По предложению руководства фракции на встрече обсуждались вопросы устойчивого развития сельских территорий, а также совершенствование законодательства в целях обеспечения граждан качественными лекарственными средствами.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Уважаемые коллеги! Мы завершаем серию совещаний, которые проходят в преддверии моего отчёта – отчёта Правительства в Государственной Думе.
За последние две недели у нас были встречи с представителями ЛДПР, КПРФ, «Справедливой России». Но это были не просто встречи с фракциями, а именно совещания по актуальным для всей страны вопросам. Они, по сути, носят внефракционный характер, но проходили по инициативе соответствующих фракций в Госдуме.
На встречах присутствовали коллеги из Правительства и руководство Государственной Думы, за что отдельное спасибо. Обсудили наиболее актуальные вопросы. И сегодня у «Единой России» есть возможность также такие вопросы поднять, что, безусловно, очень важно. Давайте этим и займёмся.
Коллеги обозначили несколько тем. Я несколько слов скажу, потом мы эти темы с вами разовьём.
Первая касается развития сельских территорий. Этой проблемой мы занимаемся давно. Проводили и проводим регулярно совещания по этому вопросу. Многие предложения звучали на форумах, которые организовывала партия «Единая Россия», другие фракции тоже с соответствующими инициативами выступали.
Сейчас у нас действует ведомственная целевая программа по устойчивому развитию сельских территорий. Напомню, что в 2019 году на её реализацию мы планируем направить более 25 млрд рублей из разных источников. Средства идут на жильё, на другие актуальные социальные вопросы, прежде всего для молодёжи. На развитие газификации, водоснабжения, на дороги частично.
По ряду направлений мы оказываем
поддержку в рамках отраслевых государственных программ.
Я имею в виду, например, строительство школ, ФАПов, стройплощадок, клубов. На
реализацию этих направлений мы планируем выделить ещё около миллиарда рублей в
этом году. Сейчас, и это очень важно, Минсельхоз завершает подготовку новой
программы комплексного развития сельских территорий (мы договаривались об этом
в конце прошлого года), до 1 июня в соответствии с президентским поручением её
нужно утвердить. Этот документ проходит этапы согласования между ведомствами,
доступен для обсуждения в интернете. Я планирую потом провести заседание
большой государственной комиссии по развитию села – посмотрим, в Москве или на
выезде, – для того чтобы окончательно утвердить положение государственной
программы в сроки, которые обозначены.
Ещё один вопрос для обсуждения – изменения в законодательство о лекарствах. Тоже сверхактуальная тема. Эти вопросы находятся в сфере постоянного внимания людей и Правительство, конечно, этим обязано заниматься. В федеральном бюджете на текущий год предусмотрено 142 млрд рублей на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан. Ежегодно мы обновляем перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов – каждый раз, естественно, в сторону увеличения. С этого года мы расширили программу, которая обеспечивает потребности людей с так называемыми орфанными заболеваниями: теперь программа, которая имела название «7 нозологий», то есть семь этих сложных видов заболеваний, расширилась, стала программой «12 нозологий».
Идёт процесс импортозамещения и в фармацевтической
промышленности. Надо признаться, что она росла очень хорошими темпами, в
последние годы показывала иногда рост до 20–25% в год. И сейчас более 60%
лекарств в аптечном ассортименте – это российские лекарства. Достаточно
вспомнить, что буквально 10 лет назад, я думаю, в лучшем случае это была лишь четверть
препаратов. Это очень важно, потому что это сказывается на возможностях людей.
В любом случае российские лекарства дешевле, чем импортные.
Есть наиболее важные направления в текущей работе в этой сфере. Во-первых, мы обновляем систему льготного обеспечения лекарствами. Сейчас перечни лекарств, на приобретение которых получают льготный рецепт, могут существенно отличаться по регионам. Это нехорошо, и для того, чтобы это неравенство устранить, нам нужно создать единый регистр граждан, которые имеют льготы на получение лекарств, медицинских изделий, лечебного питания – всего того, что положено по льготной тематике. Это позволит оптимизировать закупки препаратов, а здесь ещё есть резервы и ресурсы для того, чтобы такого рода оптимизацию проводить. И, естественно, внедрять систему электронных рецептов, поскольку это удобно.
Во-вторых, нужно расширять доступность препаратов. Для этого мы развиваем дистанционную торговлю безрецептурными препаратами. Это позволяет людям, у которых нет рядом аптеки с широким ассортиментом лекарств, приобретать лекарства удалённо. Законопроект внесён в Государственную Думу, он прошёл первое чтение. Я знаю, есть предложения по корректировке у коллег, я их предлагаю обсудить.
И ещё одно, третье направление, о котором хотел бы сказать, – это условия для появления на рынке новых, более эффективных препаратов. Чтобы здесь урегулировать проблему, связанную с интеллектуальными правами на новые лекарства, профильные ведомства разрабатывают два законопроекта. В частности, антимонопольная служба этим занимается, речь идёт о законопроекте по принудительному лицензированию лекарственных препаратов, что предусматривает изменения в общегражданское законодательство, то есть в Гражданский кодекс России. Минздрав дорабатывает проект федерального закона, который предусматривает изменения в закон «Об обращении лекарственных средств» в части защиты интеллектуальных прав на лекарственные средства для медицинского применения. Это тоже важная инициатива.
Я знаю, что в Государственной Думе создана межфракционная группа по совершенствованию законодательства в этой сфере. Эта тема волнует абсолютное большинство наших граждан, поэтому такого рода инициатива хорошая, она позволит комплексно проработать наиболее важные вопросы.