2 декабря вице-премьер Марат Хуснуллин выступил на втором Евразийском конгрессе. Он рассказал о приоритетах развития транспортных коридоров для Российской Федерации в рамках реализации Транспортной стратегии до 2035 года, а также о мегапроектах по созданию транспортной инфраструктуры.
«Если говорить об автомобильных дорогах, то у нас два основных коридора: “Восток – Запад” и “Север – Юг”. “Восток – Запад” – это маршрут от Санкт-Петербурга до Москвы и от Москвы до Казани, до Екатеринбурга и, Президентом было принято решение, до Тюмени и Челябинска», – сообщил Заместитель Председателя Правительства. Он добавил, что в рамках принятой стратегии рассматривается возможность продления дороги до Новосибирска с возможностью выхода на границу с Монголией и в Китай.
Вице-премьер также рассказал о ходе реализации проекта «Европа – Западный Китай». Маршрут пройдёт от города Канаша в Чувашской Республике к Тольятти, затем до Оренбурга, а далее до границы с Республикой Казахстан в районе села Сагарчин.
«На сегодняшний день по Казахстану основная четырёхполосная дорога уже построена. В настоящее время активно обсуждается с китайскими коллегами вопрос увеличения транзита китайских грузов именно автомобильным транспортом», – отметил вице-премьер.
Также продолжается работа по проекту «Меридиан», который обеспечит выход в Центральную Европу южнее коридора «Восток – Запад» в районе Саратова и Тамбова с выходом на Брянск, и затем на Республику Беларусь. По словам вице-премьера, маршрут имеет большой потенциал для перевозки грузов.
Продолжаются работы по коридору «Север – Юг»: от Санкт-Петербурга до Москвы и далее по М-4 на юг с выходом на порты Краснодарского края, на Крым. Проектом предполагается обход Астрахани с возможностью задействования астраханских и каспийских портов. В результате будет обеспечена полноценная автомобильная связь с портами Черноморского бассейна.
Стоимость всех проектов развития транспортной инфраструктуры, по словам вице-премьера, составляет порядка 7 трлн рублей. Марат Хуснуллин подчеркнул, что мегапроекты должны финансироваться по большей части за счёт внебюджетных источников. В связи с этим он выразил благодарность Евразийскому банку развития за активную поддержку.
«Конечно, в бюджете столько средств предусмотрено не будет, и мы не ставим себе задачу строить только за бюджетные средства эти проекты. Сейчас мы отрабатываем различные механизмы финансирования. Уже есть положительное решение о финансировании через Фонд национального благосостояния. Через него мы финансируем целый ряд проектов. Отрабатываем с Евразийским банком. Надеемся привлечь китайские банки и заинтересовывать других инвесторов для строительства транспортной инфраструктуры», – заметил Марат Хуснуллин.
Вице-премьер сделал акцент на значимости транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в условиях постоянного увеличения транспортных и грузовых потоков. По его словам, в настоящее время ощущается нехватка ТЛЦ, в том числе в Московском регионе. В связи с этим он поблагодарил генерального директора ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» и бывшего Министра транспорта Евгения Дитриха за его вклад в развитие транспортно-логистических центров и предложение по созданию единого оператора ТЛК. Он отметил перспективность развития ТЛК с точки зрения бизнеса и безусловную окупаемость таких проектов.
В заключение Марат Хуснуллин ещё раз отметил перспективность развития транспортной инфраструктуры: «Потенциал огромный как со стороны Азии, так и со стороны Европы. Выгодное географическое расположение России даёт все основания полагать, что транспортную инфраструктуру необходимо развивать, и она будет точно востребованной».