Стенограмма:
В.Скворцова: Уважаемые коллеги! С марта Министерство здравоохранения координирует всю деятельность и все действия по оказанию медицинской помощи людям, вынужденно покинувшим территорию Украины, – как гражданам Украины, так и гражданам, проживающим на Украине без украинского гражданства и вынужденно оказавшимся на территории Российской Федерации.
Хотелось бы отметить, что с первых дней во всех пунктах временного размещения были организованы круглосуточные медицинские пункты и круглосуточные дежурства бригад скорой медицинской помощи, машин скорой медицинской помощи. Каждого человека, поступавшего в пункт временного размещения, медики (терапевты, педиатры) осматривали.
При наличии анамнестических указаний на какие-то заболевания или подозрений на заболевания проводились необходимые инструментальные лабораторные исследования. Всего за медицинской помощью с марта обратилось 35,5 тыс. человек, из них больше половины – дети, более 1 тыс. – беременные женщины и более 100 – раненые.
В настоящее время на стационарном лечении продолжает находиться достаточно большое количество людей – все, кому показано. Почти 200 детей уже рождено, причём всем детям оказана медицинская помощь, в том числе вакцинация.
Для того чтобы обеспечить медицинскую помощь и в тех полевых пунктах временного размещения, на границе с Луганской и Донецкой областями, мы сформировали четыре врачебно-сестринских бригады Федерального медико-биологического агентства. Они были с помощью мобильных средств развёрнуты на территории этих полевых пунктов временного размещения, включая большой полевой госпиталь, позволяющий оказывать любые манипуляции при необходимости операции, в том числе жизнеспасающие, реанимобили и другие мобильные диагностические средства.
Особая наша забота – следить за санитарно-эпидемиологическим благополучием. На сегодняшний день уровни инфекционной заболеваемости не превышают обычные сезонные уровни. И на сегодняшний день мы можем констатировать, что санитарная ситуация не изменена и не ухудшена.
В то же время из прибывших на территорию нашей страны переселенцев из Украины более 560 человек имеют социально значимые заболевания, включая туберкулёз, СПИД, сахарный диабет и некоторые другие, которые требуют особого учёта этих пациентов, диспансерного наблюдения за ними, лабораторного контроля и необходимого лечения.
Я хочу подчеркнуть, что всё это оказывается в необходимом объёме. Вся скорая помощь, вся специализированная медицинская помощь в экстренной форме, – всё это оказывается своевременно и бесплатно для людей, которые оказались на нашей территории, в том числе даже высокотехнологичная помощь, если экстренная ситуация заставляет её оказывать.
Министерство здравоохранения разработало ускоренную процедуру медицинского освидетельствования для тех лиц, которые подали заявление на получение статуса беженца или на временное размещение, и всё это занимает не более пяти рабочих дней. Медицинское освидетельствование включает обязательный осмотр терапевтом, педиатром, инфекционистом и – при необходимости другими специалистами, если это действительно нужно, – обязательно флюорографию, обязательно все необходимые лабораторные тесты, в том числе на социальные заболевания.
И этот механизм уже заработал. Точно так же мы создали механизмы ускоренной регистрации в системе обязательного медицинского страхования для тех, кто получил официальный статус. Те люди, которые получают этот статус, в результате обеспечиваются всем объёмом медицинской помощи, которая входит в систему обязательного медицинского страхования. Та помощь, которая не входит в ОМС – а это лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях (это как раз социально значимые заболевания: туберкулёз, ВИЧ, СПИД) и определённый перечень высокотехнологичной медицинской помощи, – должна обеспечиваться из бюджетов субъектов Российской Федерации. Поэтому на сегодняшнем совещании, которое проводил Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев, было дано особое поручение Министерству здравоохранения и Министерству финансов провести расчёты дополнительных потребностей субъектов в финансовом обеспечении, для того чтобы субъекты получили эту помощь из федерального бюджета, чтобы можно было, соответственно, обеспечить население.
И, пожалуй, последнее, о чём бы я хотела сказать, это иммунизация населения, которое прибывает на нашу территорию. Дело в том, что на Украине работал национальный календарь прививок по более сжатой форме, чем в России. Скажем, такие прививки, как прививка от кори, от краснухи, от гриппа, в украинский национальный календарь прививок не входят. Именно поэтому порог, уровень заболеваемости этими инфекциями существенно, в разы превышает уровень заболеваемости в России. И перед нами стояла задача детей прежде всего, а также и взрослых, которые в постсоветский период на Украине не были привиты, от этих инфекций привить, чтобы не было вспышек кори, краснухи у нас на территории. Мы привили уже почти 19 тыс. человек и, соответственно, более 5 тыс. детей или молодых взрослых, не привитых в советское время от этих инфекций, разработав специальные критерии и собрав заявки от субъектов Российской Федерации.
Пока санитарно-эпидемиологическая ситуация стабильная, не встаёт вопрос о массовой иммунизации против кишечной инфекции – так, как это было, скажем, год назад в наших подтопленных районах Дальнего Востока. Тогда у нас был большой риск, связанный с подтоплением и с водой. А сейчас условия климатические стабильные, все обеспечиваются качественной водой, качественной пищей, поэтому ситуация стабильная, мы просто на всякий случай формируем запас фагов от кишечной инфекции и вакцин от гепатита А, от дизентерии, от некоторых других форм. Пока они не требуются, но они есть, и в том случае, если будет какой-то минимальный сигнал или волнение, соответственно, мы приступим тут же к массовой иммунизации.