• Анонсы
  • Новости

Новости

15 часов назад
29 июня, среда
28 июня, вторник
27 июня, понедельник
24 июня, пятница
23 июня, четверг
1

Календарь

Июль
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
2016
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ПОРТАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ

Заседание Правительства

Первый вопрос повестки – о проектах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги» на 2016 год и на плановый период 2017–2018 годов.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Сообщение Алексея Улюкаева о введении ограничений в отношении турецких товаров, работ и услуг на территории России

Доклад Максима Соколова о проектах инвестпрограммы и финансового плана «Российских железных дорог» на 2016 год и на плановый период 2017–2018 годов

Сообщение президента ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозёрова

Брифинг Алексея Улюкаева по завершении заседания Правительства

Брифинг Максима Соколова и президента ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозёрова по завершении заседания Правительства

Стенограмма:

Дом Правительства, Москва

Заседание Правительства

Д.Медведев: Коллеги, прежде чем мы обсудим повестку дня, несколько важных слов об одной из ключевых тем последних дней – я имею в виду уничтожение нашего самолёта в Сирии турецкими военно-воздушными силами. Политические оценки того, что произошло, уже были даны Президентом, высказывались другие лица, были мои комментарии. Это, безусловно, акт агрессии против нашего государства со стороны Турции – нашего соседа и к тому же ещё члена Североатлантического альянса. Военные и дипломатические меры реагирования на это преступление уже были и ещё последуют, я же хочу сказать об экономических мерах.

Вчера мы обсуждали этот вопрос с Президентом в Екатеринбурге. В результате Правительству поручено выработать систему мер реагирования на акт агрессии в экономической и гуманитарной сферах. Решения будут приняты на основании закона «О специальных экономических мерах» от 30 декабря 2006 года.

Этот закон, по сути, на подобные ситуации и рассчитан и касается вопросов обеспечения нашей безопасности. Там установлен такой набор мер: это и приостановление реализации программ экономического сотрудничества, и ограничения по финансовым операциям, и ограничения по внешнеторговым сделкам, и изменения по ввозным и вывозным таможенным пошлинам, меры воздействия на туристическую сферу, на перевозки, включая транзит, перемещение воздушных и водных судов, на гуманитарные контакты и, наконец, на использование рабочей силы.

Участники заседания

  • PDF

    154Kb

    Список участников заседания Правительства, 26 ноября 2015 года

Эти меры в соответствии с законом будут сведены в единый нормативный акт. По всей вероятности, это должен быть указ Президента и принятое на его основании постановление Правительства. В этих документах речь пойдёт о введении ограничений и запретов на деятельность экономических структур Турции на территории России, ограничении и запрете поставок продукции, включая продовольственные товары, на выполнение работ и оказание услуг турецкими компаниями и других ограничительных мерах.

Заседание Правительства

Такой же порядок может быть применён и к целому ряду инвестиционных проектов, сотрудничество по которым с Турцией определялось высоким уровнем доверия с этим государством. Эти договоры, эти инвестпроекты могут быть заморожены или просто свёрнуты.

Также предлагаю свернуть переговоры по подготовке соглашения о преференциальном режиме для услуг и инвестиций с Турцией. Несколько слов просил бы сказать Министра экономического развития по конкретному наполнению этих решений, по введению ограничений в отношении турецких товаров, работ и услуг на нашей территории.

Сообщение Алексея Улюкаева на заседании Правительства

А.Улюкаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Действительно, в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, с Федеральным законом «О специальных экономических мерах» на основании разработки нормативных актов в виде указа Президента и постановления Правительства Российской Федерации могут быть введены меры, направленные на обеспечение безопасности страны и защиту законных интересов, прав и свобод её граждан, в ряде направлений, таких как запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление; запрещение внешнеэкономических операций, то есть торговых и инвестиционных, или установление ограничений на их осуществление; приостановление реализации всех или части программ в области технической и экономической помощи, сотрудничества; прекращение или приостановление действия международных торговых договоров Российской Федерации и иных международных договоров в части внешнеэкономических связей; установление или изменение ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин; запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов или использования воздушного пространства Российской Федерации; установление ограничения на туристическую деятельность; запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах.

Кроме того, хочу сказать, что такого рода ограничения находятся в полном соответствии с правилами Всемирной торговой организации. 21-я статья соглашения ГАТТ 1994 года позволяет вводить все указанные ограничительные меры в области торговли товарами и услугами, инвестиций в случае угрозы национальной безопасности, каковой случай в полной мере мы сейчас и переживаем.

Безусловно, мы должны будем точно определить те позиции, которые максимально эффективны с точки зрения ненанесения ущерба российским компаниям, которые ведут хозяйственную деятельность с турецкими предприятиями и предпринимателями, и такого рода предложения мы очень скоро подготовим.

