В повестке: о проекте стратегии развития минерально-сырьевой базы России до 2035 года, проекты федеральных законов, бюджетные ассигнования.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Принятые решения
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы с вами сегодня рассмотрим важные документы, в том числе проект стратегии развития минерально-сырьевой базы до 2035 года.
Наша страна обладает огромными запасами полезных ископаемых. Добывающая промышленность и связанные с ней производства – одна из важнейших частей нашей экономики. Очевидно, что ключевым условием её развития является рациональное и в то же время бережное недропользование. И эффективное, конечно. Стратегия призвана это обеспечить.
Участники заседания
-
PDF
155Kb
Список участников заседания Правительства, 20 декабря 2018 года
Она предусматривает инвентаризацию уже открытых и поиск новых месторождений, чтобы точно представлять объёмы запасов, эффективно планировать их добычу, исходя из потребностей экономики. Часть месторождений истощается по естественным причинам, а многие данные получены ещё в советский период и попросту устарели.
В соответствии со стратегией геологическое изучение недр должно расширяться, в том числе за счёт применения современных технологий, научных методик и подготовки бόльшего числа специалистов геологического профиля.
Повестка заседания
Предполагается, что будет использована и экономическая модель стимулирования. Особенно для освоения новых месторождений, где инфраструктура отсутствует, месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Речь, в частности, идёт о поддержке из федерального бюджета проведения геолого-разведочных работ ранних стадий. А также о создании особых налоговых режимов для привлечения частных инвестиций в проведение таких работ.
В результате выполнения стратегии будет усовершенствовано и законодательство о недрах, и регулирование недропользования, создан единый фонд геологической информации о недрах, выстроена современная система прогнозирования и поиска новых месторождений.
Выполнение стратегии должно позволить сформировать благоприятные условия для привлечения новых инвестиций, для внедрения современных технологий переработки, обогащения и комплексного извлечения полезных ископаемых, сделать разработку недр более эффективной и рентабельной, ввести в промышленный оборот месторождения, которые сегодня простаивают. А также обеспечить более строгое соблюдение экологических стандартов.
Подробно об этом доложит Министр природных ресурсов.
Также просил бы доложить о результатах аудита так называемых спящих лицензий. Речь идёт о лицензиях, выполнение обязательств по которым компании просили отсрочить – перенести начало добычи на более поздний срок. Минприроды проанализировало обоснованность этих просьб. Отсутствие транспортной, прочей инфраструктуры, климатические условия, свойства самих запасов, действительно, могут усложнить и затянуть разработку месторождений, хотя не всегда это так. В то же время государству как собственнику недр такая отсрочка невыгодна. Добыча – это и инвестиции, и налоги, и рабочие места. И у нас есть примеры эффективной добычи и переработки полезных ископаемых в самых тяжёлых климатических условиях. Вот мы только что в Арктике это видели.
Правительству необходимо разобраться, кто столкнулся с объективными трудностями, а кто просто не хочет или не может вкладываться по иным причинам, не желает работать. И какие меры нужно принять, чтобы лицензии получали только эффективные недропользователи. И, скажем прямо, какие меры необходимо принять, чтобы прекратить действие целого ряда ранее выданных лицензий.
Сегодня также рассмотрим несколько законопроектов, в том числе по развитию системы социального заказа. Один из законопроектов уже прошёл первое чтение. Сегодня речь пойдёт о внесении изменений в нормы Бюджетного и Налогового кодексов, которые вводят дополнительные гарантии для негосударственных структур.
Появляется новый вид бюджетных ассигнований – на исполнение государственного или муниципального социального заказа. Устанавливаются виды субсидий, порядок их предоставления.
И корректируется Налоговый кодекс. Сейчас субсидия не признаётся объектом налогообложения, она освобождена от уплаты НДС. Такие же права получат и негосударственные социально ориентированные организации.
Мы распределим субсидии, субвенции и трансферты.
Мы выделяем значительные средства, чтобы поддержать инвестиционные проекты в агропромышленном комплексе. Более 26 млрд рублей направляется на частичное погашение процентных платежей по инвесткредитам. В том числе 14 регионов получат дополнительные средства.
Мы также направим деньги на возмещение части затрат на создание или модернизацию объектов аграрно-промышленного комплекса. Это приблизительно 11,5 млрд рублей. И ещё более 2 млрд – из резервного фонда Правительства.
Кроме того, более 3,5 млрд рублей выделяем на компенсацию ущерба нашим сельхозпроизводителям. Многие из них пострадали от засухи, паводков, заморозков, других чрезвычайных ситуаций природного характера. Трансферты получат 27 регионов.
Ряд субсидий и субвенций, которые мы распределим сегодня, направлены на социальную поддержку. Речь идёт о субвенциях регионам на обеспечение льготников лекарствами и медицинскими изделиями, инвалидов – лечебным питанием. По итогам III квартала число тех, кто имеет право на такую поддержку государства, выросло более чем на 100 тысяч человек. С учётом этого выделим из федерального бюджета дополнительно 345 млн рублей. Таким образом, общая сумма субвенций на эти цели в текущем году превысит 34,5 млрд рублей.
На путёвки в санатории, проезд к месту лечения и обратно в следующем году для целого ряда регионов тоже направляется более 1,33 млрд рублей.
Распределяются на 2019 год средства на господдержку трёх общероссийских общественных организаций инвалидов. Это чуть более 1,5 млрд рублей.
И деньги из резервного фонда мы дораспределяем – по полмиллиарда рублей приблизительно на создание новых учебных мест в школах. Речь идёт о нескольких регионах, это Якутия, Ингушетия, где должно быть создано дополнительное количество мест в школах.
Также распределяем деньги на переселение людей из аварийных домов.
Кроме того, деньги выделяются Краснодарскому краю, который в конце октября пострадал от паводка. Региональные власти предоставили людям единовременную материальную помощь, оказали финансовую поддержку. На компенсацию таких расходов края в фонде предусмотрим свыше 480 млн рублей.