Обсуждались вопросы совершенствования ЕГЭ, в том числе возможность пересдачи одного из экзаменов, снижение бюрократической нагрузки на педагогов, а также интеграция образовательных учреждений новых регионов в единую систему образования России.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Анзор Ахмедович!
Ведомство, которое Вы возглавляете, решает очень важную задачу – это контроль за качеством образования.
В своём Послании Федеральному Собранию Президент сказал о том, что нам необходимо снизить излишнюю нагрузку на учеников. И особенно это касается школ. Она должна быть разумной, сбалансированной. С другой стороны, необходимо при совершенствовании ЕГЭ проработать возможность пересдать один из экзаменов до окончания приёмной кампании в вузах. Это очень важно, потому что ребята зачастую волнуются. Ну всё бывает в жизни. И вот такое право на ошибку очень важно для детей. Знаю, что вы сейчас занимаетесь всеми механизмами, которые необходимо было проработать, чтобы это было реализовано.
Учебный год заканчивается. Единый государственный экзамен сегодня, как говорится, на носу. И конечно, этот вопрос интересует всех: и учеников, и их родителей.
Расскажите о том, как с этим обстоят дела.
А.Музаев: Михаил Владимирович, не успела завершиться прямая трансляция послания Президента, когда он это объявил, все горячие линии Рособрнадзора буквально взорвались от вопросов наших выпускников, смогут ли они воспользоваться этим нововведением в этом году. Вы, выступая в парламенте, уже озвучили даты – 4–5 июля. Дали нам поручение.
Хочу доложить, что все обсуждения по вопросам, связанным с возможностью пересдать один из предметов, проведены. Мы обсудили это всё с регионами, с двумя министерствами. В этом году ребята воспользуются этой возможностью, и вузы смогут учесть этот результат. То есть в полной мере поручение Президента уже в этом году будет исполнено.
М.Мишустин: Да, это очень важно, чтобы всё технически и организационно было готово.
По поручению Президента мы приняли также целый ряд решений по снижению бюрократической нагрузки на учителей.
Вы помните, мы говорили с Вами подробно о том, что очень большое количество отчётных документов, которые обязан заполнять учитель, мешает, не оставляет времени для работы с детьми, в том числе для качественной проверки домашних заданий. Всё это, я знаю, было предметом кропотливого изучения Рособрнадзора. Вы лично занимались этим вопросом.
И поручение разгрузить преподавателей должно быть выполнено на всех уровнях – от детских садиков до высших учебных заведений.
Как идёт работа в этом направлении и как проходит эксперимент в 24 учебных заведениях, образовательных организациях? Я знаю, что вы проводили его в шести регионах России. Расскажите, пожалуйста, подробнее.
А.Музаев: Михаил Владимирович, для Правительства, как и для нас, этот вопрос, конечно, был один из наиболее важных. Вы лично мне поручили, чтобы на базе Рособрнадзора была такая рабочая группа создана: два министра – сопредседатели.
И когда мы начали работу в виде эксперимента с организациями, шесть субъектов тоже в неё включились. Мы увидели огромный пласт проблем, но взялись за работу. Хочу похвалить эти субъекты, в том числе все образовательные организации, они работали достаточно активно.
Основными нашими экспертами были, конечно, преподаватели. Мы не привлекали федеральных начальников или директоров образовательных организаций – нас в первую очередь интересовало мнение учителей, воспитателей детских садов, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.
Первый этап нами пройден. Сейчас в Государственную Думу рабочая группа передала поправки. В весеннюю сессию они должны быть приняты – у нас нет никаких сомнений, что это будет сделано, потому что все согласования на всех инстанциях проведены. И рабочая группа по так называемой «гильотине» тоже поддержала эти поправки.
В чём суть этих поправок? Два министерства наделяются полномочиями формировать перечни для оставшихся категорий преподавателей и педагогических работников учебных заведений различного уровня образования – для воспитателей, преподавателей техникумов, колледжей и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.
Мы в ходе эксперимента увидели, что, кроме учителей, у нас сильно загружена административная часть образовательных организаций. Туда сыпется очень большое количество запросов. И в этих поправках мы оговорили: организация обязана отвечать только на те запросы, которые у нас значатся в федеральном законе.
В ходе эксперимента мы увидели очень серьёзную проблему, связанную с большим количеством мониторингов, которые есть в системе образования. И эти мониторинги не только три ведомства – наше и два министерства – проводят, часто их проводят и другие организации. После мониторингов, как правило, результаты надо заносить в огромное количество информационных систем.
М.Мишустин: Анзор Ахмедович, я ровно об этом и говорил Вам год назад. Потому что это на самом деле проблема, о которой знают все учителя.
А.Музаев: Будем работать над сокращением количества информационных систем, дублирования информации в этих информационных системах и сокращением количества мониторингов. После того как эту часть мы расчистим, сможем уверенно и точно сказать, что работа в этом направлении полностью закончена.
М.Мишустин: Надо сделать всё, чтобы мы к сентябрю, перед началом нового учебного года все вопросы, связанные с нормативной базой, решили. Это касается и поручения по снижению административной нагрузки. Президент об этом в послании говорил подробно. Здесь необходимо все усилия предпринять. Прошу строго следить за тем, чтобы по всем поручениям послания были реализованы все необходимые условия. Самое главное, по ЕГЭ, по пересдаче, чтобы для детей это было удобно и комфортно.
А.Музаев: Будет исполнено, Михаил Владимирович.
М.Мишустин: Вы знаете, что глава государства дал поручение включить все образовательные учреждения наших новых регионов в единую систему образования страны. Как обстоят дела с их лицензированием, аккредитацией?
А.Музаев: Михаил Владимирович, это для нас, наверное, самое приоритетное направление. Мы с ними работаем в режиме 24/7. За период с 2023 года все образовательные организации всех уровней этих регионов – от детских садов до университетов и институтов – получили временную лицензию, временную аккредитацию. Около 96 тыс. документов об образовании загружено в нашу федеральную информационную систему.
В этом году новые субъекты впервые получили субсидию федерального центра, и они теперь полноценно могут развернуть работу отделов, которым переданы полномочия по нашей линии, – это, так скажем, наши маленькие «рособрнадзоры» – представительства в регионах.
С лета этого года мы приступаем к обучению всех сотрудников, которых они набирают.
Ещё один интересный момент, связанный с этими субъектами, – у них есть преференция у выпускников – в сдаче ЕГЭ. Понятно, что дети учились там по другим стандартам. Поэтому они могут сдавать ЕГЭ, а могут не сдавать его, а сдавать выпускной экзамен в школе.
За год Луганская Народная Республика и Донецкая Народная Республика увеличили количество пунктов проведения экзамена в два раза в обоих случаях. Количество выпускников, которые всё‑таки хотят сдавать экзамен в форме ЕГЭ, увеличивается. В прошлом году в Херсонской области не было у нас ни одного пункта (в целях безопасности ребята в Крыму, кто хотел, заявился, сдавали), в этом году появляется один пункт в Херсонской области впервые и в Запорожской области один пункт.
С коллегами работаем, обучаем специалистов. Наши подведомственные учреждения, которые отвечают за проведение ЕГЭ, всё время, можно сказать, круглые сутки помогают и сопровождают наших коллег.
М.Мишустин: Спасибо, Анзор Ахмедович, задача важнейшая.