Заседание Правительства

Д.Медведев: Спасибо.

Я хотел бы, чтобы коллеги, которые отвечают за соответствующие направления работы по этим ограничительным мерам, подготовили и внесли в кратчайший срок свои предложения. Я имею в виду Министерство транспорта, Министерство сельского хозяйства, Министерство культуры, Таможенную службу и ряд других ведомств, которые вовлечены в этот процесс, которые я не назвал, но они должны будут принять участие в подготовке указа Президента и постановления Правительства на эту тему.

Предлагаю всё это сделать в двухдневный срок, для того чтобы максимально быстро перейти к соответствующим процедурам.

При этом срок в этих документах не будет установлен. Этот срок будет зависеть и от международной ситуации, и от вопросов обеспечения безопасности в рамках вот этого закона «О специальных экономических мерах», и, наконец, просто от наших отношений с Турцией.

Договорились. Прошу максимально быстро проработать и представить эти документы в Правительство и в Администрацию Президента.

Теперь – к повестке дня.

Первый вопрос у нас – о проектах финансового плана и инвестиционной программы «Российских железных дорог». Железные дороги играют особую роль в жизни нашей страны. Во-первых, они обеспечивают доступность многих территорий, во-вторых, компания «Российские железные дороги» – один из наших крупнейших работодателей.

В-третьих, «Российские железные дороги» – ведущий заказчик продукции металлургии, строительного комплекса, машиностроения, поэтому эффективность её работы требует постоянного внимания и контроля со стороны государства. Мы не можем рассматривать вопросы финансово-экономического положения «Российских железных дорог» в отрыве от общей ситуации с экономикой, с государственным бюджетом.

В последние годы принят ряд решений, которые направлены на повышение эффективности корпоративного управления в этой компании, образован совет потребителей по вопросам деятельности «РЖД», где представлены крупнейшие потребители услуг железнодорожного транспорта и компании-грузоотправители.

Внедряются механизмы ценового и технологического аудита крупнейших инвестпроектов в рамках общего курса на повышение эффективности госкомпаний. Мы стимулируем внедрение инноваций и современных технологий, повышаем прозрачность закупочной деятельности, её доступность для предприятий малого и среднего бизнеса.

В этом году у нас были проблемы с пригородным сообщением, поэтому Правительство совместно с регионами выделило дополнительные средства для решения этой проблемы. На компенсацию потерь доходов от использования инфраструктуры пригородных перевозок из федерального бюджета направлены 34 млрд рублей. Кроме этого в рамках «антикризисного плана» Правительства обнулён налог на добавленную стоимость для пригородных перевозок.

Эти решения вместе с корпоративными решениями позволили навести порядок и стабилизировать положение, тем не менее просил бы отслеживать ситуацию и в будущем. Ситуация в регионах разная, и губернаторы по-разному на неё реагируют, но она не должна приводить к сбоям в организации перевозок и тем более к отмене востребованных маршрутов. Понятно, что общеэкономическая динамика не могла не отразиться на производственных показателях компании, о чём коллеги ещё сегодня скажут, но дело не только в замедлении экономики и падении объёмов промышленного производства. В ряде сегментов железная дорога просто начинает проигрывать автомобильному транспорту, а по дальним пассажирским перевозкам и воздушному транспорту. И поэтому перед «Российскими железными дорогами» сегодня стоят непростые задачи. Необходимо за счёт повышения качества услуг и гибкой тарифной политики привлечь дополнительные объёмы перевозок, тем самым увеличить доходную базу компании. При этом важно ориентироваться на конечных потребителей услуг железных дорог – как на предприятия реального сектора экономики, так и на людей, которые просто ездят на поездах.

Должна быть продолжена и работа по оптимизации затрат и обеспечению роста производительности труда. У нас подготовлена инвестпрограмма «Российских железных дорог», суммы большие, в следующем году это 432 с лишним миллиарда рублей. Там есть крупнейшие проекты, включая модернизацию Транссиба и БАМа, значение известно. Предусмотрена реализация и других важных проектов, в том числе дорога в обход Краснодара, развитие Московского транспортного узла, подходы к портам Азовского, Черноморского и Балтийского бассейнов, строительство железной дороги в обход Украины. Около 20% инвестиций предназначено для приобретения новых локомотивов и подвижного состава.

Подробнее доложат Министр транспорта и руководитель компании.

У нас ещё ряд вопросов, в том числе о совершенствовании общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Там ситуации разные бывают, общественный контроль необходим. Законопроект наделяет более широкими полномочиями общественные наблюдательные комиссии.

Также один из вопросов касается поддержки льготных категорий граждан, а именно тех, кто имеет право за счёт государства получать лекарства, медицинские изделия, лечебное питание, если говорить о детях-инвалидах. В следующем году мы планируем увеличить месячный норматив финансовых затрат на каждого такого льготника. Соответствующий законопроект мы сегодня тоже рассмотрим.

