В повестке: о доработке национальных проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Наука».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Татьяны Голиковой по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Сегодня заседание президиума, будем заниматься национальными проектами. Обсудим
четыре из них – «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Наука». Их
паспорта, а также паспорта федеральных проектов, которые в них входят, были
скорректированы с учётом объёмов финансирования (их уточнили) и целевых
показателей, определены механизмы исполнения.
В ближайшие три года в федеральном бюджете на эти
национальные проекты предусмотрено почти 3 трлн рублей (более точно, 2,78 трлн).
В течение шести лет на их реализацию мы планируем направить из всех источников
более 6,5 трлн рублей. Важно, чтобы исполнение мероприятий в национальных
проектах было синхронизировано по всем уровням – и в федеральных проектах, и в
государственных программах, и в планах по развитию отраслей. Кроме того, для
достижения показателей национальных проектов должна быть чёткая увязка
региональных и федеральных проектов. Эту задачу мы с вами неоднократно
обсуждали, она была поставлена и Президентом на заседании президиума Госсовета в
прошлом месяце.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, 17 декабря 2018 года
Теперь несколько слов по каждому из четырёх
национальных проектов. Начнём с «Демографии». В его составе пять федеральных
проектов, которые уже утверждены на проектном комитете.
Они были
актуализированы с учётом принятых ранее решений и поручений. В том числе
приняты дополнительные меры по поддержке старшего поколения. Чтобы людям старших
возрастов было удобнее получать медицинскую помощь, выделены средства на
закупку автотранспорта. Это поможет пожилым людям, которые живут в сельской
местности или в социальных учреждениях, доехать до медицинских организаций.
Чтобы улучшить
поддержку тех, кто хочет вести здоровый образ жизни, заниматься спортом,
предусмотрели дополнительное финансирование в бюджете. За шесть лет на развитие
спортивной базы по хоккею и футболу направим порядка 35 млрд рублей.
Причём финансирование начинается уже со следующего года.
Особое внимание
– регионам Дальнего Востока. Здесь действительно сложная ситуация с
численностью населения. Поэтому решение демографических проблем в этом
федеральном округе, как и других задач, должно быть в приоритете. Такие
корректировки были внесены в национальный проект.
«Здравоохранение».
В целом восемь федеральных проектов в его составе – также утверждены на
проектном комитете.
Мы увеличили количество детских
больниц, которые будут построены в рамках проекта, с 37
до 40. Выделяем дополнительные средства на информатизацию системы
здравоохранения, чтобы каждый мог не только записаться к врачу через интернет,
но и, не приходя в поликлинику, получить все необходимые медицинские документы,
выписки, пройти медико-социальную экспертизу.
Предусмотрено
дополнительное финансирование и на развитие медицины на селе. Было
запланировано строительство и замена более полутора тысяч фельдшерско-акушерских
пунктов и врачебных амбулаторий. Кроме того, в следующем году предполагается
строительство ещё 40 фельдшерских пунктов и офисов врачей общей практики – в
рамках господдержки села. Средства на это в бюджете также предусмотрены.
Мы рассматриваем ещё
два национальных проекта – «Образование» и «Наука». Что касается проекта «Образование»,
в рамках его реализации мы предполагаем выделить дополнительные средства на поддержку
села, сельской инфраструктуры. В бюджете на следующий год предусмотрено более
370 млн рублей на строительство школ в сельской местности – сверх того, что
уже было запланировано.
Вместе с созданием
инфраструктуры в сфере здравоохранения и социального обеспечения это должно
повысить привлекательность села для молодёжи. Чтобы меньше было причин менять
место жительства и уезжать в город. А это очень важно для достижения национальной
цели по обеспечению роста численности населения, ведь рождаемость на селе
всегда была выше, чем в городе. Это уклад, и, по всей вероятности, так оно и
останется.
Мы ведём работу по
нацпроекту «Наука». Направляем средства в бюджете 2019 года на создание
установок класса «мегасайенс». А также на обновление инфраструктуры ведущих
научных организаций – на строительство научно-исследовательских судов, что на
самом деле очень важно, и проведение морских экспедиций.
