Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совещание по вопросам развития Арктической зоны Российской Федерации. В ходе мероприятия обсуждались актуальные вопросы комплексного социально-экономического развития арктических территорий России, международного сотрудничества в Арктике, развития Северного морского пути, а также меры по обеспечению охраны окружающей среды и мониторингу климатических изменений в регионе.
С основным докладом выступил Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента в ДФО, председатель Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Юрий Трутнев.
Из стенограммы:
Ю.Трутнев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Три года назад в соответствии с решением Президента Российской Федерации работа по развитию Арктики отнесена к ответственности Министерства по развитию Дальнего Востока. Что удалось за это время сделать.
Прежде всего создана законодательная база для повышения инвестиционной привлекательности российской Арктики. Разработаны и приняты Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение её национальной безопасности на период до 2035 года. Принято шесть федеральных законов, 40 нормативных актов.
Используя опыт Дальнего Востока, мы сделали систему преференций в Арктике дифференцированной по четырём видам экономической деятельности. Как результат, прирост новых проектов в Арктической зоне на 20–25 процентов превышает дальневосточные показатели. Сегодня в Арктике с государственной поддержкой реализуется более 460 проектов. Объём инвестиций по соглашениям превышает 1,3 триллиона рублей. В результате их реализации будет создано 30 тысяч рабочих мест.
Большая часть проектов реализуется в малонаселённых районах и требует поддержки в строительстве инфраструктуры. Так, для освоения Баимской рудной зоны необходимо строительство морского терминала и автомобильной дороги. Обеспечение проекта электроэнергией потребует установки плавучей атомной станции. В то же время запуск этого проекта приводит к удвоению бюджета Чукотки.
«Сегежа Запад» станет первым проектом создания целлюлозно-бумажного комбината за последние 40 лет. В рамках проекта «Арктик СПГ 2» создаётся уникальный центр крупнотоннажных морских сооружений. Освоение Сырадасайского месторождения коксующихся углей обеспечит транспортировку по Северному морскому пути до семи миллионов тонн [угля] к 2026 году.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Обязан Вам доложить, что действия недружественных стран создали ряд сложностей в реализации проектов, увеличили стоимость привлекаемых заимствований. Прошу Вас рассмотреть предложения о субсидировании процентных ставок по данным проектам. Необходимый объём финансирования в 2022 году – 5,9 миллиарда рублей.
Системным условием реализации проектов Арктической зоны является развитие Северного морского пути. Северный морской путь позволяет завозить необходимые материалы для строительства проектов, транспортировать сырьё и готовую продукцию, по сути, «сшивает» российский Север.
Стратегической задачей является создание на базе Северного морского пути нового глобального транспортного коридора. Основной объём перевозки по Северному морскому пути до 2024 года должны обеспечить четыре компании: «НОВАТЭК», «Газпромнефть», «Роснефть» и «Северная звезда». При выполнении этими компаниями планов объём перевозки по СМП до 2030 года превысит 200 миллионов тонн. Руководители компаний присутствуют на совещании и отдельно доложат о реализации проекта.
Увеличение грузопотока требует значительной работы по всей трассе СМП в целях обеспечения надёжной, безопасной транспортировки грузов – эта работа проводится. На российских верфях строится четыре атомных ледокола, в том числе уникальный ледокол «Лидер». До 2030 года необходимо построить ещё шесть ледоколов, четыре из них планируется построить за внебюджетные средства.
С 2025 года компания «Росатом» запустит регулярную транзитную линию, что позволит увеличить объём международного транзита к 2030 году до 30 миллионов тонн. В части развития портовой инфраструктуры ведётся строительство четырёх терминалов в акватории Северного морского пути с общим объёмом инвестиций более 300 миллиардов рублей до 2030 года.
Владимир Владимирович, спасибо за решение по Северному широтному ходу. Оно очень важно для развития Северного морского пути.
Важнейшим вопросом является модернизация аварийно-спасательной инфраструктуры, расширение сети аварийно-спасательных центров флота, авиации МЧС. Отдельная задача – развитие космической группировки в целях создания устойчивой системы связи, метеорологии, радиолокации льда.
Уважаемый Владимир Владимирович, Вы уже сказали, что сдвижка вправо недопустима, и я прошу поддержать предложение о том, чтобы привязать сроки принятия решений о финансировании строительства дополнительных ледоколов и инфраструктуры спутниковой группировки к срокам, необходимым для успешной реализации инвестиционных проектов.
Общий прирост валового продукта от арктических проектов до 2035 года составит более 30 триллионов рублей, прирост налоговых поступлений – 13 триллионов. На каждый бюджетный рубль компании инвестируют 15 рублей собственных средств. Бюджетные инвестиции окупаются за четыре года.
