Председатель Правительства осмотрел строящийся учебный корпус образовательного кампуса, посетил уроки и побеседовал с лицеистами.
Осмотр строящегося учебного корпуса
Встреча с учащимися и выпускниками
М.Мишустин: Андрей Юрьевич Воробьёв с идеей строительства новых корпусов Физтех-лицея ещё в начале 2020 года приходил в Правительство. Я знаю, как все хотели – Марина Геннадьевна, ученики лицея, все, кто работает в Физтехе, чтобы был реализован этот проект. Потому что огромное количество детей, молодёжи хочет учиться в Физтехе – особенно те, кто увлекается точными науками, математикой, физикой, – большой конкурс туда. Вообще это мировая школа – Физтех. Поэтому, мне кажется, это будет замечательным подарком в первую очередь для ребят, которые будут здесь учиться. И это будет мощная опора уже для вуза – Физтеха.
Хочу пожелать всем удачи. Надеюсь, что не подведут наши уважаемые строители и всё будет сделано вовремя.
Михаил Мишустин осмотрел строящийся учебный корпус лицея. С Министром просвещения Сергеем Кравцовым, губернатором Московской области Андреем Воробьевым и директором Физтех-лицея Мариной Машковой
Михаил Мишустин осмотрел строящийся учебный корпус лицея. С Министром просвещения Сергеем Кравцовым и директором Физтех-лицея Мариной Машковой
М.Машкова (директор Физтех-лицея): Михаил Владимирович, разрешите попросить Вас передать слова благодарности Владимиру Владимировичу (Путину), который поддержал этот проект. Я знаю, Андрей Юрьевич был у него, проект был поддержан в рамках федеральной программы «Успех каждого ребёнка». Спасибо большое, потому что это действительно будет жемчужина не только Московской области, но и всей страны. Здесь учатся дети со всей страны, сюда приезжают работать преподаватели со всей страны.
И конечно, учебный корпус очень важен, технопарк, где более 60 лабораторий, в которых будут проходить практические занятия. Ребята ждут, родительская общественность ждёт, педагогический коллектив ждёт. Спасибо.
М.Мишустин: Обязательно. И символично, что это заложено в год, объявленный Президентом Годом науки и технологий, Хочу поздравить нас всех с этим и пожелать удачи, чтобы всё получилось вовремя.
А.Воробьёв: Разрешите два слова. Президент поддержал, и, когда я к Вам пришёл, Вы тоже дали команду министру… Сегодня мы имеем такую ситуацию, когда 1 сентября следующего года уже около 700 ребят пойдут в начальную школу. Здесь очень высокий конкурс, учатся ребята из 47 регионов Российской Федерации. Это очень одарённые дети, они дружат с математикой, физикой, они творчески разносторонние – так бывает, я знаю людей, которые и математику любят, и на музыкальных инструментах играют, и рисуют. И такую возможность нам было очень важно им дать.
Это модель «Сириуса», мы очень тесно сотрудничаем с Еленой Владимировной (Е.Шмелёва – руководитель фонда «Талант и успех»). И это партнёрство, коллаборация даёт очень хорошие результаты.
Марина Геннадьевна ищет самых лучших учителей. У неё 60 ребят в этом выпуске поступило в Физтех. И в Бауманку, в МАИ, то есть, вузы, которые Вам знакомы не понаслышке. Ребята со всей страны могут здесь бесплатно учиться, для нас это очень важно.
С.Кравцов: Благодаря Вашей поддержке здесь создан математический кластер, естественно-научный. И второй кластер строится – гуманитарный, в рамках Примаковской школы. Также в рамках национального проекта «Образование» будет большой технопарк и кампус. Там будет сильное гуманитарное направление. Родители ждут.
М.Мишустин: Я здесь Сергея Сергеевича поддержу. Без сомнения, важность и технических, и точных наук очень серьёзно в нашей стране оценивается. У нас очень много поддержано таких проектов. Мы сейчас будем поддерживать инженерные школы. Но и гуманитарные направления очень важны. Это всё должно в совокупности составлять новую модель высшего образования. И конечно, чтобы со школы ребята могли выбрать правильный для себя вуз, чтобы выбрали свой путь, необходимо дать им такие возможности абсолютно во всех сферах применения.