Ведём разработку
нормативной базы, на основе которой появится сеть научных центров мирового
уровня, включая международные математические, геномные и иные центры. Меры эти
были детализированы в федеральных проектах в ходе доработки.
Есть мнение о
том, что нужно лучше синхронизировать проект «Наука» со здравоохранением, для
того чтобы наука не существовала в отрыве от медицины. Меня недавно об этом
спрашивали в ходе интервью
телеканалам по итогам года. Отдельный федеральный проект по созданию сети
национальных медицинских исследовательских центров уже утверждён. В этих
центрах будут не только разрабатывать инновационные медицинские технологии, но
и – с помощью телемедицины – консультировать пациентов.
Одновременно мы
продолжаем поддерживать прикладную и фундаментальную науку – и помимо
национального проекта. Тоже говорил об этом в рамках интервью. Мы
предусмотрели, напомню ещё раз, на 2019 год около 415 млрд рублей на
научные исследования и разработки гражданского назначения. Конечно, эта
поддержка будет оказываться и далее.
Давайте
посмотрим, как обстоят дела по этим проектам.
Из стенограммы:
Т.Голикова:
На все четыре национальных проекта выделено 6,6 трлн рублей: это «Демография», «Здравоохранение»,
«Образование» и «Наука». Мы сейчас полностью завершили отработку, теперь все
национальные проекты соответствуют закону о бюджете на три года. Совсем недавно
приняты поправки в постановление Правительства, которое устанавливает порядок
работы с регионами. Сейчас у Правительства появилось право в случае готовности
регионов утверждать проекты на шесть лет, несмотря на то что закон о бюджете
принимается на три года. Пока мы таких предложений от регионов не получали, но
такая возможность есть. Они могут продумать свою стратегию развития в рамках
национальных проектов, федеральных проектов. Такие возможности мы им
предоставляем.
Сейчас полным ходом работа смещается на уровень
регионов. 14 декабря все регионы и министерства представляют в Правительство свои региональные
проекты, которые являются практически зеркальным отражением того, что
происходит на федеральном уровне, только в отношении каждого конкретного
субъекта Российской Федерации. Это все те же показатели – например, снижение
смертности, увеличение рождаемости, повышение уровня образования и так далее.
До конца 2018 года мы будем работать с регионами, чтобы полностью все действия
на федеральном уровне корреспондировались с региональной политикой в этих
отраслях.
Кроме
того, мы сегодня определились с вкладом национальных проектов «Демография»,
«Здравоохранение», «Образование» и «Наука» в национальные цели. В рамках подготовки
к сегодняшнему президиуму мы пытались оценить такой вклад – причём оценить его в
цифрах – и, конечно, каким образом могут
быть достигнуты показатели, которые сегодня записаны в указе Президента. Самый главный
для нас – показатель обеспечения естественного прироста населения, увеличение
продолжительности жизни к 2024 году до 78 лет. В рамках мероприятий, которые
реализуются по национальному проекту «Здравоохранение», мы предполагаем снизить
смертность на 17%, то есть спасти за этот период более 200 тысяч человеческих
жизней. И главным образом это будет обеспечено за счёт двух проектов – по
сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям. Предполагается, что по
сердечно-сосудистым заболеваниям смертность должна быть снижена на 24% (вы
знаете, что абсолютный лидер смертности – сердечно-сосудистые заболевания в
Российской Федерации). Второй проект онкологический, снижение смертности – 8%.
Здесь предстоит реализовать очень масштабный комплекс мер, сюда вкладываются
наибольшие финансовые ресурсы – порядка 750 млрд рублей, причём
основная часть этих ресурсов пойдёт на обеспечение увеличения оплаты
оказываемой медицинской помощи по онкологии в рамках территориальных программ
государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам.
Основные ресурсы будут направлены на обеспечение химиотерапевтическим лечением
и лучевой терапией. Это ёмкие, но сейчас недостаточно обеспечиваемые
направления оказания медицинской помощи. Эти два проекта должны внести
достаточно серьёзный вклад в снижение смертности.
