В повестке: об итогах разработки национальных проектов в 2018 году и планах по их реализации в 2019 году.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Ольги Васильевой о национальном проекте «Образование»
Сообщение губернатора Новгородской области Андрея Никитина
Доклад Евгения Дитриха о национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
Сообщение губернатора, председателя правительства Алтайского края Виктора Томенко
Доклад Дмитрия Кобылкина о национальном проекте «Экология»
Сообщение губернатора Челябинской области Бориса Дубровского
Доклад Михаила Котюкова о национальном проекте «Наука»
Сообщение губернатора Томской области Сергея Жвачкина
Доклад Антона Силуанова о национальном проекте «Международная кооперация и экспорт»
Сообщение губернатора Приморского края Олега Кожемяко
Доклад Владимира Мединского о национальном проекте «Культура»
Сообщение губернатора Новосибирской области Андрея Травникова
Доклад Константина Носкова о национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации»
Сообщение губернатора Кировской области Игоря Васильева
Доклад Максима Орешкина о национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство»
Сообщение губернатора Самарской области Дмитрия Азарова
Доклад Вероники Скворцовой о национальном проекте «Здравоохранение»
Сообщение губернатора Ростовской области Василия Голубева
Доклад Максима Топилина о национальном проекте «Демография»
Сообщение губернатора Калининградской области Антона Алиханова
Доклад Владимира Якушева о национальном проекте «Жильё и городская среда»
Сообщение президента Республики Татарстан Рустама Минниханова
Заключительное слово Дмитрия Медведева
Из
стенограммы:
Д.Медведев: Сегодня у нас заключительное заседание президиума Совета по национальным проектам. Мы подведём итоги работы за текущий год, поговорим о планах на ближайшее будущее. У нас на связи субъекты Федерации, и здесь присутствуют все руководители ведомств, которые отвечают за национальные проекты, то есть профильных министерств, и курирующие их заместители Председателя Правительства.
Год в этом смысле был особенным. В президентском указе были поставлены новые задачи, определены цели развития экономики, социальной сферы. На их достижение направлены огромные ресурсы государства, ресурсы бизнеса, ресурсы общества. По сути, речь идёт о важнейших в истории нашей страны решениях. В довольно сжатые сроки мы должны добиться значительных успехов в самых разных сферах.
Участники заседания
-
PDF
247Kb
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, 24 декабря 2018 года
Ключевые инструменты работы – это 12 национальных проектов и комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Мы завершили работу по их формированию. Кураторами, как я уже сказал, являются вице-премьеры. Непосредственными руководителями, которые несут персональную ответственность за решение этих задач, являются министры. И губернаторы активно включились в процесс: в каждом субъекте появились региональные проекты и проектные офисы.
Мы выработали достаточно, на мой
взгляд, уже чёткие и понятные целевые показатели, на что мы должны выйти в
итоге.
Это конкретные объекты: построенные больницы, школы, отремонтированные дороги,
новые дома, новые производства. А в тех случаях, когда речь идёт о вопросах
социальной жизни и социальной инфраструктуры, – это, безусловно, качество
образования, здравоохранения, сама по себе городская инфраструктура, экология,
то есть то, с чем соприкасается каждый человек.
Определены весьма значительные финансовые ресурсы. Эти направления должны финансироваться в приоритетном порядке. Для этого мы синхронизировали проектную деятельность с бюджетным циклом.
Мы оптимизировали проектную работу. В ходе отдельной встречи с Президентом в пятницу обсуждали и отдельные элементы оптимизации. Сегодня обсудим, что окончательно получается, то есть завершим подготовительную работу, с тем чтобы приступить к практической реализации национальных проектов с начала 2019 года.
Во-первых, мы рассмотрим и утвердим финальные версии паспортов национальных проектов с учётом ключевых параметров, которые содержатся в президентских поручениях. Необходимо выработать критерии привлечения частных инвестиций в проекты.
Во-вторых, паспорта проектов будут окончательно приведены в соответствие с параметрами федерального бюджета. Они практически уже соответствуют им, здесь остались только отдельные штрихи.
В ближайшие три года мы заложили под национальные проекты около 5,7 трлн рублей. Это больше, чем планировалось. Конечно, нужно максимально рационально распорядиться выделенными деньгами.
В-третьих, речь идёт о детализации федеральных проектов, из которых, собственно, и состоят национальные проекты, – по каждому региону. Чтобы власти субъектов чётко понимали, чем они будут заниматься, каких результатов мы от них ждём и какой объём поддержки они могут получить из федерального бюджета.
Хочу подчеркнуть: до конца этого года должны быть утверждены все региональные проекты. В них должны быть обозначены конкретные меры по достижению целевых показателей национальных проектов. Времени остаётся совсем немного. Все документы нужно принять в срок – обращаю на это внимание глав субъектов Федерации.
На каждом этапе нужно понимать (прежде всего в региональном измерении), как эта работа движется, какие возможности и риски существуют. Реагировать, чтобы не сбиваться с маршрута, не терять из виду конечные цели. Сегодня мы послушаем руководителей отдельных субъектов, чтобы они могли поделиться своим видением ситуации в режиме видеоконференции.
О специфике региональной работы в рамках национальных проектов поговорим и в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи, который будет посвящён реализации национальных проектов. Обсудим это и с губернаторами, и с бизнесом, и с экспертами там тоже.
В-четвёртых, нужно наладить эффективный контроль за реализацией национальных проектов. Промежуточные итоги предполагается подводить два раза в год. Оперативный мониторинг должен быть в режиме онлайн. К этой работе подключится и партия «Единая Россия», которой я дал поручение в рамках работы на съезде, где многие принимали участие, и Общероссийский народный фронт.
Правительство внесёт 91 показатель национальных проектов в Федеральный план статистических работ. То есть они станут объектами статистического учёта, будут открыты для всех. А стало быть, и само общество может контролировать, как выполняются национальные проекты. В ближайшее время я такое распоряжение Правительства подпишу.
В этом мы видим дополнительную прозрачность, открытость работы. И результаты должны быть не только в докладах и отчётах. Смысл, конечно, не в том, чтобы подготовить идеальные документы. Мы как раз об этом с Президентом говорили недавно, чтобы каждый член Правительства следил за выполнением национальных проектов не только в онлайн-режиме, не только по бумагам, но и в ходе поездок по регионам – получал информацию из первых рук. Я также буду эту ситуацию контролировать.
По мере необходимости, как мы с вами неоднократно говорили, мы будем корректировать паспорта национальных проектов (очевидно, что без этого не обойдётся), отдельные аспекты проектной работы, имея в виду ту ситуацию, которая будет складываться. Где-то придётся поднажать, где-то у нас появится более чёткая информация о том, как лучше выстроить работу. Проекты очень большие, масштабные, рассчитанные на длительную работу, поэтому это будет необходимо.
Но наша задача заключается в том, чтобы уже в следующем году люди, граждане нашей страны почувствовали реальные изменения к лучшему. На это хочу обратить внимание всех присутствующих: чтобы именно в следующем году уже были изменения к лучшему, уже были позитивные изменения по всем 12 национальным проектам, чтобы везде, где мы этим будем заниматься, наметились различные позитивные изменения, наметилось движение к достижению национальных целей развития.
Сегодня руководители федеральных министерств по своим направлениям расскажут, как они эту работу видят. Только я прошу это делать максимально кратко, потому что вы мне в ходе заседания президиума уже об этом докладывали. Может быть, буквально штрихами обозначить то, на чём вы считаете правильным акцентировать внимание руководителей субъектов Федерации, поскольку они с нами на связи. У нас последняя возможность перед Новым годом обсудить в широком формате все направления работы, то, что вы хотите акцентировать.
И выскажутся губернаторы, скорее всего, по тем проблемам, которые они уже сейчас видят. Рапорты не нужны – пока докладывать не о чем, а по проблемам высказаться можно.
Начнём с проекта в области просвещения, то есть нашего образовательного проекта. Ольга Юрьевна Васильева, прошу Вас.
О.Васильева:
На
сегодняшний день паспорта всех 10 федеральных проектов прошли многостороннюю
экспертизу и процедуру согласования, а также обсуждались на заседании
проектного комитета 7 декабря. С учётом доработки паспорта национального
проекта и планируемых решений сегодняшнего заседания президиума доработанные
версии паспортов федеральных проектов в ближайшее время будут внесены в систему
электронного мониторинга – подсистему «Электронного бюджета» Минфина России. И
в январе 2019 года Минпросвещения России и Минобрнауки России совместно со
всеми заинтересованными сторонами смогут приступить к их полномасштабной
реализации.
Теперь о главном, ключевом ориентире корректировки национального проекта, а именно о выполнении решений заседания совета 24 октября. Паспорт нацпроекта утверждён в соответствии с ключевыми параметрами национальных проектов (программ) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации. Министерство приложило все возможные усилия для того, чтобы субъекты Федерации активно включились в их реализацию. На сегодняшний день все регионы обеспечили их утверждение.
