Из стенограммы:
Вопрос: Ольга Юрьевна, в конце года, как обычно, много вопросов о будущем, и самые острые – социальные. Все пытаются понять, что будет дальше с пенсионной системой, все пытаются понять, каким образом будут получать ту единовременную выплату, которая была определена в 5 тыс. рублей, когда будет индексация, естественно? Давайте, может быть, сразу проясним эти вопросы в самом начале, чтобы не было споров.
О.Голодец: Да, давайте людей всё-таки порадуем перед Новым годом. 5 тыс. рублей, которые запланированы в качестве единовременной выплаты, будут неукоснительно выплачены в январе 2017 года. Все пенсионеры независимо от сроков получения обычной пенсии получат эту выплату в январе.
Вопрос: За ней не нужно будет дополнительно куда-то идти, писать какие-то заявления?
О.Голодец: Нет-нет, как обычно получают пенсии, и в дополнение к этому пенсионеры получат ещё единовременную выплату. И тоже хорошая новость: в бюджете 2017 года заложена полная индексация всех пенсий в соответствии с российским законодательством. Вопрос выведен уже из обсуждения, полностью приняты все решения, поэтому в следующем году пенсии вырастут.
Вопрос: Всё-таки этот вопрос достаточно чувствительный, тем более постоянно витают в воздухе разговоры о повышении пенсионного возраста, о пенсионной реформе, в какую сторону она пойдёт. Вот здесь что нам ждать в 2017 году?
О.Голодец: Мы только что слышали послание Президента, и очень чётко было сказано, что та стратегия, которая заложена в пенсионной системе, – это основа основ формирования надёжной пенсионной системы, это связь уровня заработной платы, стажа работы с размером выплаты. Эта система будет последовательно реализовываться в последующие годы.
Вопрос: То, что касается зарплат бюджетникам. Антон Силуанов говорил о том, что будет в 2017 году более плавное повышение, чем планировалось ранее. Это вопрос, наверное, скорее к главе Минфина?
О.Голодец: Давайте проясним, чего ждать. У нас есть бюджетники, которые вышли уже на указанные показатели. Например, учителям уровень заработной платы указами определён в 100%, и уже во всех регионах Российской Федерации на этот показатель нужно не просто выйти, но и уметь его удерживать. И здесь нет споров по отношению к тому, когда выходить на указные показатели.
Но есть вопрос, например, по докторам. Врачи должны выйти с 1 января 2018 года на уровень 200% средней заработной платы по своему региону. Сейчас план, который заложен в бюджете и обеспечен средствами, следующий. С 1 января 2017 года уровень заработной платы докторов вырастет на 7,5%, и с 1 октября 2017 года все регионы должны выйти неукоснительно на показатель 180% своей средней зарплаты, для того чтобы полностью исполнить указ Президента и выйти на 200% к 1 января 2018 года. Спрашивать будем неукоснительно. Указ должен соблюдаться неукоснительно. Этот шаг – серьёзная основа для и повышения квалификации докторов, и повышения требований к докторам, и повышения самого качества здравоохранения.
Вопрос: Да, действительно, чтобы не было тех вопиющих случаев, как недавно в Амурской области, по-моему, когда на сайте требовались определённые специалисты, и уборщице предлагали денег больше, чем врачу. Что касается вообще ощущения бедности по стране… Вы сами, по-моему, говорили о том, что это ощущается людьми гораздо резче, чем есть в официальной статистике. В Счётной палате говорили о комплексе мер по повышению благосостояния россиян, чтобы это не ощущалось так остро. Какие это будут меры и чего действительно ждать?
