В повестке: о защите прав потребителей, о внедрении современных стандартов по управлению многоквартирными домами.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение Дмитрия Козака о повышении качества управления многоквартирными домами
Из стенограммы:
Д.Медведев: Несколько моментов в начале совещания.
Участники совещания
-
Список участников совещания с вице-премьерами, 2 апреля 2018 года
Хотел бы затронуть тему, которая касается защиты прав потребителей. Напомню, закон, который был принят уже достаточно давно, практически в самый начальный период развития нового государства, в 1992 году, был по тем временам новаторским, тем не менее за эти годы практика существенным образом изменилась, и жизнь, самое главное, изменилась за это время. Люди продолжают покупать продукты питания, промышленные товары, получают различные услуги. Но теперь это всё чаще делается по интернету с использованием разных цифровых возможностей. В связи с этими преимуществами появляются и новые риски, поэтому нужно совершенствовать систему защиты прав потребителей, совершенствовать, стало быть, и нормативную основу. Задача государства остаётся прежней – всемерно защищать права потребителей, ограждая их от всякого рода манипуляций, мошенничества и обеспечивая безопасность, защищая иные интересы.
Эта задача решается комплексно. Мы в прошлом году приняли Стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей до 2030 года. И совсем недавно я утвердил план мероприятий по реализации этой стратегии. Мы в него включили конкретные меры по усилению правовой защиты потребителей, пресечению существующих недобросовестных деловых практик, повышению цифровой грамотности людей.
Будем развивать региональный и местный уровни национальной системы защиты прав потребителей, чтобы можно было получать защиту там, где люди непосредственно живут.
Особое внимание уделяется социально уязвимым группам: детям, людям пожилого возраста, людям с ограничениями по здоровью и малоимущим.
Ряд мер направлен на регулирование новых форм торговли и услуг в интернете. Надо работать над созданием цифровой платформы, информационных сервисов и мобильного приложения для потребителей. Потому что, когда речь идёт о фиксации тех или иных отношений в «цифре», в Сети это может быть проблематично. Следы, конечно, и в Сети остаются от заключения сделок. Тем не менее, в отличие от договоров, которые граждане заключают в магазинах, в иных местах, где оказываются услуги или выполняются работы, на руках может ничего не оставаться. Поэтому задача в том, чтобы сделать законодательство более современным.
Ещё один вопрос, который сегодня предлагаю осветить, – это работа по приоритетному проекту «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг». Мы утвердили паспорт проекта, утвердили современные стандарты по управлению многоквартирными домами. Понятно, что это хозяйство очень сложное, и оно у нас в стране просто гигантское – 2,4 млн многоквартирных домов, даже больше. Годовой оборот управления жильём измеряется сотнями миллиардов рублей. И конечно, мы заинтересованы в том, чтобы в отрасли были надёжные и добросовестные управляющие компании.
Тема не новая. О том, чтобы обеспечить должный контроль, мы с вами давно говорим, и не только говорим, но и законодательство поменяли достаточно серьёзным образом. Но нужно в любом случае актуализировать правила деятельности этих компаний, чтобы оставалось как можно меньше вопросов по качеству оказываемых услуг и по состоянию домов.
Я подписал постановление, которое меняет некоторые правила, действующие в этой сфере, – для повышения качества управления многоквартирными домами, для определения сроков осмотра общего имущества, и целый ряд новаций в этих правилах введён.
Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку), расскажите, в чём эти новеллы, эти нововведения и каким образом они могу помочь людям отстаивать их интересы при управлении многоквартирным домом.
Д.Козак:
Действительно,
это постановление чрезвычайно важное и затрагивает интересы подавляющего
большинства граждан нашей страны. Напомню, что на текущий момент в
многоквартирных жилых домах проживает более 100 миллионов человек. На рынке
жилищных услуг действует более 21 тыс. управляющих организаций.
Д.Медведев: Причём это после их чистки.
Д.Козак: Да. После того как было введено лицензирование, 13% ранее действовавших управляющих компаний не получили лицензии и ушли с этого рынка. И за этот период контроля за деятельностью управляющих компаний (за год) ещё 437 компаний лишены лицензий в порядке ответственности за невыполнение требований законодательства по оказанию услуг.
Этим постановлением устанавливаются дополнительные требования и стандарты деятельности управляющих компаний. Это прежде всего требования к деятельности аварийно-диспетчерских служб. Такого регулирования ранее не было. Оно было только в ведомственных нормативных актах Советского Союза. Теперь детально регламентируется процедура их работы, их обязанность по реагированию на различные аварийные ситуации, вызовы и жалобы граждан. Устанавливается дифференцированное время устранения различного рода аварий – от получаса до двух часов. Устанавливается обязанность по реагированию на звонки, обращения граждан. Детально регламентируется, как рассматриваются эти обращения. Устанавливаются требования к деятельности работников аварийно-диспетчерских служб. Они должны быть в форме, с бейджами с названием организации, фамилией, именем, отчеством. Всё то, что должно делаться в сфере оказания услуг.