Следующий очень важный момент: мы планируем дальнейшее расширение участия регионов в национальном проекте, в том числе за счёт привлечения всех источников финансирования, включая внебюджетные, при использовании инструментов государственно-частного партнёрства. Варианты и модели партнёрства отрабатываем совместно с ВЭБом.
В период до 7 мая 2019 года совместно с регионами и заинтересованными ведомствами будет проведена вся подготовительная работа по формированию целевых моделей по ключевым мероприятиям нацпроекта для последующего закрепления в актах Минпросвещения, Минобрнауки в целях достижения на всей территории России результатов на основе единых минимальных требований и принципов.
Целевые модели призваны обеспечить единство установленных структурных и содержательных компонентов, минимальных требований к ним по соответствующим направлениям планируемых изменений в рамках нацпроекта. Планируется, что параметры внедрения целевых моделей в части намеченных результатов будут отражены как в соглашениях с субъектами Федерации, так и в правилах предоставления межбюджетных трансфертов, а также будут включены в критерии эффективности развития вузов, в том числе для оказания государственной поддержки.
Мы планируем комплексный
мониторинг достижения целевых показателей, и в частности,
вместе с Рособрнадзором утвердили методику расчёта показателей по вхождению
Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего
образования. По большинству параметров количественных и качественных
характеристик системы общего и среднего профессионального образования Министерство просвещения является
органом средств статучёта, это один из способов статнаблюдения. В связи с чем
мы планируем разработку и утверждение методик показателей в I квартале 2019 года.
И в заключение хочу отметить проблемный вопрос, который в настоящее время в ходе межсогласований пока не урегулирован. У нас есть показатель, характеризующий долю детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программой допобразования, который является одним из определяющих для достижения ключевой цели национального проекта, а именно: воспитание, гармоничная развитость, социальная ответственность личности ребёнка. Учитывая технические сложности агрегации информации, связанные с составлением системы статистического учёта во вновь образованном министерстве, а также попытки преодолеть риски задвоения информации о детях, посещающих одновременно несколько организаций допобразования либо осваивающих несколько образовательных программ, просим решением президиума определить Росстат координатором по сбору и расчёту данного показателя на переходный период до 2021 года. Объективность оценки позитивных эффектов от реализации национального проекта – залог его успешного внедрения в интересах граждан России.
Д.Медведев: Давайте, как я и сказал, будет в интерактивном режиме общение продолжать. Реализация всех национальных проектов будет происходить на местах, поэтому будем сопровождать выступление министра комментариями руководителя субъекта Федерации. Включите Новгородскую область. Андрей Сергеевич Никитин.
А.Никитин: Хотел поблагодарить Татьяну Алексеевну (Голикову) и Ольгу Юрьевну (Васильеву). Все проекты в рамках нацпроекта «Образование» понятны и качественно сделаны. Все регионы в них включились. Проблем никаких мы не видим здесь.
Есть две задачи и две просьбы, на которые я хотел бы обратить внимание.
С точки зрения задач. Мы говорили об этом в рамках президиума Госсовета в Ялте. Первое – внедрение и развитие сетевой формы реализации образовательных программ. Это нам позволит, если мы такую задачу решим, привлекать к задачам образования и библиотеки, и музеи, и спортивные учреждения. Это очень актуальная задача для небольших районов, где под задачи образования мы сконцентрируем все ресурсы, которые есть на территории. Соответственно, у нас есть перечни поручений.
Вторая задача, тоже для небольших районов: нам нужно создать типовые объекты, которые бы включали и школу, и, возможно, спортивное учреждение, библиотечное, и, может быть, даже медицинское. Сегодня это разные проекты, и получается, что даже в небольшом районе мы всё это должны строить отдельно, делать отдельные фундаменты, делать отдельные крыши, увеличивать расходы. Для небольших районов, может быть, было бы целесообразно создавать единый центр и под одной крышей объединять социальные учреждения, учреждения допобразования и общего образования. Для этого потребуется такие проекты создать и подумать, как мы из разных нацпроектов сможем деньги на финансирование таких проектов брать.
Теперь две просьбы. Первая просьба, которую, наверное, стоит рассмотреть в рамках реализации нацпроекта: подумать, как нам включить ремонт общеобразовательных учреждений в нацпроекты. Только новые здания строить – не всегда это нужно. Не во всех регионах есть потребность в новых школах и детских садах, но везде есть потребность в ремонте существующих. И конечно, современное оборудование, которое мы в рамках нацпроектов планируем поставлять в школы, где есть дефекты строительные, наверное, это неправильно. Нужно их отремонтировать. Поэтому в определённых случаях хотелось бы в рамках нацпроектов такую возможность иметь.
И второй момент, который у нас уже всплывает в региональных бюджетах – особенно в небогатых регионах, таких как Новгородская область. Мы создаём инфраструктурные объекты в рамках нацпроекта, дальше нам нужны расходы на содержание всего этого. Сегодня уже понятно, что эти деньги нужно дополнительно закладывать в региональных бюджетах. Цифры мы эти видим. Конечно, хотелось бы, чтобы при расчёте федеральных трансфертов, например в межбюджетных отношениях, это учитывалось.
Д.Медведев: Я два момента отмечу по итогам того, что Вы сказали.
Насчёт типовых объектов. Мы об этом талдычим уже лет десять. А где типовые объекты? Мне каждый год об этом говорят: мы создаём типовые объекты. Я сейчас не буду называть тех, кто этим занимался, – кто-то остался в этом Правительстве, кто-то нет. Где эти типовые проекты? Всё время мне говорили: вот проекты повторного применения, мы их будем и там и здесь использовать – эти в города, эти в районы.
Ну-ка поройтесь там все. Я имею в виду, Виталий Леонтьевич (обращаясь к В.Мутко), и Вас, и, соответственно, Владимир Владимирович (обращаясь к В.Якушеву), Вас. Этим занимались, естественно, и те, кто социалкой занимался. Вытащите всё это на свет Божий, отдайте губернаторам!
Я уверен, у нас должна быть вся линейка, начиная от городских типовых проектов и заканчивая районными, о которых губернатор говорит. Я имею в виду, допустим, проект, где соединяется и школа, и библиотека, и ФАП в случае необходимости, ещё что-то. Сделайте это.
И второе, по поводу содержания. Мы не так давно говорили по теме содержания построенных объектов. Это действительно отдельный вопрос, которым мы с вами должны обязательно заняться. Это непростая история, но будем специально её вести.
Теперь переходим к транспортным делам. Евгений Иванович (обращаясь к Е.Дитриху), Вам слово.
Е.Дитрих:
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
предусматривает приведение в нормативное состояние региональной дорожной сети,
дорожной сети городских агломераций, ликвидацию мест концентрации
дорожно-транспортных происшествий, снижение смертности и негативных последствий
от ДТП, а также целый ряд обеспечивающих мероприятий. В процессе доработки
параметры проекта приведены в соответствие с утверждёнными 24 октября на
заседании совета параметрами и с федеральным законом о бюджете. Паспорта
федеральных проектов, входящих в состав национального проекта, утверждены на
заседаниях проектного комитета. Разработана официальная статистическая
методология расчёта показателей национального и федеральных проектов. Мы
согласовали с Минэконоразвития проект распоряжения Правительства, Дмитрий
Анатольевич, о котором Вы упомянули.
О параметрах проекта. По протяжённости региональных дорог в нормативном состоянии мы достигаем половины – 50,9% протяжённости в 2024 году – и выполняем показатели указа…
Д.Медведев: Думаю, параметры всем известны. Что бы Вы хотели регионам сказать?
Е.Дитрих: Тезис первый. Регионы совместно с Минтрансом подготовили программы реализации проекта на местах. В них определены конкретные участки дорог и улиц, которые необходимо отремонтировать в 2019 году и далее. Сегодня 27 таких программ согласованы министерством, мы их подписали. 56 находится на доработке. С учётом сроков, которые Вы поставили, для того чтобы успеть к январю, нужно ускориться. Регионам задача – эти программы доработать, совместно с ГИБДД и Росавтодором на местах согласовать, представить для утверждения.
Мы ожидаем, исходя из суммы этих программ, 3500 км отремонтированных региональных дорог в 2019 году. На федеральном уровне для внедрения новых технологий и материалов мы создаём реестр таких технологий и материалов и должны обеспечить начало его работы.
Мы продолжаем работу с ресурсным обеспечением проекта, подбили итоги по дорожно-строительным материалам. В 2019 и 2020 годах дефицита мы не ожидаем. Но сейчас от регионов запросили сведения по наличию подрядных организаций, которые могли бы выполнить работы качественно и в срок, по наполненности их людьми и дорожной техникой. Просил бы, пользуясь случаем, эту информацию представить нам в ускоренном режиме, чтобы мы могли в том числе организовать и работу с российской техникой.
Составили план информационного сопровождения проекта. Здесь у меня просьба. Регионы, которые уже участвовали в прошлые годы в приоритетном проекте, знают, у них есть ответственные за информационное сопровождение и взаимодействие с общественностью.
