Заместитель Председателя Правительства вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным посетили принципиально новое инновационное структурное подразделение метро, в котором сосредоточен диспетчерский и управленческий персонал всех служб, ответственных за организацию движения, эксплуатацию и работу с пассажирами.
«Есть все основания поздравить и мэрию, и Московский метрополитен, потому что это очень важный, системный и интеллектуально насыщенный шаг, – сказал Максим Акимов. – Транспортная система столицы – один из самых крупных в мире узлов, а теперь можно сказать – самый современный. Я много чего видел. Могу сказать, что это одно из самых интеллектуальных решений, передовых в мире, здесь собран лучший опыт, который в мире существует».
Создание Единого диспетчерского центра (ЕДЦ) существенно повысит скорость обмена информацией между службами и улучшит качество принимаемых решений. Благодаря запуску ЕДЦ Московский метрополитен планирует предотвращать 15% сбоев, на 50% увеличится скорость реагирования на инциденты, вдвое сократится время выхода из любых инцидентов.
До запуска ЕДЦ метро работало преимущественно в аналоговом режиме. В случае возникновения инцидента обнаруживший неполадку сотрудник докладывал по внутренней связи, и через цепочку звонков информация попадала к дежурному по метрополитену, который сам принимал необходимые решения, информировал руководство метро и городские службы. Система проверена десятилетиями, надёжна, но с учётом активного строительства новых станций и линий метрополитена назрела необходимость качественно изменить подход к диспетчерскому управлению, сделать его современным, быстрым и рассчитанным на дальнейший рост метрополитена, а самое главное – на возможность реализации новых цифровых технологий и методов управления распределённой инфраструктурой, где основная задача – комфорт, надёжность и безопасность перевозок.
К моменту запуска первого этапа ЕДС Московский метрополитен состоит из 15 линий, включая Московское центральное кольцо (МЦК) и Московский монорельс. Это 269 станций, через которые в будни проходит 9 миллионов человек. Скоро откроются и первые два Московских центральных диаметра (МЦД) с 66 станциями.
В штате ЕДЦ – около 800 специалистов. В круглосуточно работающем центре одновременно будут находиться более 200 сотрудников, отвечающих за все значимые для пассажира функции метро. С развитием ЕДЦ метрополитеновцы в режиме онлайн уже в ближайшее время будут видеть не только свои линии, МЦК и будущие МЦД, но и пригородное сообщение. Вместе с запуском ЕДЦ метрополитен ведёт масштабную работу по дооснащению цифровым оборудованием инфраструктуры.
Запуск первого этапа ЕДЦ осуществляется в рамках программы «Цифровое метро», реализуемой с 2013 по 2023 год. Сейчас программа выполнена на 65%. Уже оцифрован ряд процессов и сервисов. Внедрена интеллектуальная система видеонаблюдения, полностью завершена программа цифровизации транспортной безопасности, оцифрована диспетчеризация Люблинско-Дмитровской линии и внедрены системы, связанные с контролем состояния поездов и части объектов инфраструктуры. Помимо этого, цифровизация коснулась информирования пассажиров: запущено мобильное приложение, в метро обеспечен стабильный бесплатный Wi-Fi, повсеместное LTE-покрытие, экраны в вагонах.
На целевом этапе (в 2023 году) в ЕДЦ будут работать 16 диспетчерских кругов для управления движением поездов, электроснабжением, эскалаторами и системами вентиляции и жизнеобеспечения каждой из линий метрополитена.
Московский ЕДЦ прошёл международную экспертизу. Такие организации, как Международный союз общественного транспорта, Комитет метро (международная организация, объединяющая крупнейшие метрополитены мира) и Сколтех, дали ему свои высокие оценки, отметив, что вводимый в эксплуатацию центр консолидирует лучший мировой опыт.