Кроме того, устанавливаются дополнительные стандарты раскрытия информации управляющими компаниями. Всё, что касается прежде всего регулирования тарифов на жилищные услуги, обоснования, – всё должно быть в каждом подъезде каждого дома, для того чтобы жители могли получить всю эту информацию. Устанавливается также требование о наличии представительства каждой управляющей компании в пешей доступности от всех многоквартирных домов, которые управляются.
Д.Медведев: Что такое пешая доступность, как это понимается в правилах?
Д.Козак: Чтобы люди могли в течение получаса пешком дойти до управляющей компании. И в этих представительствах должно быть место для приёма граждан, должна быть также раскрыта вся информация о тарифах, услугах, которые оказываются.
Д.Медведев: Чтобы не получилось так, что дом с одной стороны, а, скажем, эта компания – в другом конце города и добраться туда очень сложно.
Д.Козак: Нет, это всё зарегламентировано у нас, эти понятия уже давно есть. Детально описаны также требования к этим офисам, которые должны быть оборудованы, чтобы люди могли получить соответствующую информацию, обратиться туда непосредственно, не по телефонному звонку.
Предполагается, что весь этот комплекс дополнительных требований будет реализован не за счёт увеличения платы за жилищные услуги. Совсем недавно мы завершили мониторинг стоимости жилищных услуг по всей стране – это было поручение Правительства всем губернаторам. Результаты этого мониторинга показали, что одни и те же услуги в однотипных домах в одинаковых климатических, географических условиях часто отличаются в десятки раз. В настоящее время всем губернаторам разослан весь перечень этих тарифов на жилищные услуги по всем домам во всех субъектах Российской Федерации.
Д.Медведев: Вы имеете в виду, в одном населённом пункте отличаются в разы?
Д.Козак:
Даже в пределах одного населённого пункта.
Д.Медведев: Знаете, что, мне кажется, нужно сделать? Можно правила дополнить, можно губернаторам подсказать: надо всё это обязательно публиковать, чтобы люди, которые эти услуги получают, могли сравнить, увидеть, что, например, в соседнем доме, который управляется другой компанией, эти услуги в полтора раза дешевле. И тогда можно уже своим задавать вопрос: почему у вас это столько стоит?
Давайте это сделаем. Потому что будет всегда легко проверить и узнать, что за такую же услугу в соседнем доме платят столько же или, наоборот, существенно меньше.
Д.Козак: Да, полная прозрачность будет стимулировать к тому, чтобы оптимизировали эти расходы, где они завышаются.
У нас появляется и законодательная основа для того, чтобы жилищные услуги отрегулировать – не прямым, а хотя бы косвенным образом. В настоящее время принят законопроект (он широко обсуждается) о прямых договорах, когда мы лишаем недобросовестную управляющую компанию…
Д.Медведев: …возможности пропускать деньги через себя.
Д.Козак: Да. Законопроект принят в трёх чтениях, одобрен Советом Федерации, находится на рассмотрении у Президента. И в этом законопроекте предусмотрено право Правительства устанавливать методику определения платы за жилищные услуги. У нас в тех случаях, когда жители сами не установили такую плату или не определили способ управления жилым домом, нормативы, тарифы на жилищные услуги устанавливаются муниципалитетом. Теперь, если закон будет подписан и вступит в силу, будет действовать единая для всех муниципалитетов методика установления такой платы, с тем чтобы не было такой дифференциации. В законе предусмотрено, что в случае, если управляющая компания предлагает общему собранию жильцов иные тарифы, отличающиеся от того, что предусмотрено в муниципальном акте, она обязана представить по каждому такому превышению дополнительные обоснования. Это тоже будет сдерживать необоснованное увеличение платы за жилищные услуги.
Всё это в совокупности должно существенно улучшить качество работы управляющих компаний, повысить доступность услуг, которые они оказывают, и способствовать сокращению расходов жителей на жилищные услуги.
Д.Медведев: Посмотрим, что из этого выйдет. Решений хороших всегда у нас хватает, но надо мониторить, что будет происходить, и, как только этот закон заработает, провести анализ. Давайте сделаем ещё то, о чём я сказал (в качестве поручения), – чтобы можно было сопоставлять, какие услуги за какие деньги оказываются, например, в пределах одного муниципалитета. Здесь точно не должно быть большой разницы, эта разница может быть совсем незначительной.
<…>