Тем, кто сегодня к нам присоединяется, просьба
такого рода ответственных назначить, чтобы они под наш согласованный план
сделали собственные планы внедрения проектов и, соответственно, двигали эти
планы вперёд.
И ещё важнейшая задача, Дмитрий Анатольевич. Хотел бы Вас просить также дать регионам сигнал. Мы по битуму сегодня имеем значительное ожидаемое удорожание. Важно, чтобы мы удержали цены на битум, и у нас не возникло бы удорожание дорожных работ.
Мы совместно с крупнейшими нефтяными компаниями-разработчиками создали программу, по которой делаем хранилища битума, чтобы ритмичность его производства в течение года позволяла несколько сгладить цены. Но в связи с ростом базовой цены по нефти битум может подорожать. Здесь нужно, чтобы губернаторы этот процесс мониторили и о таких фактах, если они происходят, докладывали нам.
В целом к реализации проекта готовы.
Д.Медведев: Пожалуйста, подключите Алтайский край. Виктор Петрович Томенко.
В.Томенко: В Алтайском крае мы утвердили все паспорта региональных проектов, которые приняты в развитие федеральных проектов, которые в свою очередь составляют наши национальные проекты.
Что касается непосредственно национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», то мы уже сейчас принимаем участие в реализации двух федеральных проектов – «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», и в крае разработан один региональный проект, так и называется – «Безопасные и качественные дороги».
Взаимодействие здесь у нас налажено. Уже в течение двух лет край участвует в реализации этого национального проекта. Опыт наработан, все вопросы согласовываем в текущем режиме.
Вопрос по битуму, который Евгений Иванович поднимает, действительно есть. Уже в этом году рост цен по сравнению с прошлым годом составляет более 30%. Поэтому при увеличении объёмов работ, тем более во всех регионах одновременно, такой дефицит можно прогнозировать. Здесь потребуются, очевидно, меры федерального регулирования этой ситуации.
Д.Медведев: Раз об этом специально заговорили, давайте мы по битуму в начале года встретимся, поговорим, что будет происходить. Это тяжёлая история, надо признаться. Давайте сразу у меня, чтобы не проходить по инстанциям. Организуйте такое совещание, естественно, с приглашением ключевых лиц, которые за это отвечают, и губернаторов регионов, где основные проблемы могут возникнуть.
Двигаемся дальше. «Экология». Дмитрий Николаевич Кобылкин.
Д.Кобылкин: Национальный проект «Экология» доработан, учтены все ранее полученные поручения и решения Правительства, в том числе ключевые параметры, утверждённые Президентом. Документ дополнен мероприятиями по оценке удовлетворённости населения экологической обстановкой. Добавлена оценка вклада каждого федерального проекта в достижение национальных целей.
При доработке национального проекта основной акцент делали на том, чтобы его показатели имели конкретный и значимый для общества результат. Также в план мероприятий по федеральным проектам дополнительно включены мероприятия по подготовке кадров, формированию экологической культуры граждан. Финансовое обеспечение реализации нацпроекта «Экология» соответствует параметрам бюджета.
Министерством активно проводится работа с субъектами Федерации. В настоящий момент мы получаем от субъектов утверждённые региональные проекты. Они рассматриваются министерством на предмет синхронизации результатов, сроков, показателей с соответствующими проектами. Планируем до конца года эту работу завершить.
Мы также договорились с коллегами проработать вопрос о финансировании объектов инфраструктуры, связанной с реформой обращения с ТКО. Эта работа будет детализирована по мере вхождения субъектов в реформу.
21 декабря нацпроект «Экология» был окончательно утверждён проектным комитетом. Благодарю всех коллег за работу.
Д.Медведев: Вы что-то хотите сказать губернаторам? Или достаточно того, чтобы они утвердили свои решения?
Д.Кобылкин: Нам просто нужно, чтобы они побыстрее провели свою работу на местах. Цены контролировать – это самое главное.
Уважаемые коллеги! Мы входим в реформу обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Мы с вами предварительно обговаривали. Все задачи понятны. Большая просьба – войти в эту реформу плавно. Соответствующие изменения законодательства, поправки все внесены. У вас всё на руках.
Д.Медведев: Давайте теперь регион подключим по этому проекту. Челябинская область, Борис Александрович Дубровский.
Б.Дубровский: В Челябинской области утверждены паспорта региональных составляющих по 12 нацпроектам. Мы работаем в плотном контакте со всеми федеральными органами, ведущими проектную деятельность.
Что касается проекта «Экология». Понятно, что для Челябинской области улучшение экологической обстановки имеет первостепенное значение, поэтому мы направили предложения по 7 из 11 федеральных проектов.
Теперь что касается проекта «Чистый воздух». В 204-м указе упомянуты Челябинск и Магнитогорск, где нам предписано к 2024 году на 20% снизить загрязнение атмосферного воздуха. Для нас это, конечно, наиболее важные проекты. Здесь мы работаем достаточно предметно с Министерством природных ресурсов и экологии, Кобылкин Дмитрий Николаевич нас постоянно поддерживает, находимся с ним в диалоге. Что беспокоит сейчас? Средства на реализацию проекта в настоящий момент находятся в нераспределённом резерве Минфина. Я по этому поводу говорил и в Крыму, когда мы обсуждали этот проект. Нам кажется, что есть хорошая практика. Приведу пример. Это развитие сельхозтерриторий, где главным распорядителем бюджетных средств объявляется Министерство сельского хозяйства. Они распределяют деньги на развитие клубной инфраструктуры, на развитие дорог, газификацию, а мы уже на уровне региона распределяем через профильные министерства эти ресурсы. Нам кажется, что если бы мы таким же образом администрировали и ресурсы, которые будут направлены на проект «Чистый воздух», то было бы, может быть, более эффективно. Предлагаю просто об этом подумать.
И второй момент, личная просьба. Мы уже давно ждём. Опять возвращаясь к этим двум городам. Для нас важна мотивация крупного бизнеса на совместную работу по этому поводу. Необходимо отметить, что в Челябинске и Магнитогорске все крупные предприятия находятся в своих нормативах. Для того чтобы двигаться дальше и добиться чистоты атмосферного воздуха, нам нужна чёткая мотивация.
Основные ресурсы в этих проектах – это всё-таки ресурсы промышленности. «Экология» – это единственный проект, в котором из 4 трлн рублей, которые выделяются, планируются на решение этих вопросов, три с лишним триллиона – это деньги промышленности. Нам очень важно иметь закон о квотировании, который, собственно, должен появиться у нас по решению Президента ещё по итогам Госсовета 2016 года. Эта же задача стоит и в 204-м указе. Очень важно, чтобы данный закон позволил нам системно управлять решением этой задачи на уровне территорий.
Мы определены этим законом как пилотный регион. Я очень попросил бы в ближайшее время внести его в Госдуму, для того чтобы мы имели этот инструмент для управления этими процессами.
В остальном мы находимся в постоянном диалоге с Министерством природных ресурсов и экологии. Я очень благодарен и Кобылкину Дмитрию Николаевичу, и Гордееву Алексею Васильевичу за взаимодействие и поддержку.
Д.Медведев: Что с этим законом происходит сейчас?
Д.Кобылкин: Мы закон подготовили, он вносится в Государственную Думу. Я думаю, уже в I квартале мы какой-то результат получим. Мы уже его сузили до Челябинской области. Я думаю, что как пилотный проект можно это провести без проблем и посмотреть.
Д.Медведев: Хорошо. Тогда ждём этот законопроект. Докладывайте.
Теперь по науке. Михаил Михайлович Котюков.
М.Котюков: Паспорта национального проекта, федеральных проектов приведены в соответствие с ключевыми параметрами национальных проектов в соответствии с решениями совета.
Все мероприятия нацпроекта «Наука» направлены на решение задач, поставленных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года.
Работа по определению конкретных способов, механизмов, этапов и методов достижения поставленных задач, намеченных целей и целевых показателей была осуществлена при доработке федеральных проектов, являющихся составными частями национального проекта «Наука». При этом в максимальной степени мы учитывали предложения общественно-делового совета, экспертного сообщества, Российской академии наук, Общероссийского народного фронта, ведущих научных и образовательных организаций.
Паспорта федеральных проектов были рассмотрены на заседании проектного комитета 18 декабря 2018 года.
Общий объём финансового обеспечения синхронизирован с показателями закона о федеральном бюджете на предстоящие три года. Согласован с Росстатом порядок статистического мониторинга показателей верхнего уровня национального проекта. Соответствующий проект распоряжения согласован Министерством образования и науки.
Наиболее значимое событие первой половины 2019 года – формирование всех критериев для реализации нацпроекта, таких как создание научно-образовательных центров мирового уровня, научных центров мирового уровня, а также отбор ведущих организаций для обновления приборной базы и совершенствование вопросов развития аспирантуры.
Д.Медведев: Содержание, Михаил Михайлович, не надо пересказывать. Цель сегодняшней встречи не в этом, мы с вами неоднократно это обсуждали. Есть какие-то нерешённые вопросы или желание сказать что-то губернаторам в части вашего проекта?
