Председатель Правительства также осмотрел выставку продукции предприятий российской авиационной промышленности и побеседовал с работниками ВАСО.
Михаил Мишустин ознакомился с работой ПАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество». С Министром транспорта Виталием Савельевым, заместителем Министра промышленности и торговли Олегом Бочаровым, управляющим директором ПАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» Фаритом Шарафеевым, генеральным директор ГК «Ростех» Сергеем Чемезовым
ПАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» (ВАСО) является правопреемником Воронежского авиационного производственного завода, созданного в 1932 году и преобразованного в 1993 году в акционерное общество.
В настоящее время ВАСО является предприятием дивизиона транспортной авиации Объединённой авиастроительной корпорации в составе госкорпорации «Ростех». ВАСО – одно из ведущих предприятий Воронежской области, на котором работает порядка 6,4 тысячи человек.
Поездка
-
Беседа Михаила Мишустина с губернатором Воронежской области Александром Гусевым
-
Совещание о развитии гражданского самолётостроения и обновлении парка самолётов гражданской авиации
-
Михаил Мишустин посетил фабрику радиоэлектронной аппаратуры концерна «Созвездие» в Воронеже
-
Михаил Мишустин посетил Воронежскую областную детскую клиническую больницу №1
ВАСО является самолётостроительным предприятием полного цикла (от заготовительного производства до окончательной сборки, лётных испытаний и сервисного обслуживания авиационной техники) и одним из базовых предприятий авиастроительной отрасли России.
На заводе сосредоточены компетенции по строительству широкофюзеляжных пассажирских самолётов типа Ил-96, предприятие участвует в кооперации по строительству ряда типов пассажирских и транспортных самолётов ОАК.
Проект Ил-96 обеспечивает основную загрузку ВАСО. Эти безопасные и комфортабельные дальнемагистральные лайнеры демонстрируют высокую надёжность эксплуатации. Помимо выполнения основных производственных программ, ВАСО изготавливает широкую номенклатуру агрегатов в рамках программы кооперации. Это производство агрегатов для транспортных (Ил-76МД-90А) и гражданских программ ОАК (Ил-114-300, «Суперджет 100», МС-21). На предприятии создаётся Центр специализации по производству мотогондол и пилонов для различных самолётов ОАК.
В процессе создания авиационной техники ВАСО взаимодействует более чем с 2 тыс. поставщиков, которые поставляют двигательные установки, аэронавигационное, пилотажное, радиолокационное и другое оборудование, колёса шасси, нормализованные изделия и арматуру, режущий и мерительный инструмент.
Из стенограммы:
Д.Тарасов (монтажник электрооборудования ПАО «Воронеж¬ское акционерное самолетостроительное общество»): Здравствуйте, Михаил Владимирович. Мы очень рады Вас приветствовать на нашей земле, воронежской. В этом году ВАСО исполняется 90 лет. Наш коллектив очень интересуется перспективами завода. Можем ли мы рассчитывать на поддержку Правительства в обеспечении оборонного заказа либо просто заказов, чтобы у нас улучшилось благосостояние, поднялась зарплата.
М.Мишустин: Первое. Насчёт благосостояния – мы это спросим сейчас у владельцев, какая средняя зарплата и как это сделать.
Реплика: 44,5.
М.Мишустин: Спасибо. Господин Слюсарь (Ю.Слюсарь, генеральный директор ПАО «ОАК») здесь, он наверняка потом расскажет, как более эффективно увеличить в том числе доходы рабочих, всех, кто работает на предприятии. Но насчёт обеспечения вашего завода заказами, здесь можете даже не сомневаться. У вас Ил-96-300 заказано 10 машин. С 2024 года, по-моему, по две машины в год, верно?
Реплика: Да, по две машины в год.
М.Мишустин: Ил-114 – заказ есть, четыре машины. Потом сколько пойдёт?
Реплика: Потом до 12.
