Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемый Михаил Игоревич!
Мы с Вами встречаемся впервые после Вашего назначения на пост руководителя «Аэрофлота», нашего крупнейшего авиаперевозчика. Но Вы очень много лет возглавляли финансовый блок «Аэрофлота», были председателем совета директоров, так что в отрасли Вы человек опытный, профессионал и достаточно всем известны.
Я хотел бы начать наш разговор с ситуации, связанной с пандемией, потому что она, естественно, накладывает определённые ограничения на полёты авиакомпании. По ряду международных направлений идёт турбулентность – и в нашу сторону, и в перелётах из России, – и приводит, конечно, к определённым, серьёзным издержкам авиакомпании. Хотел бы, чтобы Вы рассказали о положении дел в авиакомпании, в частности сегодня, во время пандемии.
М.Полубояринов: Почти год назад была утверждена Президентом и Вами новая стратегия развития группы «Аэрофлот». И вначале я коротко хотел бы рассказать о некоторых элементах реализации нашей стратегии.
Сегодня наша группа состоит из трёх авиакомпаний: «Аэрофлот», «Победа» и «Россия». Парк самолётов на сегодняшний день составляет более 340 единиц, объём перевозок в 2019 году был 60 миллионов пассажиров, в 2020 году – 30 миллионов пассажиров, то есть мы потеряли половину, в этом году очень надеемся, что перевезём 47 миллионов пассажиров. Каждый второй человек, который воспользовался воздушной перевозкой, – это наш пассажир.
Ситуация в авиации, как Вы уже сказали, действительно остаётся крайне сложной. Если говорить о динамике общего пассажирооборота, то мир потерял к апрелю 2019 года почти 65% пассажирооборота. Что касается России, то у нас восстановление идёт гораздо быстрее, и пассажирооборот в России недобирает к 2019 году 38%.
Если говорить о динамике пассажиров на внутренних линиях, то тоже есть интересная статистика. По сравнению с апрелем 2019 года страны с маленьким внутренним рынком чувствуют себя крайне плохо, и авиация без поддержки государства практически могла бы не выжить. Например, Франция – 78% потери внутреннего рынка. Если же говорить про большие страны, то, например, Китай практически восстановился. Что касается России, то уже в январе 2021 года внутренний рынок стал равен 2019 году, а в мае он превысил этот год на 28%. Таким образом, Россия на сегодняшний день является глобальным лидером в восстановлении.
Несмотря на все сложности, реализация стратегии идёт по плану. Парк дальнемагистральных судов «Аэрофлота» пополнился и пополняется новыми воздушными судами последнего поколения Airbus 350 с новым сервисом. Обеспечена связанность России с миром за счёт широкой сети маршрутов, запланирован перевод операций в новый, современный международный терминал C в Шереметьево. Создали новый международный хаб в Красноярске, и с 1 июня он уже начал работать.
Несколько слов о «Победе». «Победа» является драйвером роста нашей группы. Мы прогнозируем рост пассажиропотока практически в 1,5 раза больше, чем это было в прошлом году. «Победа» сегодня – лидер по эффективности использования налёточасов компаний в мире на один тип и единственная компания, которая показала прибыль в 2020 году.
Авиакомпания «Россия» также демонстрирует рост пассажиропотока. За счёт ввода новых 34 воздушных судов «Суперджет» мы открыли 34 новых направления и значительно увеличили налёт на «Суперджете».
Таким образом, наша стратегическая задача сегодня – это трансформация группы «Аэрофлот» таким образом, чтобы быстрее реагировать на изменение спроса в условиях рынка, в частности за счёт внутригрупповой гибкости.
Одним из инструментов достижения стратегической цели повышения мобильности населения является наш новый подход к формированию маршрутной сети. В этом году мы создали новую сеть из трёх авиакомпаний в нашем хабе в Шереметьево. Запустили рейсы из региональных центров на курорты юга России. И эти элементы – запуск новых маршрутов, поддержание большого уровня стыковок – приводят к повышению доступности перевозок. Выход «Победы» на рынок обеспечивает снижение цен в экономклассе, а наличие нескольких перевозчиков на основных линиях обеспечивает всех пассажиров соответствующим уровнем сервиса и уровнем стоимости билетов.
Несколько слов о финансовых и производственных результатах в условиях ограничения перевозок. В I квартале 2021 года снижение пассажиропотока группы произошло на 41% к 2019 году и на 32% к 2020 году. Безусловно, основным сдерживающим фактором остаётся ограничение международных полётов.