М.Котюков: Есть один очень важный момент. Хотя с формальной точки зрения межбюджетных трансфертов не предусмотрено нацпроектом «Наука», тем не менее мы считаем, что все ключевые решения будут реализованы именно в субъектах Российской Федерации. Поэтому мы активно с руководителями регионов ведём консультации по формированию научно-образовательных центров, по совершенствованию форм работы университетов и научных организаций и, самое главное, их более тесной интеграции с задачами развития реального сектора экономики в соответствующих субъектах. Здесь коллеги вместе с нами вырабатывают критерии, проекты программ, которые в перспективе будут являться предметом конкурсного отбора по выявлению и принятию соответствующих решений.
Вся информация в регионы в этой части передана, активные консультации организованы.
Д.Медведев: Томская область. Пожалуйста, Сергей Анатольевич Жвачкин.
С.Жвачкин: В Томской области утверждены паспорта всех 55 региональных проектов, и у нас власть, бизнес и наука готовы к реализации 12 нацпроектов.
Дмитрий Анатольевич, Вы говорили сегодня о специфике регионов. Для Томской области нацпроект «Наука» – основной. Опорными точками проекта станут научно-образовательные центры. Хочу напомнить, что Президент и Правительство поддержали инициативу и нас назначили пилотным регионом по Стратегии научно-технологического развития. И мы вместе с Министерством науки поставили себе задачу создания такого центра – с высокой концентрацией исследований, разработок и передовых производств.
С чего начать, тоже понятно. Прежде всего должна произойти сборка отдельных технологий – пакетное, общее решение, наиболее востребованное экономикой. Это прежде всего новые решения в сфере связи, smart city, цифрового производства, кибербезопасности и, конечно, образования и здравоохранения. Экспорт таких пакетных решений позволит странам – партнёрам России сохранить контроль над критической инфраструктурой, обеспечить безопасность, качество жизни.
В этой работе с учётом нашего географического положения мы ориентированы прежде всего на быстрорастущие рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где наши промышленные партнёры уже создали инфраструктуру для трансфера технологий.
Я ещё раз хочу подчеркнуть, что наши технологии не просто замещают импорт, а ориентированы прежде всего на экспорт. Но, конечно, эти задачи требуют существенных изменений, прежде всего в образовании, и мы в Томской области перезапускаем университетскую подготовку. Мы создаём новые лаборатории, которые будут работать на стыке интересов промышленности и науки. Эта работа с Минобрнауки уже идёт.
Необходимо решить ещё одну задачу. Надо быстрее конкурентов – а их сегодня много на рынке – реагировать на вызовы. Сегодня это наша ахиллесова пята. И мы работаем над сокращением времени на запуск совместных проектов.
Т.Голикова: Я бы хотела обратить внимание, что те структуры, которые поименованы в нацпроекте «Наука» (я имею в виду научно-образовательные центры, национальные центры мирового уровня и ряд других), будут создаваться непосредственно в регионах. Значит, должно быть участие региона и в создании инфраструктуры, и в поддержке этих высших учебных заведений, и в привлечении бизнеса, который работает на территории, поскольку национальный проект «Наука» с точки зрения привлечения внебюджетных средств является одним из капиталоёмких. То есть существуют три источника: не просто Федерация своими ресурсами, но ещё и бизнес, и какими-то мероприятиями (а может быть, даже и ресурсами) – субъект Федерации.
Всем тем, у кого на территориях будут создаваться такие новые структуры, необходимо это иметь в виду при принятии решения об участии в их создании.
Д.Медведев: Теперь по кооперации и экспорту доложит куратор проекта Антон Германович Силуанов.
А.Силуанов: Мы активно работаем над этим проектом. Четыре из пяти паспортов федеральных проектов утверждены в полном объёме. Один – «Логистика международной торговли» – сейчас уточняется, финализируется в части приоритизации создания пунктов пропуска, исходя из объёмов грузопотока.
Что касается регионов. Мы декомпозировали показатели национального проекта до субъектов Российской Федерации. В настоящее время поступило свыше 140 региональных проектов. Основная задача, с которой необходимо обратиться к субъектам, – это обеспечить увязку и соответствие показателей и результатов федеральных проектов региональным проектам. Мы видим, что не во всех субъектах Российской Федерации такая координация и увязка обеспечиваются. Это касается всех региональных проектов – как нашего, по экспорту, так и всех остальных.
Мы до конца года выпустим все необходимые нормативные документы, и в следующем году, Дмитрий Анатольевич, рассчитываем увеличить, нарастить объём экспорта на 8%, до 160 млрд долларов. Безусловно, это будет делаться вместе с субъектами Российской Федерации.
Д.Медведев: Давайте послушаем, как субъекты видят работу по экспорту, особенно это касается, естественно, приграничных территорий. Давайте подключим нашу самую дальнюю приграничную территорию.
О.Кожемяко: Приморский край готов к реализации национальных проектов в установленные Правительством России сроки.
Краем разработано и утверждено 47 региональных проектов, направленных на достижение и выполнение Указа Президента №204.
Особый интерес для региона представляет проект «Международная кооперация и экспорт». С учётом географического положения Приморский край является ключевым регионом Дальнего Востока, через который проходит 35% экспорта всего Дальневосточного региона, и к 2024 году экспорт из Приморья должен вырасти в два раза, до 4 млрд долларов.
Это сложная, но вполне реализуемая задача. Для её выполнения мы будем работать по нескольким направлениям, предусмотренным федеральными проектами. Российский экспортный центр уже включил Приморский край в перечень пилотных регионов для внедрения регионального экспортного стандарта. Теперь мы работаем в тесной связке с другими кураторами по проектам «Экспорт продукции агропромышленного комплекса», «Промышленный экспорт», «Экспорт услуг». Но этого недостаточно.
Дело в том, что важной составляющей для успешного роста экспорта как товаров, так и услуг остаётся пропускная способность погранпереходов, пунктов пропуска. Сейчас национальным проектом предусмотрена реконструкция четырёх автомобильных пунктов пропуска – за что хотим сказать большое спасибо, особенно за пункт пропуска «Краскино», который находился в крайне неприглядном состоянии.
Однако в проект не вошёл автомобильный пункт пропуска «Пограничный», хотя он есть в программе «Госграница (2012–2021 годы)», и хотелось бы, чтобы обратили на это внимание.
Сегодня через автомобильный пункт пропуска «Пограничный» экспортируется около 300 тыс. т груза, в основном это продукты питания и пиломатериалы.
Со своей стороны Китайская Народная Республика провела модернизацию перехода, что привело к кратному росту его пропускной способности. Для устранения диспропорции и достижения целей национального проекта необходимо в кратчайшие сроки провести модернизацию пункта пропуска с российской стороны.
В связи с этим прошу Вас включить мероприятия по реконструкции пункта пропуска «Пограничный» в национальный проект.
Кроме того, для развития экспорта необходимо создание накопительных хабов в приграничных территориях. Мы вышли на рынок электронной коммерции Китая (компания Alibaba); уже есть положительный пример работы с контрагентами. Но для правильной организации вывоза продукции малого, среднего бизнеса необходимы логистические центры, соответствующие требованиям Россельхознадзора к местам хранения экспортной продукции, где небольшие компании – производители мёда, дикоросов, других товаров могли бы консолидировать свои партии. Это было бы пилотным проектом для всего Дальнего Востока.
Прошу Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, поддержать данное предложение.
Д.Медведев: По пунктам пропуска. Я уже во время заседания нашей комиссии давал поручение, знаю, что и мои коллеги этим занимаются. Тем не менее вернёмся, конечно, к обсуждению конкретных вопросов.
Что касается накопительных хабов и вообще логистики, логистических центров, то, конечно, это важное направление. Но просил бы здесь и самим регионам тоже на это обращать внимание, потому что, строго говоря, это должна быть совместная деятельность, это не должно делаться на федеральном уровне. Нужно свой бизнес подтаскивать, предлагать им создавать подобного рода мощности, потому что это в их интересах. Где-то, наверное, может и государство, конечно, поучаствовать, можно подумать о создании системы государственно-частного партнёрства. Вернёмся к этому вопросу, будем, естественно, его вместе смотреть.
Теперь давайте перейдём к проекту «Культура».
В.Мединский: Паспорт нацпроекта «Культура» доработан с учётом поручений президиума, одобрен проектным комитетом. Паспорта федеральных проектов согласованы со всеми инстанциями, утверждены проектным комитетом. Паспорта региональных проектов также все утверждены в установленном порядке. Все целевые показатели согласованы, проработаны с субъектами. Методика их расчёта основана на отраслевой статистике, с Росстатом также согласована. Параметры финансового обеспечения соответствуют параметрам бюджета.
Нормативно-правовые акты по реализации нацпроекта также нами разработаны и готовы к внесению сразу после сегодняшнего заседания.
Прошу утвердить уточнённый паспорт национального проекта.
