Обсуждались итоги и основные направления работы компании. В том числе речь шла о развитии перевозок из регионов, в туристических направлениях, по программе плоских тарифов, а также цифровой трансформации «Аэрофлота» и переходе на отечественное ПО.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемый Сергей Владимирович!
Вы возглавляете «Аэрофлот» – компанию, которой присущи самые высокие стандарты обслуживания, об этом неоднократно говорил Президент.
Важно, что «Аэрофлот» успешно справляется с вызовами в условиях беспрецедентных санкций. Вы выступаете пионерами по инновациям, по освоению наших отечественных самолётов. В ближайшие годы планируется освоение новых лайнеров, включая МС-21. Это, конечно, серьёзный вызов как для промышленности, так и для крупнейшего авиаперевозчика.
В целом авиаперевозки в стране серьёзно растут, причём даже выше ожиданий. Активно восстанавливаются международные линии. Но, конечно, главный для нас фактор и важнейший приоритет – это освоение внутренних перевозок. В первую очередь для путешествий, туристических поездок. Достаточно активно сейчас создаются новые курорты. Очень важное направление Дальнего Востока и Калининграда. Чтобы сохранить их доступность, действует уже много лет программа плоских тарифов, которая была запущена по инициативе главы государства.
Давайте поговорим об основных итогах прошлого года. Вам слово.
С.Александровский: Уважаемый Михаил Владимирович!
«Аэрофлот» по итогам 2023 года зафиксировал уверенные операционные результаты. В 2024 году мы продолжили динамично наращивать как операционные, так и финансовые показатели.
В группе «Аэрофлот» сейчас 29,5 тысячи сотрудников. Мы эксплуатируем 349 воздушных судов, из них 212 воздушных судов – среднемагистральные, 59 – дальнемагистральные и 78 воздушных судов – это российские воздушные суда Sukhoi Superjet. Всего в 2024 году мы выполняем полёты по 270 маршрутам в 63 города Российской Федерации и 20 международным направлениям.
Относительно операционных результатов. 2023 год мы закончили с показателем по объёмам перевозок – 47,3 миллиона пассажиров. В 2024 году планируем перевезти порядка 55 миллионов пассажиров, то есть с существенным ростом – порядка 15%. Из них 42 миллиона пассажиров будут перевезены внутри Российской Федерации и порядка 12 миллионов пассажиров будут перевезены на международных маршрутах.
Кроме хороших показателей по количеству перевезённых пассажиров группа «Аэрофлот» продемонстрировала значимые для отрасли результаты по занятости кресел, что говорит о востребованности перевозок. Мы планируем достигнуть значения 90% по итогам 2024 года. В 2023 году процент занятости кресел составил 87,5%.
Относительно динамики рынка и места на этом рынке группы «Аэрофлот». В 2024 году «Аэрофлот» в целом определял рост пассажирских перевозок на российском рынке. По итогам первого полугодия на внутреннем рынке был прирост на 4,4 миллиона пассажиров, а группа «Аэрофлот» дала прирост 4,5 миллиона пассажиров. То есть мы выступили как основной драйвер роста авиационных перевозок на российском рынке. И по итогам полугодия мы занимаем, как группа, 42,7%. Это наша доля вместе с иностранными авиакомпаниями. Мы восстановили её к уровню 2019 года. То есть мы восстановились практически по всем основным показателям.
Кроме этого, мы увеличили общий налёт на парк воздушных судов до 1 млн часов по всему парку. Это значение мы тоже нарастили к предыдущему году на 15%.
В части развития перевозок из регионов. 56% внутренних маршрутов выполняется минуя Москву в 2024 году. Уделяем этому значительное внимание. Мы продолжаем развивать наш хаб в Красноярске. В этом году увеличим объём перевозок на 67% и достигнем величины в 1,3 миллиона пассажиров. Всего там порядка 33 направлений сейчас.
Дальний Восток. В 2024 году достигнем значения более 4 миллионов пассажиров. В целом прирост перевозок на Дальний Восток к предыдущему году составит 26%. А если посмотреть чуть раньше – к 2021 году – более 70%. То есть дальневосточное направление пользуется безусловным спросом.
М.Мишустин: В поездке по Дальнему Востоку на меня действительно произвели впечатление все проекты по новым аэропортам. Это касается Магадана, это касается расширения Новосибирского авиаузла – тоже великолепный аэропорт, Хабаровского. Конечно, уверен, это будет драйвером, стимулом для увеличения количества авиаперевозок.
С.Александровский: Безусловно, это комфорт для пассажиров, это возможность организации и транзитных перевозок внутри региона. Конечно, это будет способствовать наращиванию дополнительных объёмов внутри как дальневосточного, так и сибирского регионов.
Отдельно хотел остановиться на теме развития туризма. Безусловно, мы тоже в этом сегменте присутствуем. В 2024 году планируем в туристических направлениях перевезти порядка 15 миллионов пассажиров – это тоже с увеличением где‑то на 15% к предыдущему году. Это Санкт-Петербург, Сочи, Минеральные Воды, Махачкала, Горно-Алтайск. По всем этим направлениям мы отмечаем уверенный рост в значениях от 9 до 30%.
Отдельно о том, что Вы обозначили, Михаил Владимирович, – это программа плоских тарифов, перевозки на Дальний Восток. Это наше обязательство, которое поддержал Президент. В 2024 году мы по программе плоских тарифов – это Дальний Восток и Калининград – перевезём более 2 миллионов пассажиров, точнее, 2,1 миллиона. Рост составит относительно 2023 года почти 5%. Надо отметить, что «Аэрофлот» дофинансирует программу плоских тарифов за свой счёт относительно нашей себестоимости. Эта разница составляет порядка 10 млрд рублей по году.
