Совещание по экономическим вопросам состоялось 16 марта 2018 года.
И.Шувалов: Председатель Правительства подписал решение о придании статуса территории опережающего развития 19 моногородам. В итоге из 319 монообразований в Российской Федерации 59 городов обладают статусом территории опережающего социально-экономического развития.
Что этот статус даёт? По сути, это льготное налогообложение и благоприятный климат для привлечения новых инвестиций в города, где, как правило, существуют крупные предприятия – большей частью это старые предприятия, доставшиеся ещё от советской экономики. На таких предприятиях работает значительное число людей. Семьи, которые связаны с градообразующим предприятием, как правило, составляют от 25 до 50% проживающих в этом монообразовании.
Ситуация в моногородах разная. У нас около сотни городов, которые относятся к так называемой красной зоне, где предприятия достаточно старые, где существует угроза неполной рабочей недели либо закрытия предприятия, где требуется как можно быстрее открывать новые рабочие места, создавать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, привлечения инвестиций для крупных производств. Для того чтобы открывались крупные предприятия, мы финансируем создание современной инфраструктуры через Фонд поддержки моногородов. Фонд развития промышленности предоставляет свою государственную поддержку – достаточно дешёвые заимствования, для того чтобы можно было приобрести надлежащее современное оборудование.
В ручном режиме мы работаем с губернаторами, их командами и руководством всех 319 городов, чтобы руководство монообразований было предельно современным. По итогам полутора лет работы все команды, включая мэров и вице-губернаторов, которые отвечают за работу с моногородами, а также представителей наиболее важных инвесторов, прошли обучение на базе бизнес-школы «Сколково» и Академии народного хозяйства и государственной службы.
Таким образом, все ключевые показатели, по которым мы работаем в этом блоке по моногородам (это президентский приоритет), у нас в настоящий момент по 2017 году исполнены. Общее число моногородов со статусом ТОР к концу 2018 года должно приближаться к 100. Так что впереди предстоит ещё определённая работа, этот перечень не является исчерпывающим и окончательным. В субъектах Российской Федерации это решение ожидалось, оно позволит работать ещё активнее с предпринимателями.
Должен сказать, что на этой неделе я был в Ивановской области, в моногороде Наволоки, где мы встречались с инвесторами, и инвесторы подробно рассказывали, каким образом статус ТОР позволит им реализовывать новые инвестиционные возможности, какие будут создаваться рабочие места и как это в целом повлияет на создание современной городской среды в городе. Так что эти решения ожидались, и сегодня они состоялись.
По обязательным неналоговым платежам. Представители бизнеса и объединения – РСПП, Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия», «Опора России» – обращались к Президенту с тем, чтобы все обязательные платежи, которые не названы законодателем как налоги, были упорядочены, чтобы был исчерпывающий перечень и порядок взимания таких платежей, включая определение ответственности за невнесение такого платежа. Сегодня Министерство финансов представило подходы к законопроекту, которые определяют три группы таких платежей.
Первая, самая важная группа, которая больше всего заботит предпринимателей, – это платежи, по своей сути очень близкие к налоговым платежам. Например, платёж за воздействие на окружающую среду. Мы договорились, что постараемся с законодателем, с Государственной Думой в ближайшие месяцы урегулировать вопрос, касающийся этих самых важных платежей (по совокупности это, наверное, больше 80% платежей), которые заботят представителей бизнеса. Предложение Минфина – чтобы порядок взимания этих платежей и ответственность – всё это было предусмотрено в Налоговом кодексе Российской Федерации как специальная глава.
Мы услышали об опасениях бизнеса, который считает, что ответственность за неисполнение таких норм в полном объёме станет значительно жёстче, включая уголовную ответственность, но это, по их мнению, не совсем соответствует тому, о чём говорилось в послании Президента о декриминализации многих деяний. В связи с этим впереди – наша отдельная и сложная дискуссия с представителями бизнеса, каким образом эти платежи должны взиматься и какая ответственность должна наступать для предпринимателей в случае невнесения таких платежей. По платежам, которые по своей природе близки к государственной пошлине (плата за услуги), мы договорились, что будем работать, не торопясь с определением и статуса таких платежей, и порядка ответственности, поскольку это может навредить работе многих государственных учреждений в настоящий момент. Задача наша – не вносить какую-либо сумятицу либо подменять существующий порядок вещей новым законодательством, а навести больший порядок, чтобы было больше прозрачности, предсказуемости и понимания того, кто за что может взимать плату, а когда такая плата взиматься не должна.
В том числе сегодня прозвучало предложение о том, чтобы был сформирован надлежащий реестр таких платежей, и всё, что не будет в этот реестр входить, не будет считаться законным платежом. В ближайшее время в Правительстве пройдут необходимые консультации, будем стремиться к тому, чтобы первый блок по этим неналоговым платежам, которые близки по своему характеру и существу к налоговым платежам, – чтобы мы законодательно эту работу оформили в ближайшие месяцы. Работа эта очень сложная, её откладывать невозможно, есть по этому поводу и поручение Президента, и мы понимаем свою ответственность, поскольку это в том числе и характер инвестиционного предпринимательского климата. Но надо действовать выверенно. Будем проводить консультации с обеими палатами Федерального Собрания и с объединениями промышленников и предпринимателей.