М.Мишустин: «Это беда. Закопали все деньги в буквальном смысле слова. Сердце кровью обливается, когда видишь такие истории. Больницу надо достроить и сдать. И как можно быстрее. Надеюсь, что мы в ближайшее время увидим здесь первых пациентов».
Из стенограммы:
М.Мишустин: Как получилось, что у нас такой долгострой?
А.Клычков (губернатор Орловской области): Подрядчики. Первый подрядчик, который в 2007 году начал работу, не завершил её. Поэтому в 2011 году в перечень объектов к празднованию 450-летия Орла был включён данный объект, деньги были выделены. И, согласно судебной экспертизе, около 200 млн рублей не нашли в этом объекте.
Я в 2018 году был назначен. Первое, что сделал: выделили средства, для того чтобы этот объект законсервировать и обеспечить тепловой контур в полном объёме и сохранить его. Охрана, отопление, электричество – здесь всё есть. Мы в 2019 году провели строительную экспертизу, микологическую экспертизу. Подтвердили возможность достройки этого объекта. На протяжении трёх лёт я взаимодействую с министерствами по вопросу достройки. Считаем, что это, безусловно, для нас ключевая задача, потому что на фоне пандемии коронавируса это и обеспечение новым коечным фондом – 43 тыс. кв. м, 350 новых коек, и возможности современной медицины для всей области.
М.Мишустин: Это беда. Просто безобразие. 14 лет – фактически этот долгострой превратился в арт-объект. Закопали все деньги в буквальном смысле слова. И уголовные дела здесь возбуждены, я знаю. Но это же беда. Разве так можно? Сердце кровью обливается, когда видишь такие истории. И как после этого люди будут относиться к власти, в том числе и к местной власти, когда видят это безобразие? Причём намерения-то были самые добрые, потому что проект достаточно современный. Здесь продумано, наверное, было в своё время всё. Соответственно, надо тогда в первую очередь посмотреть, чтобы все нормы и нормативы по строительным делам не нарушались, чтобы восстановление было безопасным для людей, которые здесь будут работать. И самое главное, кроме экспертизы, которая, конечно же, должна быть, – какой здесь будет функционал для людей, для тех, кто проживает рядом. У вас медицинские учреждения достаточно разбросаны по территории, поэтому соответствующим образом надо использовать имущество, понимать, сколько людей здесь будет работать, достаточное ли количество медицинского персонала, который здесь есть. Всё это нужно в комплексе решать. А где проектно-сметная документация, Андрей Евгеньевич?
Министерство экономического развития поддержало проект, потому что очевидно, что его невозможно не поддержать. Но проектно-сметной документации нет. Почему она за четыре года не сделана?
А.Клычков: В 2017 году мы создали комиссию, которая должна была обеспечить ввод объекта в хозяйственный оборот. Первый этап – это консервация. В 2020 году мы выделили дополнительные денежные средства на разработку проектно-сметной документации, провели торги.
За прошлый и текущий годы мы подготовили документацию, она находится в саратовской Госэкспертизе сейчас. 29 ноября мы должны получить уже положительное заключение. При этом при рассмотрении документации экспертиза нам задаёт вопрос: есть ли подтверждённый источник реализации этого проекта? Потому что каждая проектно-сметная документация имеет срок три года. Соответственно, если экспертиза не видит реализацию, тогда…
М.Мишустин: У меня вопрос только один: почему раньше не сделали проектно-сметную документацию? Я сейчас будут разговаривать с коллегами по Правительству, с комиссией, мы, конечно, будем это поддерживать, но это нельзя поддержать без обоснований и без проектно-сметной документации. Ирек Энварович, Вам слово.
И.Файзуллин: Документация разработана, 29 сентября направлена в Главгосэкспертизу. Постараемся ускорить прохождение, чтобы самое позднее до 10 ноября состоялась экспертиза. По документам стоимость объекта 3,5 млрд…
М.Мишустин: Почему раньше-то не сделали это? Андрей Евгеньевич, уважаемый, вот Вы сейчас рассказываете… Четыре года. Наверное, это надо было раньше сделать. Так нельзя.
А.Клычков: Это было первое, наверное, решение – в октябре я приступил к работе, а 9 ноября мы уже приняли решение о выделении средств по консервации. И 2018–2019 годы на Совет Федерации, Правительство мы выходили: возможно ли реализовать с учётом мер федеральной поддержки, потому что в начале своей работы я не видел возможности регионального бюджета. Но понимаю, что и на свои силы нужно рассчитывать.
М.Мишустин: Андрей Евгеньевич, без проектно-сметной документации мы деньги не достанем, это же очевидно абсолютно, что нельзя телегу запрягать впереди лошади. Не обижайтесь, я сейчас говорю по-товарищески. Ваша личная, персональная ответственность за этот объект. Я Вам буду лично помогать.
Ирек Энварович, у меня просьба: с коллегами в буквальном смысле слова в ежемесячном режиме мониторить проектно-сметную документацию. И средства будем предусматривать. Её надо достроить и сдать. И как можно быстрее. Не переносить этот объект на далёкие времена. Ну что это такое? Я сейчас хочу от вас всех сроки услышать. Проектно-сметная документация когда у нас будет?
И.Файзуллин: Михаил Владимирович, ноябрь – экспертиза положительное заключение выпустит в ручном управлении.
М.Мишустин: Мы сейчас всё это в поручения запишем и с полпредом вместе будем эту ситуацию контролировать.
Если бы мы на сегодняшний день, когда Минфин рассматривал это, имели проектно-сметную документацию, мы поддержали бы. Правда. Средства для этого есть. Мы понимаем, что орловчанам нужна эта больница, сами же знаете. Давайте договоримся так: губернатор берёт на личный контроль.
А.Клычков: Принимается.
М.Мишустин: Мы все вместе будем за этим следить. И в соответствующем перечне поручений должны быть указаны и проектно-сметная документация, и функционал больницы с наполнением её, с соответствующим переездом тех медицинских учреждений, которые так или иначе должны закрываться… Вы тогда и реализовать имущество сможете, поддержать таким образом свой региональный бюджет. Но её нужно соответствующим образом перепрофилировать с учётом новых реалий, с учётом пандемии, потому что сейчас инфекционная направленность будет играть серьёзную роль.
У меня просьба к вам, уважаемые коллеги, такую работу провести вместе с Минздравом. И в завершение – надеюсь, что мы в ближайшее время увидим здесь первых пациентов и медицинские услуги для орловчан будут качественными, какими они и должны быть для наших людей.
А.Клычков: Спасибо за поддержку.