М.Мишустин: Это очень важно. Надо не снижать темпы. Увеличивать количество перелётов в стране, прокладывать как можно больше удобных маршрутов без транзитных пересадок. Когда с одной части Дальнего Востока или Сибири летают в другую часть через Москву – это, конечно, неправильно. Для этого нужно, как мы уже говорили, строить больше современных аэропортов. Их 75 по поручению Президента должно быть построено до 2030 года. И в основе каждого будут лежать самые передовые отечественные технологические решения, включая информационные системы и сервисы.
Мы с Вами говорили на предыдущей встрече о стратегии цифровой трансформации «Аэрофлота». Но в данный момент ещё и критически важно заменить программное обеспечение на отечественное. Знаю, что вы этим занимаетесь. Здесь «Аэрофлот» лидер. Потому что наши индустриальные центры компетенции, где также работает «Аэрофлот», пример для других авиакомпаний. И здесь, конечно, в отрасли нужно наводить порядок.
Расскажите, как происходит на сегодняшний день работа по цифровой трансформации в соответствии со стратегией, которая утверждена «Аэрофлотом».
С.Александровский: Действительно, «Аэрофлот» уделяет большое внимание развитию IT-проектов, потому что любая современная компания не может эффективно существовать без развитого IТ-ландшафта. Мы сумели достичь существенного прогресса в этом направлении. В рамках программы стратегии цифровой трансформации, которая для нас стартовала в 2022 году, доля затрат на отечественное ПО в 2022 году составляла 33%. В 2023 году мы достигли величины в 90%. В 2024 году мы выйдем на цифру 95%. В 2025 году мы планируем уже завершить цифровую трансформацию и полностью перейти на отечественное ПО.
Коротко о ключевых проектах, которые мы реализуем сейчас в рамках индустриального центра. Я знаю, что Вы тоже за этим следите. Это наша программа «Купол» взамен программы поддержания лётной годности AMOS. Это такой продукт, который необходим рынку, все его ждут. Мы уже на 65% его подготовили. В 2025 году планируем начать внедрение в рамках группы «Аэрофлот» и с последующим распространением уже на все остальные авиакомпании, у которых этот продукт будет востребован.
Кроме этого, мы планируем запуск в 2024 году ещё программы по планированию полётов. Было зарубежное ПО, сейчас его нет. Мы пишем российское ПО. Разумеется, в каждом проекте мы оцениваем эффективность его внедрения. Программа по планированию полётов с точки зрения цифровых значений нам даст экономию топлива от 2 до 5%. В денежном выражении – порядка 8 млрд рублей в год. Кроме того, автоматизация позволит снизить трудовые затраты на обеспечение этого процесса.
Также мы сейчас активно работаем над программой по автоматизированному управлению доходами. Планируем её запустить в начале 2025 года. Это проект, который предполагает использование искусственного интеллекта, самых передовых технологий. Для пассажиров будет возможность выбора билетов по оптимальной стоимости. То есть эта программа будет обоюдно работать и в интересах авиакомпании, и в интересах пассажиров.
Есть ещё проект, связанный с госуслугами и ЕСИА. Я думаю, что мы здесь будем одной из первых компаний в целом в стране. Это автоматизированный приём на работу, проверка документов и дальнейшее развитие автоматизации управления персоналом, что тоже крайне важно в современных условиях.
М.Мишустин: Намерение – это замечательно, главное, чтобы все планы сбылись. Поэтому экономия от внедрения более эффективного программного обеспечения и прочее – это будущее. А сегодня – опытная эксплуатация, промышленная эксплуатация программного обеспечения должны быть под Вашим личным контролем. Важно, чтобы все системы работали как единое целое. Конечно, этим надо основательно заниматься и держать на особом контроле, это очень важное направление работы.
«Аэрофлот» всегда славился кадрами, людьми. Это лётчики, инженеры, техники, бортпроводники. И я хотел бы услышать от Вас, что делается в плане подготовки кадров. Ведь у вас всегда была хорошая и тренировочная база, и база профессиональной и дополнительной подготовки…
С.Александровский: Безусловно, мы уделяем особое внимание работе, связанной с подготовкой персонала, с переподготовкой. Для этого мы работаем и с высшими учебными заведениями, и, безусловно, используем нашу базу внутри группы. У нас есть отдельный департамент подготовки авиационного персонала, есть авиационная школа «Аэрофлота», которая занимается и подготовкой, и переподготовкой. Внутри группы ежегодно проходит порядка 14 тысяч человек через программу подготовки и переподготовки. Совокупно затраты «Аэрофлота» на обучение персонала приблизились к 1 млрд в год.
Разумеется, мы уделяем внимание и условиям труда, и заработной плате. Могу сказать, что по итогам 2024 года, точнее, полугодия, средний рост затрат компании на рост оплаты труда составил порядка 18%. В 2025–2026 годах мы также планируем планомерное повышение заработной платы по основным категориям специалистов. В первую очередь мы, конечно, уделяем внимание производственным специальностям – это пилоты, бортпроводники, инженерные специальности. Но, конечно, и весь остальной персонал не останется без внимания.
М.Мишустин: Важно, что у «Аэрофлота» есть все возможности для надёжных перевозок, для обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов. Хочу пожелать, чтобы все планы исполнились и «Аэрофлот» занял достойное место в формировании современного облика авиационного транспорта России. И конечно, принял участие в том, чтобы дать новый импульс для экономического развития и повышения благосостояния наших людей.
С.Александровский: Спасибо, Михаил Владимирович, мы со всеми вызовами и задачами справимся.