Совещание.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Бюджет – важнейшее конституционное полномочие Правительства. Сейчас мы продолжаем работу над проектом федерального бюджета на 2017 год и на следующие два года. Предложения по общим подходам к его формированию, к базовым характеристикам представит Министр финансов.
У нас в настоящий момент сохраняется довольно много развилок, по которым надо найти взвешенные решения с учётом существующих финансовых возможностей. Здесь есть разные предложения, мы их сегодня обсудим, тем более что недостатка в прогнозах у нас нет. Очевидно, что бюджетный процесс в этом году будет непростым и параметры бюджета на следующий год и трёхлетку во многом определены сложившейся экономической ситуацией. Прогноз о том, как она будет развиваться, представит Министр экономического развития.
Участники совещания
-
Список участников совещания об основных подходах к формированию федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, 15 июня 2016 года
Нам понятно, что работать придётся с учётом целого ряда неблагоприятных факторов. Их по сравнению с прошлым бюджетным циклом не стало меньше. В этом смысле даже некоторое улучшение ситуации на нефтяных рынках нас не должно обманывать. Считаю целесообразным использовать консервативный подход, для того чтобы оценить наши возможности, в том числе предположения о цене на нефть. Да, эта цена сейчас выше, она около 50 долларов за баррель нефти марки Brent. Но я напомню, что в прошлом году была аналогичная ситуация: в I квартале нефть была на относительно низких значениях, потом выросла до 60 долларов за баррель той же самой марки, а затем свалилась к известным показателям. В этом году мы стартовали с ещё более низких позиций: нефть опускалась до 25–30 долларов за баррель. Сейчас она достигла 50 долларов, но неизвестно, насколько устойчивой является эта тенденция, поэтому на будущее исхожу из необходимости заложить консервативный прогноз по цене.
Это правильно хотя бы
потому, что, если цена всё-таки окажется выше, мы всегда сможем всё
переверстать и дополнительные возможности бюджета использовать по назначению. А так мы должны найти какое-то усреднённое
консервативное значение. 40 или около 40
долларов за баррель представляется сегодня
вполне адекватной оценкой.
На что ещё нужно обратить внимание? Бюджетная система должна оставаться устойчивой, сбалансированной. Это значит, что мы должны реально оценивать свои возможности по доходной части прежде всего, учитывать мировые тенденции и мировые цены на энергоносители, темпы роста мировой экономики и, конечно, санкционные ограничения. Соответственно, максимально чётко планировать расходы, чтобы сконцентрировать бюджетные ресурсы на приоритетных направлениях. Это относится не только к федеральному бюджету, но не в меньшей, а может быть, даже и в большей степени – к региональным и местным бюджетам, где много проблем, вы это знаете. Необходимо зафиксировать приемлемый в нынешних условиях уровень бюджетного дефицита, определить, за счёт каких источников мы будем его финансировать, и, самое главное, твёрдо придерживаться этих параметров.
Конечно, бюджет должен быть сориентирован на дальнейшее сдерживание инфляции. Мы поставили перед собой определённые цели, они должны быть достигнуты. Это позволит быстрее снижать процентные ставки, о чём мне говорят на всех встречах с бизнесом, с представителями аграрного сектора – со всеми. Конечно, это будет действовать в сторону замедления на рост цен на потребительские товары, услуги и продовольствие.
Ещё одна важная составляющая: нужно найти такую конфигурацию бюджета, которая позволит при любых обстоятельствах выполнить социальные обязательства. Несмотря на известные трудности, сейчас мы с этой задачей справляемся, в том числе благодаря достаточно жёсткой бюджетной политике последних лет и тем резервам, которые мы создавали для того, чтобы сделать нашу финансовую систему менее зависимой от внешних шоков. В новом бюджете для этого тоже нужно предусмотреть возможности.
Я уже говорил отдельно на совещании по мерам социальной поддержки: мы должны и будем искать резервы, чтобы поддержать тех, у кого доходы небольшие, тех, кто действительно нуждается в нашей помощи. Это люди с ограничениями по здоровью, пенсионеры, семьи с детьми. Поэтому нам надо будет всё максимально тщательно просчитать, а в следующем году, если для этого сложатся все условия, надо будет вернуться к индексации пенсий по показателям инфляции, как я об этом говорил на совещании 9 июня.
Наконец, бюджетная политика должна стимулировать структурные изменения и развитие реального сектора. Считаю, что это момент принципиальный. При всей важности текущих проблем нам нельзя забывать о стратегических задачах, улучшении инвестиционного климата, поддержке импортозамещения, несырьевого экспорта. Необходимо стимулировать инновационные разработки, создание новых технологий, их внедрение, конечно, развивать социальные услуги и социальную сферу в целом. От этого зависит, каким будет облик нашей страны в ближайшие годы. Поэтому мы продолжим поддержку ключевых отраслей промышленности и сельского хозяйства, несмотря на объективные ограничения, предусмотрим в бюджете финансирование этих отраслей, будем создавать условия, чтобы наши промышленные и сельхозпредприятия могли использовать возможности, которые создаёт текущая ситуация, связанная с ослаблением курса рубля и введением так называемых ответных мер. Это временная ситуация, тем не менее нужно, чтобы и промышленность, и сельское хозяйство обязательно этим воспользовались.