Встреча Михаила Мишустина с учащимися и выпускниками лицея
Из стенограммы:
М.Мишустин: Ребята, я вас в первую очередь хочу от всей души поздравить с Днём знаний – с 1 сентября. Сегодня для 24 миллионов школьников и студентов начало учебного года. Это особенный день не только для вас, но и для ваших родителей, вообще для всей страны. И конечно, для наших учителей этот день очень важный. У них есть и свой праздник 5 октября, День учителя, но и 1 сентября мы отдаём дань признания и уважения их труду.
Вы знаете, что этот год по инициативе Президента России называется Годом науки и технологий. Наша страна всегда славилась талантливыми учёными. И конечно, мы знаем очень много таких учёных из Физтеха – выпускников, преподавателей, тех, кто работает в Московском физико-техническом институте. Имена этих учёных известны всему миру: это прежде всего лауреаты Нобелевской премии Лев Давидович Ландау, Жорес Иванович Алфёров и Пётр Леонидович Капица, именем которого названо ваше учебное заведение.
Мне очень приятно в этот торжественный день находиться именно в Физтех-лицее, который носит имя этого величайшего физика, инженера и новатора.
В этих стенах закладываются основы вашей будущей успешной профессиональной карьеры. Мы сегодня говорили, что лицей сохраняет свои традиции и уверенно следует за новыми тенденциями. Это одно из условий качественного современного образования.
Вы из года в год вместе со своими педагогами подтверждаете высочайший уровень образования. Это в первую очередь и результаты в учёбе, и, конечно, результаты на олимпиадах – как всероссийских, так и международных.
Немного, наверное, российских школ могут сравниться с вашим лицеем. За шесть лет среди выпускников – почти сто медалистов. Около полусотни победителей и призёров международных олимпиад. А заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников – почти в два раза больше. Это очень хороший, замечательный результат.
Не случайно именно на базе Физтех-лицея по поручению Президента будет создан новый кластер физико-математического профиля. Он станет работать по модели сочинского образовательного центра «Сириус». Мы сегодня с губернатором Андреем Юрьевичем (Воробьёвым) и с директором обсуждали перспективы этого развития.
На эти цели из федерального бюджета будут направлены серьёзные средства: в течение трёх лет – более 1,7 млрд рублей.
Мы сегодня осмотрели один из строящихся объектов – это учебный корпус. Он откроет двери уже в следующем учебном году. А через два с половиной года будут построены детский технопарк и кампус для проживания. Это позволит талантливым ребятам со всей страны приезжать сюда учиться и получать в высшей степени качественное образование.
Я вам хочу пожелать смелости, изобретательности, для того чтобы вы свой творческий, профессиональный потенциал реализовали. Вы получаете знания, чтобы поменять мир к лучшему. И конечно, сделать нашу страну сильной и благополучной.
Готов ответить на ваши вопросы. Давайте поговорим, какие у вас планы. Пожалуйста, вам слово, ребята.
М.Машкова (директор Физтех-лицея): Лиза – уже сегодня счастливая студентка 1-го курса, она поступила на первый курс Физтеха, и мультистобалльница. Интересно, что сто баллов по математике профильной и сто баллов по русскому языку.
М.Мишустин: Вот это здорово, красавица.
Е.Манжула (выпускница Физтех-лицея им. П.Л.Капицы, студентка 1-го курса МФТИ): Здравствуйте, Михаил Владимирович!
У меня такой вопрос. Меня интересует доступ к интернету в отдалённых городах и конкретно в школах.
Дело в том, что в августе я была на летней конференции «Турнир городов», под Костромой он проходил, и там были огромные проблемы со связью, из‑за чего я потеряла доступ ко многим образовательным ресурсам, к занятиям по математике, иностранным языкам. И, пообщавшись на эту тему с друзьями из других регионов, я узнала, что во многих школах ситуация с интернетом обстоит не лучше, чем в том лагере.
Поэтому такой вопрос. Я понимаю, что это вопрос не завтрашнего дня. Но хотелось бы, чтобы хотя бы в школах был хороший и стабильный интернет. Когда это будет сделано?
М.Мишустин: Лиза, прежде чем я начну отвечать на вопрос, скажи, как тебе удалось написать на 100 баллов русский язык, да ещё и математику? Как же ты занималась?
Е.Манжула: Я всё время русский любила – и тотальные диктанты писала, и в целом этим всем увлеклась.
М.Мишустин: А ты спортом, чем‑то ещё занималась?
