Д.Медведев: «Я изменил документ, который был ранее принят, – план мероприятий по сокращению объёма выбросов парниковых газов до уровня 75% объёма выбросов в 1990 году. Здесь есть целый ряд изменений, касающихся того, как мы будем работать в свете тех обязательств, которые взяли на себя. Расскажите, пожалуйста, как будет организована эта работа».
Из стенограммы:
Д.Медведев: Вы не так давно посетили Нью-Йорк в рамках той большой работы, которая велась международным сообществом по подготовке новых соглашений в области климата, защиты экологических стандартов на всей планете. У нас есть свои обязательства в этой сфере, в том числе основанные на общих международных подходах. Я изменил документ, который был ранее принят, – план мероприятий по сокращению объёма выбросов парниковых газов до уровня 75% объёма выбросов в 1990 году. Мы отталкиваемся, как известно, от 1990 года. Но здесь есть целый ряд изменений, касающихся того, как мы будем работать в свете тех обязательств, которые мы взяли на себя. Расскажите, пожалуйста, как будет организована эта работа.
А.Хлопонин: Дмитрий Анатольевич, тот документ, который Вы подписали сегодня, идёт в развитие климатической доктрины, принятой в нашей стране в 2009 году, и указа Президента, который был подписан в сентябре 2013 года, где было дано поручение как раз разработать план мероприятий.
Подписанный Вами сегодня документ вносит в тот план мероприятий два основных изменения.
Одно изменение касается разработки методики определения размеров выбросов не только прямых, но и косвенных, – то, чего у нас не было в предыдущих методиках. Также он предполагает разработку нового федерального закона, который регулировал бы выбросы в части, касающейся в том числе и квалификации самих парниковых газов. Хочу сказать, что по нашей классификации на сегодняшний день из семи парниковых газов к вредным относятся только три, а четыре не относятся. Например, двуокись углерода тоже не относится к вредным выбросам.
Д.Медведев: И сейчас мы эту классификацию будем менять. В результате этих изменений у нас будет более жёсткий, как я понимаю, контроль и за другими видами газов, которые ранее к этой классификации не относились, так?
А.Хлопонин: Безусловно, Дмитрий Анатольевич. В дополнение к этому мы определяем методику учёта поглощающей способности наших бореальных лесов (тех лесов, которые частично поглощают двуокись углерода).
Д.Медведев: А двуокись углерода у нас не относилась к числу опасных газов?
А.Хлопонин: По нашей классификации, по нашей методике – нет.
Д.Медведев: То есть СО2 считался совершенно допустимым?
А.Хлопонин: Да. Также, как Вы отметили, в соответствии с Вашим поручением я принимал участие в подписании Парижского соглашения об изменении климата от имени Российской Федерации на Генеральной Ассамблее ООН. В рамках этого соглашения мы взяли на себя три основных обязательства. Одно обязательство касается того, чтобы не только сократить объём выбросов до 75% уровня 1990 года. Мы более жёсткие обязательства на себя взяли: если 75% – к 2020 году, то к 2030 году уже 70%. Плюс мы взяли на себя обязательства совместно со всеми странами-участницами соглашения удерживать темпы прироста температуры в XXI веке не более 2%. Это достаточно жёсткое обязательство. И третье – участвовать в оказании содействия развивающимся странам в обеспечении их технологиями, а также участвовать в создании международного фонда, направленного на содействие развитию технологий в развивающихся странах. Хочу отметить, что Российская Федерация не является самым большим загрязнителем в мире. Из всех эмитентов атмосферы мы занимаем пятое место, а лидеры у нас в этом плане – Китай (больше 22%), Соединённые Штаты Америки (более 13%), Евросоюз (более 9%), Индия (более 5%), а мы – лишь только на пятом месте – более 4%. Поэтому взятые нами обязательства достаточно жёсткие, и я Ваше поручение выполнил.
Теперь нам предстоит этап ратификации данного соглашения. Для этого мы, во-первых, должны посмотреть, как наши коллеги будут его ратифицировать, на какие условия пойдут. И второе: мы должны разработать и принять два нормативных акта. Один акт касается национальной стратегии низкоуглеродного развития в нашей стране. И второй документ – национальный план адаптации к изменениям климата. Мы сейчас работаем над этими документами. У нас по Вашему поручению срок два года по первому документу, а национальный план адаптации мы должны до конца года Вам представить, это будет сделано.
Мы в ближайшее время планируем проведение совещания и с представителями общественных организаций, и с представителями бизнеса, потому что есть разные точки зрения. Мы проводили совещание в Кемеровской области, где есть определённые опасения у представителей угольной отрасли и металлургических компаний, которые опасаются таких жёстких регулирований. Поэтому мы хотим всесторонне взвесить эти подходы и Вам уже, Дмитрий Анатольевич, всю информацию доложить.
Д.Медведев: Так и нужно поступить. Надо прямо сказать, что экологическая проблематика, и в том числе вопросы изменения климата, может быть, лет 10–15 назад ещё не в такой степени волновала наших людей. Сейчас реально волнует, это те вопросы, которые нам всегда задают. «Что происходит у нас? Посмотрите на атмосферу, которая рядом с нашим городом, выбросы, которые предприятия делают, и так далее». То есть эта тема стала одной из центральных тем общественной повестки дня, и мы обязаны это учитывать при принятии решений, в том числе связанных с известными международными решениями по изменению климата. Но, с другой стороны, эти решения не должны поставить заслон нашему развитию, и это всегда выбор между необходимостью соблюдать экологические стандарты, а с другой стороны, дать возможность развиваться нашей промышленности.
Надеюсь, что вы таким образом организуете работу, чтобы подготовить сбалансированные решения.
<…>