Тема доклада – о мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства.
Сегодняшний правительственный час посвящён важнейшей теме – развитию лесного комплекса. Это направление сейчас в приоритете для Правительства.
Лесной комплекс объединяет и лесное хозяйство, за которое отвечает Министерство природных ресурсов, и лесную промышленность, за которую отвечает Минпромторг.
Над совершенствованием этих двух направлений мы работаем одной командой со всеми профильными ведомствами, с силовым блоком, с Федеральным Собранием.
Я хочу поблагодарить всех сенаторов за конструктивную, содержательную работу в рамках подготовки к этому правительственному часу и лично Вас, Валентина Ивановна (Матвиенко), потому что Вы действительно на протяжении многих лет прицельно и последовательно уделяете пристальное внимание всем проблемам российского леса.
Вначале приведу несколько цифр.
Российская Федерация обладает пятой частью всех лесов планеты. По запасам лесных ресурсов мы уступаем только Бразилии. В структуре наших земель земли лесного фонда составляют 66%.
Такие большие площади, к сожалению, за много десятилетий сформировали потребительское отношение к лесу.
По-прежнему приоритетом в использовании земель лесного фонда остаётся заготовка древесины. Площадь лесных участков, переданных в аренду для заготовки древесины, составляет 173 млн га. Это площадь, сопоставимая с площадью всех сельскохозяйственных угодий нашей страны.
Ежегодно выбытие леса превышает его восстановление в среднем на 450 тыс. га. Нам уже нужно восстановить более 35 млн га выбывшего леса.
Учтённый объём заготовленной древесины в 2019 году составил 219 млн куб. м.
Неучтённая, заготовленная нелегально древесина, по экспертным оценкам, составляет ежегодно от 10 млн до 30 млн куб. м. Но реальных объёмов, к сожалению, не знает никто.
Экспорт лесоматериалов в 2019 году составил около 8 млрд долларов США.
В стоимостном выражении наибольший объём экспорта в 2019 году приходился на:
- лесоматериалы, полученные путём распиловки или расщепления, – 55% (код 4407 ТН ВЭД ЕАЭС; 32,2 млн куб. м);
- необработанные лесоматериалы или кругляк – 13,5% (код 4403 ТН ВЭД ЕАЭС; 15,2 млн куб. м);
- фанеру – 13,5% (код 4412 ТН ВЭД ЕАЭС; 2,6 млн куб. м).
Основные страны-контрагенты: Китай – 42%, Финляндия – 6,5%, Япония – 5,8% и Узбекистан – 5,4%.
В отдельных секторах, например по фанере, нам удалось заместить китайские компании на рынках США и Европы. Существенную роль в этом сыграла логистическая субсидия, которую суммарно на 17 млрд рублей получили 100 российских экспортёров.
За последние пять лет физические объёмы переработки древесины показывали среднегодовой рост по разным направлениям от 5 до 10%. Так, пиломатериалы и ДВП выросли на 8%, ДСП – на 8,5%, пеллеты – на 14%, мебель – на 10%, деревянные дома – на 5%.
В текущем году на динамику роста отпечаток наложила пандемия, но запас прочности вместе с мерами господдержки удерживают лесную промышленность в стабильной зоне. В денежном выражении за восемь месяцев производство снизилось всего на 2%.
Важно, что ковид не остановил реализацию главного механизма стимулирования глубокой переработки древесины. Я имею в виду инструмент приоритетных инвестиционных проектов, благодаря которому в отрасль привлечено почти 450 млрд рублей частных средств под развитие 155 проектов. И больше половины (86) из них уже завершены.
Не менее важно, что в такой непростой год мы удержали ситуацию с лесными пожарами. В этом году нам удаётся более оперативно реагировать на новые возгорания: оперативность тушения в первые сутки составляет 74%.
При этом в 28 регионах удалось ликвидировать все возгорания в день их обнаружения.
В сравнении с прошлым годом мы смогли в 1,5 раза увеличить налёт часов на лесоавиационные работы, выиграли время и сократили площадь лесных пожаров на 1,4 млн га и на 92 млн га сократили зоны контроля.
В рамках реализации федерального проекта «Сохранение лесов» в текущем году обеспечена закупка лесопожарной и лесохозяйственной техники в количестве 5,8 тыс. и 2,8 тыс. единиц соответственно.
Принят ряд нормативных актов, которые позволили «донастроить» систему финансирования лесного хозяйства, вступает в силу с 1 января 2022 года, в части определения объёмов субвенций на выполнение делегированных регионам полномочий, отменено применение временного периодического таможенного декларирования при экспорте лесоматериалов.