Е.Манжула: Да.
М.Мишустин: Каким, если не секрет?
Е.Манжула: В последнее время я очень много в волейбол играю.
М.Мишустин: Здорово. Хочу тебе удачи пожелать. Спасибо за твой вопрос.
Ребята, мы очень серьёзно этим занимаемся. Есть соответствующий национальный проект – Вы знаете, наверное, – «Цифровая экономика». И в рамках этого проекта есть специальная программа, называется она «Информационная инфраструктура». В рамках этой программы выделены серьёзные средства, чтобы до конца года к стабильному интернету были подключены все школы в городах и сёлах.
Но есть, конечно, очень отдалённые районы в нашей стране. Сейчас очень много делается для того, чтобы в принципе подойти к этому с точки зрения нового оборудования. У нас, вы знаете, серьёзные средства будут выделены для ремонта школ, Президент об этом говорил в послании. Это будет трёхлетняя, самая серьёзная программа. Но ещё в рамках этого будут также выделены значительные средства на оборудование, в том числе на оборудование доступа к связи, к интернету.
И вот сейчас пошли уже пилотные работы, связанные с подключением в рамках эксперимента к Wi-Fi учебных классов первых 300 школ. Примерно их будет 1260. Соответственно, рассчитываем, что до конца следующего года таким оборудованием мы оснастим все школы в 16 пилотных регионах, потом дальше пойдём.
Это технологии. Страна огромная. Я, кстати, об этом не раз говорил с ребятами, когда мы посещали регионы. Вот на Алтае были – тоже ребята были из сёл, всех интересует интернет. Задача эта будет решена к концу года, как я сказал, в крупных городах и сёлах, и далее будем продолжать.
А конкретно там, где ты была в лагере… В Костроме? В какой точке?
Е.Манжула: База называется «Берендеева поляна». Там многие образовательные смены проходят.
М.Мишустин: Это очень важно, тем более если туда ребята из Физтеха приезжают. Что это было?
Е.Манжула: Летняя конференция турнира городов. Там вообще многие образовательные лагеря проводят свои смены.
М.Мишустин: Обязательно посмотрим, что можно сделать. Спасибо тебе.
М.Машкова: Илья Сметанин, он перешёл в 10-й класс. Это призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике.
И.Сметанин: Здравствуйте, Михаил Владимирович. Я учусь в Физтех-лицее с третьего класса и живу в Долгопрудном. У нас хорошие учителя и достойный уровень образования. Правда, так далеко не во всех школах.
Я как олимпиадник заметил, что большинство дипломов получают дети из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга.
Есть ли в ваших планах улучшение образования в других регионах?
М.Мишустин: Думаю, что это есть в планах всей страны. Поскольку у нас образование имеет важнейшее значение для всех – и ребят, и родителей, самих учителей, преподавателей во всех регионах.
У меня к тебе вопрос: сколько из ребят, получивших дипломы, базово получили начальное или среднее образование в других регионах?
Это вопрос. И ваш лицей, и второй математический лицей, вообще СУНЦы – это места, куда приезжают ребята, которые уже показали себя хорошо и выиграли те или иные олимпиады. Здорово, что ты живёшь в Долгопрудном и рядом есть такой лицей, такая школа.
Но мне кажется, что вообще среднее образование по всей стране у нас достаточно сильное. Я это говорю уверенно, потому что сам учился в школе в Московской области, неподалёку отсюда. Есть станция Луговая, это чуть дальше, если от Долгопрудного ехать, за Лобней. Там был молодой человек, в 9-м классе он выиграл нашу олимпиаду, потом областную, а потом международную олимпиаду по математике. Я просто это помню. Такой самородок был.
Но ты прав абсолютно, нам нужно дать доступ к таким возможностям, чтобы учиться дальше, – везде, по всей стране. Уверен, что «бриллиантики» в России, те ребята, которые замечательно учатся, умницы… Дело же не в 100 баллах, хотя это тоже подвиг – написать на 100 баллов математику, русский, тем более физику. Но ребята, у которых большие способности, должны иметь возможность продолжать свою учёбу.
Мне кажется, именно это сейчас происходит. По модели, которая на сегодняшний день есть, по модели «Сириуса», эти возможности как раз предоставляются. Но потом иногда, ты прав, звучит школа, звучит место, откуда молодой человек или девушка выигрывают олимпиаду. Но на самом деле нужно говорить ещё и, наверное, кто его первый учитель, кто эту тягу к знаниям в нём развил. И конечно же, ты абсолютно прав, мы должны как можно больше предоставлять таких возможностей всем ребятам в стране.
