В повестке: об итогах заседания Евразийского межправительственного совета, о расширении субсидирования доставки сельскохозяйственных грузов по железной дороге, о внедрении единого цифрового лесного реестра.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Виктории Абрамченко о внедрении единого цифрового лесного реестра
Из стенограммы:
М.Мишустин: Доброе утро, уважаемые коллеги!
На прошлой неделе состоялась моя командировка в Армению, где мы провели заседание Евразийского межправсовета.
В этом году Россия председательствует в органах союза, и в январе Президент, обращаясь к лидерам «пятёрки», предложил приступить к подготовке новых документов стратегического планирования. Они должны определить основные векторы интеграционного взаимодействия, поэтому по инициативе российской стороны главной темой обсуждения на межправсовете стали ключевые задачи и сферы сотрудничества на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Среди них – формирование общего пространства обеспеченности ключевыми товарами и ресурсами. Прежде всего здесь речь идёт о продовольственной и энергетической безопасности.
Конечно, мы обсуждали подробно углубление нашей промышленной кооперации. Вообще в этом направлении очень многое делается на пространстве ЕАЭС. Мы недавно с Денисом Валентиновичем (Мантуровым) посещали выставку «Иннопром», где фактически все члены союза были представлены своими технологическими проектами. И конечно, углубление этой кооперации будет способствовать встраиванию нашего союза в глобальные производственные цепочки товаров с высокой добавленной стоимостью, что очень важно.
Уже за первое полугодие промышленное производство в «пятёрке» возросло практически на 3%. Совместные шаги помогут закрепить такие тенденции. В сентябре мы планируем принять участие в «Иннопроме» в Астане.
Особое внимание уделили вопросам сотрудничества в научно-технической, цифровой, транспортной, торгово-экономической и финансовой сферах.
Участники совещания
-
PDF
186Kb
Список участников оперативного совещания с вице-премьерами, 28 августа 2023 года
Мы с партнёрами согласны, что именно сегодня, в непростой ситуации в мире, крайне важно вывести взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза на ещё более высокий уровень, воплотить в жизнь перспективные совместные проекты во всех областях на благо наших людей. И дальше также будем продолжать делать всё необходимое, для того чтобы создавать комфортные условия для жизни в наших государствах и способствовать основным четырём свободам союза – это свобода движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Коллеги, прошу отслеживать, как выполняются достигнутые договорённости по вашим направлениям, отраслевым в том числе.
Ещё одна тема касается расширения мер поддержки нашего агропрома. Правительство корректирует действующие нормы, чтобы упростить доставку ряда сельскохозяйственных грузов по железной дороге. Президент подчёркивал, что вопросы необходимости компенсации тарифов и обеспечения транспортом агропромышленного комплекса должны постоянно быть в сфере нашего внимания. Сейчас субсидии предоставляются на перевозку зерновых, овощной продукции, рыбной и некоторых других товаров, что позволяет сохранять продовольственную безопасность страны и устойчивость внутреннего рынка. На эти цели в текущем году было выделено свыше 6 млрд рублей. Новое постановление даёт возможность субсидировать перевозки ржи, в том числе для мукомольных предприятий в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Это решение будет способствовать поддержанию стабильных цен на хлеб, муку, другие виды изделий.
Такая транспортировка – со скидкой – станет доступна и при доставке минеральных удобрений в регионы Дальнего Востока, причём для всех аграриев в этом округе, а не только для производителей, как было раньше, семян, масличных культур. Это поможет снизить расходы для хозяйств и повысить их рентабельность, и, что очень важно, начать подготовку к весенним полевым работам заранее.
Рассчитываем, что принятые меры будут востребованы сельхозпроизводителями, а также нашими транспортниками, а наши люди, что самое важное, будут обеспечены продуктами питания.
Перейдём к вопросам развития лесопромышленного комплекса. Важно не только создавать рабочие места и наращивать темпы производства в отрасли, но и очень бережно относиться к окружающей среде.
Россия обладает уникальными природными богатствами, и нам нужно выстраивать очень аккуратную, продуманную и взвешенную политику, связанную с контролем использования наших богатств, когда не только рубят лес, но и высаживают новый, восстанавливая экологическое равновесие. О необходимости рачительно распоряжаться такими ресурсами говорил и Президент.
В течение последних трёх лет был предпринят целый ряд шагов для совершенствования надзора в этой сфере. Внесены изменения в законодательство, приняты необходимые решения для стимулирования глубокой переработки древесины именно в России. Уже более полутора лет действуют ограничения на вывоз круглого леса хвойных и ценных лиственных пород. Есть меры поддержки добросовестных предпринимателей, которые позволяют им сократить часть затрат. Многие вопросы решаются с использованием цифровых технологий. До сих пор мы работаем с отраслевой информационной системой ЛесЕГАИС.