Единственное, я просил бы обратить внимание регионов на то, что многие мероприятия, реализуемые в рамках национального проекта, в первую очередь инфраструктурные, касающиеся так называемых инфраструктурных грантов на реновацию домов культуры, кинотеатров, региональных и муниципальных учреждений культуры, – эти гранты будут предоставляться на конкурсной основе. Поэтому вопрос не только в том, кто первый подготовит, подаст документы, но и в том, каким содержанием это будет наполнено, чтобы это не сводилось к евроремонту имеющихся помещений, а менялась суть, содержательная часть традиционных учреждений культуры, они обретали новое звучание, новое качество. На это мы будем обращать особое внимание.
Прошу поддержать.
Д.Медведев: Спасибо.
Включите Новосибирскую область. Андрей Александрович Травников.
А.Травников: В связи с тем, что я входил в рабочую подгруппу по подготовке Госсовета по направлению культуры, мы многие вопросы уже успели разобрать и согласовать. Большое спасибо Ольге Юрьевне Голодец, Владимиру Ростиславовичу Мединскому за совместную работу. Несмотря на то что мы подключились вместе с другими коллегами из регионов к диалогу, когда нацпроект уже был подготовлен, на стадии согласования методики, нормативки многие вещи удалось дополнительно согласовать.
Если касаться нацпроекта «Культура», приведу такие примеры. В отношении такого базового показателя, как увеличение на 15% числа посещений организаций культуры, при безусловном сохранении общего целевого показателя, с учётом разной базы сети учреждений культуры в регионах (где-то театры, где-то библиотеки, музеи) согласовали, что для каждого региона будет устанавливаться дифференцированный график достижения этого показателя – с учётом развития сети и ввода новых объектов.
Из вопросов, которые, возможно, придётся решать самостоятельно с учётом небольшого объёма финансирования этого нацпроекта. В отношении детских школ искусств на селе есть мероприятия по развитию их сети, а в отношении городских школ искусств, где сегодня спрос растёт в связи с ростом населения, к сожалению, мероприятия в нацпроекте с отдельным финансированием из федерального бюджета не запланированы. Но в ходе реализации нацпроектов мы планируем добавлять финансирование из областных бюджетов, в том числе, может быть, в рамках развития других проектов. Проекта «Образование», в частности, – развитие сети допобразования.
В целом, как я сказал, все предложения регионов, в том числе поступившие на расширенное заседание президиума Госсовета, с профильным вице-премьером и Министром культуры мы обсудили. Поступил перечень поручений президиума, и мы увидели, что наши предложения там отражены.
Дмитрий Анатольевич, с учётом того, что мне слово предоставили после доклада по другим нацпроектам, позвольте буквально две минуты, для того чтобы некоторые общие предложения обозначить.
Д.Медведев: Если это предложения по исполнению нацпроектов, давайте, конечно.
А.Травников: Дмитрий Анатольевич, при жёсткой ведомственной, отраслевой структуре нацпроектов сегодня при реализации межведомственных программ приходится прилагать дополнительные усилия.
У нас в области утверждены все 56 региональных проектов, которые мы планируем к реализации. Спасибо за это Федеральному проектному офису.
В том числе, безусловно, Новосибирская область планирует участие в нацпроекте «Наука». Понимая, что развитие науки – это не только исследовательская, материальная база, но и много других аспектов, мы при поддержке коллег из федеральных ведомств включили и мероприятия по развитию сети образовательных учреждений, и инфраструктурные проекты – в части транспортной инфраструктуры.
Большое спасибо, Дмитрий Анатольевич, этому способствовало Ваше решение об утверждении плана развития Сибирского отделения Российской академии наук. Я думаю, что это решение важно и для Томской области, и для Новосибирска как крупного научного центра. Конечно, это помогло нам достичь эффекта от реализации общей программы, используя возможности разных нацпроектов, не только нацпроекта «Наука».
Поэтому, Дмитрий Анатольевич, у меня предложение: при реализации нацпроектов уделять внимание в том числе достижению целей, реализации подобных межведомственных госпрограмм и межведомственных планов, утверждённых Правительством Российской Федерации.
Д.Медведев: Спасибо за информацию.
Посмотрим по «Культуре» в отношении школ искусств и некоторых других школ в городах. Вообще, я тоже исхожу из того, что это решение нужно принимать на месте – что конкретно поддерживать. Веером по всей стране это рассыпать сложно, поскольку где-то потребности больше, где-то меньше, где-то есть работающие, где-то нет.
Давайте посмотрим, Ольга Юрьевна, потом тоже предложение подготовьте, представьте.
Давайте обратимся к цифровой экономике.
К.Носков: Осуществлена доработка паспорта национальной программы, всё приведено в соответствие с ключевыми параметрами национальных проектов, обеспечено соответствие принятому закону о федеральном бюджете. У нас все регионы утвердили паспорта региональных программ.
Учитывая сжатый регламент, хотел заострить внимание на одном из проектов – «Информационная инфраструктура», который у нас и по весу, с точки зрения денег, самый тяжёлый, и с точки зрения организации. Перед нами стоят масштабные задачи. Кроме того, что мы должны за ближайшие годы подключить 100% госучреждений к интернету, у нас KPI – обеспечить 97% домохозяйств широкополосным доступом в интернет.
Мы сейчас несколько меняем модель. До нынешнего момента государство инвестировало в капитальные расходы, компенсировало CAPEX, что не обеспечивало подведение «последней мили». Мы сейчас несколько перестраиваем модель финансирования, исходя из двух принципов. Первое: выходим на конкурсность и будем проводить конкурсы по каждому региону по подключению социально значимых учреждений. И второе: переходим на сервисную модель.
На сегодняшний день, по нашей оценке, в стране более 110 тыс. социально значимых объектов, которым требуется подключение к интернету. Это фельдшерско-акушерские пункты, школы, сельские участки полиции, муниципалитеты и так далее. Мы планируем разыграть конкурсы по каждому региону – конкурсы на предоставление доступа в сеть Интернет.
Здесь нам требуется очень плотное взаимодействие с регионами. Мы полагаемся на наших партнёров из отраслевых ведомств, чтобы провести чёткую ревизию, что нужно подключать и когда, но, безусловно, здесь нужно региональное содействие. И конечно, помощь в работе с региональными, локальными операторами, потому что в некоторых регионах есть достаточно сильные локальные операторы, у которых разветвлённая сеть Интернет.
Плюс мы планируем изменить правила доступа к инфраструктуре, которая создана в рамках программы «Устранение цифрового неравенства», когда мы проводили оптоволокно к маленьким деревням. Мы планируем обеспечить недискриминационный доступ к созданной инфраструктуре. Здесь уже только регионы и муниципалитеты могут содействовать тому, чтобы местные бизнесмены подключались к этой инфраструктуре и проводили «последнюю милю».
Безусловно, большая работа предстоит в области цифрового государства. За короткое время это не описать, но мы с регионами плотно взаимодействуем. Я ежеквартально собираю региональных руководителей, занимающихся цифровой трансформацией.
И, может быть, просьба. Ещё не во всех регионах созданы цифровые министерства, кураторы на уровне заместителя губернатора или заместителя председателя правительства. Просьба к тем, кто ещё не создал, дожать всё-таки этот процесс, чтобы у нас был контрагент, с кем мы в постоянном режиме работали бы.
Д.Медведев: Тот, кто не создал, сам за это отвечает непосредственно. Все, кто слушает нас, губернаторы, у кого нет заместителя профильного по этому вопросу, – естественно, я исхожу из того, что тогда министр будет звонить и требовать лично с губернатора, хотя губернатор и так за всё отвечает. Тем не менее тогда и все технические вопросы должен губернатор вести. Разберитесь с этим.
Пожалуйста, Игорь Владимирович Васильев, Кировская область.
И.Васильев: В целях реализации указа Президента в Кировской области утверждены 47 региональных проектов, наибольшее количество проектов имеем в образовании и здравоохранении – восемь и семь соответственно. У нас создано министерство цифрового развития, есть профильный заместитель, и я хотел бы сказать о тех практиках, которые мы применяем, которые требуют и помощи федерального центра, и могут рассматриваться в качестве пилотных проектов, в том числе для включения в национальный проект.
Мы начали с базового элемента – внедрения безбумажного, электронного документооборота. Особенностью этой системы является её архитектура, она полностью развёрнута в облаке, о чём сейчас говорил министр. Пользователи работают с помощью обычных интернет-браузеров, приложений на смартфонах и планшетах. Мы сэкономили на региональном серверном хранилище. Насколько я знаю, это один из первых опытов внедрения в госсекторе – полностью на облачной архитектуре «Ростелекома».
Мы выработали для себя и вектор цифровой трансформации государственных услуг. Прежде всего, мы считаем, следует начать с формирования базовых государственных ресурсов. Сейчас все ведомства заимствуют, как правило, в свои информационные системы сведения из баз данных других ведомств.
Мы считаем, что ведомства должны перейти к хранению только тех сведений, которые сами и создают. Остальные получают при необходимости по запросу. Так мы получим действительно базовый и всегда актуальный информационный ресурс. Системы не нужно разрабатывать заново, а лишь адаптировать. Среда взаимодействия уже существует – это СМЭВ.
