Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с признанием зданий, сооружений, других строений самовольными постройками, принятием решений об их сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями. Во избежание отнесения к самовольной постройке легально возведённых объектов законопроектом предлагается уточнить понятие самовольной постройки. Предусматривается запрет на принятие органом местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки, созданной до вступления в силу Земельного кодекса или Градостроительного кодекса. В этом случае принятие решения о сносе самовольных построек возможно исключительно в судебном порядке. Принятие законопроекта позволит пресечь наиболее распространённые нарушения в области градостроительной деятельности, защитить права и законные интересы добросовестных застройщиков и приобретателей объектов недвижимого имущества.
Проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)» (далее соответственно – законопроект, Гражданский кодекс) подготовлен Минстроем России во исполнение поручения Президента России по итогам заседания Государственного совета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности 17 мая 2016 года (№Пр-1138ГС, подпункт «а» пункта 2).
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с признанием зданий, сооружений, других строений самовольными постройками, принятием решений об их сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.
Во избежание отнесения к самовольной постройке легально возведённых объектов законопроектом предлагается уточнить понятие самовольной постройки.
Предусматривается также запрет на принятие органом местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки, созданной до вступления в силу Земельного кодекса (в случае если основанием принятия решения о сносе является отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок) или Градостроительного кодекса (в случае если основанием принятия решения о сносе является отсутствие разрешения на строительство). В этом случае принятие решения о сносе самовольных построек возможно исключительно в судебном порядке.
Статьёй 42 Земельного кодекса установлены такие обязанности правообладателей земельных участков, как их использование в соответствии с целевым назначением, соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, нормативов. Федеральным законом от 3 июля 2016 года №354-ФЗ соответствующие изменения были внесены в статью 285 Гражданского кодекса в части конкретизации требований законодательства, в связи с нарушением которых земельный участок может быть изъят у собственника. Законопроектом предлагается уточнить, что такое изъятие возможно только в случае невыполнения лицом обязанности по сносу самовольной постройки (приведению её в соответствие с установленными требованиями).
Законопроектом также вводятся нормы, направленные на защиту имущественных интересов лиц – приобретателей зданий, сооружений, других строений, право собственности на которые было зарегистрировано, в случае признания таких объектов самовольными постройками. В этом случае предусматривается выплата за счёт казны Российской Федерации однократной компенсации за утрату права собственности на здание, сооружение или другое строение, а также компенсация лицам или органам, за счёт которых был произведён снос самовольной постройки (её приведение в соответствие с установленными требованиями), расходов на такой снос (приведение в соответствие). Порядок выплаты компенсации предлагается урегулировать Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Принятие законопроекта позволит пресечь наиболее распространённые нарушения в области градостроительной деятельности, окажет благоприятное влияние на развитие строительной отрасли без установления дополнительных административных барьеров, которые могут повлиять на увеличение срока строительства, защитить права и законные интересы добросовестных застройщиков и приобретателей объектов недвижимого имущества.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.