Ещё один документ касается регулирования в сфере гражданской авиации. Проект постановления предусматривает передачу ряду федеральных органов исполнительной власти функций и полномочий, которые ранее были, по сути, в добровольном порядке делегированы Межгосударственному авиационному комитету, уже почти 25 лет назад.

Время показало, что эти полномочия нужно иметь именно в нашей системе исполнительной власти. Для совершенствования системы государственного управления гражданской авиацией предлагается предоставить Минтрансу, Минпромторгу, Росавиации функции по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов, аэродромов. Указанные полномочия будут закреплены в положениях об этих министерствах и агентстве. Потребуется ещё что-то, передайте – мы этот вопрос также можем рассмотреть, если посчитаем это целесообразным.

Теперь, пожалуйста, просил бы коротко доложить Министра транспорта, а потом президента «Российских железных дорог».

Доклад Максима Соколова на заседании Правительства

М.Соколов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства!

Вашему вниманию представляется доклад о проектах инвестпрограммы и финансового плана «Российских железных дорог» на следующий год. Проекты этих документов обсуждались на совещаниях под председательством Аркадия Владимировича Дворковича, Экспертного совета Открытого правительства и совета потребителей.

Буквально два слова об итогах производственно-финансовой деятельности в текущем году. Погрузка грузов по сети железных дорог в 2015 году оценивается в 1,2 млрд т, что ниже на 1,5% уровня прошлого года и на 1,6% – плана. Снижение тарифного грузооборота меньше, составит, по нашим прогнозам, 0,7%. Пассажирооборот сокращён существенно – на 7,2% к прошлому году и на 6% – к плану. Почти половина этого сокращения приходится на сообщение с Украиной.

Указанные показатели сформированы с учётом фактических данных на настоящий момент и уточнённого прогноза изменения ВВП и динамики промышленного производства. Наибольшее сокращение (на 8%) произошло по перевозкам строительных материалов, при этом на 2% выросли перевозки каменного угля (правда, для «РЖД» они имеют низкую доходную ставку).

Падение объёмов грузовых и пассажирских перевозок привело к потерям на 32 млрд рублей. Учитывая такое снижение, «РЖД» были приняты меры по оптимизации расходов относительно плана практически на эту же сумму – на 28 млрд. В первую очередь были оптимизированы удельные нормы потребления материальных ресурсов, ограничены цены на потребляемую продукцию, снижена стоимость использования ресурсов. При этом физические объёмы капитального строительства не только сохранены, но и увеличены к первоначальному плану.

Другим негативным фактором явился рост на 28 млрд рублей затрат на обслуживание долга. Необходимо отметить, что «РЖД» на протяжении многих лет привлекали средства за счёт выпуска инфраструктурных облигаций по 100 млрд в год на принципах «инфляция плюс один». Соответственно, инфляция выросла и расходы тоже. При этом планируется, что проценты погашения основного долга будут учитываться при установлении тарифа, который фактически был ниже инфляции.

Для нивелирования роста процентов «РЖД» выработан внутренний план стабилизационных мер: это и дополнительные дивиденды от дочерних обществ, то есть снижение убытка от выбытия активов, и частичное урегулирование расчётов по ливийскому контракту.

В результате прогнозируется сохранение расчётной прибыли и даже её прирост к прошлому году на 10 млрд рублей. Подчеркну, что это пока расчётные показатели, до налогообложения и выплат процентов по займам и прочим не перевозочным расходам. Это стало возможным за счёт опережающего роста доходов над расходами, а также существенного улучшения ряда производственных показателей. Так, участковая скорость и среднесуточная производительность локомотивов в 2014 году увеличена на 3,4%, рост производительности труда также составил 4%.

Правительством в 2015 году было уделено самое пристальное внимание вопросу развития железнодорожного транспорта и реализован ряд государственных решений, направленных на повышение конкурентоспособности железных дорог. По результатам применения тарифного коридора с начала 2015 года дополнительный объём перевозок составил более 5 млн т, и это, естественно, привело к увеличению доходной части на 11 млрд рублей.

В полном объёме были выделены средства на компенсацию потерь и использование инфраструктуры в пригородном сообщении, о чём Вы сказали, Дмитрий Анатольевич, а также установлена ставка НДС 0% на оказание услуг пассажирам в пригородном транспорте. Также в конце 2014 года (но в баланс, финансовую модель 2015 года) было выделено 30 млрд рублей на капремонт инфраструктуры и сбалансированность бюджета «РЖД» в текущем году.

Помимо субсидий в текущем году также выделены средства на реализацию инвестпроектов в размере 112 млрд рублей, и в целом объём государственного участия в реализации отдельных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры в текущем году составит порядка 178 млрд рублей с учётом переходящих 30 с прошлого года.