М.Машкова: Возможности не только ребятам из Долгопрудного, но и из других регионов. Смотрю на Анжелику Бускину, она родом из Ставрополья. Серебряный призёр Европейской олимпиады по физике. Закончила лицей, и сегодня она на первом курсе Московского физико-технического института.
М.Мишустин: А где ты училась, Анжелика, вначале?
А.Бускина (студентка 1-го курса МФТИ, серебряный медалист Европейской олимпиады по физике, победитель заключительного этапа ВсОШ по физике): Я училась сначала в городе Невинномысске Ставропольского края. У меня более личный вопрос. Какую роль сыграли Ваши родители в Вашем обучении? Они помогали с уроками, например? Или что‑то подсказывали, давали советы? И на что у Вас остаётся время помимо работы?
М.Мишустин: Ты знаешь, с уроками не помогали, потому что я неплохо учился – я быстро уроки учил. Тогда школьная программа была (я не знаю, проще или тяжелее) стандартизованная, непростая. Но мы как‑то успевали разобраться с уроками, и помощь родителей мне лично не требовалась. Но зато они помогали мне в жизни, в том числе, какой вуз выбрать, и просто у нас были отличные отношения в семье.
Насчёт помощи – тут вопрос такой двоякий. С одной стороны, конечно, надо помогать, особенно малышу или когда сложные уроки. С другой стороны, самостоятельность, которую вы приобретаете, делая уроки и решая задачи, – это очень важное качество. Оно потом пригодится для учёбы и в вузе, и далее.
Второй вопрос был, на что хватает времени? Я сейчас подумал, что времени у нас не так много. Работа в Правительстве предполагает постоянную связь, постоянное вовлечение, но иногда нахожу время на спорт, потому что без этого нельзя. Поплавать, поиграть в хоккей, а ещё почитать книги – больше, наверное, специальную литературу. А вот уже на телевизор времени не остаётся.
М.Машкова: Максимов Роман. Он уже кандидат в национальную сборную на Международную олимпиаду по физике в 2022 году. Поэтому хочу пожелать ему удачи – 11-й класс. У него впереди испытания очень серьёзные – международного уровня. Пожалуйста, Роман.
Р.Максимов (ученик 11-го класса Физтех-лицея им. П.Л.Капицы): Спасибо за пожелания удачи в первую очередь.
Здравствуйте, Михаил Владимирович. Немного расскажу о себе. Я родом тоже не из Долгопрудного, не из области – я из города Магнитогорска Челябинской области, школа №5, хорошая школа.
М.Мишустин: Ребята, вы обязательно говорите, откуда вы, из какой школы. А ещё лучше, если вы будете называть имя первого учителя. Первый учитель у тебя кто?
Р.Максимов: Светлана Александровна.
М.Мишустин: А у тебя?
А.Бускина: В начальной школе Марина Александровна Аникина, а в физику, наверное, наибольший вклад внесла Румянцева Елена Александровна.
М.Мишустин: Им же приятно будет, когда учителя услышат, что ты о них сказала, вспомнила.
Реплика: У меня первый учитель в начальной школе – Николенко Анна Юрьевна, а по математике первый учитель – Игорь Тимофеевич Шморин.
М.Мишустин: Ты где училась?
Реплика: В Сарове Нижегородской области.
Р.Максимов: У нас в школе есть такой человек – мировой человек, я бы сказал, Дронов Владимир Леонидович, который с ранних классов приучает ребят к олимпиадам, помогает, играет роль наставника даже – не просто учителя. А именно в физику большой вклад внёс Рыжов Анатолий Михайлович.
Я увлекаюсь физикой, побеждаю в олимпиадах, но физика – не единственное моё увлечение. Меня также интересуют различные новые технологии, кто что открыл, кто что изобрёл. С этим связана тема моего проекта, который мы делали для конференции в прошлом учебном году. Мы посчитали, смоделировали полёт на Марс. И в какой‑то момент я поймал себя на мысли, что было бы неплохо космонавтам во время полёта иметь хотя бы элементарного голосового помощника, а лучше вообще сильный искусственный интеллект, который будет делать за них какую‑то грязную работу, так скажем. А потом, если продолжить размышления, можно додуматься, что искусственный интеллект очень будет полезен и в образовании. У меня есть пара идей на этот счёт, но хотелось бы услышать Ваше мнение.