О.Голодец: Прежде всего комплекс мер нацелен на семьи с детьми. Мы сейчас следим за тем, какой уровень платы устанавливается в отношении детишек, посещающих детские сады. Я напомню, что число детей, посещающих дошкольные учреждения, благодаря программе по детским садам выросло в нашей стране за последние три года на 1,34 млн. Когда ребёнок в саду и когда значимая часть платы вносится бюджетом, а не родителями, это существенная поддержка именно семей с детьми. Мы сейчас активно контролируем, как выплачиваются все виды пособий. Я напомню, что программа материнского капитала продлена на два года, и это тоже хорошая поддержка всех семей с детьми. Мы надеемся, что и в следующем году будет много желающих воспользоваться этим видом помощи. Сейчас основная программа, в которую мы вступаем по развитию инфраструктуры, по поддержке семей – это программа школьного строительства. В этом году 52 региона уже её реализовали. Мы ввели 94 тыс. новых мест в школах, и это тоже во благо людей.
Вопрос: Среди детей есть тоже незащищённая группа. Если поднимать статистику, есть такие цифры, что в России количество детей-сирот уменьшилось до 61 тыс. Здесь тоже можно сказать, что действует программа по устройству детей в семьи. Но мы видим неравномерное распределение по регионам. Это, конечно, зависит и от глав регионов, и от того, как там реализуется эта политика. Конечно, сразу отмечается Кавказ среди отличников, среди двоечников – Сибирь и Дальний Восток. Как будет реализовываться эта программа в дальнейшем? Ругать будем или меры какие-то штрафные применять?
О.Голодец: Ругаем мы регулярно, но самое главное не ругать, а создать механизмы устройства детей в семьи. Программа дала реальные результаты. Если в 2012 году в нашей стране было 119 тыс. детей-сирот, то сейчас мы перешагнули уже планку 60 тыс. Сейчас у нас в банке данных для усыновления 59 975 детей-сирот. То есть мы опустились ниже цифры 60 тыс., что для нас очень важно. Действительно есть регионы, которые традиционно иначе относятся к своим сиротам, и на Кавказе есть регионы, в которых вообще нет детских домов, сиротских учреждений, а есть регионы отстающие.
Вопрос: Просто из-за того, что они там не нужны?
О.Голодец: Потому что есть очень сильные традиции, что если что-то случается в семье, то заботу о ребёнке берут на себя его родственники – тети, дяди, бабушки, дедушки. А есть регионы, в которых, наоборот, количество детей-сирот растёт, и с этими регионами мы работаем отдельно. Мы приглашаем к себе глав этих регионов, выстраиваем программу пошаговую, чтобы они подтянулись. Конечно, хочется, чтобы в России не было сирот.
Вопрос: Что касается Фонда обязательного медицинского страхования. Мы все с интересом наблюдали за тем спором, который разгорелся между Счётной палатой и ФОМС, о том, что неэффективны страховые медицинские компании. Заявляли, что надо менять принцип их работы. Как предполагается менять?
О.Голодец: Лицензия страховым компаниям, которые работают в системе обязательного медицинского страхования, даётся на основе их финансовых показателей, и на стадии лицензирования не отслеживается, насколько они могут справляться со своими медицинскими задачами. Сейчас независимые эксперты сделали рейтинг страховых компаний по медицинским показателям. И оказалось, что люди, которые обслуживаются в той или иной медицинской компании, имеют фактически разные возможности и на лечение и в конечном счёте на жизнь. Некоторые компании показали нам просто неудовлетворительные показатели и по лечению, и по смертности. Сегодня этот рейтинг понятен. У меня было совещание с руководителями страхового сообщества, и сегодня мы разрабатываем в Правительстве меры по усилению контроля за медицинской деятельностью страховых компаний. В составе их лицензий должны появиться пункты, которые говорят, что компании способны справляться с медицинскими задачами, что они имеют специалистов необходимой квалификации и реально в интересах пациентов эту программу реализуют.
Вопрос: Одна из тех программ, которая будет, по-моему, достаточно эффективно способствовать нивелированию разницы между подготовкой кадров, наличием профессиональных кадров в медицинских учреждениях, – это развитие телемедицины, когда можно будет и обмениваться опытом, и в прямом эфире наблюдать и контролировать, как производится высокотехнологичная операция. Этому должно способствовать внедрение высокоскоростного интернета во все медицинские учреждения. Пока этого нет. Как мы будем здесь поступать?
