Добрый день, уважаемые дамы и господа!
Рад приветствовать всех участников Гайдаровского форума. По традиции он проходит в самом начале года, собирает экспертов высокого уровня для обсуждения важных и актуальных вопросов.
Тема форума этого года – «Россия и мир после пандемии». Правительства многих стран сейчас ищут ответ на ключевой вопрос: каким будет мир после победы над новой инфекцией? И этот ответ будет определять суть долгосрочных стратегий – как в области экономики, так и многих социальных программ.
Сейчас наступает переломный момент кризиса, связанного с распространением коронавируса. Уверен, что дальше ситуация будет постепенно улучшаться. Началась масштабная вакцинация, которая должна создать полноценную защиту от этой болезни, и по мере формирования общего иммунитета в прошлое начнут уходить опасения, которые сдерживали экономическое развитие и торговлю. Наша страна была первой, кто разработал вакцину и стал её активно применять. Это позволяет рассчитывать, что период восстановления у нас пройдёт значительно быстрее.
Правительство сформировало для этого необходимую базу, запустило целый ряд дополнительных мер поддержки экономики и людей. Часть из них будет действовать и в текущем году в рамках реализации общенационального плана. Его цель – вернуть экономику на траекторию устойчивого роста.
В рамках такой поддержки в этом году продолжает действовать сниженный в два раза размер страховых взносов для всех субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении выплат, превышающих МРОТ. Также уменьшена ставка по льготным кредитам для такого бизнеса. Это позволит предпринимателям снизить долговую нагрузку и пополнить оборотные средства, даст больше возможностей для развития бизнеса и инвестирования в новые проекты.
Особый акцент мы сделали на решении социальных задач, на поддержке семей с детьми, людей старших поколений. Они останутся в центре внимания Правительства в этом году.
В основе долгосрочной стратегии Правительства лежат национальные цели развития, которые определил Президент на ближайшие десять лет. Для их достижения подготовлен единый план. Он одобрен и будет уточнён с учётом окончательных итогов прошлого года.
План связывает воедино национальные цели, проекты и госпрограммы. На его реализацию выделяется более 39 трлн рублей на ближайшие три года. Национальные проекты уже скорректированы в соответствии с обновлёнными целями. Сейчас такая же работа ведётся по государственным программам. Трансформируется и система институтов поддержки – устраняется дублирование функций. Все эти действия направлены на повышение эффективности государственных инвестиций.
Временной горизонт, который обозначен в июльском указе, – 2030 год. Но мы уже сейчас начали движение к целям и ведём постоянный контроль за соответствием принимаемых мер тем задачам, которые определил Президент.
В центре внимания нашей стратегии, безусловно, находится человек. Все мероприятия Правительства направлены на повышение качества жизни граждан нашей страны, в том числе через развитие здравоохранения, поддержку образования, улучшение жилищных условий и качества окружающей среды.
Главную роль и в повышении благосостояния, и в борьбе с бедностью должны сыграть рост заработной платы и восстановление занятости. Именно такие факторы в первую очередь определяют доходы домохозяйств. Кроме того, на это ориентирован уровень пенсий и социальных пособий.
Для того чтобы увеличить количество рабочих мест с достойной заработной платой, мы планируем запустить новый инвестиционный цикл.
Уже заработал механизм заключения инвестиционных соглашений в рамках закона о защите и поощрении капиталовложений. В прошлом году заключено 25 таких соглашений в химической промышленности, в сфере транспорта, энергетики, здравоохранения. При этом общий объём инвестиций в проекты превысил 1 трлн рублей. Для их реализации будет создано более 20 тыс. рабочих мест. В перспективе мы планируем расширить использование этого механизма. Перейти к заключению соглашений в электронном виде с использованием государственной информационной системы. Расширить доступ бизнеса к этому инструменту. И конечно, продолжим повышать привлекательность и эффективность предпринимательства. Внедрять удобные налоговые режимы. Снижать административную нагрузку и развивать инфраструктуру. Это необходимые условия для экономического развития.
Правительство создало принципиально новый эффективный механизм взаимодействия с бизнесом. По поручению Президента была запущена масштабная реформа в сфере контроля и надзора. И в работе так называемой регуляторной гильотины активно участвовали ведущие объединения предпринимателей. В результате отменена треть обязательных требований, которые к настоящему времени устарели или были избыточны. Прекращено действие около 12 тыс. актов, в том числе порядка 9 тыс., которые остались ещё с советских времён.
Также мы продолжим поддерживать новые проекты и частную инициативу. В том числе – в агропромышленном комплексе. Тем более что поставлена задача, по сути, удвоения аграрного экспорта к концу десятилетия.
В сфере макроэкономики нашими приоритетами по-прежнему будут сохранение бюджетной и долговой устойчивости. Разумные размеры заимствований на рынке и сохранение низкой инфляции. В прошлом году этот показатель превысил целевой уровень. Ожидаем, что он вернётся в прежние границы уже по итогам этого года.
В целом сегодняшняя ситуация – лишь отклонение, а не уход с траектории устойчивого экономического роста. Нам ещё очень многое предстоит сделать. Но особое внимание будет уделено восстановлению экономики и доходов граждан.
В прошлом году наша экономика гораздо более сдержанно отреагировала на вызовы, связанные с распространением инфекции, чем целый ряд стран. После снижения во II квартале она постепенно восстанавливается. И уже к концу этого года мы рассчитываем выйти в плюс и добиться устойчивого роста.
