Рассмотрен ход реализации федерального проекта «Железнодорожный транспорт и транзит». Утверждены актуализированные планы-графики других федеральных проектов транспортной части Комплексного плана. Даны поручения по синхронизации планов-графиков транспортных федеральных проектов со смежными национальными проектами.
О реализации планов, предусмотренных Комплексным планом по развитию железнодорожной инфраструктуры, доложил заместитель Министра транспорта Владимир Токарев. По его словам, с учётом корректировки плана-графика предусмотрено, что по итогам 2019 года средняя скорость транзитного контейнеропотока достигнет 931 км в сутки (в 2018 году – 810 км в сутки; в 2024 году должна составить 1319 км в сутки); провозная способность БАМ – Транссиб составит 132 млн тонн (цель на 2024 год – 180 млн тонн); провозная способность железнодорожной инфраструктуры к портам Азово-Черноморского бассейна увеличится до 93 млн тонн (в 2024 году – 125,1 млн тонн), к портам Северо-Западного бассейна – до 138 млн тонн (в 2024 году – 145,6 млн тонн).
Руководитель Центра мониторинга Аналитического центра при Правительстве, осуществляющего мониторинг транспортной части Комплексного плана, Илья Кривогов доложил о результатах анализа возможных рисков достижения целевых показателей федерального проекта «Железнодорожный транспорт и транзит». Одним из ключевых рисков является значительный объём строительно-монтажных работ в последние годы Комплексного плана. «По одному только Восточному полигону в 2023–2024 годах программа вырастет в 4-5 раз по сравнению с 2018–2019 годами, – сказал он. – Необходимо чёткое понимание, как управлять такими рисками, оценка возможностей проектных и строительных организаций на выполнение планируемых работ».
Максим Акимов напомнил, что на последние два года реализации нацпроекта приходится практически утроение финансирования по железнодорожной инфраструктуре. Это серьёзный вызов и для «Российских железных дорог», и для строительных организаций, и для государства как регулятора строительной отрасли. Тем более что аналогично формируются планы и по другим федеральным проектам Комплексного плана, где значительное количество объектов в 2020–2021 годах проектируются, а пиковый объём финансирования и строительно-монтажных работ приходится на последние два года.
Этот риск уже не раз рассматривался проектным комитетом. По автодорожным объектам большинство вопросов регуляторного характера будут сняты благодаря решениям Государственного совета, состоявшегося 26 июня 2019 года. В августе по итогам рассмотрения федерального проекта «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» Максим Акимов поручил организовать работу по тиражированию решений Госсовета и на остальные инфраструктурные объекты транспортной части Комплексного плана.
Первый заместитель Министра транспорта Иннокентий Алафинов доложил, что Минтранс совместно с Минстроем проводят работу, связанную с корректировкой нормативно-правовой базы, включая изменения в Градостроительный кодекс и вопросы, связанным с формированием цены. Так, например, рассматривается возможность, когда при формировании начальной максимальной цены контракта заказчики смогут применять новые сметные нормативы по объектам, которые уже подтвердили сметную стоимость в государственной экспертизе до утверждения новых расценок. Это позволит сократить время и деньги, не направляя проекты на повторную экспертизу. Минтранс подведёт промежуточные итоги проводимой с Минстроем работы в декабре.
Заместитель Председателя Правительства также обратил внимание на необходимость более пристального анализа всего комплекса мероприятий, развивающих и транспортную инфраструктуру, и сами условия для транзита через территорию Российской Федерации. Ряд мер, связанных с развитием и упрощением таможенных процедур, предусмотрен, например, национальным проектом «Международная кооперация и экспорт». Максим Акимов поручил Минтрансу в течение месяца дополнительно изучить достаточность обоих национальных проектов в части мероприятий по обеспечению наиболее эффективного транзита. Их планы-графики должны быть скоординированы.
Такое же поручение дано Минтрансу в отношении энергетической части Комплексного плана. При первичном формировании и утверждении паспортов плана обе его части – транспортная и энергетическая – были синхронизированы, однако с тех пор проекты уточнялись, требуется вновь скоординировать графики реализации инфраструктурных и обеспечивающих их энергетических объектов.
Дополнительно на проектном комитете утвердили уточнённые планы-графики остальных федеральных проектов транспортной части Комплексного плана, а также обсудили переход на цифровой мониторинг реализации плана. Информационно-аналитическая система, которая позволит участникам национального проекта в онлайн-режиме отслеживать этапы по каждому объекту Комплексного плана, должна заработать в полном объёме не позднее января 2020 года, подчеркнул Максим Акимов.