Российско-словенские переговоры состоялись 10 сентября 2019 года.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Только что мы с господином Марьяном Шарецем провели переговоры по самым разным вопросам – и внутренним, и некоторым важным внешним моментам жизни.
Хочу сразу сказать, мы с удовлетворением отметили, что и Россия, и Словения нацелены на укрепление сотрудничества, развитие экономических связей. В общем они развиваются. Я сказал коллегам и ещё раз хочу отметить: у нас вырос в прошлом году товарооборот после падения, связанного с известными негативными процессами. И это во многом результат активной работы всех наших коллег, включая межправительственную комиссию. Надеюсь, что и дальше эти тенденции сохранятся.
Мы говорили об инвестициях. Конечно, мы за то, чтобы эти инвестиции были как можно более масштабными. Мы выступаем в поддержку проектов словенских компаний, которые локализовали в нашей стране производство медикаментов, лакокрасочных материалов, телекоммуникационного оборудования.
Есть примеры достаточно серьёзных инвестиций российских инвесторов. Я имею в виду инвестиции по линии Промышленно-металлургического холдинга, Сбербанка. Мы условились наращивать внимание к этим инвестициям, искать возможности участия в более масштабных проектах, включая, кстати, инфраструктуру Словении. Тем более что между бизнес-сообществом наших стран очень неплохие, плотные контакты, и здóрово, что в Москве моего словенского коллегу сопровождает представительная делегация предпринимателей. Очевидно, что правительство должно лишь создавать условия, помогать таким процессам, а договорённости должны идти именно по линии бизнес-сообщества.
Для них будет организован ещё и круглый стол с российскими партнёрами. Надеюсь, что всё это ознаменуется новыми договорённостями.
Наше взаимодействие развивается и в области культуры, образования, науки, спорта и молодёжной политики. Сегодня подписана межправительственная программа сотрудничества в этих сферах, которая рассчитана на период до 2021 года. Она представляет собой полноценную «дорожную карту». На её основе профильные ведомства, организации должны реализовать интересные гуманитарные проекты.
В их числе и расширение деятельности Форума славянских культур в Любляне. В ноябре мы отмечаем его 15-летие. Наверное, это сейчас особенно важно, когда есть известные проблемы в общении. Это, конечно, и обмен выставками, и гастроли музыкальных и театральных коллективов, спортивные мероприятия, молодёжные мероприятия.
Мы говорили о международной ситуации, затронули международную тематику. Хочу отметить: мы ценим, что наши друзья в Словении выступают за нормализацию отношений между Россией и Европейским союзом. Мы тоже считаем, что это важно, но при этом понимаем, что в конечном счёте это внутреннее дело тех стран, которые образовали Европейский союз. Мы будем ждать изменения ситуации и рассчитываем, что рано или поздно атмосфера изменится.
Хочу ещё раз поблагодарить моего уважаемого коллегу, словенскую делегацию за конструктивный диалог и абсолютно искренне сказать: между нашими странами существует атмосфера доверия, большой потенциал в развитии отношений. Надеюсь, что обсуждавшиеся сегодня инициативы (у нас переговоры продолжатся сейчас в более широком составе) позволят укрепить взаимопонимание между нашими странами, народами, которые связывает общая история. Мы эту историю чтим и ценим. Именно поэтому сразу после переговоров в парке Победы на Поклонной горе мы откроем памятник словенцам, которые погибли на российской земле во время Первой и Второй мировых войн.
На этом я завершу и передаю слово своему коллеге, Председателю Правительства Словении. Пожалуйста, господин Шарец.
М.Шарец (как переведено): Уважаемый Премьер-министр! Уважаемые дамы и господа!
Мне очень приятно, что я сегодня совершаю визит в Москву вместе с небольшой делегацией. Мы с Премьер-министром России провели очень качественные, содержательные переговоры по многим направлениям и вопросам.
Целью моего визита в Москву является подтверждение хороших взаимоотношений, укрепление взаимного диалога и, конечно, поиск возможных других путей расширения и углубления двустороннего сотрудничества.
Россия и Словения – дружественные страны с хорошим товарооборотом и взаимоотношениями.
Российская Федерация
занимает 10-е место по количеству посещений российскими туристами нашей страны.
Мы надеемся, что этот визит, меморандумы и документы, которые были подписаны сегодня, укрепят нашу правовую базу для сотрудничества.
Российская Федерация занимает 9-е место среди наших партнёров по экспорту из нашей страны. И конечно, это очень важный партнёр с учётом большого количества инвестиций, которые словенские предприятия сделали в России. Это сотрудничество для нас очень важно.
