В повестке: о поддержке инвестиционных проектов в сфере производства товаров и средств реабилитации для инвалидов; о повышении инвестиционной привлекательности регионов.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Игоря Шувалова о работе по улучшению инвестиционного климата в регионах
Из стенограммы:
Д.Медведев: Несколько слов о документах, которые подписаны.
Я подписал два постановления, которые посвящены производству товаров и средств реабилитации для инвалидов.
В первом документе утверждаются правила предоставления субсидий российским организациям на покрытие части затрат на инвестпроекты по выпуску таких видов продукции.
Наши усилия направлены на поддержку инвестиционной активности организаций в сфере производства средств реабилитации. Нужно сделать всё, чтобы люди с ограничениями по здоровью как можно быстрее получили и новые инвалидные коляски, и другие виды техники, протезы – всё, что необходимо для обеспечения нормальной жизни.
Участники совещания
-
Список участников совещания с вице-премьерами, 6 февраля 2017 года
В новых правилах уточнены формы расчёта субсидии (её максимальный размер – до 200 млн рублей), паспорт инвестпроекта, а также ответственность за неэффективное использование средств.
Второе постановление
утверждает правила предоставления субсидий на проведение НИОКР в рамках таких
инвестпроектов.
В правила включена методика определения рейтинга заявок участников, расчёты размера субсидии и целого ряда других параметров.
Оба документа учитывают специфику рынка реабилитационной индустрии. Этот рынок ещё совсем недавно у нас был в значительной мере иностранным. Сейчас ситуация меняется. Капиталоёмкость таких проектов не очень высокая, и, что важно, российские предприятия заходят в те ниши, которые раньше занимали зарубежные производители. Но, естественно, всё это нужно делать без ущерба для качества продукции, которая такими производителями выпускается. По качеству технические средства реабилитации для инвалидов, которые выпускаются у нас на предприятиях, должны быть абсолютно сопоставимы с иностранными. На это нужно обратить внимание.
Мы продолжаем работу по улучшению бизнес-среды в регионах. Я также подписал распоряжение Правительства, в котором утверждается 12 целевых моделей упрощения ведения бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности регионов по ключевым параметрам. Эти параметры наиболее сильно влияют, по нашему мнению, на инвестиционный климат.
Речь идёт об упрощении получения разрешения на строительство, регистрации права собственности на земельные участки и недвижимость, о постановке недвижимости на кадастровый учёт, о присоединении к электросетям, о подключении к газу, к теплу, к воде, а также о привлечении инвестиций и работе с инвесторами. Эти целевые модели подготовлены на базе так называемых лучших практик. Надеюсь, они помогут регионам разработать собственные «дорожные карты» по улучшению условий ведения бизнеса.
Игорь Иванович (обращаясь к И.Шувалову), расскажите о том, как будет эта работа построена, в том числе с учётом того, что Вы ездили по линии работы с моногородами в Анжеро-Судженск. Как там дела и каким образом нам соединить эту работу с работой по монопрофильным населённым пунктам?
И.Шувалов: Действительно, в последние годы мы серьёзно работаем по улучшению бизнес-климата. На протяжении четырёх лет мы осуществляем работу вместе с региональными властями по так называемым дорожным картам национальной предпринимательской инициативы.
В прошлом году, Дмитрий Анатольевич, мы подробно на совещании под Вашим председательством обсуждали все карты, которые мы прошли. Некоторые из них завершились успешно. По некоторым сроки будут продлены. И открываются в том числе новые направления.
По нашим рейтингам, которые мы отрабатываем совместно со Всемирным банком и Doing Business, все специалисты работают с двумя субъектами Российской Федерации – это московский и питерский регионы. Для того чтобы всю страну, все 85 субъектов Федерации включить в эту работу по изменению бизнес-среды, были разработаны совершенно новые подходы по рейтингованию властей субъектов Российской Федерации. Эти рейтинги были запущены в рамках питерского форума. И ежегодно, когда мы встречаемся в Петербурге для того, чтобы этот форум провести, отдельная сессия всегда посвящена тому, как в целом складываются рейтинги, какие места в них занимают субъекты Российской Федерации и их команды.
