Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2010 г. № 620
МОСКВА
Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 04.09.2012 № 882, от 26.03.2014 № 230, от 29.07.2017 № 896, от 07.10.2019 № 1288)
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (далее - технический регламент) .
Технический регламент вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления.
2. Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить в 6-месячный срок в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента и осуществления оценки соответствия продукции требованиям технического регламента.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерацииот 12 августа 2010 г. № 620
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ о безопасности объектов морского транспорта
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 04.09.2012 № 882, от 26.03.2014 № 230, от 29.07.2017 № 896, от 07.10.2019 № 1288)
I. Общие положения
1. Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта, направленные на достижение целей, предусмотренных настоящим техническим регламентом.
2. Настоящий технический регламент распространяется на объекты технического регулирования и связанные с требованиями к объектам технического регулирования процессы проектирования (включая изыскания для строительства) , строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации объектов технического регулирования.
3. Настоящий технический регламент не распространяется:
а) на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной собственности или эксплуатируемые и используемые только для государственной службы, и связанную с указанными кораблями (судами) специальную инфраструктуру;
б) на стационарные или плавучие платформы либо морские подвижные буровые установки, осуществляющие разведку и разработку минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
в) на прогулочные суда, используемые в целях мореплавания;
г) на оборудование, снабженное взрывчатыми веществами и пиропатронами;
д) на процессы проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации, связанные с указанными в настоящем пункте кораблями (судами) и оборудованием.
4. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" настоящий технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов технического регулирования, от опасностей, источником которых может стать деятельность морского транспорта и связанная с ним инфраструктура.
5. К объектам технического регулирования относятся:
а) объекты морского транспорта, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, включающие:
морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям и внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, предусмотренные приложением № 1;
материалы, изделия и оборудование для судов, предусмотренные приложением № 1 к настоящему техническому регламенту;
б) процессы эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации, связанные с требованиями к объектам морского транспорта;
в) объекты инфраструктуры морского транспорта, включающие причалы и рейдовые перегрузочные комплексы;
г) процессы проектирования (включая изыскания для строительства) , строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации, связанные с требованиями к объектам инфраструктуры морского транспорта.
6. Проектировщики, строители и изготовители объектов морского транспорта и инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить энергоэффективность этих объектов.
7. К объектам технического регулирования не применяются требования других технических регламентов, действие которых распространяется на аналогичные объекты, если настоящим техническим регламентом не предусмотрено иное.
8. Понятия, используемые в настоящем техническом регламенте, означают следующее:
а) "грузовое судно" - любое судно, не являющееся пассажирским;
б) "живучесть судна" - способность судна при получении повреждений сохранять свои эксплуатационные и мореходные качества;
в) "изделие для судна" - изделие промышленного производства, применяемое как составная часть судна;
г) "комбинированное судно" - судно, предназначенное для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов, а также насыпных грузов;
д) "компания" - собственник судна или любая другая организация либо лицо, являющиеся управляющим или фрахтователем по бербоут-чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от собственника судна и которые при этом согласились принять на себя обязанности и ответственность в соответствии с главой IX Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее - Конвенция от 1974 года) ;
е) "материал для судна" - материал, применяемый для изготовления элементов конструкций судна;
ж) "машинное помещение категории "А" - помещение и ведущие в них шахты, в которых расположены двигатели внутреннего сгорания, используемые как главные механизмы, или двигатели внутреннего сгорания, используемые как неглавные механизмы, если суммарная мощность таких двигателей составляет не менее 375 киловатт, или любой котел, работающий на жидком топливе, или установка жидкого топлива;
з) "международный рейс" - рейс из государства, под флагом которого плавает судно, до порта за пределами этого государства или от порта иностранного государства до порта государства, под флагом которого плавает судно;
и) "навигационно-гидрографическое обеспечение торгового мореплавания" - комплекс мероприятий, проводимых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения требуемых уровней безопасности мореплавания путем создания и поддержания во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Российской Федерации благоприятной в навигационно-гидрографическом отношении обстановки;
к) "наливное судно" - судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом;
л) "непотопляемость судна" - способность судна после затопления одного или нескольких отсеков оставаться на плаву и сохранять остойчивость;
м) "нефтеналивное судно" - судно, предназначенное для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов;
н) "опасность" - источник или ситуация, представляющие потенциальную угрозу здоровью и жизни людей, судну, грузу или другому имуществу и окружающей среде;
