Транспортная отрасль направляет почти 20 млрд рублей на создание и замену импортного программного обеспечения. Об этом сообщил Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко во время пленарной дискуссии «Транспорт России. Стратегия роста в новых условиях» XVI Международного форума и выставки «Транспорт России». Они проходят в московском Гостином Дворе 14–19 ноября.
Открыл пленарную дискуссию Председатель Правительства Михаил Мишустин. Он вручил государственные награды работникам транспортного комплекса. В мероприятии также приняли участие помощник Президента России Игорь Левитин, который огласил приветственное слово главы государства, вице-премьеры Андрей Белоусов и Марат Хуснуллин, Министр транспорта Виталий Савельев.
Дмитрий Чернышенко напомнил, что в текущих условиях технологический суверенитет является стратегической целью, которую обозначил Президент Владимир Путин. На «ЦИПР-2022» Председатель Правительства Михаил Мишустин поставил задачу по созданию индустриальных центров компетенций (ИЦК) совместно с крупнейшими отечественными компаниями.
Как отметил вице-премьер, транспортную отрасль представляют четыре ИЦК. В общей сложности подготовлено 19 проектов по импортозамещению иностранного ПО. Большинство из них будут финансироваться за счёт компаний, часть получат грантовую поддержку.
«Транспорт – это позвоночник экономики, и цифровизация позволяет ему быть гибким и эффективным. Сейчас отрасль сама направляет почти 20 млрд рублей на создание и замену импортного программного обеспечения. Первые результаты мы уже видим. К концу октября все российские авиакомпании перешли на отечественные системы бронирования – “Леонардо” и ТАИС. Также у нас много проектов, которые на самом деле в высокой степени функциональной готовности замещать иностранное ПО. Их горизонт выхода – 2023–2024 годы. Запуск позволит выполнить поручение Президента о том, что все объекты критической инфраструктуры, к которым относятся почти все транспортные объекты, должны быть обеспечены российским программным софтом. Из того, что мы видим, сейчас, конечно, радует развитие отечественной инвентарной системы, системы управления движением судов в акватории порта, цифровой экосистемы операционного управления работы аэропорта и многое другое», – сказал Дмитрий Чернышенко.
Вице-премьер отдельно отметил ОАО «РЖД», которое является локомотивом развития отечественных решений. На базе компании уже создан национальный центр компетенций по импортозамещению зарубежных ERP-систем.
Дмитрий Чернышенко добавил, что транспортная отрасль одна из самых продвинутых в части использования искусственного интеллекта: 18% компаний уже применяют ИИ в своей работе, около 38% планируют это сделать в ближайшее время.
Он также обратил внимание, что расширяется количество цифровых сервисов для пассажиров и водителей. В частности, Минтрансом реализуется проект «Зелёный цифровой коридор пассажира». В его рамках создаются удобные сервисы для участников дорожного движения, обеспечивается транспортная связанность регионов. На данный момент в пилотном режиме в трёх регионах – Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Твери – апробируется единое мобильное приложение. С его помощью пассажир может построить маршрут и оплатить проезд, передвигаясь на нескольких видах транспорта. Это даст возможность сэкономить на валидаторах, а также ускорить посадку пассажиров в транспорт.
Одним из перспективных механизмов оптимизации транспортной сферы является идентификация путешественников по биометрическим данным. Для этого прорабатывается нормативная база. Это позволит обеспечить моментальный проход на транспорте без предоставления паспорта: гражданину нужно будет только показать своё лицо или приложить палец.
Проект «Свободный поток» позволяет без остановок проезжать на платных дорогах через рамку с оборудованием фиксации проезда. С применением искусственного интеллекта, машинного зрения система обрабатывает информацию с транспондеров и верифицирует автомобильные номера.