В повестке: о комплексной программе по расширению производства воздушных судов, о ходе реализации Стратегии развития автомобильной промышленности, об итогах года в сфере культуры.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Дениса Мантурова о ходе реализации Стратегии развития автомобильной промышленности
Доклад Татьяны Голиковой об итогах года в сфере культуры
Из стенограммы:
М.Мишустин: Доброе утро, уважаемые коллеги!
Начнём с решения, которое направлено на выполнение поставленных Президентом задач по развитию авиационной отрасли и наращиванию выпуска гражданских самолётов.
Правительство утвердило комплексную программу по расширению производства воздушных судов, двигателей, приборов и агрегатов. И разрешило использовать для её финансирования средства Фонда национального благосостояния. На возвратной основе можно будет привлечь на такие цели более 280 млрд рублей.
Подписанный документ предусматривает техническое перевооружение предприятий, увеличение заводских мощностей и проведение опытно-конструкторских работ, включая создание новых материалов и электронной компонентной базы.
За следующие шесть лет суммарно должно быть построено свыше 600 полностью отечественных лайнеров. Основу парка российских авиакомпаний составят «Суперджеты» и флагманские МС-21. Эту линейку дополнят региональные Ил-114 и сверхнадёжные Ту-214 для полётов на средних дистанциях, а также широкофюзеляжные Ил-96–300.
Участники совещания
-
PDF
186Kb
Список участников оперативного совещания с вице-премьерами, 15 января 2024 года
В условиях санкций собственный современный воздушный флот имеет важнейшее значение для связанности регионов нашей большой страны.
Ещё один вопрос касается достижения технологического суверенитета.
По поручению главы государства реализуется Стратегия развития автомобильной промышленности. Она рассчитана до 2035 года. Перед российским автопромом стоят масштабные задачи.
Уже в ближайшие несколько лет нужно обеспечить рост выпуска отечественных автомобилей и автобусов, в том числе через перезапуск площадок ушедших иностранных компаний, а также углубление локализации за счёт стимулирования собственных научных и инженерных компетенций, конкурентоспособного производства ключевых компонентов, узлов автомобилей.
Денис Валентинович (обращаясь к Д.Мантурову), расскажите подробнее о работе в рамках Стратегии развития автомобильной промышленности за прошедший год. И какие дальнейшие планы? Этого все ждут.
Д.Мантуров: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги! Актуализация стратегии стала оперативным ответом на изменившиеся экономические условия, и прошлый год показал, что Правительство вместе с отраслью правильно расставили акценты в своей работе. Нам удалось решить главную стратегическую задачу, сохранив компетенции и коллективы предприятий. Практически для каждой площадки, которую покинули иностранные компании, мы подобрали российского инвестора. Определили пул технологических партнёров и последовательно запускаем новые модели. В частности, это касается производств в Татарстане, Калужской области, Санкт-Петербурге, Калининграде и на Дальнем Востоке.
Наряду с увеличением загрузки на наших флагманских заводах – АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, УАЗ, «Урал» – это позволило перевести отрасль в режим восстановления. Производство в прошлом году выросло на 16%. С конвейера у нас в стране сошли свыше 720 тыс. машин разных сегментов. А всего на внутреннем рынке было реализовано более 1,3 млн новых автомобилей всех видов.
Важным аспектом оживления отрасли стали программы стимулирования спроса на отечественные автомобили. На механизмы льготного лизинга и автокредитования государство в прошлом году направило около 16 млрд рублей. Это позволило обеспечить продажи 62 тыс. автомобилей. И при Вашей, Михаил Владимирович, поддержке Правительство выделило средства на продолжение программ в текущем году. Более того, по поручению Президента, которое он дал на прошлой неделе в Анадыре, с сегодняшнего дня мы готовы запускать программу льготной покупки машин специально для многодетных семей Дальнего Востока.
Важный акцент в стратегии ставится на экологизации автотранспорта. Имею в виду продолжение перехода части парка на газомоторное топливо и, конечно, увеличение выпуска электромобилей и гибридов.
В легковом сегменте у нас открыто производство таких машин в Липецке и Москве, и в горизонте трёхлетки свои продукты планирует вывести на рынок АвтоВАЗ, «Кама» и «Автотор».