У нас уже сейчас есть опыт идентификации заявителя в МФЦ с помощью обычной банковской карты системы «Мир». Это первый опыт в стране. Сейчас мы при поддержке Банка России реализуем взаимодействие МФЦ – система «Мир».
Как можно этот процесс дальше широко применять? Например, при льготном проезде в общественном транспорте. Система автоматически определяет, какую стоимость проезда необходимо списать с обычной банковской карты пассажира с учётом наличия либо отсутствия льгот. Это значит, что гражданину больше не нужно получать социальные, транспортные карты жителя города, чему обычно предшествует сбор справок о льготе, хождение по инстанциям. Обычная же банковская карта есть практически у всех.
Есть и ещё один положительный эффект – это способствование созданию «безналичного региона». Мы стимулируем работодателей к переходу на белые зарплаты. Создаём по-настоящему беззаявительную государственную услугу. Пилотной мы выбрали региональную льготу. Малообеспеченной семье при рождении второго ребёнка полагается 5 тыс. рублей в месяц. Система автоматически должна определить факт рождения ребёнка, проверить доходы родителей, и выплата автоматически осуществляется на привязанную к профилю госуслуг банковскую карту системы «Мир». Заявитель никуда не будет ходить, никак не будет выражать своё желание на получение льготы. Просто в нужный момент времени начнёт эти выплаты получать. Это, на наш взгляд, и есть настоящие проактивные услуги, а не иллюзия проактивности.
Этот механизм может быть в ядре любой проактивной услуги. Дальше мы как конструктором сможем собрать любую автоматическую услугу. Но здесь как раз и требуется проработка и поддержка, потому что федеральное законодательство на сегодняшний день не готово ещё к такому способу оказания услуг. Например, этому препятствует закон (его нужно дорабатывать, на наш взгляд) по защите персональных данных.
Есть также достижения и в цифровизации здравоохранения. Мы уже активно на практике применяем телемедицину. Дистанционный мониторинг электрокардиограмм автоматически передаёт информацию лечащим врачам, это более 5 тыс. кардиограмм в месяц, – и все медицинские офисы в области оснащены автоматической расшифровкой.
Цифровизация здравоохранения позволяет нам не только предупреждать и эффективно лечить заболевания, но и серьёзно экономить бюджетные деньги. И здесь как раз такое кросс-проектное решение, которое захватывает проекты «Здравоохранение» и «Цифровая экономика».
Мы предлагали бы рассмотреть лучшие практики субъектов по информатизации и интегрировать их в национальные проекты, поскольку эта сфера является наиболее динамично изменяющейся, насколько я понимаю, в регионах накоплен достаточно серьёзный опыт внедрения цифровых технологий.
Д.Медведев: В отношении лучших практик – не могу это не поддержать, конечно, их нужно ценить и по возможности интегрировать. Это не только московские практики, есть практики и в других регионах неплохие, Вы вот рассказываете. Это нужно делать, обращаю на это внимание министров.
А в отношении совершенствования законодательства, в том числе законодательства о защите персональных данных, – мы к этому вопросу вернёмся. Этот процесс идёт у нас, но он нелёгкий, скажем прямо.
Теперь посмотрим проекты «Производительность труда и поддержка занятости» и «Малое и среднее предпринимательство».
М.Орешкин: По проекту «Малое и среднее предпринимательство» у нас в самом начале следующего года стартует программа льготного кредитования. Я напомню, что у нас в целом планируется предоставить 1 трлн рублей кредитов по этой программе по ставке, не превышающей 8,5%.
Здесь регионам очень важно отработать с региональными отделениями своих банков, потому что распределение суммы кредитов будет зависеть от кредитной активности банков, участвующих в программе, в конкретном регионе.
В январе следующего года также начинается в четырёх регионах реализация пилотного проекта по созданию системы легального осуществления деятельности самозанятых граждан. Появляется возможность работы с минимальной административной нагрузкой и в рамках нового налогового режима.
Регионы, которые вовлечены в этот пилотный проект, прекрасно знают, что там происходит. Здесь совместно с налоговой службой будем отрабатывать, чтобы всё прошло хорошо и наработался позитивный опыт, который позволил бы потом эту систему распространить по всей стране.
У нас по линии улучшения инвестиционного климата в этом году запущен механизм трансформации делового климата. Первый пакет мер по снижению административных барьеров подготовлен и уже готов к утверждению.
Здесь тоже прошу регионы активно подключиться, чтобы информация о барьерах, которые выявляются на региональном уровне, поступала в министерство и мы через этот механизм постоянно снижали барьеры, которые находятся в тех или иных отраслях, в тех или иных регионах.
Активное направление работы – это создание системы выхода на глобальные рынки российских малых и средних предприятий. За год мы планируем вывести на экспорт 3,5 тысячи предпринимателей. Проект реализуется совместно с Российским экспортным центром и с каждым регионом. Здесь тоже очень важна включённость региональных властей в реализацию проекта.
По производительности труда. Напомню, что проект уже реализуется с начала этого года, с Нового года в нём добавляется ещё 15 регионов, ещё для пяти будет предусмотрен особый статус, который позволит начать первую фазу реализации проекта.
Количество вовлечённых в проект предприятий в начале следующего года должно достигнуть 400, а первые 200 предприятий – по нашим оценкам, на 60% из них рост производительности труда за один год составит 10 и более процентов. У нас уже будут обучены 2,5 тысячи человек. В марте следующего года стартует программа по обучению управленческих кадров.
Для регионов, которые не входят в 31 регион, где в следующем году будет работать программа, будет доступна интернет-платформа. К маю 2019 года мы ожидаем 2 тыс. компаний – пользователей этой программы, им будут доступны модули и курсы по обучению экспресс-диагностике производительности, будут размещены детальные рассказы о достигнутых успехах в компаниях и отдельных регионах. Поэтому этой информацией можно пользоваться, для того чтобы самостоятельно начинать запускать программу и быть готовыми к вхождению в последующие годы в целом в проект.
Д.Медведев: Давайте подключим Самарскую область.
Д.Азаров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, в соответствии с Вашим поручением 10 декабря все паспорта региональных проектов направлены в Федеральный проектный офис и федеральные органы исполнительной власти.
Утверждению паспортов предшествовали встречи практически со всеми федеральными министрами, и хочу коллег за это искренне поблагодарить.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, Вы дали поручение министрам контролировать ход национальных проектов в регионах. Ещё на этапе формирования проектов в нашем регионе совещания провели Евгений Иванович Дитрих, Вероника Игоревна Скворцова, которые помогли нам определиться в формировании региональных проектов. Максим Станиславович Орешкин провёл два всероссийских совещания по подготовке национальных проектов «Повышение производительности труда» и «Малое и среднее предпринимательство». Были практически все субъекты Российской Федерации, в Самаре был проведён семинар-совещание.
Утверждён паспорт проекта «Производительность труда и поддержка занятости», в соответствии с этим паспортом нам необходимо обеспечить рост производительности труда на крупных и средних предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5%, вовлечь в проект более 200 предприятий. Самарская область начиная с 2017 года выступает пилотным регионом по реализации программы повышения производительности труда. Сегодня 20 предприятий региона являются участниками проекта.
На всех предприятиях-участниках достигнут положительный эффект по показателям производительности, по некоторым крайне впечатляющий – до 38% рост. Конечно, это стало возможным в том числе благодаря профессионализму экспертов Федерального центра компетенций. Тесное взаимодействие с Федеральным центром компетенций и накопленный нами самостоятельный опыт позволяют утверждать, что целевые показатели Самарской областью будут выполнены.
В то же время для достижения ещё более весомых результатов мы предлагаем в ходе реализации нацпроектов решить ряд вопросов. Во-первых, нам хотелось бы продолжить взаимодействие с Федеральным центром компетенций в процессе реализации всего национального проекта, поэтому предлагаем рассмотреть возможность сохранения присутствия специалиста ФЦК в регионе до достижения всех поставленных целей.
Во-вторых, просим рассмотреть возможность предоставления регионам субсидии на частичное содержание региональных центров компетенций. На наш взгляд, это может увеличить количество предприятий, вовлекаемых в орбиту проекта.
В-третьих, считаем, что регионам нужна поддержка в создании центров повышения производительности труда предприятий-партнёров. Для нашего региона крайне важно сотрудничество с государственной корпорацией «Ростех»: у нас более 10 предприятий. Мы предварительно договорились о создании центра компетенций корпорации на территории Самарской области.
В то же время нам крайне важно, например, крупнейшее предприятие – АвтоВАЗ вовлечь в эту орбиту. Здесь мы сталкиваемся со сложностями. АвтоВАЗ, конечно, по критериям не проходит.
Надо то ли над критериями подумать, то ли индивидуальное решение принять, но, конечно, для АвтоВАЗа крайне важно продолжить эту работу. Такой опыт в прошлом году совместно с федеральным Правительством мы имели.
