В повестке: о подготовке проекта федерального бюджета на 2019–2021 годы.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Уважаемые коллеги!
Мы завершаем в целом работу над проектом трёхлетнего бюджета на период 2019–2021 годов. Весь пакет должен быть рассмотрен на заседании Правительства 20 сентября, с тем чтобы до 1 октября он поступил в Государственную Думу.
Мы провели серию совещаний по отраслевым блокам, обсудили планируемые расходы в основных секторах экономики и социальной сфере. Сегодня у нас последняя итерация – заседание комиссии по бюджетным проектировкам – перед внесением бюджета в Правительство.
Участники заседания
-
PDF
155Kb
Список участников заседания Правительственной комиссии
по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год
и плановый период, 5 сентября 2018 года
Сразу хочу заметить: в таком виде деятельность комиссии непродуктивна, её нужно изменить. Когда собирается такое количество людей, очень трудно обсуждать отраслевые вопросы. Мы с вами их обсуждали во время встреч на отраслевых совещаниях. Там как раз все возможные разногласия и разрешаются. В таком виде комиссия носит ритуальный характер и подлежит реорганизации.
Тем не менее с учётом того, что мы договаривались такие мероприятия проводить, сегодня мы послушаем информацию о том, что предлагается. Просил бы кратко доложить Министра экономического развития и Министра финансов по основным позициям, имея в виду, что всё остальное мы с вами уже обсудили в ходе отраслевых совещаний.
Контекст
В прогнозе социально-экономического развития (я только что проводил совещание по прогнозу) мы по понятным причинам исходим из весьма осторожной оценки, без завышенных ожиданий, имея в виду факторы глобальной неопределённости и давление на нашу экономику, нашу страну, которое сохраняется.
Поэтому равновесие, которое у нас существует в экономике, пока трудно признать оптимальным. Прежние вызовы никуда не деваются. Сохраняются и структурные внутренние ограничения, которые мешают более динамичному развитию. Нельзя исключать и новых вызовов, которые связаны с эскалацией торговых войн. Сейчас это тема модная – буквально одним движением руки или с записей в «Твиттере» начинается.
Есть и решения, связанные с денежно-кредитной политикой в целом ряде стран, текущие финансовые условия на мировых рынках капитала. Поэтому нам нужна весьма сдержанная бюджетная политика.
И нам ни в коем случае нельзя
растерять того, что мы сумели создать за последние годы и что позволило нам в
конечном счёте выйти на национальные проекты, Президенту –
сформулировать национальные цели развития на ближайшие шесть лет.
При этом сам бюджет должен быть не только адекватен тем возможностям, которые есть, это само собой разумеется. Нам потребуются ресурсы на достижение национальных целей развития. Без этого наша страна не может развиваться и идти вперёд. И именно поиск необходимого баланса, наверное, представляет в настоящий момент наибольшую трудность.
Чтобы эти задачи решить, нужно укрепить все те изменения, которых мы достигли за последние годы. Прежде всего речь идёт о темпах экономического роста. Нужно продолжить создание благоприятных условий для частных инвесторов, справедливой конкурентной среды для бизнеса, в том числе малого бизнеса. Это касается доступа к инвестициям, современной инфраструктуре. С учётом принятых решений, в том числе в области налоговой политики, важно обеспечить стабильность работы налоговой системы. А таможенно-тарифная политика должна способствовать импортозамещению и увеличению объёмов несырьевого экспорта.
Главным в бюджетной политике остаётся повышение уровня жизни и реальных доходов граждан нашей страны. Это потребует серьёзных ресурсов для здравоохранения, образования, для всей социальной сферы. Мы это с вами обсуждали в ходе отраслевых совещаний. Безусловно, в федеральном бюджете должны быть учтены предстоящие изменения пенсионной системы, включая рост пенсий выше инфляции и предложения, которые были высказаны недавно Президентом.
Один из приоритетов – повышение эффективности бюджетных расходов. В том числе продолжим использовать проектный подход. При формировании бюджета будут предусмотрены деньги на национальные проекты по 12 приоритетным направлениям.
Сейчас в Правительстве параллельно с работой над бюджетом идёт работа над паспортами национальных проектов. Мы практически каждый день встречаемся, обсуждаем эти вопросы. Большинство паспортов уже подготовлены, рассмотрены на заседаниях президиума совета. Мы отобрали решения, которые в ближайшей перспективе дадут максимальную отдачу. И конечно, в данном случае всё это должно быть учтено в проекте бюджета. Но это сложная задача, поэтому у нас, у Правительства, отдельная просьба к Федеральному Собранию – иметь это в виду, поскольку целый ряд позиций будет формулироваться, что называется, на ходу и нам придётся конкретизировать отдельные позиции в ходе работы над государственным бюджетом. Просил бы наших коллег из Государственной Думы и Совета Федерации иметь это в виду.