В лёгком коммерческом транспорте уже выпускаются электрические модели «ГАЗа» и «УАЗа», а что касается автобусов, то мы уже имеем достаточный опыт их производства, и Москва сегодня обладает самым крупным парком электробусов в Европе. Сейчас в нашей столице их уже 1,4 тыс., и все они отечественного производства.
Дальнейшее развитие экологичного транспорта будет в том числе обеспечено мерами государственной поддержки. У нас они работают и по газомоторной технике, и по электромобилям.
Сквозной задачей для всех типов автотранспортных средств, как Вы сказали, является масштабирование производства автокомпонентов. На это с 2022 года направлена специальная программа Фонда развития промышленности. По ней мы поддержали уже 31 проект на 53 млрд рублей.
В конце прошлого года ФРП дополнительно получил около 55 млрд рублей. И значительная часть этих средств также будет направлена на локализацию комплектующих.
В этой работе приоритетным для нас является суверенизация сегмента легковых и лёгких коммерческих автомобилей. Решение данной стратегической задачи позволит сформировать новые, защищённые от санкций производственные цепочки. Речь идёт о создании сотен малых и средних компаний в кооперации на замену глобальным поставщикам.
Такой же подход касается других сегментов продукции с более высокой долей государственных закупок. Прежде всего это транспорт для обновления автопарка систем здравоохранения и образования.
В прошлом году Правительство обеспечило поставку в регионы страны более 3 тыс. школьных автобусов, 1,2 тыс. автомобилей скорой помощи и 200 передвижных медицинских комплексов. Существенный объём пришёлся на ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области. И дополнительно в эти, а также сопредельные с ними регионы реализуются поставки более 230 автомобилей для развозной торговли. Благодаря оперативной реакции наших производителей также удалось поддержать военных в зоне СВО. При координации с Общероссийским народным фронтом мы завершаем передачу более 1,5 тыс. автомобилей «УАЗ Патриот».
В заключение хотел бы сказать, что отрасль уверенно восстанавливает свои позиции, готова в средне- и долгосрочной перспективе реализовывать поставленные Вами задачи.
М.Мишустин: Спасибо, Денис Валентинович.
Здесь нужно сделать всё, чтобы российский автопром увеличивал количество произведённых автомобилей, их эффективность и экологичность.
И очень важно, чтобы производство машин с перспективными силовыми установками у нас было налажено. В первую очередь речь идёт об электрических установках, гибридных, водородных. Сейчас спрос на такой транспорт есть. Его распространение и возможность занять новые, освободившиеся ниши пойдут на пользу окружающей среде.
Ещё о развитии мероприятий культуры в стране.
В минувшие новогодние выходные наши граждане достаточно активно путешествовали по России, чтобы увидеть красивые исторические места. В первую неделю года около миллиона человек посетили заповедники, музеи, выставки. Более 200 тысяч ходили в театры.
Растёт интерес и к отечественным кинокартинам. Видим это и по статистике самих кинозалов. Только в первые дни наступившего нового года российские фильмы посмотрели свыше 14 миллионов человек. На 10,5% выросло количество билетов, проданных в эти январские каникулы.
Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), каким культурным мероприятиям граждане отдавали предпочтение в эти новогодние праздники. И в целом расскажите об основных итогах этой сферы в ушедшем году.
Т.Голикова: Уважаемый, Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Минувшие новогодние праздники в сфере культуры нас порадовали яркими событиями. В первую очередь хотела бы сказать о кинотеатральном показе, поскольку по нему мы видим наиболее позитивные изменения и результаты.
Начать хочу с того, что ещё в начале 2020 года по поручению главы государства и Вашему поручению на производство отечественных фильмов были выделены дополнительные финансовые ресурсы. А с учётом того, что цикл производства фильмов составляет три года, сейчас мы как раз и увидели результаты. И свидетелями этих результатов стали сами зрители.
За первую неделю нового года кассовые сборы кинопроката составили 5,8 млрд рублей. 95% – отечественные фильмы из этой суммы, то есть 5,5 млрд рублей. Бóльших кассовых сборов российские кинотеатры не получали ни за одни новогодние праздники предыдущих периодов. Это абсолютный рекорд.