Важным этапом для отрасли стало проведённое Президентом в конце сентября совещание по декриминализации и развитию лесного комплекса, на котором принято историческое решение по запрету экспорта кругляка и грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород.
Во исполнение поручений главы государства Правительством 1 октября утверждён план мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, в котором в том числе учтены предложения Совета Федерации.
Подготавливая этот план, мы анализировали основные проблемы и лесной промышленности, и лесного хозяйства.
В лесном хозяйстве одной из основных проблем продолжает оставаться нелегальная заготовка древесины. Почему это происходит? Потому что никто сегодня не сопоставляет объём заготовленной древесины и право на его заготовку на конкретной делянке. Продать можно любой объём, не подтверждая легальность его происхождения.
Ещё один аспект: у нас фактически нет единого государственного лесного реестра. Государство немного знает о таком объекте управления, как лес, хотя в силу закона это федеральная собственность.
Кроме того, у государства фактически нет надзорных функций.
В лесном комплексе ключевая роль у регионов. Регионы в силу полномочий, переданных из федерального центра, отвечают за всё – от распоряжения лесными участками, заключения сделок с древесиной и ведения лесного реестра до надзора, лесной охраны и защиты лесов. При этом не получая необходимого финансирования из федерального центра.
Таким образом, в одних руках сосредоточены функции распоряжения лесом как сырьевой базой для лесной промышленности и полномочия по надзору за соблюдением требований лесного законодательства. Такое совмещение на практике уже привело к конфликту интересов.
Что нужно сделать?
Во-первых, необходимо связать в единой государственной информационной системе все цепочки движения древесины посредством электронных сопроводительных документов – от заготовки на делянке с фиксацией движения заготовленного объёма на склады.
Кстати, мы учли предложения коллег из ФСБ о том, что к таким складам нужно установить требования, в том числе по обязательной видеофиксации движения транспортных средств и грузопотоков.
После склада в системе должно фиксироваться перемещение этого объёма на производство и на реализацию, в том числе на экспорт.
В случае если на любом последующем шаге система не имеет подтверждения легальности происхождения древесины, сделки блокируются, легальность не подтверждается, реализация древесины невозможна.
Во-вторых, эта же система должна обеспечить ведение электронного государственного лесного реестра по единым для всей страны правилам руками уполномоченного федерального органа. Там должны быть количественные, качественные и пространственные характеристики как земель лесного фонда, так и леса.
В качестве быстрых результатов предлагается на первом шаге параллельно с созданием большой информационной системы в существующей ЛесЕГАИС уже сейчас внедрить такую прослеживаемость с обязательным подключением таможни и правоохранительных органов. А на втором шаге – обеспечить ведение государственного лесного реестра.
Третье. Мы предлагаем весь лес, заготовленный в рамках санитарных рубок, также фиксировать в системе с подтверждением разрешённого объёма и места заготовки с обязательной реализацией через биржу. Доход от этих операций должен поступать в региональные учреждения, в том числе на цели лесовосстановления и охраны лесов.
Сегодня это добровольное решение губернаторов. Механизм реализации через биржу работает в 17 субъектах Российской Федерации.
Четвёртое. Техника, которая работает в лесу, также должна быть легализована. Через ГЛОНАСС и обязательную регистрацию в отраслевой информационной системе. Нелегально работающая лесозаготовительная техника должна изыматься.
Пятое. Должен быть введён федеральный государственный лесной надзор за соблюдением требований лесного законодательства и контролем движения древесины, как полномочие соответствующего федерального органа.
При этом в существующей управленческой вертикали федеральных органов исполнительной власти надзором должна заниматься служба, а не агентство. Целесообразно преобразовать Федеральное агентство лесного хозяйства в такую службу.
Шестое. Для реализации запрета вывоза кругляка нужно немного времени. Президент нам поручил обеспечить его решение с 1 января 2022 года. Нужно, чтобы небольшие компании, для которых лес является единственным источником дохода, успели выйти из тени и с разумной государственной поддержкой смогли наладить переработку древесины. Предлагаем задействовать для этого ресурсы Фонда развития промышленности – для финансирования проектов глубокой переработки.
Седьмое. Необходимо обустройство пунктов пропуска в соответствии с мировыми стандартами. В первую очередь это касается железнодорожных пунктов пропуска, через которые убывает 53% от общего количества экспортируемого леса и лесоматериалов (29% приходится на морские и 18% на автомобильные пункты пропуска).