Статистические данные свидетельствуют, что объём товарооборота за первое полугодие этого года увеличился на 36%. Я надеюсь, что это сотрудничество ещё увеличится, расширится, потому что сегодня меня сопровождают представители бизнес-кругов, предприятий, которые присутствуют уже на рынке в России и в мире. У них очень хорошее реноме, очень хороший авторитет. Они работают в области энергетики, информационных технологий, а также в области эффективного использования энергоресурсов. На российском рынке эти предприятия уже реализуют очень хорошие проекты. Проекты эти успешные, удачные. Отдельное внимание мы сегодня уделим нашим проектам и в ходе встречи с Министром связи и массовых коммуникаций господином Носковым.
Хочу вас проинформировать также о том, что мы с моим коллегой, Премьер-министром России, обменялись мнениями по поводу международных вопросов и международного сообщества. Я очень ценю мнение, точку зрения своего собеседника. Может быть, у нас не все точки зрения совпадают, но нужно слушать друг друга. Все мнения важны.
Премьер-министр России также проинформировал меня о событиях, которые имеют место на Ближнем Востоке, и о договоре с Ираном. Если говорить о безопасности и стабильности, для Словении очень важен регион Западных Балкан – на эту тему мы также говорили с Премьер-министром.
Разрешите завершить своё выступление и обратить внимание на очень важный пункт нашей программы. Мы с господином Медведевым будем присутствовать на торжественном открытии памятника словенцам, которые погибли в Первой и Второй мировых войнах на территории России. Это в парке Победы на Поклонной горе. Мы откроем памятник и тем самым увековечим их память. Для нас это очень важно, так как и в России, и в Словении в ходе этих войн погибло очень много людей. Мир должен знать об этих жертвах. Это месседж, который должен всех предупреждать: такое больше никогда не должно повториться.
Спасибо большое, Премьер-министр, за тёплый приём, встречу с Вами. Мне будет очень приятно встречать Вас у нас.
Вопрос: Агентство ТАСС. Дмитрий Анатольевич, Вы говорили о необходимости нормализации отношений между Россией и ЕС. В последние годы акцент в отношениях между Россией и Европейским союзом сместился от многостороннего формата к двусторонним трекам в силу различных обстоятельств. При этом стали звучать разговоры о возвращении к формату G8. Видите ли Вы в этом формате перспективы возобновления экономического многостороннего взаимодействия стран «восьмёрки»?
Д.Медведев: Если говорить об отношениях между Россией и Европейским союзом, то они сейчас на нуле. Мы можем и без них прожить, мы в двустороннем порядке развиваем отношения, в том числе с нашими друзьями из Словении и большого количества других европейских стран. Но это ненормально. Посмотрим, готово ли будет новое руководство Европейской комиссии какие-то меры принять для нормализации наших отношений. Только не надо ничем это обуславливать, потому что не мы их разрушали. Захотят восстановить – мы восстановим их. Я неоднократно говорил об этом действующему руководству Европейского союза. Потому что без них полноценный диалог всё равно затруднителен.
Вы упомянули другой формат, так называемую восьмёрку, которая сейчас «семёрка». Это специфический формат. Я принимал в нём неоднократно участие. Скажу так: нас в «восьмёрку» в полном объёме никогда и не пускали. Наши партнёры, когда речь шла о сугубо экономических темах, говорили: вы пока немного подождите, мы тут «на семерых» поговорим, а потом вас пригласим к этому формату.
«Восьмёрка» была площадкой для того, чтобы обсудить в узком кругу различные политические вызовы, различные проблемы. Наверное, небесполезной площадкой. Но могу сказать, что даже десять лет назад, когда я впервые посетил саммит «восьмёрки» (уже 11 лет назад), очевидным было, что «восьмёрке» недостаёт легитимности. Поскольку всё равно в качестве различных форматов, которые по-разному назывались – формат «аутрич», какие-то ещё форматы, – естественно, приглашали другие страны, в том числе Китай, Индию, некоторые другие государства, без которых сегодня рассматривать вопросы международной повестки дня практически невозможно.
Поэтому, когда появилась «двадцатка», стало очевидным, что большинство самых насущных для нашей планеты вопросов можно рассматривать в этом формате. И то не все, потому что в «двадцатке» не представлены другие страны. Словения не представлена в «двадцатке». Там, правда, есть представители Европейского союза, но это всё-таки разные вещи. Есть вообще универсальные форматы, такие как Организация Объединённых Наций, различные форумы в сфере безопасности и так далее.
Иными словами, я бы вообще не «надувал» избыточно этот формат «семёрки» нынешней. Вполне очевидно, что в этом формате обсуждаются совершенно локальные вещи. Обсуждаются, наверное, так же как и раньше, заинтересованными сторонами. И уж тем более странно слышать, когда наши партнёры говорят: мы, если Россия исправится, вас в этот формат вернём. По-моему, Президент Трамп сказал правильную вещь: «Только надо спросить у России, а надо ли ей это».
