен быть ниже прожиточного минимума, для того чтобы заплатить, – это всё говорит о том, что это будет растянуто во времени. Но людей мы должны индивидуально информировать. И здесь нам помогает ЕПГУ, на котором мы формируем систему как отказов мотивированных, так и перечисление средств, когда готовы решения. Не подведём. Деньги будут потрачены правильно, целевым образом, и люди увидят отношение государства.
М.Мишустин: Хорошо. Андрей Степанович, в эпоху цифровой трансформации, когда технологии достаточно активно развиваются и происходит очень много процессов, связанных с внедрением так называемой цифры, людям постарше – а клиентами Пенсионного фонда являются в том числе люди старшего поколения, которым не всегда комфортно работать с «цифрой», – нужно создать все условия для того, чтобы у них был выбор. Я знаю большое количество людей, которые, например, не хотят заполнять декларацию в электронном виде, поскольку в жизни привыкли писать. И людям должно быть ясно и понятно, что у них есть выбор, что их не заставляют работать с «цифрой», если им более комфортен путь работы консультативной, работы с заполнением бумажных форм отчётности.
Мне кажется, очень важно, чтобы в Пенсионном фонде могли предоставить такие услуги. И чтобы каждый человек знал, что он может обратиться за консультациями, за разъяснениями. Как с этим обстоят дела? Есть ли у человека выбор при общении с Пенсионным фондом по всем функциональным услугам, которые предлагаются?
А.Кигим: Да, Михаил Владимирович, это совершенно правильно. Старшее поколение – это тема особой нашей заботы. Раньше у Пенсионного фонда была даже программа обучения компьютерной грамотности старшего поколения, пенсионеров, чтобы они лучше пользовались этими сервисами.
Но у нас есть 2360 клиентских служб по стране. И две категории людей в основном становятся сегодня их посетителями. В первую очередь люди старшего возраста, которые могут прийти как в МФЦ, так и в Пенсионный фонд и получить индивидуальные консультации. Им оказывается помощь, в том числе инвалидам, в заполнении документов. Это, конечно, им облегчает жизнь. Вторая категория – это как раз те, кому мы вынуждены в каких-то случаях отказать в электронном виде. И для уточнения ситуации они приходят к нам. Эти службы работают в физическом контакте. Они работают достаточно грамотно, тактично с людьми. И всё, что не может реализовать электронный сервис или единый контакт-центр, мы делаем с помощью этих служб.
И даже сейчас, Михаил Владимирович, когда мы платим одиночкам, у которых по указу Президента должны быть выплаты, в случае, если не хватает СНИЛС, не подтверждено право, люди приехали из-за рубежа и у них нет нужного документа, – связываются с ними индивидуально по телефону, с каждым ведут разъяснительную работу, всё объясняют. И конечно, такая работа будет сохранена для тех, кто нуждается в индивидуальном клиентском обслуживании.
М.Мишустин: Андрей Степанович, здесь очень важно подойти именно с точки зрения удобства людей. Уверен, что Вы сможете организовать работу так, чтобы у людей был выбор. И те, кто хочет традиционно получить консультацию или работать с бумажными носителями, могли это сделать.