М.Мишустин: Искусственный интеллект – важнейшее направление и науки, и технологий, которое сегодня применяется абсолютно во всех странах и за которое все страны борются. Президент об этом неоднократно говорил, что мы не просто должны развивать искусственный интеллект, а это должно стать у нас даже преимуществом, для того чтобы дать толчок для новых технологий, новых идей, новых открытий.
Что касается искусственного интеллекта как такового – это набор определённых алгоритмов, системологии, – то, конечно, система искусственного интеллекта самообучается. В этом её смысл, что она обучается на данных. Но данные, которые в ней есть, ограничивают её обучение. И поэтому на сегодняшний день переход к возможности применения законов физики с использованием алгоритмов искусственного интеллекта, с расширением данных, на которых сможет учиться искусственный интеллект, будет важнейшим катализатором новых решений, новых идей.
Где он применяется? Везде. Искусственный интеллект сегодня – пожалуйста, в поисковой строке. Вы все работаете с телефонами, с поисковиками. Понятно, что это постоянно обучающаяся система, это искусственный интеллект.
В будущем искусственный интеллект может заменить рутинные процессы, связанные с проверкой домашних заданий. Это в принципе инструмент, которым можно пользоваться везде, была бы прикладная область.
Я считаю, что искусственный интеллект в России – это важнейшее направление развития. У нас уже на сегодня 16 вузов получат специальные программы – магистерские и бакалавриата. И будет примерно 10 бакалавриатов и около 40 магистерских программ по искусственному интеллекту – специализированных. То есть мы очень серьёзно этим занимаемся. Это кроме центров искусственного интеллекта и многих других вещей.
Замечательно, что ты так глубоко и серьёзно этим интересуешься. Роман, хочу тебе пожелать удачи, успехов в сборной на международной олимпиаде. Уверен, что всё получится.
М.Машкова: Хочу предоставить слово Василию Пислякову. Он у нас победитель региональных олимпиад. Обращаю внимание: математика, география и обществознание.
В.Писляков: Здравствуйте, Михаил Владимирович!
Я сам из Балашихи. В начальных классах у меня преподавали Дроздова Ольга Петровна и Долгова Людмила Анатольевна. Конечно, профильные знания по математике, физике мне дали позднее, в дальнейшем обучении. Но в начальной школе мне был заложен интерес к обучению, к знаниям. За это я очень благодарен Ольге Петровне и Людмиле Анатольевне.
Я очень увлекаюсь транспортом. Эта отрасль сейчас очень развивается в России. И хочу этой сфере посвятить своё дальнейшее обучение в вузе.
Также я очень люблю физику, поэтому, надеюсь, поступлю в Физтех. Я думаю, многие из тех, кто здесь сидит, в этом году станут абитуриентами. Поэтому интересно: в чём будущее и как будут развиваться технические вузы страны – Физтех, Бауманка, ИТМО?
М.Мишустин: Первое. Мы очень серьёзное внимание сейчас уделяем развитию наших высших учебных заведений. Например, есть такой проект… Мы занимаемся многими национальными проектами, их большое количество, но есть в том числе и новый проект в рамках социально-экономических инициатив, который поддержал наш Президент, это создание 30 лучших инженерных школ. Как ты думаешь, Физтех – это лучшая инженерная школа? Ответ – да. И ИТМО, и Бауманка. Мы гордимся этими школами, и будущее у этих школ замечательное. У них и прошлое, и настоящее, и будущее очень серьёзное, и мы гордимся, ещё раз скажу, и теми, кто работает в этих школах, и выпускниками.
Что касается непосредственно программ: в ближайшие три года у нас на научные исследования из федерального бюджета будет выделено свыше 1,5 трлн рублей. Это колоссальная сумма, и наше государство предоставляет такую возможность, потому что нет ничего важнее сегодня, чем создание самых качественных базовых образовательных школ.
Но хочу сказать, что и гуманитарные профессии, не только инженерные школы, очень важны. Потому что иногда те, кто заканчивает технические вузы или имеет хорошую математическую подготовку, физическую, потом идут в гуманитарные проекты, в другие направления, потому что фундаментальные знания всегда позволят их применить, была бы предметная область.
