Правительственная комиссия по транспорту в целом одобрила проект отраслевой стратегии до 2035 года Документ будет представлен к обсуждению на заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации.
Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов провёл совместное заседание президиума Правительственной комиссии по транспорту и комиссии Госсовета по направлению «Транспорт».
В мероприятии приняли участие помощник Президента Игорь Левитин, Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин, Министр транспорта Виталий Савельев, Министр экономического развития Максим Решетников, руководитель рабочей группы Госсовета по направлению «Транспорт» Алексей Цыденов, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, представители федеральных органов исполнительной власти, региональных транспортных ведомств, общественных организаций.
Как подчеркнул Андрей Белоусов, текущая версия проекта стратегии качественно отличается от её первоначального варианта. «Подход к стратегии изменился. Впервые в её основу заложено два концепта. Первый – опорная транспортная сеть, которая будет формироваться в стране до 2035 года исходя из демографических, экономических, социальных и других условий, – сообщил первый вице-премьер. – Второй концепт – как наш транспорт будет перевозить пассажиров и грузы по этой опорной транспортной сети. Это вопрос эффективности, централизации, интермодальности».
Также важны механизмы реализации стратегии. В связи с этим Минтрансу поручено проработать соответствующее методическое обеспечение разработанного проекта.
Глава Минтранса Виталий Савельев презентовал проект Транспортной стратегии на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. В настоящее время завершается второй этап разработки документа, участие в которой принимали проектные команды Минтранса и подведомственных агентств, 17 транспортных вузов, Научного центра по комплексным транспортным проблемам, Российской академии транспорта, Центра стратегических разработок, Центра экономики инфраструктуры, консалтинговые агентства, эксперты Высшей школы экономики и многих других организаций.
«В ходе второго этапа разработки стратегии проведены консультации с отраслевым и научным сообществом, получено свыше 700 различных предложений, большинство из которых учтены в текущей версии документа», – сообщил Виталий Савельев.
В частности, в проекте появился подраздел «Энергетические риски», включён показатель «Доля пассажиропотока на общественном транспорте в общем объёме в крупных и крупнейших агломерациях». Обновлён подраздел с принципами тарифной политики и доступом к инфраструктуре. Также добавлен подраздел пригородных пассажирских перевозок.
Помимо введения механизма Единой опорной транспортной сети разработаны критерии отнесения объектов инфраструктуры к такой сети на всех видах транспорта для создания мультимодальной сети.
«Для обоснования направлений развития инфраструктуры мы начали разработку транспортно-экономического баланса, наметили “дорожную карту” развития этого механизма. Эту масштабную работу мы планируем вести совместно с Минэкономразвития России и заинтересованными организациями», – уточнил Министр транспорта.
«Это первая отраслевая стратегия, которую будут делать в увязке с целевыми показателями долгосрочного прогноза развития до 2030 года и со стратегиями энергоперехода и низкоуглеродного развития. Стратегия будет учитывать параметры единого плана, что важно для комплексного подхода к развитию экономики», – прокомментировал глава Минэкономразвития Максим Решетников.
Одним из основных акцентов новой стратегии является ускоренная цифровизация и прорывные технологические решения. В ходе разработки особое внимание было уделено концепции устойчивого развития, включающей инициативы в области экологии, безопасности и развития человеческого капитала.
Как подчеркнул Виталий Савельев, реализация стратегия позволит обеспечить новый уровень качества транспортных услуг для пассажиров.
Речь идёт о росте мобильности населения между регионами, поддержании основных фондов транспортного комплекса в нормативном состоянии, достижении нулевого углеродного следа от эксплуатации общественного транспорта в крупных и крупнейших агломерациях. Для грузовладельцев будут созданы условия для эффективных бесшовных перевозок с высоким уровнем качества, скорости и сниженной себестоимостью.
К 2035 году прогнозируется четырёхкратный рост скорости перемещения несырьевых грузов – до 1000 км в сутки. В первую очередь это должно произойти за счёт использования контейнерных поездов, электронных документов и беспилотников. Доля перевозочных документов в электронном виде достигнет 100%. Более чем на 50% увеличится провозная способность железнодорожных участков в экспортном направлении, на четверть снизится себестоимость транспортировки грузов для крупных грузоотправителей, занимающихся водными перевозками по Единой глубоководной системе.
«Государство получит колоссальный вклад в экономику, рост безопасности транспортной системы и производительности труда», – заявил глава Минтранса.
Виталий Савельев подробно рассказал о разделах проекта стратегии, уделив отдельное внимание мировым трендам, влияющим на развитие российского транспортного комплекса, прогнозным экономическим условиям, развитию транспорта в агломерациях, цифровизации и безопасности на транспорте, кадровому сопровождению стратегии.
В настоящее время основная доработка стратегии касается актуализации сценарных условий социально-экономического развития, оценки инвестиций, климатической повестки, прогноза внешней торговли.
По итогам обсуждений правительственной комиссией в целом одобрен представленный проект Транспортной стратегии на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года.
Участники высказали ряд замечаний и предложений, с учётом которых документ будет оперативно доработан и представлен к обсуждению на заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации.