Совещание
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Добрый день, коллеги!
Мы подробно поговорим о реформе контрольно-надзорной деятельности. Тема сложная, важная. Вы знаете, что я лично ею занимаюсь. И мы, видимо, на эту тему с присутствующими коллегами ещё неоднократно соберёмся.
У нас очень короткие сроки для того, чтобы провести реформу этой деятельности. Новая система контрольно-надзорного законодательства должна заработать с 1 января 2021 года. То есть, считайте, через год. Времени объективно осталось очень немного.
Участники совещания
-
PDF
155Kb
Список участников совещания о реформе контрольно-надзорной деятельности, 2 декабря 2019 года
Это действительно и масштабная, и очень сложная задача. Мы анализируем действующее законодательство. Выясняем, какие акты безнадёжно устарели и стали барьерами – их очень много – как для бизнеса, так и для роста экономики, социальной сферы в целом. Фиксируем, формируем чёткие и понятные правила. И разумеется, работаем над созданием условий, при которых в дальнейшем необоснованные и избыточные нормы просто применяться не будут. Сотрудничаем на эту тему и с экспертным сообществом, и с предпринимательским сообществом. Все обсуждения идут в рамках созданной в Аппарате Правительства системы рабочих групп. Через них проходят любые законодательные изменения.
Два документа уже
подготовлены, я сегодня подписал решение Правительства об их внесении в
Государственную Думу. Это проекты федеральных законов «Об обязательных
требованиях» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле».
Это фундамент будущего государственного контроля и надзора. Документы получат
дальнейшее обсуждение в рамках парламентских чтений, парламентских процедур.
Просил бы наладить совместную работу по законопроектам между Аппаратом
Правительства, Государственной Думой и впоследствии Советом Федерации. Нужно
искать взаимоприемлемые решения, поскольку там довольно много ещё сложных
вопросов, по которым, очевидно, будут дискуссии.
На что хочу обратить внимание присутствующих?
Первое. Вы все, уважаемые коллеги (здесь практически всё Правительство присутствует, руководители федеральных органов исполнительной власти), видите, что нормы, которые нам предстоит пересмотреть, затрагивают сразу несколько ведомств подчас. Потому что обычно акты принимаются комплексного действия. И в таком случае нужны активные обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. Это министерства, в первую очередь курирующие министерства, иные органы исполнительной власти, вице-премьеры. Нужна командная работа, а не попытки отстоять свои ведомственные интересы. Хотя это и понятно, но наша задача, наша цель не в том, чтобы то или иное ведомство доказало, что их массив требований должен быть сокращён в минимальном объёме. Задача абсолютно другая. Это не битва за полномочия, а работа на единый результат.
Второе. Хочу прямо сказать: пока далеко не все министерства подошли к своим задачам одинаково. Например, не разработали новые структуры нормативного регулирования по реализации «регуляторной гильотины», о которой мы с вами неоднократно говорили. Либо сделали это не по всем видам своего надзора или контроля – в зависимости от того, что есть в ведомстве. Недостаточными темпами идёт подготовка проектов постановлений по отмене устаревших норм.
Уважаемые коллеги, ещё раз: такого быть не должно. Времени немного. Формальный подход здесь недопустим. Поэтому я назову всех, кто пока не сделал того, что надо.
МВД, Минздрав, Минсельхоз, Минэкономразвития разработали структуры не по всем видам контроля и надзора, которые должны быть сохранены. Минэнерго такая структура вообще ни по одному виду контроля не представлена.
Министерством просвещения и Минэнерго не подготовлены проекты постановлений ни по одному виду контроля. Минтрудом, МВД, Минэкономразвития, Минфином, Минприроды, Роспотребнадзором представлены проекты постановлений пока не по всем видам контроля.
Обращаю внимание всех, кого я назвал: всё это необходимо привести в порядок.
Третье. В новой системе государственного контроля не должно быть места устаревшим и подчас даже абсурдным требованиям. Мы об этом с вами говорили: некоторые требования действительно выглядят уже как абсолютная экзотика. Мы начали отсекать неактуальные советские акты.
Но (я об этом сразу сказал и ещё раз хочу повторить) нужно быть максимально аккуратными с теми нормами, где закреплены действующие права, полномочия и льготы, касающиеся граждан. Около 450 – это прикидка наших коллег, в действительности эта цифра может быть и больше – так вот, около 450 актов Союза ССР и РСФСР сегодня устанавливают различные гарантии и компенсации. Например, дают три дня дополнительных к отпуску для медиков домов-интернатов в сельской местности, а также водителям скорых. Это просто пример того, что есть. Или устанавливают компенсации жителям Крайнего Севера, целый ряд других преимуществ, компенсаций. Все эти льготы должны сохраниться, потому что мы говорим не о том, чтобы что-то почикать и забыть, а о том, чтобы убрать избыточные нормативные требования.
В том, что касается советского законодательства, многое приходится делать вручную. Перечитывать эти документы на бумаге, потому что в то время, когда они писались, никто, естественно, и не думал о дальнейшем развитии технологий. Информация не актуализировалась. Нет единого архива ведомственных актов. Поэтому в эту работу тоже нужно внедрять современные технологии. Нужно постараться эту систему цифровизовать, не в той, конечно, части, которая будет ликвидирована, а в той, которая останется. Такое поручение просил бы подготовить, и я его подпишу. Потребуются средства, нужно эти средства определить.
И второе, что хотел бы в этом контексте упомянуть. Работа, которую мы ведём, как я уже сказал, должна быть завершена до 1 января 2021 года. Она предполагает систематизацию законодательства о контроле и надзоре. У нас в этой сфере, по оценке Минэкономразвития, действует порядка 400 отраслевых законов. Подчеркиваю: только законов. Надо решить, что со всем этим делать, потому что 400 законов – это очень много. Так что пусть коллеги-юристы продумают, с экспертами поговорят, с бизнесом. Может быть, есть смысл подумать и о кодификации законодательства после 1 января 2021 года. Я не знаю, подчёркиваю, есть ли здесь предмет для кодификации, как говорят юристы, но количество законов явно очень большое. Прошу вас такое поручение тоже подготовить.