Хочу сказать также, отвечая на твой вопрос, что мы, конечно, будем уделять внимание и техническим профессиям, техническим школам. Это фундамент, на котором очень многое строится.
М.Машкова: В этих вузах, Михаил Владимирович, которые Вы назвали – Бауманка, ИТМО, Физтех, – учатся везде наши выпускники. Вот уже несколько, семь выпусков, во все эти топовые вузы дети поступают.
Да, действительно, у нас образование, как мы говорим, школьное образование по системе Физтеха. По системе Физтеха – это фундаментальное академическое образование, которое действительно с проектной деятельностью, с навыками научно-исследовательской, экспериментальной работы. И мы даём предметные знания, хорошие, да. Но это дети, они растут. Надо научить их социализироваться, общаться, навыки коммуникативные развивать. И в этом нам помогает, и мне как руководителю, совет старшеклассников. Ребята собираются, обсуждают, мы дискутируем, очень много вопросов, причём разных. Председатель совета старшеклассников Маша Перешивкина.
М.Перешивкина: Здравствуйте. Меня зовут Перешивкина Мария. Я учусь в Физтех-лицее уже седьмой год. До этого я училась в Химках, в лицее №11, первым учителем у меня была Карасёва Елена Аркадьевна, за это ей очень большое спасибо. Но я не только председатель лицея уже второй год, я ещё и олимпиадами увлекаюсь – призёр регионального этапа по математике. Я ещё и довольно творческий человек, потому что закончила музыкальную школу по классу арфы с красным дипломом и уже одиннадцатый год занимаюсь в художественной школе. И очень люблю читать в свободное время. Потому что лицейская жизнь настолько разнообразна, что в учебное время не успеваешь читать.
Хотелось бы у Вас спросить. Вы уже говорили, что Вы читаете в основном профессиональную литературу. Может быть, Вы подробнее расскажете нам, какую литературу Вы любите. Вы классику любите или научную литературу? И что предпочитаете – обычные книги или электронные?
М.Мишустин: Маша, я очень любил читать, увлекался чтением. Пока была возможность, читал всегда. Но это больше классика, скажу тебе откровенно. Какие‑то современные вещи тоже читаю, помните, когда появился «Парфюмер» Зюскинда, потом Паоло Коэльо был у нас популярен. Сейчас другие авторы. Но классика – она вечна. Нас неплохо учили литературе. Первая учительница литературы Лариса Анатольевна Барышева научила нас серьёзно относиться к классике. Из моего любимого я могу назвать: Тургенев «Отцы и дети», недавно читал Куприна «Гранатовый браслет», перечитывал, красивейшее произведение. «Война и мир» – всем, наверное, нравится. Мы делились тогда на тех, кто хотел бы воспитываться в семье Болконского Андрея, и тех, кто хотел быть в семье Ростовых. Ты бы куда пошла?
М.Перешивкина: Я бы, наверное, пошла к Ростовым. И поговорила бы с Наташей. Это было бы очень интересно, потому что я как бы наполовину с ней согласна, а с чем‑то не согласна. И вот можно было бы подискутировать.
М.Мишустин: Ребята, кто бы ещё пошёл к Ростовым? Поднимите руку. А кто к Болконским? Вы же помните, князя Андрея чему учили? Математике. Здорово, что в Физтехе, в лицее кто‑то хотел бы к Ростовым. Это всегда было спором. Я почему это говорю? Мы в своё время очень увлекались и чтением классики, и её осмыслением. И потом обсуждали. Это было всё интересно.
Например, ещё Булгакова люблю, его замечательные произведения «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» и многие другие.
Поэтому классика мне более по душе. Но времени не так много, чтобы читать.
М.Машкова: Михаил Владимирович, вчера мы собрались, стали вспоминать лауреатов Нобелевской премии по физике. Начали разговаривать. И я как филолог, как преподаватель-словесник говорю: «Ну хорошо, физиков вы все называете, а лауреатов Нобелевской премии по литературе можете назвать?» Вы знаете, мне ребята назвали. И я была счастлива.