о) "пассажирское судно" - судно, предназначенное для перевозки и перевозящее более 12 пассажиров;
п) "причальное сооружение" - устройство или гидротехническое сооружение для швартовки судов;
р) "проводка судна" - обеспечение безопасности плавания судна специальными службами;
с) "рейдовый перегрузочный комплекс" - совокупность элементов, устройств и оборудования, расположенных на акватории порта и предназначенных для перегрузки грузов на плаву;
т) "средства навигационного оборудования" - специальные сооружения, конструкции или устройства, предназначенные для ориентирования или определения места судна, а также для ограждения навигационных опасностей, обозначения морских каналов, фарватеров и других рекомендованных или установленных путей движения судов, морских коридоров и систем разделения движения в территориальном море;
у) "стоечное судно" - несамоходное плавучее сооружение с корпусом понтонного или судового образования, эксплуатирующееся у берега;
ф) "строитель судна" - юридическое лицо, которое располагает специальным строительно-монтажным оборудованием, оснасткой и специально подготовленным персоналом, строит, модернизирует, обновляет или ремонтирует судно, официально признает себя ответственным за безопасность построенного, модернизированного, обновленного или отремонтированного судна, если при эксплуатации не были нарушены ограничения, наложенные разработанным проектом либо иными документами, регламентирующими безопасную эксплуатацию судна;
х) "судно обеспечения" - судно, предназначенное для перевозки грузов на морские плавучие и стационарные установки различного назначения;
ц) "судно ограниченного района плавания" - судно, которому район плавания в море ограничен высотой волны, удалением от места убежища и расстоянием между местами убежища, что обусловлено его остойчивостью и прочностью;
ч) "судно специального назначения" - самоходное судно с механическим двигателем, которое в силу своего назначения имеет на борту специальный персонал более 12 человек, включая пассажиров;
ш) "сухогрузное судно" - судно, предназначенное для перевозки различных грузов, кроме жидких грузов наливом;
щ) "терминал" - специализированный район в порту, оборудованный для грузовых операций, включающий ряд причалов и прилегающую к ним территорию с сооружениями и устройствами для обработки различных грузов;
ы) "эксплуатирующая организация" - юридическое или физическое лицо, осуществляющие эксплуатацию материального объекта технического регулирования и несущие ответственность за безопасность его эксплуатации в соответствии с законодательством Российской Федерации и выполнение обязанностей, возлагаемых на такое лицо настоящим техническим регламентом.
9. В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов морского транспорта и услуг морского транспорта от опасностей, источником которых могут стать объекты морского транспорта, для приобретателей необходимо указывать на маркировке и в сопроводительной технической документации объектов морского транспорта информацию о технических характеристиках этих объектов. Информация выполняется поставщиком (изготовителем) объектов морского транспорта и должна быть однозначно понимаемая, полная и достоверная.
10. Технические характеристики и показатели объектов морского транспорта, указанные на маркировке, обязаны соответствовать заявленным техническим характеристикам и показателям указанных объектов, приведенным в сопроводительной технической документации изготовителя.
11. В сопроводительной технической документации изготовителя содержатся:
а) сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя;
б) значения основных параметров и характеристик;
в) правила эксплуатации в течение установленного срока службы;
г) сведения выполнения регламентных и ремонтных работ;
д) сведения об утилизации.
12. Объекты морского транспорта и объекты инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленных технической документацией.
13. На каждом из объектов морского транспорта, предусмотренных абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 настоящего технического регламента, строителем устанавливается и прочно закрепляется маркировочная табличка, которая содержит следующую информацию:
а) наименование, местоположение и фирменный знак организации - строителя судна;
б) серийный (строительный) номер судна;
в) год постройки судна.
14. На объекты морского транспорта, предусмотренные абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящего технического регламента, в доступных для обозрения местах наносится необходимая маркировка, включающая знаки (пиктограммы) , предупреждающие надписи и содержащая применимые для маркируемого объекта морского транспорта следующие сведения:
а) наименование объекта морского транспорта;
б) наименование и адрес изготовителя;
в) обозначение серии или типа;
г) серийный номер;
д) дата изготовления;
е) номинальная потребляемая или полезная мощность или номинальный ток;
ж) частота и направление вращения вала;
з) максимальная скорость движения;
и) максимальная грузоподъемность, подача, напор или другие основные режимные параметры;
к) номинальное напряжение питания или диапазон напряжений;
л) условное обозначение рода тока, если не указана номинальная частота;
м) степень защиты от попадания твердых частиц и влаги, обеспечиваемая защитной оболочкой;
н) масса изделия, съемного оборудования, узла или детали;
о) необходимость использования средств индивидуальной защиты;
п) сведения, относящиеся к регулировке рабочих органов и устройств защиты;
р) способ утилизации;
с) места строповки;
т) информация об оценке соответствия объекта морского транспорта требованиям настоящего технического регламента;
у) периодичность проверки;
ф) иные сведения, которые могут характеризовать указанный объект морского транспорта.
15. В случаях, предусмотренных Конвенцией от 1974 года и Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней) (далее - Конвенция от 1973 года) , судно, материалы и изделия для судна, предусмотренные абзацами вторым и третьим подпункта "а" пункта 5 настоящего технического регламента, маркируются в соответствии с требованиями этих конвенций.
