Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации выступил на пленарном заседании XVIII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, проходящего в Оренбурге.
Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана проводится ежегодно с целью поддержания и развития экономических, культурных и гуманитарных связей двух стран. Тема 2022 года – «Снятие инфраструктурных ограничений международной торговли». Делегации России и Казахстана на форуме возглавили Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Оверчук и Заместитель Премьер-министра – Министр торговли и интеграции Республики Казахстан Серик Жумангарин.
Пленарную сессию форума в онлайн-формате открыли главы государств – Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев. С докладами выступили Алексей Оверчук и Серик Жумангарин. Участие в работе форума приняли представители бизнеса, научных и общественных кругов, руководители министерств, главы субъектов Российской Федерации и областей Республики Казахстан.
Из стенограммы:
А.Оверчук: Добрый день!
Хочу ещё раз поприветствовать всех участников XVIII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана. В первую очередь хотелось бы выразить благодарность организаторам форума, принимающему городу – Оренбургу – за тёплый приём.
В условиях текущей обстановки сложно переоценить актуальность темы сегодняшнего форума, которая была определена нашими президентами: «Снятие инфраструктурных ограничений международной торговли».
В Оренбург приехали руководители 11 российских регионов, представители делового и экспертного сообщества. Как вы знаете, в первой половине дня прошли деловые мероприятия форума, где участники обсудили с опорой на межрегиональный аспект вопросы развития транспортной инфраструктуры и интеграции, инструменты поддержки экономического сотрудничества в проектном разрезе, в том числе малого и среднего бизнеса, уделили внимание цифровой трансформации и развитию умной городской среды, не обошли стороной важнейший блок для формирования дружественных отношений в будущем – молодёжную политику.
Также
сегодня в преддверии пленарного заседания
форума совместно с Заместителем Премьер-министра –
Министром торговли и интеграции Республики Казахстан Сериком Макашевичем
Жумангариным провели встречу сопредседателей Межправительственной комиссии по
сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Предметно
обсудили наши шаги по развитию сотрудничества на транспорте, в
финансово-банковской сфере.
Совместно с казахстанскими коллегами регулярно работаем над совершенствованием договорной базы сотрудничества. Сегодня на полях форума будет подписан серьёзный пакет документов – как межрегиональных, так и коммерческих, направленных на содействие развитию межрегиональных и торгово-экономических связей наших стран.
В условиях новой реальности особое значение приобретает развитие межрегионального взаимодействия и углубление интеграционных связей, что способствует открытию широких возможностей для активизации контактов на тех направлениях, где ещё совсем недавно экономическим операторам из наших стран было практически невозможно пробиться по причине засилья западных конкурентов.
В свою очередь мы призываем всех наших партнёров активнее подключаться к проводимой в Российской Федерации работе по импортозамещению. Видим в этом отличные перспективы как для создания новых кооперационных связей и логистических проектов, так и для внедрения самых передовых информационных технологий.
В этом году удалось сохранить прошлогоднюю динамику перевозок двусторонних грузов – 51,5 млн т за десять месяцев 2022 года.
Это хороший пример кооперации в сферах, представляющих взаимный интерес, – казахстанским партнёрам предоставлены исключительные тарифные условия. Приветствуем участие казахстанской стороны в проекте «Евразийский агроэкспресс».
Важным направлением сотрудничества является развитие автомобильного грузового сообщения. Объём двусторонних перевозок оценочно составляет 4–5 млн т в год. Автомобильные перевозки наиболее значимы для малого и среднего бизнеса, а также регионов, удалённых от железнодорожных магистралей.
Полагаю, существенный импульс этой работе может придать подписание нового соглашения о международном автомобильном сообщении, работу над которым ведут наши транспортные ведомства.
Одной из ключевых задач по развитию автомобильных перевозок является снятие ограничений на действующих маршрутах. Прежде всего это развитие пунктов пропуска, дальнейшее наращивание пропускной способности транспортной инфраструктуры и логистических мощностей.
В прошлом году состоялось подписание плана совместных действий по развитию автомобильных пунктов пропуска через российско-казахстанскую государственную границу, планируется модернизация 30 из 50 функционирующих пунктов пропуска на российско-казахстанской государственной границе. В этом году приступили к проектно-изыскательским и строительно-монтажным работам на 10 пунктах пропуска, в том числе на таких важных пунктах пропуска, как Сагарчин и Маштаково.
Задача укрепления межрегиональной взаимосвязанности эффективно решается в рамках работы по формированию Большого евразийского партнёрства. Данная концепция была предложена Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в 2015 году и предполагает сопряжение интеграционных процессов на всём общеконтинентальном пространстве Большой Евразии.
Безусловно, налаживание такого взаимодействия невозможно без сближения подходов государств или их объединений в области торговли, транспорта, логистики, инфраструктурного строительства, энергетики, что в свою очередь будет способствовать снятию ограничений, о которых мы сегодня говорим.
В соответствии со Стратегией развития евразийской экономической интеграции до 2025 года в качестве одного из центров формирования Большого евразийского партнёрства рассматривается Евразийский экономический союз. Хочу отметить высокую результативность совместной работы России и Казахстана в рамках ЕАЭС. По мере формирования экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС мы выходим на новый уровень – формирование международных транспортных маршрутов как единого логистического сервиса, основывающегося на принципах клиентоориентированности. Один из примеров, как вы знаете, – контейнерный сервис ОТЛК.
Завершается работа по обновлению участка дороги Самара – Оренбург протяжённостью почти 100 км, что уже сейчас способствует росту экспорта и созданию новой конкурентоспособной продукции.
Значимым для стран-соседей является пассажирское сообщение. В первую очередь это касается воздушного транспорта. За девять месяцев 2022 года объём перевозок пассажиров составил более 350 тысяч.
С апреля этого года восстанавливаем железнодорожное и автомобильное пассажирское сообщение. В настоящее время запущены четыре железнодорожных пассажирских маршрута. Также с июня 2022 года ряд поездов дальнего следования и прицепных беспересадочных вагонов российского формирования, следующих транзитом через Республику Казахстан, делают остановки на станции Петропавловск для осуществления посадки и высадки пассажиров.
На территории Оренбургской области действует железнодорожный пункт пропуска – Илецк-1. На долю железнодорожной станции уже сейчас приходится 10% всех контейнерных перевозок страны в восточном направлении, в том числе транзитных, одновременно с этим существует потенциал для увеличения её пропускной способности минимум в три раза.
Активно развивается сотрудничество и реализуются совместные проекты с Казахстаном в авиационной, химической, фармацевтической и других областях промышленности.
Запущены сборочные производства грузовых автомобилей, а также осуществляются поставки автомобилей скорой помощи и прочего автотранспорта.
Уважаемые коллеги, уверен, что достигнутые в рамках форума договорённости позволят выйти на качественно новый уровень взаимодействия между нашими странами по всему комплексу вопросов нашего диалога, в том числе по линии регионов.
Спасибо за внимание.