Стабильный рост у «Победы» – 35% рост пассажирооборота к позапрошлому году и к прошлому году – плюс 10%. Несмотря на это, падение выручки группы составляет 39%. Вместо 124 млрд в I квартале 2020 года получили 75. Но, Михаил Владимирович, хотел обратить Ваше внимание, что наш финансовый результат за I квартал, так называемый сезонный чистый убыток, практически не вырос, остался на том же самом уровне, как в I квартале 2020 года до пандемии, благодаря мерам оптимизации и повышения эффективности в компании.
Эти меры, которые были приняты менеджментом, достаточно неплохо восприняты рынком. Идёт рост цены акций – с 60 рублей до 70 рублей, то есть рост 17% после последнего размещения. Совсем недавно был присвоен высокий кредитный рейтинг «Аэрофлоту». И 10 июня мы разместили облигации на 24,7 млрд рублей. Выпуск был крайне успешный. Спрос превышен почти в 4 раза. Так что мы считаем, что инвесторы смотрят на нас достаточно неплохо.
М.Мишустин: Несмотря на распространение коронавируса, самое главное для авиакомпании – это стабильность. И там, где ситуация с эпидемией позволяет выполнять рейсы, должны быть стабильные рейсы, без задержек, без отмены – это то, что всегда отличало «Аэрофлот» с лучшей стороны. Это всегда было такой, если хотите, визитной карточкой «Аэрофлота».
И конечно, особое внимание необходимо уделить здоровью пассажиров. Какие меры принимаются «Аэрофлотом», для того чтобы защитить пассажиров от коронавируса, минимизировать риск заражения?
М.Полубояринов: Безусловно, «Аэрофлот» крайне серьёзно к этому относится. И мы строго контролируем соблюдение требований Роспотребнадзора. Это и ношение средств индивидуальной защиты на борту, специальная обработка воздушных судов, контроль наличия ПЦР-тестов для пассажиров на международных рейсах.
И несколько слов хотел бы сказать о программе, которая была уже освещена в средствах массовой информации. Это программа, которую мы назвали «Мили вакцинации». «Аэрофлот» первый в мире в гражданской авиации проявил инициативу – поощрение пассажиров за вакцинацию. 100 млн миль будет перечислено первым 10 тысячам пассажиров, которые полетят вакцинированные. С момента начала программы 15 мая в ней зарегистрировалось уже 1,5 тысячи пассажиров. А 500 пассажиров уже получили свои мили. 10 тыс. миль, которые получают они на свой счёт, это достаточно весомая цифра. Это билет, это возможность полететь, например, в Сочи или Симферополь.
Конечно, мы и собственный персонал поддерживаем. У нас есть определённые программы поощрения. Как минимум мы предоставляем день оплачиваемого отпуска и другие привилегии. Поэтому мы поддерживаем коллективный иммунитет.
М.Мишустин: Михаил Игоревич, здоровье пассажира всегда в приоритете. Я абсолютно уверен, что так это и в «Аэрофлоте».
Хотел бы ещё поговорить о специальной программе по социально значимым маршрутам. Речь идёт в первую очередь о Калининградской области, Крыме, полётах на Дальний Восток. Вы знаете, что только в этом году Правительство выделило 5 млрд рублей субсидирования, чтобы перелёты для жителей Дальнего Востока стали доступнее. Это нам поручал Президент, он говорил о связанности России. Чтобы сделать в первую очередь доступной возможность перелёта людей как внутри региона, так и страны, ну а Дальний Восток наиболее удалён в этом смысле от центральных областей Российской Федерации.
Кроме того, были установлены и плоские тарифы с фиксированными низкими ценами. Хотел бы узнать, как идёт выполнение этих программ, какая динамика по сравнению с прошлым годом и сколько пассажиров смогут в этом году воспользоваться такими предложениями.
М.Полубояринов: Выполняя нашу стратегию, мы большое внимание уделяем государственным социальным программам. Мы продолжаем выполнять программу, одобренную Президентом, программу плоских тарифов: Дальний Восток, Симферополь, Калининград. Применяется фиксированный тариф. До 2,5 миллиона человек в 2021 году должны воспользоваться этой программой – против 1,6 миллиона человек, которые были в 2020 году и 2,3 миллиона в 2019-м. Таким образом, программа плоских тарифов позволит охватить даже больше, чем было в 2019 году.
По итогам пяти месяцев летало более 730 тысяч пассажиров из 2,5 миллиона, которые мы планировали.
М.Мишустин: А Дальний Восток – есть отдельная цифра?
М.Полубояринов: Дальний Восток – из 2,5 миллиона это 1,6 миллиона пассажиров.
М.Мишустин: Да, уже прилично. Потому что мы начинали с меньшей цифры. Это очень важно. Многие, когда я посещал Дальний Восток, говорили об этом. И сейчас мы общаемся с дальневосточниками, очень сильно благодарят за это. Потому что это возможность, конечно, и мобильности, и путешествий, и отдыха.