Участники комитета обсудили статус реализации нацпроекта, одобрили методику размещения камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, заслушали доклад о подготовке нового федерального проекта «Мосты и путепроводы».
По данным на 18
ноября, внесённым субъектами Федерации в систему «Эталон», общий объём выполнения
работ составляет 96,2%. Оплачено работ более чем на 90 млрд рублей, что
составляет практически 81% от планового показателя. В числе регионов, отстающих
по укладке асфальтобетона, по-прежнему остаются Республика Крым, Еврейская
автономная область и Севастополь. Здесь объём выполненных работ не превышает 70%.
В 2019 году в рамках национального проекта были распределены дополнительные деньги на 18 капиталоёмких объектов (срок их ремонта, как правило, превышает календарный год). Законтрактованы 15 таких объектов, оплачено работ на сумму чуть более 2 млрд рублей. Контракты не заключены в Орловской области (реконструкция Красного моста в Орле), Еврейской автономной области (реконструкция моста через реку Биру) и в Нижегородской области (развязка в деревне Ольгино). По словам первого заместителя Министра транспорта Иннокентия Алафинова, главы указанных регионов проинформированы, что вопросы финансирования капиталоёмких объектов, работы по которым не стартовали в 2019 году, будут рассматриваться во второстепенном порядке.
С начала года
количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, по
предварительным данным, снизилось почти на 9% (с 3473 до 3162 единиц). Доля
контрактов на принципах жизненного цикла составляет 9,37%. Доля контрактов с
использованием новых технологий уже сегодня составляет 45,5% при плановом
значении 10%.
Региональные
проекты, сформированные в рамках национального, предполагают, что в 2019 году
на региональной и межмуниципальной сети автодорог будет установлено 134
автоматических пункта весогабаритного контроля. Фактический показатель составит
97 единиц. Как пояснил Иннокентий Алафинов, ряд регионов не выполнили взятые на себя
обязательства. Показатель по установке стационарных камер фотовидеофиксации
нарушений правил дорожного движения перевыполнен: в 2019 году установлено 876
таких комплексов (в 2018 году – 2560, таким образом, нарастающим итогом число камер выросло на 38%
к базовому 2017 году при плановых 11%).
По данным
Госавтоинспекции, за 10 месяцев 2019 года количество ДТП на российских дорогах
снизилось на 3,5%, количество раненых – на 2,9%, количество погибших – на 9,4%.
Проводится
работа по подготовке к новому дорожно-строительному сезону. Заключены контракты
на выполнение работ в 2020 году практически по 1 тыс. объектов. Это
составляет более 34% от общего предполагаемого объёма работ на следующий год.
Заместитель
Председателя Правительства поручил организовать следующее заседание проектного
комитета в декабре в режиме селектора с регионами, чтобы обсудить контрактацию
на 2020 год. Кроме того, вице-премьер поручил Росавтодору запланировать на май
2020 года интегральную оценку качества проведённого в 2019 году ремонта в рамках
национального проекта. «Нам необходимо обязательно посмотреть, как уложенный
асфальт переживёт зиму», – пояснил он.
Проектный комитет рассмотрел методику размещения стационарных и передвижных комплексов фотовидеофиксации на дорогах и в целом одобрил её с учётом замечаний в части размещения предупреждающих знаков в городах, а также отмены штрафов с неучтённых в информационных системах камер. Ключевой принцип, проводимый методикой, заключается в том, что выбор места установки камеры должен быть обусловлен целью повышения безопасности дорожного движения, а не обеспечения поступления в бюджет средств от взыскиваемых штрафов.
Места установки камер выбираются владельцами дорог и должны быть согласованы с Госавтоинспекцией. Методикой определено пять мест, где можно устанавливать камеры, как стационарные, так и передвижные: это места концентрации ДТП, потенциально опасные участки, железнодорожные переезды, пункты весогабаритного контроля и места производства дорожных работ. Для информирования водителей камеры заранее обозначаются знаками. В населённых пунктах, где суммарно установлено не более 100 стационарных камер, знаки должны размещаться на расстоянии от 50 до 100 м от зоны контроля, вне населённых пунктов – от 150 до 300 м.