И, что касается литературы, закончу. У нас работает – преподаёт физику Иван Александрович Иоголевич, который стал абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2007 году. Когда мы познакомились, он сказал, что дружит с преподавателем русского языка и литературы из Чебоксар, который на следующий год тоже стал абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года». Успенский Андрей Геннадьевич. Я же не могу это оставить без внимания, это же филолог. И вот уже второй год Андрей Геннадьевич Успенский у нас в старших классах читает русский язык, литературу. И когда он читает литературу на четвёртом этаже – мы сбегаемся и слушаем. Почему они и любят её.
М.Мишустин: Я хочу сказать: про цифровую платформу говорили, искусственный интеллект и другие вещи, но всё равно (мы с Сергеем Сергеевичем (Кравцовым) об этом часто говорим) никакая цифровая платформа не заменит учителя, человека увлечённого, умеющего увлечь ребят, который вам не просто что‑то расскажет, а который поделится и личным сопереживанием. Человек в этом смысле – лучший мотиватор, лучший навигатор и лучший учитель. И никакая платформа с этим не справится. Поэтому мы считаем, что как раз от человека, от учителя зависит, насколько ребята смогут проникнуться этим предметом.
У меня была такая учительница математики, к сожалению, ушедшая из жизни, Лидия Никандровна Башаренкова. Она в Лобне, здесь рядышком, проживала, работала. Я знаю, сколько ребят она увлекла математикой. Скромный очень человек был. И мы все уже с седьмого-восьмого класса этим увлекались, все олимпиады посещали, в Физтехе пытались выиграть олимпиаду. Не у всех, правда, получилось.
М.Машкова: И ещё хочу сказать, что недавно, 30 августа, в «Сириусе» закончился отбор в национальную сборную на 2022 год. 28 лучших детей – учеников-старшеклассников проходили отбор. Отобрали 14. Из 14 – 4 ученика из нашего лицея.
Я хочу сейчас предоставить слово, вопрос нашему ученику, который топ-1. Мы надеемся, Вадим, у тебя всё должно получиться. Вадим Ерин, топ-1 в списке на Международную олимпиаду на следующий год. И в прошлом году была такая ситуация. Учителя в 7–8 классах болели… И что делать? Я говорю: так, у нас есть талантливые физики-дети, вот пусть идут в классы, ведут урок. И Вадим пошёл в класс. Я минут через 15–20 пошла посмотреть, что ж там такое. Михаил Владимирович, тишина мёртвая. Решают все задачи, Вадим ходит между партами, смотрит. Вот настоящий урок. Я говорю, в науку, наверное, в физику пойдёшь, а педагог получился бы хороший.
Вадим, пожалуйста.
В.Ерин (ученик 11-го класса Физтех-лицея им. П.Л.Капицы, член сборной РФ на Международную олимпиаду по физике 2022 года): Здравствуйте, Михаил Владимирович. На самом деле не обязательно пойду в науку, мне и преподаванием было бы очень интересно заниматься в будущем.
Я хотел бы сказать то, что я сам из Королёва. Первая учительница Светлана Николаевна Васильева. Если брать конкретно мой профиль – физику, я бы, наверное, выделил сразу двух людей. У меня, во‑первых, есть брат, который сейчас учится на физтехе. И ещё первая учительница по физике Ольга Владимировна. Они мне и привили этот интерес изучать мир с точки зрения физики, какие‑то эксперименты. Вот Вы рассказывали, как Вы в школе учились. А мне ещё хотелось бы спросить, как Вы выбирали вуз и какой бы Вы могли дать совет будущим выпускникам, как правильно выбрать, куда пойти, на какое направление?
М.Мишустин: Я тебе честно отвечу, сначала я хотел учиться в Московском государственном университете, но туда не поступил, мне не хватило полбалла. Хотя вроде бы эти полбалла должны были у меня быть, потому что я заканчивал экономико-математическую школу при МГУ, два года туда ездил. Хорошо закончил её, на пятёрки. Но так получилось, что я не поступил на экономический факультет. Я не могу тебе объяснить, почему. Вроде бы тогда всё шло к тому, чтобы поступил, но не поступил, так случилось. Я вместе с этими пятёрками своими, с экономико-математической школой пошёл в Станко-инструментальный институт. А тогда было так: вы поступали в какой‑то вуз, а потом, если вы не поступили, вы могли поступить только на вечерний факультет. Мои родители сказали: давай начинай трудовую деятельность. И я пошёл на военную кафедру этого института работать учебным мастером, а также был каменщиком на стройке.
