В повестке: о Стратегии развития Российского экспортного центра; о развитии особых экономических зон.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Дмитрия Козака о развитии особых экономических зон
Из стенограммы:
Д.Медведев: Несколько слов об одном документе, который недавно вышел из Правительства. Это Стратегия развития Российского экспортного центра на период до 2019 года.
Понятно, что большинство стран (во всяком случае, хорошо развивающихся стран) помогают своим экспортёрам, тратят на это деньги, используют самые разные нефинансовые инструменты, различные формы поддержки. В этом плане мы пока уступаем этим государствам, поэтому при подготовке стратегии были проанализированы лучшие международные практики, для того чтобы наш экспортный центр занимался этими вопросами профессионально и систематически.
Что нужно сделать?
Во-первых, центр должен обеспечивать поддержку экспортёров и всех экспортно ориентированных предприятий на всех этапах – от поиска партнёров до постпродажного обслуживания.
Часто наши предприятия, которые
хотели бы работать на зарубежных рынках, которые имеют неплохие, кстати,
перспективы, так и не могут начать продажи на экспорт за рубеж, поскольку им
просто не по силам преодолеть все эти фазы, все трудности, которые
существуют. Это, как правило, может быть и небольшой бизнес, который начинает
свою работу, и инновационные стартапы. И таким клиентам нужно показать, что
экспорт их продукции вполне реальная задача.
Участники совещания
-
Список участников совещания с вице-премьерами, 15 мая 2017 года
Во-вторых, Экспортный центр должен значительно расширить своё присутствие в регионах, потому что экспортную продукцию у нас создают не только в Москве и в Петербурге, работать по принципу «одного окна», чтобы весь пакет услуг – как финансовых, так и организационных, включая договоры кредитования, договоры по страхованию, гарантии, маркетинговую поддержку – можно было получать в одном месте. Причём желательно дистанционно, в электронной форме, без всяких ненужных бумажек.
В-третьих, Экспортный центр будет исполнять функции агента Правительства по предоставлению субсидий. В первую очередь такие субсидии будут выделяться, чтобы компенсировать нашим экспортёрам затраты на сертификацию, на регистрацию и защиту прав интеллектуальной собственности и другие расходы, связанные с продвижением высокотехнологичной продукции на рынок. Деньги на все эти цели в рамках утверждённой стратегии в бюджете запланированы.
Ещё один вопрос, который тоже связан с нашими экономическими возможностями, в том числе экспортными. Я подписал два документа, которые касаются развития особых экономических зон.
Первый документ вводит новые критерии для создания таких территорий. Их было создано немало. Далеко не все они показали себя эффективными. Теперь при организации новой экономической зоны необходимо будет предоставить оценку её рентабельности, её доходности и, конечно, сроков окупаемости всего проекта. Нужно будет иметь проект планировки территории, перспектив развития территории. Это должны делать регионы и муниципалитеты. Причём нужно анализировать все вопросы, включая экологические риски, возможности, связанные с устранением потенциального ущерба окружающей среде. И наконец, управляющая компания должна иметь опыт в создании подобной инфраструктуры.
Ряд зон показывает вполне устойчивое развитие. Несколько лет назад в Зеленограде была создана экономическая зона технико-внедренческого типа. Теперь мы собираемся её расширить. Соответствующий документ подписан. Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку), чуть подробнее расскажите о документах, о которых идёт речь, и о перспективах.
Д.Козак: Что касается критериев
создания особых экономических зон, то этот документ завершает формирование
правовой основы под обновлённую систему управления особыми экономическими
зонами. Я напомню, что 7 июля прошлого года мы утвердили критерии оценки
эффективности особых экономических зон. На основании этой оценки уже в сентябре
2016 года было ликвидировано восемь зон и уменьшены территории двух зон. Это те
зоны, которые не соответствовали критериям.
Д.Медведев: Сколько всего сейчас зон в стране?
Д.Козак: Было 32, осталось 23. Тем не менее в настоящее время от руководителей регионов продолжают поступать обращения о создании новых зон. В связи с этим принято постановление Правительства об утверждении критериев определения зон. В целом они аналогичны установленным в прошлом году критериям оценки эффективности ранее созданных зон. Но теперь для принятия решения о создании новой особой экономической зоны необходимо будет подтвердить объём окупаемости, бюджетную рентабельность и доходность соответствующей зоны. Кроме того, на момент принятия решения должны быть запарафированы проекты соглашений с потенциальными инвесторами, которые должны в течение трёх лет с момента создания зоны проинвестировать в особую экономическую зону частные инвестиции в объёме не меньшем, чем объём бюджетных инвестиций на создание инфраструктуры. Кроме того, как Вы уже отметили, должно быть хотя бы одно юридическое лицо, которое претендует на управление этой зоной. Управляющая компания должна обладать опытом управления соответствующими проектами. Критерии для создания зоны и порядок их расчёта определены этим постановлением.
Все эти показатели для создания зоны станут обязательствами органов исполнительной власти субъектов Федерации. В момент, когда будет приниматься соответствующее решение Правительства о создании зоны, должен быть запарафирован проект соглашения с руководителями субъектов, и эти критерии должны стать обязательствами по их достижению в определённый период. В случае недостижения предусмотрена также финансовая ответственность субъектов Федерации за невыполнение этих обязательств.
Таким образом, мы сможем достичь более эффективного вложения средств федерального бюджета в развитие инфраструктуры и более эффективного предоставления налоговых льгот в части налогов, поступающих в федеральный бюджет.
Что касается московской зоны, то действительно такое постановление принято. Зона, которая была создана несколько лет назад, уже заполнена. Сегодня работает 38 резидентов, создано 3 тыс. рабочих мест. Новые территории, на которые увеличивается эта зона, предполагают размещение на них приоритетных отраслей развития промышленности, прежде всего предприятий микроэлектроники, фармацевтики, биотехнологий, станкостроения, автокомпонентов и комплектующих, робототехники, предприятий по производству медицинского оборудования.
Согласно подготовленному дополнительному соглашению с правительством Москвы о передаче полномочий по управлению зоной (оно было заключено в сентябре прошлого года на ту территорию, которая действует) к 2025 году объём инвестиций должен составить 38,7 млрд рублей, должно быть создано 9,6 тыс. новых рабочих мест. Правительство Москвы должно проинвестировать в развитие этой территории в 2017–2018 годах 2,5 млрд рублей. Такой проект соглашения с Москвой согласован. Также предусмотрены меры финансовой ответственности субъекта Российской Федерации в случае недостижения соответствующих показателей. Эта зона сегодня является, по оценкам Минэкономразвития, по тем критериям, которые мы утвердили в прошлом году, на 100% эффективной. И обязательства, которые взяты, также должны быть исполнены.
Д.Медведев: Тем не менее нужно следить за всеми решениями о специальных экономических и налоговых режимах, которые мы принимаем. Мы с Вами недавно говорили об этом в контексте обсуждения развития территорий опережающего развития, в частности на Дальнем Востоке. Будем говорить о территориях опережающего развития в моногородах. Особые экономические зоны – это более старая модель, но она тоже довольно активно используется. Есть и эффективные примеры, о которых Вы сказали, есть и примеры менее эффективные, есть просто зоны, которые были закрыты. Нам нужно все эти специальные экономические режимы самым внимательным образом отслеживать, для того чтобы они приносили стране пользу.
<…>