Для того чтобы эту работу систематизировать и значительно лучше продвинуть, под председательством Президента в Ярославле состоялся президиум Государственного совета, где обсуждались лучшие региональные практики и как всю эту работу теперь поставить и Правительству, и региональным властям вместе с Агентством стратегических инициатив. Были подписаны поручения. Мы вместе с АСИ и с регионами их отработали и представили, Вы 31 января подписали соответствующее постановление Правительства.
Это 12 целевых моделей. Как мы по этим моделям сейчас собираемся работать? На основании этих моделей субъекты Российской Федерации должны будут создать свои «дорожные карты», и в течение 2017 года мы будем работать вместе с региональными властями, а на федеральном уровне будут созданы федеральные рабочие группы. Эти федеральные рабочие группы будут возглавлять заместители министров или заместители руководителей других федеральных органов, которые будут по той или иной тематике продвигать это направление.
Организационное сопровождение этого проекта будет обеспечивать Агентство стратегических инициатив, и дважды в год Министерство экономического развития будет докладывать Правительству о том, как эти целевые модели продвигаются.
Постановление содержит и конкретные сроки. Например, ожидаемые результаты от внедрения целевых моделей: получение разрешения на строительство должно быть до 80 дней (сейчас 210 дней), подключение к электрическим сетям – не больше 90 дней, постановка на кадастровый учёт – 38 дней (сейчас 80 дней), охват муниципальных образований программами развития малого и среднего предпринимательства – 100%, количество видов регионального государственного надзора, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, – 7% и так далее. Это конкретные цифры, которые должны быть достигнуты в ходе нашей совместной работы. Конечно, бóльшая часть ответственности будет лежать на региональных властях, но и мы со своей стороны будем, конечно, эту работу в постоянном режиме проводить.
По Кемеровской области. Там 24 монопрофильных образования. И в период кризиса 2008 года в некоторых городах ситуация была крайне сложная. Мы тогда с помощью Внешэкономбанка начали выделять определённые средства, работали с этими городами, с региональными властями. Сегодня в 24 монообразованиях, даже тех, где ситуация была раньше очень сложной (например, в городе Прокопьевске), благодаря проекту по малому и среднему предпринимательству и по тем моногородам, которые входят в проекты Внешэкономбанка для получения средств на обустройство отдельных участков под инвестиционные проекты необходимой инфраструктурой, ситуация достаточно стабильная.
Должен сказать, что в Кемеровской области очень профессиональная команда – молодая, хорошо подготовленная. С ними ведётся работа как на уровне городского руководства, так и на уровне руководства субъекта. Они активно включились в процесс подготовки специалистов на базе бизнес-школы «Сколково» и Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте.
Команда Анжеро-Судженска одна из первых прошла обучение, и они защитили проект преобразования своего города из монообразования в город с полипрофильной структурой.
Мы посмотрели на совещаниях, как эта программа будет дальше развиваться, побывали на отдельных предприятиях. На угольных предприятиях сейчас ситуация уже не такая острая, как была, например, несколько лет назад. Открываются новые предприятия, в том числе и нефтеперерабатывающие – это уже, можно сказать, новая отрасль в области.
И есть такая задача (мы её совместно обсудили, не то, что мы её навязываем региональным властям): есть возможность, что до конца года Анжеро-Судженск выйдет из списка монопрофильных образований. То есть экономически рынок труда здесь уже не будет связан только с одной группой компаний.
Мы при этом подтверждаем, что преимущества, которые даёт статус монообразования – например, территории опережающего развития, денежные средства, которые они получают из Фонда развития моногородов, – всё это будет продолжать действовать вне зависимости от того, находится в списке этот город или нет. И будем стараться так отработать этот год, чтобы Анжеро-Судженск покинул этот список и ситуация в городе была более безопасной.
Д.Медведев: Количество монопрофильных городов, или моногородов, как их называют, – городов, где значительная часть людей трудится на одном производстве (причём эти производства, к сожалению, ещё иногда и останавливаются), – у нас очень значительное. Поэтому эта работа должна быть построена на относительно долгую перспективу. Для того чтобы полностью преодолеть это наследие прежней экономики, нам потребуются годы. И эту работу нужно так и выстраивать.
<…>