Важнейшим вопросом является развитие внутренних перевозок. Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с «Росатомом» запускает в августе текущего года регулярную каботажную линию между Санкт-Петербургом и Владивостоком. Рейсы будет выполнять лихтеровоз «Севморпуть». Это позволит снизить стоимость перевозки грузов, необходимых для инвестиционных проектов, а также поможет в обеспечении северного завоза.
Несколько слов отдельно о северном завозе. Северный завоз обеспечивает жителей 25 северных субъектов Российской Федерации продуктами, товарами первой необходимости, лекарствами, строительными материалами. Ежегодный объём перевозок по Северному морскому пути только в рамках северного завоза составляет более трёх миллионов тонн.
Стоимость перевозки оказывает существенное влияние на формирование конечной цены товаров первой необходимости, медикаментов, продуктов, а значит, и на уровень жизни людей в Арктике. Поскольку северный завоз осуществляется за счёт кредитных ресурсов, рост их стоимости может вызвать значительное увеличение цены продуктов, медикаментов, строительных материалов.
Уважаемый Владимир Владимирович, если Вы поддержите, готовы оперативно подготовить предложения по субсидированию процентной ставки по северному завозу.
Работы на Севере предстоит ещё много. Одной из важнейших задач является создание комфортных условий для жизни людей. Большая работа по модернизации коммунальной инфраструктуры, реновации жилого фонда будет проводиться в Норильске. Основной объём этой работы – 120 миллиардов рублей – взяла на себя компания «Норникель».
Уважаемый Владимир Владимирович!
В соответствии с Вашими поручениями по развитию Дальнего Востока ежегодно выделяются средства для устранения отставания от социальной инфраструктуры. В рамках этой программы на Дальнем Востоке мы за четыре года построили и отремонтировали 1,5 тысячи социальных объектов: школ, больниц, детских садов, спортивных площадок. Считаю важным такую же программу создать и для развития Арктической зоны Российской Федерации.
С августа 2021 года на территории Арктики распространена программа «Дальневосточный гектар». За полгода мы получили почти восемь тысяч заявок. Наибольшим спросом пользуются гектары в Мурманской области, в Республике Карелия.
В рамках проекта «Дети Арктики» из федерального бюджета будет оплачиваться 100 процентов стоимости отдыха для детей, проживающих на территории Арктической зоны.
На территории АЗРФ проживает 19 коренных малочисленных народов Севера. Сохранение их обычаев, традиций, образа жизни является одной из основ уклада нашего государства. Необходимые средства на эту работу в бюджете Российской Федерации предусмотрены.
Ещё одно важное направление работы в Арктике – развитие науки и технологий. С этой целью в Арктической зоне создаётся два научно-образовательных центра: в Архангельской области и Республике Саха (Якутия). Завершается строительство ледостойкой самодвижущейся платформы, на базе которой будут проводиться океанологические, биологические, экологические исследования.
На Ямале будет построена круглогодичная арктическая научная станция «Снежинка», использующая передовые технологии в области производства чистой энергии и систем жизнеобеспечения.
Начата работа по экологическому мониторингу и ликвидации накопленного вреда. Александр Александрович Козлов об этом подробнее доложит.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
С 1 мая 2021 года Россия заняла пост председателя в Арктическом совете. В этой работе уже приняли участие более восьми тысяч человек из 15 стран по таким направлениям, как развитие экономики, инвестиции, освоение шельфа Северного Ледовитого океана, сохранение традиционного образа жизни, обычаев и языков коренных малочисленных народов Севера.
Основной темой председательства России является устойчивое развитие региона, совместное противодействие климатическим изменениям. Ни одна страна мира не сможет провести эту работу в одиночку, тем более невозможно это делать без России, на долю которой приходится 58 процентов Арктического побережья. Уверен в том, что наши соседи по Арктическому региону осознают свою ответственность и вернутся к совместной работе.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Завершая своё выступление, хочу представить те результаты, на которые мы должны выйти к 2030 году, обеспечивая выполнение государственной программы по социально-экономическому развитию Арктики, Стратегии развития АЗРФ и показателей национальных проектов.
Количество проектов, реализующихся с государственной поддержкой, составит не менее 1300, объём фактически осуществлённых частных инвестиций – не менее 730 миллиардов рублей, объём планируемых инвестиций по соглашениям – почти пять триллионов. Будет создано не менее 110 тысяч рабочих мест. Средняя зарплата в Арктической зоне возрастёт до 159 тысяч рублей.
Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо за внимание и постоянную поддержку в работе по развитию Арктики и Дальнего Востока.