В рамках Гайдаровского форума премией «Цифровые вершины» будут отмечены самые перспективные проекты для бизнеса и государственного управления, созданные именно российскими разработчиками. Эффективное решение задач в сфере цифровизации привело к тому, что сегмент разработки передовых IT-решений стал одним из самых конкурентных в мире. Сегодня российские специалисты соперничают со своими иностранными коллегами.
Коронавирус показал необходимость более активного внедрения цифровых форматов во все сферы нашей жизни. Это касается и социальной поддержки. И сейчас Правительство создаёт инструмент, который называют социальным казначейством. Это общенациональная информационная платформа для помощи именно тем, кто в ней нуждается. Её наличие – необходимый инструмент для достижения ещё одной важнейшей национальной цели – снижения уровня бедности. Такой механизм позволит действовать проактивно и направлять средства автоматически тем, кто получает соответствующее право. Так же оперативно, как это было сделано с президентскими новогодними выплатами семьям с детьми до восьми лет. Без заявлений и хождений по инстанциям.
Во время распространения коронавируса по очевидным причинам произошёл рост дистанционной занятости. Весной и в начале лета, согласно некоторым исследованиям, её доля достигала от 10 до 15% от общей. Очевидно, что этот формат работы не исчезнет с окончанием непростого периода. Специфика такой занятости уже на основaе опыта последних месяцев была учтена в принятых поправках в Трудовой кодекс. Это важно, поскольку мы имеем дело с мировой тенденцией, с неизбежными изменениями на рынке труда. И прежнее трудовое законодательство этого учитывать не могло.
Благодаря цифровым технологиям дистанционная занятость будет в наибольшей степени развиваться в новых, инновационных отраслях. Однако практика показывает, что и в некоторых традиционных сегментах реального производства тоже начинает происходить этот процесс. Но если в период коронавируса удалённая работа была отчасти вынужденной мерой, то в дальнейшем уже будет определяться самой экономикой. Главное, чтобы это основывалось на конкретных критериях эффективности и производительности труда.
Во многом за счёт цифровых технологий Правительству удалось повысить качество поддержки людей, которые потеряли работу в период распространения коронавирусной инфекции. И одновременно – сократить теневой, серый рынок труда, уменьшить размеры скрытой безработицы. Что можно отнести, конечно, к позитивным социальным результатам.
Безусловно, цифровизация позволит повысить эффективность и государственного управления, приблизиться к формату «сервисного государства». Чтобы люди могли получать все услуги проактивно. И госаппарат должен быть настроен под такие изменения.
В том числе и для этого мы сейчас проводим его реформу, которая должна завершиться до 1 апреля этого года. Нормативную базу Правительство уже подготовило. Утверждены предельная численность госслужащих и фонд оплаты труда.
Аппарат должен стать более современным и функциональным. С понятными и чётко разграниченными сферами ответственности, отсутствием пересечений, более плотной структурой. Станет меньше подразделений, которые выполняют обеспечивающие функции. Сократится и количество заместителей руководителей федеральных органов. Всё это, как мы рассчитываем, позволит повысить оперативность и качество принимаемых решений, эффективно выполнить задачи по достижению национальных целей развития.
Особое внимание Правительство уделяет высокотехнологичным направлениям, таким как «искусственный интеллект», «квантовые технологии», «технологии новых материалов и веществ» и целый ряд других. По каждому из них утверждается «дорожная карта», определяются целевые показатели и планы мероприятий по их развитию. Что важно – создаются профильные центры компетенций, в которых концентрируются соответствующие знания, экспертная и технологическая работа, а также происходит поиск новых способов решения задач. Всё вместе это призвано ускорить продвижение по технологическим направлениям.
Также Правительство реализует «дорожную карту» «Интеллектуальная собственность» в рамках трансформации делового климата. Наша цель – снять излишние барьеры и создать новые возможности для коммерциализации инновационных разработок, чтобы можно было, с одной стороны, эффективнее защищать нашу интеллектуальную собственность, в том числе и за рубежом, а с другой – стимулировать создание новых товаров и услуг на основе изобретений и быстрее выводить их на различные рынки, включая международный.
Мы заложили в нашу стратегию возможность оперативного реагирования на новые вызовы, которые могут возникнуть в ближайшие десять лет. Очень важно не оставаться в плену у старых догм и привычных, а потому зачастую удобных решений.
В числе глобальных вызовов мы видим, например, начавшуюся структурную перестройку мирового энергобаланса. И хотя нефть и газ ещё долго будут играть в нём существенную роль, нельзя игнорировать смену акцентов в мировой хозяйственной системе.
Это действительно серьёзный вызов для нашей экономики. Именно поэтому важно изменить её структуру, сделать её максимально разнообразной, наращивать темпы развития производств по выпуску нефтегазохимической продукции, спрос на которую в мире растёт, продолжать политику по диверсификации экспорта газа, в том числе и в виде сжиженного природного газа.
Уважаемые участники и гости форума!
Разумеется, это не единственный вызов, на который нам предстоит ответить в ближайшие годы. Уверен, что активное участие экспертного сообщества в проработке тактики и нашей стратегии поможет найти оптимальные решения. Важно объединить усилия, чтобы сделать нашу экономику сильной.
На Гайдаровском форуме традиционно звучит немало интересных идей и предложений. Правительство их внимательно изучит и проработает.
Желаю вам интересной и содержательной дискуссии.