16. Информация, предусмотренная пунктами 13 и 14 настоящего технического регламента, нанесенная непосредственно на объект морского транспорта, должна быть читаемой в течение установленного срока службы.
17. Маркировка объектов морского транспорта должна быть однозначно понимаема.
18. Предупреждающие надписи наносятся на русском языке, если иное не требуется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
19. Маркировка объектов инфраструктуры морского транспорта не требуется.
20. Объекты технического регулирования, соответствие которых подтверждено требованиями настоящего технического регламента, маркируются знаком обращения на рынке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
II. Требования безопасности объектов морского транспорта
21. Объекты морского транспорта должны соответствовать требованиям Конвенции от 1974 года, Конвенции от 1973 года, законодательства Российской Федерации в области торгового мореплавания, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, водного законодательства Российской Федерации и настоящего технического регламента.
22. Средства измерений, испытаний и контроля, используемые в целях обеспечения безопасности объектов морского транспорта, должны быть утвержденных типов и поверены, а методики измерений - аттестованы в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений".
23. Требования настоящего технического регламента должны обеспечить биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую и электрическую безопасность, электромагнитную совместимость, экологическую и гидрометеорологическую безопасность объектов технического регулирования, а также их единство измерений.
24. Биологическая безопасность объектов морского транспорта должна обеспечиваться выполнением их проектировщиками, строителями и изготовителями требований Конвенции от 1974 года, Конвенции от 1973 года, соблюдением нормативов, предусмотренных статьями 21 - 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и статьями 11, 12, 14, 16, 19, 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
25. Проектировщики, строители и изготовители объектов морского транспорта должны обеспечить выполнение требований к их взрывобезопасности, предусмотренных пунктами 26 - 38 настоящего технического регламента.
26. Для обеспечения взрывобезопасности объектов морского транспорта необходимо исключить прорыв отработанных газов, искр и пламени, контакт горячих частей с горючими и взрывоопасными веществами, которые могут явиться причиной взрыва.
27. К установке на взрывоопасные объекты морского транспорта допускаются изделия во взрывозащищенном исполнении с учетом характеристики взрывоопасности газов или смесей газов.
28. На нефтеналивном и нефтесборном судне, судне обеспечения, судне, приспособленном для перевозки взрыво- и пожароопасных грузов, и судне, обслуживающем или буксирующем указанные суда, дымоходы котлов, газовыпускных труб главных и вспомогательных двигателей и инсинераторов оборудуются искрогасителями или искроуловителями.
29. На судне, перевозящем взрывоопасные грузы, необходимо предусматривать применение во взрывоопасных помещениях и пространствах изделий взрывозащищенного исполнения, предназначенных для работы со взрывоопасными смесями соответствующих категорий и групп. Выключатели освещения и штепсельные розетки не должны устанавливаться в этих помещениях. Конструкция и материал деталей палубных механизмов, устанавливаемых во взрывоопасных помещениях и пространствах, должны исключать искрообразование.
30. Специальные требования по взрывобезопасности при перевозке опасных грузов устанавливаются Конвенцией от 1974 года.
31. Все металлические тросы, проходящие на судах над трюмами или танками, в которых перевозятся взрывоопасные вещества, должны быть заземлены на корпус.
32. На судне, перевозящем взрывоопасные грузы наливом, вместе с требованиями, предусмотренными пунктами 27 - 29 и 31 настоящего технического регламента, необходимо выполнение следующих требований:
а) насосы, компрессоры и соответствующие погрузочно-разгрузочные трубопроводы, предназначенные для работы с опасными грузами, должны находиться в пределах грузовой зоны;
б) необходимо предусматривать возможность отключения насосов и компрессоров в помещениях, находящихся в грузовом пространстве, и в местах за пределами помещений, находящихся в грузовом пространстве;
в) освещение, установленное в грузовой зоне, должно быть во взрывозащищенном исполнении. Переносные осветительные приборы должны быть низковольтными, с потребляемым напряжением не выше 12 вольт и во взрывозащищенном исполнении;
г) во взрывоопасных зонах и помещениях запрещается размещать якорные, швартовные, шлюпочные, буксирные, сцепные устройства и их элементы, а также применять рабочий инструмент, приборы, аппаратуру, переносные детали и соединения трубопроводов, которые при нормальной эксплуатации могут вызвать искрообразование;
д) закрытия грузовых трюмов на верхней палубе судна, приспособленного для перевозки взрывоопасных грузов, должны быть стальными, закрытия грузовых трюмов верхних и нижних палуб судна, приспособленного для перевозки взрывоопасных грузов, должны иметь привод, обеспечивающий плавное и безударное движение крышек и всех деталей люковых закрытий, конструкция привода и его деталей должна быть такой, чтобы при выходе их из строя исключалась возможность падения крышек в процессе их открывания и закрывания и обеспечивалось надежное закрепление крышек в открытом по