То же самое касается
проекта поддержки детского здравоохранения. На реконструкцию детских учреждений
планируется направить существенные финансовые ресурсы – 37,6 млрд рублей. И мы
уже сейчас двигаемся достаточно позитивно по снижению младенческой смертности.
Что касается проекта
«Демография», то основные усилия нацелены на повышение мотивации семей к рождению
детей. Мы предполагаем, что к 2024 году суммарный коэффициент рождаемости, то
есть количество рождённых детей, приходящихся на одну женщину, должен составить
1,7. Напомню, что в 2017 году этот показатель составлял 1,62. Мы сейчас
находимся на серьёзном демографическом тренде, связанном с сокращением числа женщин,
находящихся в репродуктивном возрасте. Поэтому целый набор мероприятий, которые мы
предполагаем реализовать, будут служить мотивационной поддержкой для наших
женщин,
которые спланируют рождение первых и последующих детей. В этой связи за счёт
пособий, которые выплачиваются на первого ребёнка, порядка 35% семей, то есть
1,1 миллиона семей, получат поддержку. Что касается вторых детей, это средства
материнского (семейного) капитала. Здесь тоже порядка 40% наших семей получат
дополнительную финансовую поддержку, это ещё 1,6 миллиона семей.
Кроме того, ипотечная
программа со ставкой по ипотеке 6% также будет реализовываться в рамках
национального проекта «Демография» и служить финансовой поддержкой для
обеспечения большего благополучия семей, которые предполагают рождение детей.
Весь национальный
проект «Образование» фактически направлен на конкурентоспособность российского
образования, как общего, так и высшего. Сегодня мы приняли решение о том, что
каждое министерство, обеспечивающее реализацию национальных проектов в
соответствующей сфере, должно представить предложения Министерству науки и
высшего образования, чтобы контрольные цифры приёма в высшие и средние
специальные учебные заведения учитывали потребности соответствующих отраслей
для целей реализации нацпроектов в квалифицированных рабочих и профессиональных
кадрах, кадрах, которые готовят вузы. Ряд
мероприятий будет нацелен на улучшение условий дополнительного образования
для наших детей, подготовку и переподготовку учительского состава и как можно
большее привлечение их для работы в этой области.
Наконец, «Наука». Очень часто звучит вопрос, достаточно
или недостаточно средств, которые предлагается направить на реализацию этого
нацпроекта, – это 635 млрд рублей за счёт всех источников. Я должна сказать, и
мы здесь все придерживаемся единой точки зрения, что не только средствами
национального проекта «Наука» будет достигаться конкурентоспособность
российской науки на международном уровне, но и средствами, которые мы
предполагаем вложить в рамках государственной программы «Научно-технологическое
развитие». Это новая программа, она должна быть утверждена до 1 апреля 2019
года. Уже сейчас программа формализована в законе о бюджете. Она объединит в
себе не только поддержку науки в форме фундаментальных и прикладных
исследований, но и поддержку высшего
образования соответствующим сегментом науки.
Только на ближайшие три года на цели поддержки
фундаментальных исследований планируется направить 574 млрд рублей, и в них
только 88 млрд – это деньги нацпроекта «Наука», то есть госпрограмма – более широкая,
с бóльшим количеством мероприятий, чем в нацпроекте. И со всеми этими ресурсами
и ресурсами внебюджетного сектора мы предполагаем решать задачи, которые
поставлены в рамках президентского указа №204.
Нацпроект
«Наука» по-крупному структурирован в одно большое направление, которое связано с
созданием научно-образовательных центров, научных центров мирового развития,
поддержкой проектов «мегасайенс». Это инвестиционно ёмкие и очень знаковые
проекты для Российской Федерации, они требуют серьёзных финансовых и
интеллектуальных ресурсов и участия регионов, поскольку все они будут
реализовываться на территориях страны. Сейчас мы ведём подготовительную работу.
Будут проведены конкурсные процедуры, для того чтобы осуществить поддержку и
выбор такого рода проектов, потому что абсолютным и главным условием является
то, что это должна быть синергия государства в лице науки и образования и,
конечно, бизнеса и территорий. И очень важно, чтобы все эти три составные части
были в проекте.