Следующий шаг – это формирование единого цифрового лесного реестра, где будут храниться сведения о любых вопросах в этой сфере, включая и информацию об обороте древесины по всей цепочке. Реестр, по планам, должен заработать в полном объёме 1 января 2025 года.
Правительством подготовлено постановление, определяющее порядок его введения и вносимые в него сведения. И, конечно, как новый ресурс, он будет взаимодействовать с другими информационными системами. Это большой объём работы, который необходим, в том числе для того чтобы повысить эффективность надзора в отрасли.
Виктория Валериевна, расскажите, пожалуйста, что сделано уже для повышения прозрачности в лесном комплексе.
В.Абрамченко: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
По поручению Президента Правительство продолжает реформу лесного комплекса, в том числе мы обеспечиваем цифровую трансформацию отрасли и переходим, как Вы уже сказали, к реестровой модели оказания услуг в сфере лесных отношений.
Вами подписано постановление, которое определяет правила ведения единого государственного лесного реестра. Такой реестр будет вестись с использованием федеральной государственной информационной системы лесного комплекса, которую мы создаём на платформе «ГосТех».
Единый государственный лесной реестр в стране создаётся впервые. Раньше каждому региону было предоставлено право вести свой локальный реестр, причём по своим локальным индивидуальным правилам и преимущественно на бумажных носителях. На такой разрозненной базе с разным описанием и отсутствием сведений обо всех объектах лесного хозяйства невозможно выстроить современную и эффективную модель лесоуправления.
Кроме того, до недавнего времени не существовало контроля за движением древесины от заготовки до производства готовой продукции и вывоза её за рубеж. Отсутствовала система прослеживаемости, поэтому важнейшим направлением реформы является обеление отрасли за счёт внедрения цифровых технологий.
Цифровая трансформация лесного комплекса осуществляется в два этапа.
На первом этапе модернизирована отраслевая информационная система ЛесЕГАИС. С 1 января прошлого года она позволяет оформлять электронный сопроводительный документ на каждую партию древесины. Это своего рода цифровой паспорт древесины. Он подтверждает легальность её происхождения. Без этого документа невозможны проведение сделок, транспортировка и экспорт лесоматериалов. На сегодняшний день в ЛесЕГАИС уже зарегистрировано более 289 тысяч пользователей, сформировано 12 млн электронных сопроводительных документов на более 543 млн куб. м древесины. Система позволила предотвратить незаконный вывоз леса из страны, в том числе круглого леса хвойных и ценных лиственных пород.
Все, кто не подтвердил легальность заготовленной древесины, не смогли оформить цифровой паспорт и, соответственно, экспортировать лесоматериалы.
Благодаря всем мерам Правительства по декриминализации и развитию лесного комплекса за последние три года объём незаконных рубок древесины сократился в 2,5 раза.
На втором этапе цифровой трансформации отрасли к 2025 году будет завершено создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса. И как раз в ней будет создан единый государственный лесной реестр. Он, по сути, станет цифровым двойником леса. Реестр будет вестись на федеральном уровне Рослесхозом с использованием единой электронной картографической основы Росреестра. Он позволит соединить все данные о лесах в одной системе, обеспечить контроль за использованием и восстановлением лесов, а также предоставлять услуги лесопользователям без личного посещения государственных органов и в электронной форме. Через единую информационную систему будет оказываться свыше 2 млн государственных лесных услуг ежегодно. Время оказания услуг сократится до нескольких дней или минут, если мы говорим о предоставлении выписки из реестра.
В реестре будут систематизированы все сведения о лесах и использовании лесных ресурсов, защите и воспроизводстве леса, местах складирования и переработки, а также обо всех сделках с древесиной. Например, система будет содержать данные не только о количественных, но и о качественных и экономических характеристиках леса. Это позволит существенно повысить эффективность лесозаготовки и сохранить ценные лесные насаждения.
Мы также предусмотрели включение в реестр навигационной информации от лесовозов и лесозаготовительной техники, которая оснащена ГЛОНАСС – это позволит контролировать местонахождение техники и пресекать незаконную вырубку леса.
Михаил Владимирович, мы планируем переходить к внедрению единого государственного лесного реестра поэтапно. Начинаем с трёх пилотных регионов с 1 сентября текущего года. Это Московская, Архангельская и Ульяновская области. До конца текущего года обеспечим переход ещё в 60 регионах нашей страны. И в полном объёме, как Вы уже сказали, введение единого государственного лесного реестра на территории всей Российской Федерации будет обеспечено с 1 января 2025 года.
М.Мишустин: Спасибо. Очень важно, чтобы это было удобно для бизнеса. Вопрос очень непростой. Также важно координировать, чтобы была предусмотрена соответствующими технологиями совместимость единого государственного кадастра объектов недвижимости и лесного реестра. Надеюсь, что так оно и будет, чтобы для пользователей это было удобно и необременительно и, конечно, чтобы был ощутимый эффект от этого более рачительного использования наших лесов.