Наш регион выражает готовность принять участие в предусмотренных нацпроектом пилотных проектах по предоставлению налоговых преференций для стимулирования роста производительности труда, а также грантов для обеспечения работы по повышению производительности труда.
Д.Медведев: По поводу того, что было сказано по этим предприятиям, которые являются партнёрами, критериям отбора. Я не знаю на самом деле, можно это сделать или нет, но, если, конечно, сами предприятия готовы этим заниматься... Максим Станиславович, Вы подумайте, поговорите с губернаторами. Понятно, что проект ориентирован несколько на другое, но, с другой стороны, без опорных предприятий не обойтись. Если это крупные компании, вроде бы тоже от их услуг отказываться неправильно.
Что же касается разных субсидий на эти центры компетенций, по-хорошему нужно, чтобы это сами регионы искали. И не потому, что нам денег жалко, а потому что это вам должно быть полезно и интересно.
Мы вам не должны это впаривать, что называется. Если это полезная история, на это надо найти деньги, это не великие деньги. А если это бесполезные навыки, то и платить тут не за что. Я бы считал правильным всё-таки, чтобы вы на месте определялись с такого рода тратами.
М.Орешкин: У нас так и построено на самом деле.
Д.Медведев: Это в принципе правильный подход. Уж лучше какую-то другую помощь оказать региону.
Теперь о здравоохранении. Вероника Игоревна (обращаясь к В.Скворцовой), пожалуйста.
В.Скворцова: Национальный проект «Здравоохранение» и восемь федеральных проектов, в него входящих, доработаны и утверждены на заседании проектного комитета по национальным проектам. Национальный проект приведён в соответствие с федеральным законом о бюджете, ключевыми параметрами. От всех субъектов Российской Федерации получены региональные сегменты федеральных проектов, которые отрабатывались нами совместно в течение пяти месяцев. Особенность каждого субъекта учтена при определении значений целевых показателей, достигаемых в рамках федеральных проектов. Из 55 показателей, которые определены для мониторинга национального проекта и федеральных проектов, более 70% учитываются на основе данных форм федерального статистического наблюдения. Для остальных совместно с Росстатом будут разработаны методики по параметрам их расчётов в соответствии с принятым планом.
Особенностью реализации национального проекта «Здравоохранение» является то, что целевые показатели имеют интегративный, популяционный характер, но достичь их можно только в случае реализации через каждого жителя каждого региона. По сути дела, целью всех федеральных проектов является создание таких условий – инфраструктурных, транспортных, кадровых, профессиональных, – чтобы каждый житель региона мог быть обеспечен современными технологиями профилактики, диагностики и лечения.
В связи с этим все 85 регионов в настоящее время дорабатывают комплексные программы по борьбе с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, развитию детского здравоохранения. Для нас очень важно, что эти программы включают не только финансируемые через национальный проект «Здравоохранение» мероприятия, но и весь комплекс смежных мероприятий и все связки между этими мероприятиями, которые и позволят выполнить интегративные целевые показатели.
В целом все регионы готовы к началу реализации. Многие мероприятия реализуются уже с первых дней нового года. Раз в две недели мы с регионами обсуждаем это на селекторных совещаниях, в том числе сегодня оно было проведено. Очень надеемся на позитивные результаты.
Д.Медведев: От регионов послушаем Ростовскую область.
В.Голубев: В области утвердили все региональные проекты, их 48. Документы направлены в проектный офис Правительства Российской Федерации, в соответствующие федеральные структуры.
Несколько слов о двух проектах – «Демография» и «Здравоохранение». Установлены конкретные целевые показатели для достижения их до 2024 года. В регионе по всем направлениям нацпроекта «Здравоохранение» мы разработали восемь региональных паспортов. В паспортах также установили целевые показатели.
В национальном проекте «Демография» предусмотрели региональный проект по формированию системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Кураторы проектов – заместители губернатора, руководители, министры соответствующих министерств. У нас объёмы средств федерального и областного бюджетов согласованы, заложены в бюджете 2019–2021 годов.
О возможных рисках.
Первое. Понадобится закупка медицинского оборудования согласно порядку оказания медицинской помощи, то есть всеми регионами будет приобретаться однотипное оборудование, причём в ходе торгов преференции нужно будет отдавать отечественным производителям. Отсюда риск возникновения дефицита необходимого медицинского оборудования на рынке. На наш взгляд, важно оценить мощности отечественных производителей оборудования, исходя из потребностей регионов для реализации национального проекта.
Также считаем целесообразным сделать расчёт цен, среднерыночных ценовых ориентиров на базовые комплектации оборудования, чтобы избежать в регионах большого разброса цен при закупках однотипного оборудования.
Кроме того, при организации мониторинга реализации региональных проектов могут возникнуть проблемы с наличием оперативной ежемесячной, ежеквартальной отчётности. Вы об этом уже сказали, Дмитрий Анатольевич, и это очень важно. Предстоит отрабатывать показатели, некоторые из них установлены по отчёту только один раз в год. Возможно, предстоит введение дополнительных статистических наблюдений на уровне региона, чтобы ориентироваться в ситуации.
Ещё одна форма, которую мы уже ввели и планируем реализовать в регионе в следующем году, – это специальные семинары по темам «Командная работа» и «Достижение результатов». По конкретным вопросам и направлениям мы планируем раз в полугодие оценивать ситуацию и обучать руководителей, специалистов органов исполнительной власти командной работе и работе на результат.
Д.Медведев: Есть что прокомментировать?
В.Скворцова: Совместно с Минпромторгом Минздрав провёл анализ необходимого закупаемого медицинского оборудования, в том числе с учётом возможностей российских производств. В настоящее время мы рассматриваем несколько механизмов финансового обеспечения данных закупок. В том числе не исключаем возможность централизованных закупок оборудования, о чём будем говорить на этой неделе на совещании у Юрия Ивановича Борисова в связи с развитием оборонной промышленности, диверсификацией оборонной промышленности. Расчёты все есть. Опасений у нас нет, что чего-то не хватит.
Ясно, что есть 164 пункта наименований медицинских изделий, из которых российские производители покроют далеко не все, поэтому будет и импорт сохраняться.
Д.Медведев: Нужно учесть это в ходе работы и при подготовке решений.
Проект «Демография». Пожалуйста, Максим Анатольевич Топилин.
М.Топилин: 14 декабря мы представили доработанные национальный проект и входящие в него пять федеральных проектов на заседании проектного комитета, и они были одобрены. В последние месяцы велась плотная работа с Министерством финансов. Национальный проект и федеральные проекты приведены в полное соответствие с федеральным бюджетом на трёхлетку.
Всего на проект «Демография» за три года будет направлено 1,6 трлн рублей, за шесть лет – 3,1 трлн рублей. Деньги достаточно серьёзные, и большая часть этих средств – это меры финансовой поддержки, которые у нас работают традиционно (материнский (семейный) капитал, поддержка третьих детей), и те, которые вступили в действие с этого года. Меры, которые были введены с 1 января этого года (поддержка первых детей, льготная ипотека – 6%, строительство яслей), набирают силу, и мы в следующем году с регионами должны будем обратить особое внимание на информационное сопровождение этих мероприятий.
Все регионы все пять проектов внесли. В регионах предусматриваются не только федеральные меры поддержки, но и новые региональные мероприятия, касающиеся поддержки молодых семей, студенческих семей (с точки зрения поддержки рождений), различных вариантов стимулирования и предоставления жилья.
Нам придётся в течение всего периода, безусловно, постоянно отслеживать показатели, потому что цели амбициозные перед нами стоят: рост суммарного коэффициента рождаемости, естественный прирост. Если по итогам прошлогодних десяти месяцев у нас было снижение темпов по рождениям 10%, то теперь это снижение уменьшилось. И мы надеемся, что по итогам более полного введения всех мер нам удастся стабилизировать ситуацию с рождаемостью и выйти на показатели. Будем предпринимать для этого все необходимые усилия.
В следующем году нам предстоит открыть 90 тыс. мест в яслях (для детей от полутора до трёх лет) – гораздо больше, чем в этом году. Поэтому у меня большая просьба к губернаторам – оперативно с нами всю необходимую работу по заключению соглашений завершить, потому что очень масштабный объём мероприятий.
Вы обратили внимание, что нужно делать всё в типовых проектах. Мы со следующего года впервые начинаем работу по улучшению положения с домами для пожилых людей. Федерация не финансировала эти проекты, в нацпроекте впервые это делается. 45 млрд рублей выделяется, 17 объектов входит в эту программу в следующем году. Тоже сейчас наша задача – с регионами очень чётко отработать подготовку всех необходимых документов. В принципе мы готовы к этой работе.
У нас есть ещё одна тема (окончательное решение, думаю, мы завтра у Антона Германовича Силуанова на совещании примем) – дополнительные меры поддержки рождений на Дальнем Востоке. Такое поручение Президента есть. Мы договорились о пакете этих мер. У меня просьба к субъектам Российской Федерации Дальнего Востока: как только мы точку на федеральном уровне поставим, здесь тоже оперативно все решения принять.