М.Мишустин: До 12 в год – это самолёто-комплекты, которые вы будете поставлять. Дальше у вас – только что показали соответствующий образец Ил-96-400. Будем смотреть и формировать наши подходы к широкофюзеляжной технике, к большому заказу. Кроме того, вы делаете пилоны, мотогондолы, много-много того, что составляет элементы сборки самой современной линейки самолётов – это и участие в проекте МС-21, и Superjet, и во всех остальных, в «Байкале». На девять лет вы полностью обеспечены государственным заказом, и по мере развития, приобретения авиакомпаниями новой техники, её эксплуатации, конечно же, ваше предприятие будет полностью интегрировано во все эти процессы, и я абсолютно точно уверен, что за вашим предприятием будущее.
М.Леликов
(научный сотрудник ФГУП
«ГосНИИАС»):
Михаил Владимирович, хотел поблагодарить Вас за решение о переводе организаций
авиационной науки на госзадание. В связи с этим мы более надёжно смотрим в
будущее и можем долгосрочно планировать свою работу. На унитарных предприятиях
очень много времени тратилось на участие в конкурсах, заключение госконтрактов,
различные бюрократические препоны. И это время мы сейчас сможем более
эффективно тратить на реализацию нашего технического задела на авиационных
предприятиях и в том числе на ВАСО. Нам
нужна реализация в «железе» своих идей, своих мыслей.
Собственно, вопрос. Скажите, пожалуйста, какие Вы видите научно-технические
решения на ближайшие годы, наиболее прорывные для отечественного авиастроения,
и в каких направлениях нам концентрировать свои усилия в авиационной отрасли?
М.Мишустин: Я вот как отвечу на ваш вопрос: в первую очередь надо начинать с самого изделия. Чего мы все ожидаем? На сегодня наши специалисты, наши люди все нуждаются в серьёзном самолёте, сверхзвуковом самолёте, который позволил бы сократить время перелёта на большие расстояния. Это все направления наши на Дальний Восток, это связанные территории, в том числе с зарубежьем – это Австралия, это Южная Корея, это Япония. И изделие такое, конечно, будет не просто нуждаться в научных элементах, оно практически будет состоять из самых передовых решений науки. И, наверное, это главное, к чему мы должны стремиться. Эту задачу мы будем сегодня ставить и подробно обсуждать на нашем совещании. Конвертоплан, который мы смотрели и работа над которым идёт, – все его ожидают. Будущее за гибридными силовыми установками. Сегодня мы видели, в каком состоянии наши разработки, – это не может не радовать. Мы лидируем, на несколько лет даже идём, так сказать, впереди планеты всей. И гибридные силовые установки, и то, что касается наших наработок, – это тоже элементы, которые необходимо будет интегрировать в те изделия, о которых я сказал.
Ту-155 мы вспоминали. Он летал в 1980-х годах, используя жидкий азот, соответственно, там ноль углеродного следа. Мы должны понимать, что в этом смысле цена на производительность с минимальным углеродным следом – это победа, в том числе, возможно, и на мировом рынке. Конечно, нужно именно туда стремиться, и только наука может помочь реализовать такие проекты.
Из самых важных технологических элементов я бы ещё назвал искусственный интеллект. Нам сейчас показали в том числе элементы искусственного интеллекта для безопасности движения. Конечно, это здорово. Зрение искусственное и элементы, связанные с системами управления, – всё это очень важно и востребовано.
Хочу пожелать нашим учёным удачи и хочу сказать, что измерять нужно все эффекты науки конкретным изделием, которое будет эффективным, качественным, которое все технические характеристики, которые заложены, реализует. Цена на производительность должна соответствовать той модели, которая была заложена.
У нас более 10 тыс. научных сотрудников работает в сфере авиации, хочу пожалеть всем удачи и свершений, чтобы наше авиастроение, каким оно было всегда, было лучшим в мире.