О.Голодец: Как раз это и есть один из приоритетных проектов будущего года. Министерство здравоохранения и Министерство связи приступили к его реализации. Информатизация здравоохранения даст огромное количество плюсов пациентам и врачам, увеличит возможности и для постановки диагноза, и для обращения к истории болезни пациента. То есть если что-то вдруг случилось с человеком внезапно, у врача будет возможность обратиться к его истории болезни, к своим коллегам, которые находятся на удалении. Это будет серьёзно влиять на результат лечения.
Вопрос: Как это будет работать? Это будет применяться в экстренных случаях? Есть опасения, что если, например, в одной больнице нет эндокринолога, то теперь скажут: «А зачем нам? Вот в соседнем регионе есть специалист, мы с ним свяжемся, он нам даст ответ на этот вопрос».
О.Голодец: Это же не ноу-хау, это уже есть в некоторых регионах, то есть мы говорим о том, чтобы создать сеть. Сейчас многие регионы пользуются такими возможностями. Например, в Хабаровском крае есть удалённые посёлки, из которых врач-терапевт выходит на связь с больницей, по запросу врача собирается консилиум специалистов. Врач говорит, каковы результаты анализов, показывает больного, они проводят совместный консилиум, и в результате выносится вердикт: или тут же пациента надо госпитализировать, или назначить лечение, или согласовать курс реабилитации (это может быть послеоперационный период). То есть принимается совместное решение в интересах пациента. Это серьёзный прорыв, потому что у нас 36 млн человек в стране живут в труднодоступных районах, то есть радиус обслуживания для больницы превышает 100 км.
Но мы должны обеспечить современное качество обслуживания в здравоохранении каждому человеку. Именно поэтому на следующий год важнейшим проектом является развитие санитарной авиации. Здесь наша промышленность подключилась. Разработан и уже выпускается в Казани новый вертолёт с медицинским модулем. Замечательный вертолёт, который уже получил хорошую оценку у специалистов в здравоохранении, и на следующий год 34 региона будут обеспечены специальными тарифами для обслуживания санитарной авиации.
Вопрос: Что касается обеспечения населения необходимыми лекарственными препаратами. В этом году цены на лекарства росли, как и на все остальное. При этом наблюдалось определённое сокращение доли дешёвых лекарств…
О.Голодец: Мы постоянно мониторим лекарства самого дешёвого сегмента – до 50 рублей. На сегодняшний день на уровне Правительства принято решение цены на них не индексировать, потому что они есть в наличии. Мы, когда отслеживаем дешёвый ценовой сегмент, постоянно работаем и с производителями, и с Минпромторгом, потому что они часто выходят с инициативами повышения цены. Но пока нам удаётся найти тот баланс, при котором производство продолжается и эти лекарства доступны. Как только мы видим, что есть угроза тому или иному наименованию, мы сразу начинаем говорить о субсидиях или тут же обращаемся к производителю. Что на самом деле произошло на нашем рынке – это серьёзный процент импортозамещения. Фармацевтическая отрасль показала свою состоятельность на нашем рынке.
Вопрос: То есть вместе с сельским хозяйством, где отмечается рост из-за импортозамещения, здесь тоже можно отметить такую динамику?
О.Голодец: Да, здесь хорошая динамика, и наши эксперты подтверждают, что на рынок выходят очень качественные продукты. Сегодня сами производители настаивают на том, чтобы убрать некачественный товар с прилавков, и эта программа будет реализовываться через специальную маркировку. Производители будут наносить идентификацию на свои продукты, для того чтобы, если вдруг в продажу поступает товар, произведённый на непонятных производственных мощностях, его сразу можно было увидеть.
Вопрос: Ещё одна сфера, которую Вы курируете, – это образование. Естественно, каждый год мы слышим разговоры о том, что нужно поменять в системе образования – и по результатам единого госэкзамена, и по результатам приёма в высшие учебные заведения, и вообще по тому, каким образом запросы образования и экономики соответствуют друг другу. Чего нам ждать в 2017 году? Будут ли какие-то такие кардинальные изменения, например, в том, что касается среднего и среднего профессионального образования?