Восьмое. В последние годы экспорт леса и лесоматериалов вырос – с 34 млн т в 2014 году до 41 млн т в 2019 году. Вместе с тем следует признать, что основную долю этого объёма – около 85% – составляет продукция с низкой добавленной стоимостью: кругляк, лесоматериалы, полученные распиловкой, и топливная древесина.
В настоящее время как высококачественные строганые лесоматериалы, так и грубо обработанные относятся к одной товарной позиции – это знаменитый код 4407 ТН ВЭД. Вывозная таможенная пошлина в отношении них с 2016 года обнулена. 97% таких лесоматериалов, вывозимых за рубеж, имеет грубую обработку. И только 3% – это строганые/шлифованные пиломатериалы.
В результате произошло уменьшение поступления экспортных платежей в бюджет Российской Федерации – с 15 млрд рублей в 2016 году до 11 млрд рублей в 2019 году.
Для решения этой проблемы и стимулирования бизнеса к поставкам за рубеж лесоматериалов с более высоким уровнем добавленной стоимости необходимо обеспечить детализацию кодов группы 4407 ТН ВЭД в целях объективного разделения лесоматериалов, полученных распиловкой, на коды, более точно отражающие глубину переработки леса.
Одним из критериев является влажность вывозимых пиломатериалов, которая для наиболее качественной сухой продукции не должна превышать 22%. Данный параметр может быть использован для детализации классификации пиломатериалов группы 4407 с целью установления ставок вывозных пошлин на экспорт сырых лесоматериалов.
Данные меры будут стимулировать лесопромышленников к организации более глубокой переработки леса и лесоматериалов на территории Российской Федерации и экспорту готовой продукции.
Девятое. Нужно обеспечить справедливый доступ к сырьевой базе, то есть к лесным ресурсам. Лесопромышленники жалуются на невозможность получить лесные участки для развития инвестиционных проектов в регионах. Зафиксированы случаи закрепления наиболее востребованных лесных участков аффилированным с региональными структурами лицам, а проблема усугубляется, если к реализации планируется межрегиональный инвестиционный проект.
Предлагается пересмотреть правила предоставления таких лесных участков и одновременно проверить ранее заключённые договоры аренды на предмет выполнения требований лесного законодательства. С нарушителями предлагается договоры расторгать, а новые договоры на заготовку древесины заключать с компаниями, имеющими мощности по переработке древесины.
Кроме того, всё, что можно было заготовить быстро и с минимальными издержками, уже срубили. Наш лес растёт медленно, но его ещё и не восстанавливают в необходимых объёмах. Те объёмы, которые выделяются для лесозаготовки сейчас, находятся в труднодоступных территориях, а на Дальнем Востоке – ещё и со сложным рельефом. Растут издержки на заготовку и транспортировку.
Поэтому у бизнеса есть запрос к государству о помощи в строительстве инфраструктуры для новых ЦБК на территории Сибири и на Дальнем Востоке, а также в строительстве лесных дорог.
Ещё два направления, требующие системного подхода, – это лесоустройство, которое предлагаем вернуть на федеральный уровень, и лесовосстановление, которым на постоянной основе в рамках приносящей доход деятельности нужно разрешить заниматься региональным учреждениям.
Кроме того, мы хотим возродить лесные питомники в каждом регионе. Помощь регионам в этом планируем оказать в рамках нацпроекта «Экология». Причём заниматься питомниками также предлагаем региональным учреждениям.
Кроме экспортного потенциала нашей лесной промышленности мы предлагаем обратить внимание на внутренние потребности страны и обеспечить стимулирование внутреннего спроса на продукцию лесной отрасли, в первую очередь в строительном комплексе, за счёт инструментов развития ипотечного кредитования для деревянного домостроения и программы расселения граждан из аварийного фонда.
Мы специально встречались с банковским и строительным сектором, с государственными регуляторами и хозяйствующими субъектами, которые готовы участвовать в этой работе. По итогам этих встреч у нас есть надежда, что буксующий много лет вопрос деревянного домостроения получит новый импульс. Качество жизни россиян должно повышаться, в том числе за счёт зелёных технологий, таких как деревянное домостроение.
И в заключение хочу сказать, что главной задачей для нас является вопрос сохранения кадрового потенциала в отрасли. Если не будет специалистов-лесников на земле, у нас ничего не получится. Государство должно обеспечить защиту таких людей и гарантировать им достойную заработную плату.