Среднесуточные кассовые сборы от продажи билетов составили 724 млн рублей, это на 165,5 млн рублей больше, чем за аналогичный период прошлого года. Мы видим реальный интерес зрителей к отечественному кино. Среднесуточная посещаемость у нас в этот период составила 1,8 млн и также серьёзно возросла: ежедневно в кинотеатры приходило на 175 тысяч зрителей больше, чем в такие же дни прошлого года. Это реально очень хороший результат.
Лидерами проката стали (это уже у всех на языке, что называется) кинокартины «Холоп-2», «Бременские музыканты», «Три богатыря и Пуп Земли». И дальше в январе мы ожидаем новые картины – и не только в январе, но и вообще в первом квартале.
Вы уже упомянули цифру: более 14 млн посещений за новогодние праздники. Да, всего было 14,8 млн посещений, из них 14,2 млн приходилось опять же на отечественные фильмы. И это, естественно, сильно изменило доходную составляющую: на 38% доходы этих новогодних праздников превосходят доходы 2020 года, ещё допандемийного. Это также очень серьёзный результат.
И мы приблизительно прикинули, что сборы января от отечественного кинопроката будут равны всему 2016 году. Такая у нас сейчас оценка.
Теперь что касается театров. В период новогодних каникул (пока у нас есть данные только по федеральным учреждениям федеральные театры посетило почти на 20% больше зрителей, чем за аналогичный период 2023 года. Что важно, театры вернулись полностью к допандемийному периоду, то есть мы полностью восстановились.
Новогодние программы для маленьких зрителей провёл «Росгосцирк». С начала года состоялось 700 представлений, которые посмотрели более 900 тысяч зрителей. Это тоже в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Особо отмечу, что «Росгосцирком» в период новогодних праздников проведено 24 представления в Луганском государственном цирке и эти представления посетило более 30 тысяч жителей Луганской Народной Республики и других регионов.
Что касается федеральных музеев, то в период с 1 по 8 января ими было продано билетов на 335 млн рублей – это на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это тоже достаточно серьёзные результаты.
Мы видим растущий интерес наших граждан и зарубежных гостей к тому, что представляют наши музеи и в столице, и в других регионах.
Не могу не сказать о флагманском проекте – это «Пушкинская карта». За три года существования проекта «Пушкинская карта» начинает играть всё большую роль в культурной жизни страны. На сегодняшний день участниками программы стали почти 10 миллионов детей в возрасте от 14 до 22 лет. За последние месяцы к программе стали присоединяться жители новых регионов. Сейчас это уже более 1,6 тысячи жителей Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. Работа в этом направлении продолжается.
Что касается количества учреждений-участников, то их сейчас почти 12 тыс., а количество постановок, на которые можно купить билет по «Пушкинской карте», превышает 472 тыс. Это уже кратно превышает те показатели, которые мы с вами планировали, когда запускали проект «Пушкинская карта».
Абсолютными лидерами среди театров и музеев являются Петергоф, Исаакиевский собор, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Мариинский театр и Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. Это я про «Пушкинскую карту». А среди регионов, кроме столиц, Москвы и Санкт-Петербурга, выделяются Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Республика Татарстан и Нижегородская область.
Резюмируя своё выступление, хочу сказать, что отрасль культуры не просто вернулась к допандемийным показателям – она превысила их, а кинопрокат, несмотря на уход американской и европейской продукции, демонстрирует даже очень хорошие показатели. Тому свидетельство – сборы и внимание наших зрителей к отечественному кинематографу.
М.Мишустин: Это действительно очень неплохие результаты для нашей культуры. Когда мы обсуждали с Президентом идею «Пушкинской карты», говорили как раз о высоком качестве продукта, который нужно закладывать в контент наших театров, музеев, выставок, экскурсий.
И действительно, на сегодняшний день спрос людей, спрос детей на эти продукты увеличивается, что не может нас не радовать.
Здесь все необходимые средства в федеральном бюджете заложены, поэтому мы всех обеспечим соответствующими ресурсами для того, чтобы проект «Пушкинская карта» продолжал двигаться.
Ещё раз хочу поблагодарить всех коллег, которые работали над этим.
Важно и дальше развивать такие направления, чтобы у людей было больше возможностей посетить качественную современную или классическую театральную постановку, съездить на экскурсию по историческим местам, посмотреть хорошее кино, побывать на выставке картин. То есть расширять свой кругозор. Это всё обогащает внутренний мир людей и, что очень важно, пробуждает интерес к родной культуре, традициям.