О.Голодец: Как раз средним профессиональным образованием сегодня мы довольны, потому что здесь идёт развитие. Наша команда по профмастерству WorldSkills в этом году стала чемпионом на европейском чемпионате. Для нас это потрясающая победа, скажу честно, мы не рассчитывали на первое место. Ребята занимались, тренировались, и когда мы их напутствовали, говорили: «Каждый из вас должен выступить на пределе своих возможностей. Вы должны показать всё, что умеете». Но что они выйдут на первое место, не ожидал никто.
Но что важно? Важно, что мы сегодня не просто готовим чемпионов, а что вся система начала подтягиваться и трансформироваться. Сегодня в колледжи поставляется новое оборудование, и мы переходим на новые стандарты подготовки. Нельзя научить на старом оборудовании, нельзя учить старыми приёмами. Вводятся те стандарты, которые соответствуют сегодня мировому уровню, и мы этого требуем не только от победителей, не только от тех колледжей, откуда вышли эти победители, но и от всей страны. Это хорошая динамика.
У нас есть хорошие результаты и в общем образовании, которое больше всего волнует родителей, потому что в общеобразовательных школах больше всего учащихся. Это не только вопрос строительства школ (численность детей школьного возраста прирастает – это наша огромная победа и радость, и для ребят будут продолжать строиться школы), это и вопрос качества образования. В этом году в международном рейтинге Россия очень сильно продвинулась, показала уникально хорошие результаты в так называемом рейтинге PISA. Действительно, это серьёзное достижение, которое было достигнуто благодаря новым профстандартам учителей, повышению зарплаты педагогов, изменению самих подходов к ведению тех или иных предметов, к новым ФГОСам.
Вопрос: Но детям нужно ещё качественно отдыхать. Здесь я хотел бы спросить по поводу внесённых Государственной Думой поправок, которые касаются детского отдыха. Они были связаны с очень трагическими событиями, которые произошли этим летом в Карелии, и все, конечно, ожидали более жёстких мер, которые будут касаться и лицензирования, и вообще работы такого рода учреждений. А туроператоры говорят о том, что в принципе ничего не изменилось, всё это отдали на откуп местным властям, и никаких перемен они не ощутили.
О.Голодец: В ближайшее время здесь будет сделан ещё один шаг. Принят закон, который необходим для того, чтобы реализовать летнюю кампанию 2017 года, чтобы она прошла спокойно, уверенно, чтобы это было оздоровление и в полном смысле этого слова радость для детей и их родителей. Но более серьёзные преобразования отнесены на следующий этап, потому что к ним должно подготовиться сообщество и сами лагеря. В новых поправках реализованы инициативы по лицензированию, по федеральному реестру.
Вопрос: То есть контроль будет более жёстким всё-таки?
О.Голодец: Да, будет более жёсткий контроль, но он будет вводиться постепенно, потому что у нас есть и другой риск: мы можем ужесточением законодательства просто оставить людей без загородного отдыха, который является сегодня очень важным и востребованным. Поэтому всё будет проходить в установленные сроки, и мы гарантируем нашим гражданам хороший, качественный и безопасный отдых.
Вопрос: В завершение нашего с Вами разговора – ещё о том, на что люди рассчитывают в 2017 году. В частности, это выравнивание минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума и роста заработной платы. Вот здесь чего ожидать в 2017 году?
О.Голодец: В прошлом году мы сделали принципиальный шаг в увеличении минимальной оплаты труда, но всё равно она очень маленькая. 7500 рублей – это заработная плата, которая не достигает даже прожиточного минимума. Нам предстоит по крайней мере довести этот уровень до прожиточного минимума. Это будет, наверное, одним из самых серьёзных заявлений в нашей повестке дня на следующий год. Сейчас рост МРОТ заложен по уровню инфляции, но, что очень важно, в бюджете 2017 года отражены все средства на повышение зарплат по майским указам. Это затрагивает огромную армию бюджетников – работников образования, здравоохранения, – и это, несомненно, отразится на качестве жизни нашего населения.