Готовы оперативно начать работу по нацпроектам.
Д.Медведев: Калининградскую область включим.
А.Алиханов: Правительством Калининградской области в целях своевременного исполнения Ваших поручений разработано и утверждено 46 паспортов региональных проектов. В 10 национальных проектах из 12 мы участвуем. На конкурсной основе предполагается участие в проектах «Производительность труда» и «Наука». По «Производительности труда» мы уже выиграли конкурс, участвуем. По «Науке» (в части национальных образовательных центров) тоже будем заявки готовить. Необходимое финансирование на трёхлетку предусмотрено.
Хотелось бы отметить, что успешная реализация региональных, а значит, и федеральных проектов в том числе зависит от региональных особенностей, от того, как мы сможем их учесть при определении опорных механизмов реализации федеральных проектов. О чём я говорю? С учётом Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в каждом регионе складывается своя структура органов местного самоуправления. Мы в этом году заканчиваем длительную работу по переходу на одноуровневую систему местного самоуправления. То есть у нас все 22 муниципалитета станут муниципальными городскими округами.
К сожалению, в этой связи Калининградская область лишается возможности финансовой поддержки из бюджета на строительство объектов спортивной инфраструктуры, которая предусмотрена в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» (в рамках нацпроекта «Демография»), так как выделение средств планируется только муниципальным районам. Мы бы предложили рассмотреть возможность в тексте паспорта федерального проекта поменять слова «муниципальные районы» на слова «муниципальные образования». Совершенно ясно, что мы городские округа у себя создавали и, скажем так, делали более плоской систему управления в муниципалитетах не потому, что у нас сельских территорий нет, а потому что эта система для нас наиболее подходящая с точки зрения экономии на государственном и муниципальном управлении. Мы эту позицию доводили 18-го числа на предварительном совещании.
В остальном хотелось бы поблагодарить всех коллег за работу. Мы со своей стороны готовы в следующем году активно начать реализацию национальных проектов.
Д.Медведев: По «Демографии». То, что было сказано министром про ясли, – справедливо, нужно быстро все эти соглашения готовить и внедрять их. И по дополнительным мерам поддержки рождений на Дальнем Востоке надо будет окончательно определиться.
По поводу использования классификации, где упомянуты только муниципальные районы, а не все муниципальные образования: понятно, это было сделано умышленно, но, наверное, это не покрывает всех случаев, которые могут быть. Прошу ещё раз к этому вопросу вернуться.
Теперь посмотрим проект «Жильё и городская среда». Владимир Владимирович Якушев.
В.Якушев: Паспорт национального проекта «Жильё и городская среда» прошёл все необходимые процедуры. Проект доработан с учётом всех замечаний, приведён в соответствие с бюджетом.
21 декабря на заседании проектного комитета утверждены федеральные проекты. Мы будем мониторить 31 показатель. По трём показателям мы должны отработать методику в I квартале 2019 года. Подготовка необходимых нормативных документов также идёт по графику.
На данный момент мы по всем федеральным проектам получили региональные паспорта.
Что касается регионов. Очень важный момент: с 1 июля 2019 года отрасль жилищного строительства переходит на совершенно другое финансирование. Мы переходим от прямого привлечения средств граждан к проектному финансированию. В этом году мы уже проходили один путь, когда был переход на банковское сопровождение. Мы очень плотно работали с субъектами Российской Федерации. Не всё просто проходило, но с этой задачей мы справились.
Задача по переходу на проектное финансирование намного сложнее. Мы очень плотно работаем с Центральным банком, головными офисами основных банков, которые будут осуществлять непосредственно проектное финансирование. И очень важно, чтобы точно такая же работа проводилась на территории субъектов Российской Федерации.
Очень важно, чтобы своевременно началась подготовка к этому переходу – этим надо заниматься уже сейчас – как со стороны застройщиков, так и со стороны банковского сообщества. И очень важно, чтобы здесь субъекты Российской Федерации играли роль буфера между банковским сообществом и застройщиками, потому что не всегда они находят общий язык.
Что касается Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, мы в плотной коммуникации сегодня с Центральным банком. На нашей площадке постоянно идёт взаимодействие с застройщиками. Очень важно, чтобы этот переход состоялся максимально безболезненно для строительной отрасли. От этого во многом будет зависеть, насколько эффективно мы отработаем по федеральному проекту «Жильё».
Д.Медведев: Давайте подключим Татарстан.
Р.Минниханов: Республика Татарстан участвует в 47 проектах, работа идёт, у нас по проектам вопросов нет.
Относительно жилья хотел бы выразить некоторые темы, которые нас волнуют.
Объёмы ввода жилья в регионах должны вырасти в полтора раза. Если взять нашу республику, на протяжении восьми лет мы ежегодно вводим порядка 2,4 млн кв. м. В 2024 году, согласно проекту, необходимо будет ввести 3,6 млн кв. м.
Для решения этой задачи прежде всего необходимо подготовить площадки, оснащённые инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой.
По нашим предварительным расчётам, стоимость этих работ составит, кроме жилья, свыше 100 млрд рублей.
В рамках национальных проектов на данные цели для регионов предусмотрено всего 184 млрд рублей. Я хотел бы обозначить, что нам необходимо будет посмотреть какие-то механизмы кредитования и поддержки, чтобы эти площадки мы смогли реализовать.
Следующая тема, она нас беспокоит, – это спрос на жильё. В нашей республике сегодня 8,2 тыс. квартир пока не продано. По итогам прошлого года средняя обеспеченность жильём на одного жителя в республике составляет 26,2 кв. м. При вводе 120 млн кв. м жилья в год по нашей стране эта цифра должна составить 30,2 кв. м.
Увеличить ёмкость рынка. Если мы не будем снижать стоимость ипотеки, эта тема будет сложной.
Ещё одну проблему я хотел бы выразить в связи с переходом на проектное финансирование. К этому надо идти, переход на эскроу-счета не обсуждается, но есть риски. Если взять нашу республику, у нас сегодня имеет разрешение на строительство девять застройщиков. Они должны построить 3,7 млн кв. м жилья. Но по тем параметрам, которые сегодня утверждены, 54 застройщика пока не подходят под такие параметры, – это 12 377 договоров долевого участия.
Конечно, для решения данного вопроса предлагается рассмотреть возможность разрешения застройщикам, достраивающим проблемные объекты и объекты, находящиеся в высокой степени готовности, оставить прежнюю схему финансирования или дать возможность регионам определять таких застройщиков. И конечно же, утвердить порядок поэтапного использования застройщиками средств на эскроу-счетах, они будут лежать, и их можно использовать только после завершения всех работ.
На эти вопросы я бы просил обратить внимание.
Д.Медведев: По поводу денег на эскроу-счетах и некоторых проблем с застройщиками мы с Вами говорили, когда Вы ко мне недавно заходили. Я давал поручение, поэтому мы к этому вопросу вернёмся, поговорим ещё раз на эту тему обязательно.
Что касается проблемы спроса, то она, конечно, носит фундаментальный, общий характер. Естественно, она будет зависеть от целого ряда экономических составляющих.
Коллеги, мы с вами совсем коротко прошлись по всем 12 национальным проектам. Какой я могу сделать вывод?
Во-первых, все министры доложили, а вице-премьеры подтвердили, что они готовы к началу реализации национальных проектов по всей стране. Иными словами, готовность полная – я это фиксирую в качестве результатов сегодняшнего совещания. Дальше мы уже к этим вопросам возвращаться не будем – состояния готовности. Подчёркиваю: готовности административной, конечно.
Нормативные документы. Здесь хочу обратить внимание всех присутствующих – и руководителей федеральных ведомств, и глав регионов: они тоже должны быть выпущены до конца года, то есть осталась неделя для того, чтобы их выпустить. После завершения года никакие аргументы, никакие отговорки на эту тему приниматься не будут. Если есть обязанность документ выпустить, он должен быть выпущен. Идеальных документов не бывает. Если что, поправим потом. Но документ должен выйти.
Обращаюсь и к коллегам из Правительства, к Аппарату Правительства: ускорьтесь, все документы мне внесите, чтобы не было ситуации, которая иногда возникает, когда в начале года, в праздники приходится гору этих документов подписывать.
Надо всё сделать. Тем более речь идёт о приоритетах.
И третье, что хотел бы подчеркнуть, это очевидно абсолютно: начинается конкретная работа по национальным проектам. Она должна для каждого министра, заместителя Председателя Правительства воплощаться в ежедневной практической деятельности, в проведении необходимых совещаний, согласований и контрольных мероприятий с выездом на места.
Я хотел бы, чтобы график поездок по территории страны (именно в формате работы по национальным проектам) за ближайшие две недели начинающегося года был подготовлен и мне представлен. По всем министрам. Опять же он может быть потом скорректирован. Но каждый министр должен понимать, что он хотел бы прежде всего посмотреть, с кем встретиться, о чём провести совещания, на чём расставить акценты. Это нужно будет сделать.
<…>