Максим Акимов
поручил дополнительно ужесточить требования к открытию информации о камерах.
«Методика должна отображать требование о том, чтобы любое лицо, которое
устанавливает камеры, в формате открытых данных передавало информацию в
геоинформационные системы. Если этого не было сделано, то система сбора не
должна технически давать возможности генерировать штраф», – пояснил он. При
этом любой получатель штрафа должен иметь возможность проверить, была ли камера
в системе раскрытия данных на момент нарушения правил дорожного движения. «Если
её там не было, это должно стать основанием для отмены штрафа, – добавил Заместитель Председателя
Правительства и поручил проработать необходимые изменения в нормативно-правовую
базу. – Это должно быть железным правилом. Партизанщина с выскакиванием из
кустов в России закончена, её больше не должно быть».
В завершение Иннокентий Алафинов
проинформировал проектный комитет о статусе подготовки новой федеральной программы
национального проекта. Сейчас в нацпроект «Безопасные и качественные
автомобильные дороги» входят четыре федеральных проекта, два из которых
реализуются под эгидой Минтранса: «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры
развития дорожного хозяйства». Два других проекта – «Безопасность дорожного
движения» и «Автомобильные дороги Минобороны России» – курируют МВД России и
Минобороны РФ соответственно. Во исполнение поручения Президента РФ Минтранс
подготовил проект пятой федеральной программы, объединяющей работы по
приведению в нормативное состояние искусственных сооружений на региональных и
местных автодорогах, строительство новых искусственных сооружений в пересечении
с железнодорожными путями и
строительство новых мостовых переходов, необходимых для формирования
транспортного каркаса РФ.
Всего при формировании проекта программы заявлено к реализации более 3900 объектов аварийных и предаварийных искусственных сооружений общей протяжённостью более 190 тыс. пог. м. Объём необходимого финансирования – свыше 370 млрд рублей. Определено 486 путепроводов через железнодорожные пути, объём финансирования на их ремонт или строительство – 340 млрд рублей. Кроме того, в 21 субъекте РФ необходимо строительство крупных мостовых переходов с общим объёмом финансирования 415 млрд рублей. «Подпрограмму по приведению в нормативное состояние аварийных и предаварийных искусственных сооружений и строительство автодорожных путепроводов в местах пересечения с железнодорожными путями предлагается перенести в новый федеральный проект “Мосты и путепроводы” с его включением в нацпроект “Безопасные и качественные автомобильные дороги”», – добавил Алафинов.
Говоря об
источниках финансирования программы, которое превышает 1 трлн рублей, первый
заместитель министра транспорта отметил, что часть средств может быть
профинансирована в рамках «БКАД». Он напомнил, что согласно нацпроекту
региональные дорожные фонды к 2024 году будут получать 100% акцизов на ГСМ. При
этом из общей суммы 1,6 трлн рублей, которая в ходе реализации нацпроекта перейдёт
в регионы, 500 млрд рублей ещё не распределены. Минтранс предлагает 112 млрд
рублей направить тем 22 регионам, у которых плановые показатели ниже средних в
целом по стране, а оставшуюся сумму – на строительство новых и реконструкцию
аварийных и предаварийных искусственных сооружений и железнодорожных
путепроводов на региональных и муниципальных дорогах. Часть мостов может быть
построена в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной
инфраструктуры. Кроме того, ряд объектов может быть построен за счёт
трансфертов на принципах государственно-частного партнёрства. Это, к примеру,
мосты в Якутии, Саратове, Сургуте. Но для этого понадобится увеличение
федерального дорожного фонда.
Итоговая версия программы «Мосты и путепроводы» будет вынесена на Правительственную комиссию по транспорту в декабре, добавил Иннокентий Алафинов.
«Общий размер бедствия мы прекрасно понимаем, – отметил Максим Акимов. – Предстоит провести большую дискуссию по источнику финансирования». Вице-премьер поручил Минтрансу, Минфину и Минэкономразвития представить на правительственную комиссию согласованную позицию.