Наша позиция была сформулирована Президентом страны, и я ещё раз хотел бы сказать: естественно, мы за то, чтобы общаться на различных площадках. Если будет приглашение, наверное, приглашение можно рассматривать. Но ещё раз хочу подчеркнуть: в современном мире такого рода ограниченные по составу участников форматы неспособны принимать решения, имеющие существенное значение для развития человечества, для решения глобальных вопросов, которые стоят в повестке дня.
Так что, я думаю, нужно
встречаться в различных форматах и обсуждать все существующие вопросы в
максимально широком составе участников.
Вопрос: Телевидение Словении. Дмитрий Анатольевич, здравствуйте. Товарооборот между Словенией и Россией за последние два года немного увеличился. Намечается хорошая тенденция. Но факт остаётся фактом: Словения в основном из России импортирует газ, а словенские предприятия в основном экспортируют фармацевтические изделия – это 40% экспорта.
Мы практически 15 лет слушаем, как хотели бы оба государства увеличить товарооборот до 2 млрд долларов. Где Вы видите отрасли, которые надо развивать, чтобы мы начали двигаться в этом направлении? Может быть, эта цифра большая – 2 млрд долларов, учитывая тот факт, что рост экономики России пока достаточно скромный и санкции Запада всё ещё действуют?
Ещё дополнительный короткий вопрос. Куда, в какие отрасли, Россия, российские предприятия готовы вкладывать деньги в Словении?
Если можно, ещё короткий вопрос господину Шарецу.
(как переведено) Как мы знаем, в последние годы значительно вырос товарооборот между нашими странами. В прошлом году он составил 1,3 млрд долларов. Каким вы видите будущий потенциал российско-словенских отношений в этой сфере?
Д.Медведев: Давайте я тогда начну отвечать. Мы сегодня констатировали, что товарооборот за последнее время всё-таки укрепился. Это очень отрадный факт. Вы абсолютно правильные цифры назвали. Он вырос в 2018 году, по нашим данным (потому что статистика – это всегда тонкая история: у стран часто цифры немного разнятся), на 9%, и в настоящий момент он в районе 1,3 млрд долларов. Потенциал роста до 2 млрд, наверное, точно есть.
У нас есть традиционные сферы, в которых мы сотрудничаем. Это и энергетика, и поставка некоторых видов продукции, сырья из нашей страны, поставка товаров народного потребления, а также фармацевтических препаратов из Словении. Но надо расширять эти границы. Мы сегодня тоже об этом говорили. Есть целый ряд довольно серьёзных проектов, касающихся, например, инфраструктуры, железной дороги, сферы высоких технологий, развития кооперации в цифровой сфере. Я сказал господину Шарецу, что, какая бы страна по размеру сейчас ни была, она не может существовать только за счёт внутреннего богатства, будь то нефть, газ, какие-то полезные ископаемые. Тот, кто делает упор только на это, скорее всего, окажется на периферии развития в XXI веке, на обочине. Поэтому нужны умные решения. В этом смысле и наши словенские друзья могут их предложить, и мы можем предложить целый ряд решений. Такая кооперация самого дорогого стоит.
Что касается возможностей, у всех есть какие-то сложности, проблемы. Но я не вижу никаких проблем для роста товарооборота между нашими странами до тех величин, которые были обозначены, и даже бóльших, и даже в условиях сохранения санкций и различного рода проблем, которые существуют на международных рынках, включая торговые войны и так далее. Всё в наших руках. Надеюсь, что визит представительной делегации бизнеса из Словении тоже будет этому способствовать. Со стороны политических властей наших стран этому будет обеспечено максимальное благоприятствование.
М.Шарец (как переведено): Говоря о российских предприятиях, которые зарегистрированы в Словении, иногда приходится слышать, что нет никакого результата их деятельности. Это неправда. Если бы это было на самом деле так, то мы бы не могли сейчас говорить о столь большом объёме товарооборота, который имеет место между нашими странами. Но нельзя останавливаться на достигнутом, никогда не бывает ситуации, когда нельзя что-то улучшить, увеличить или укрепить. Мы готовы увеличивать поставки наших товаров на российский рынок. Уже в рамках заседания нашего Правительства эту тему выносили на повестку дня. Надо учитывать присутствие ограничительных санкций, но я уверен, что всё равно можно достичь целей. Я не хочу говорить о «чёрных» сценариях. Уверен, что за счёт совместных усилий и сотрудничества мы можем увеличить товарооборот между нашими странами. Уверен, что российские предприятия, которые учреждены и работают в Словении, тоже вносят свою немалую лепту в товарооборот и взаимное экономическое сотрудничество.