Мне потом повезло, я выиграл олимпиаду этого института, учась на вечернем и работая на военной кафедре, и мне на второй год предложили перевестись на дневное отделение. Я сначала не хотел, но потом очень увлёкся специальностью, которая в будущем стала моей основной: САПР, система автоматизированного проектирования. Тогда мы все видели, как без единого человека заводы производят машины. Fanuc – такой завод был первый, японский. И это для всех было просто потрясающе. Потому что там искусственный интеллект тогда уже применялся и многое другое.
И системы автоматизированного проектирования в России как раз тогда только зарождались. И у нас в «Станкине» ввели такую специальность, она была очень непростой, экспериментальной. Было всего у нас на потоке две группы. И я туда перевёлся с досдачей всех экзаменов. Поэтому я выбрал так необычно вуз, но я никогда об этом не пожалел. Учились мы шесть с половиной лет. И специальностью нашей была не просто система автоматизированного проектирования, не просто сделать что‑то – например, ты уже можешь с расчётами придумать какой‑то летательный аппарат либо сделать какую‑то инструментальную заготовку. А эта специальность позволяла создать систему того, что воспроизведёт это.
То есть проектирование и эксплуатация систем автоматизированного проектирования в станкостроении. Тяжёлая специальность. Нам читали всё, что можно, по математике. Шесть лет нам читали сопромат, «Технологии конструкционных материалов», «Детали машин», «Теории механизмов и машин», «Теоретические основы электротехники», «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения». Видишь, как я это помню? Я не готовился к вопросу. Потому что базовое, серьёзное, хорошее образование остаётся навсегда. Это лучшее, что может быть у человека, у молодого человека. И спасибо тебе за вопрос. Я честно ответил. Дай бог, чтобы, ребята, у вас получилось выбрать то, что потом вам будет интересно. Потому что в жизни очень важно, чтобы… Вот у тебя глаза горят, ну как можно заниматься физикой, вроде такой сухой наукой, и быть таким счастливым человеком – это всегда меня в этом смысле покоряло.
У нас были в институте встречи физиков и лириков. Кафедра экономики почему‑то была на стороне лириков. У нас были кафедры: сопромат, математики фундаментальной, кафедра физики. И были кафедры политэкономии, экономики и так далее. И там, когда встречались, самые весёлые – угадай, кто были?
В.Ерин: Физики?
М.Мишустин: Точно. Самые весёлые. Они, мне кажется, познавая столь сложные законы, по которым физические процессы происходят, очень радовались простому человеческому общению.
Я тебе желаю в первую очередь удачи, успеха. Я уже понял, что ты – кандидат №1. Всё получится, выбирай. Почувствуй, что тебе будет ближе, уверен, что всё получится.
В.Ерин: Спасибо.
М.Машкова: Хотела сказать по поводу «Нобелевского класса». Вы знаете, оборудование, которое мы получили, – уникальное. Для физики – им интересно, и они побеждают. Так называемый уникальный «Нобелевский класс», такого нет ни в одной школе, ни в одном вузе нашей страны.
Вадим, ты там работаешь с утра до вечера, в «Нобелевском классе». Расскажи.
В.Ерин (ученик 11-го класса Физтех-лицея им. П.Л.Капицы, член сборной РФ на Международную олимпиаду по физике 2022 года): Он как раз здесь неподалёку находится. Это одна из наших главных лабораторий. Во время подготовки к олимпиадам (там есть не только теоретический, но и экспериментальный тур) мы очень часто сюда приходим, делаем различные эксперименты. На самом деле огромное количество различного оборудования. Я раньше учился в своей прошлой школе, больше всего экспериментов при подготовке приходилось проводить условно, мысленно. Потому что оборудования в большинстве мест нет, а здесь у нас есть «Нобелевский класс».
М.Мишустин: Вадим, посмотри, что сзади на доске написано? Это вы тут упражнялись: уронили в речку шарик? Это объём шарика?
В.Ерин: Идея в том, что шарик бросается с какой‑то начальной скоростью в среду́ с коэффициентом вязкости, и дальше исследуется его движение. Уравнение записано в двух осях: скорость от времени и координаты от времени.
М.Мишустин: Это вы к чему готовились? Я случайно увидел.
Реплика: 2016 год. Задачка с финального этапа Всероссийской олимпиады.
М.Машкова: Тренинг.
М.Мишустин: К олимпиаде по физике?! Удачи. Не сомневаюсь. Спасибо вам, ребята.