Вместе с тем для обеспечения безубыточной деятельности «РЖД» необходимо решение вопроса о задолженности Минтруда как правопреемника Минздравсоцразвития в размере почти 11 млрд рублей за перевозки федеральных льготников.

Как вариант предлагаем рассмотреть возможность долгосрочного соглашения между Минтрудом и «РЖД» по погашению задолженности Минздравсоцразвития с длительной рассрочкой на срок 20 и более лет. Прошу Вас поручить проработать данный вопрос с коллегами.

Далее хотел бы остановиться на основных параметрах деятельности, предусмотренных на 2016 год. Проект рассматриваемого финансового плана разработан в соответствии с параметрами среднесрочного прогноза Минэкономразвития. В 2016 году компания взяла на себя обязательства по увеличению грузооборота на 0,9%, и с учётом индексации грузовых тарифов на 9%, а пассажирских на 4% доходы от перевозочной деятельности планируются в размере 1 трлн 465 млрд рублей с приростом к 2015 году почти на 10,5%.

В 2016 году также должен быть решён вопрос по выравниванию тарифных условий на воинские и коммерческие грузы. Для этого потребуется принятие отдельного постановления Правительства. Расходы по перевозочным видам деятельности в 2016 году оцениваются на уровне 1 трлн 353 млрд рублей (почти 5,9% к уровню 2015 года). Также хотелось бы обратить внимание на то, что в финплане «РЖД» заложено снижение расходов на 23 млрд рублей за счёт предполагаемого восстановления льготы по налогу на имущество, на инфраструктуру железнодорожного транспорта. Такой подход позволил бы обеспечить безубыточность деятельности «Российских железных дорог».

Основными факторами увеличения расходов являются рост ценовых индексов, изменение налогового законодательства, и при сохранении налога на имущество на прежнем уровне «РЖД» не сможет обеспечить финансирование предусмотренного планом объёма работ по капремонту, что, конечно же, приведёт к снижению эффективности и безопасности перевозочного процесса. Уже сейчас заложен сниженный показатель по восстановлению пути: всего 4,4 тыс. км. Количество просроченных капремонтом километров составит в 2016 году уже 24 тыс. км, и, конечно же, это очень серьёзный, беспрецедентный, я бы сказал, уровень просрочки. Этот показатель уже может влиять непосредственно на безопасность движения. Напомню, что в предыдущие годы на капремонт выделялась субсидия из бюджета, в текущем году она составляла 30 млрд рублей. 2016 год – это первый год, когда такой субсидии не предусмотрено совсем, так что финплан компании на 2016 год является очень напряжённым.

Переходя к инвестпрограмме «РЖД», отмечу, что, как Вы уже сказали, её объём составляет 432 млрд рублей с ростом на 10% к уровню 2015 года. 56% инвестиционных средств в 2016 году планируется направить на проекты, связанные с выполнением поручений Президента Российской Федерации и Правительства.

Помимо названных Вами к числу таких проектов относятся: развитие железнодорожной линии Междуреченск – Тайшет; развитие железнодорожных подходов на участке Выборг – Приморск – Ермилово; проект развития и обновления железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна и Керченского транспортного перехода; проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань.

На реализацию проектов обеспечения надёжности и безопасности инфраструктуры планируется направить существенную сумму – 51 млрд рублей, 1 млрд из которых должен быть направлен непосредственно на мероприятия транспортной безопасности. 33 млрд будет направлено на снятие инфраструктурных ограничений и почти 88 млрд предусмотрено на обновление подвижного состава, в том числе на обновление локомотивов предусмотрено 72 млрд рублей. Почти 15 млрд рублей запланировано направить на реализацию прочих проектов, которые включают в себя внедрение ресурсосберегающих технологий, развитие социальной сферы и ряд других.

В первую очередь основными источниками инвестпрограммы будут являться собственные средства: это амортизация (почти 218 млрд рублей), инфраструктурные облигации составят 40 млрд рублей, господдержка – 151, и 23 млрд рублей будет направлено на реализацию инвестпрограммы за счёт реализации акций дочерних обществ компании.

В следующем году наращивание долга «РЖД» не предусмотрено, мы и так достигли показателя долговой нагрузки: чистый долг к EBITDA – 2,8. Таким образом, общая долговая нагрузка в 2016 году будет составлять 960 млрд рублей, и это в целом соответствует параметрам на конец текущего года.

Так что, с учётом изложенного, можно отметить, что и финплан, и инвестпрограмма «РЖД» на 2016 год хотя и напряжены, но в целом сбалансированы. Но этот результат достигнут с определёнными допущениями, я уже об этом сказал, это вопрос восстановления льготы по налогу на имущество.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, прошу поддержать предложения по изложенному докладу и одобрить проекты финансового плана и инвестпрограмму «РЖД» на 2016 год.

Спасибо за внимание.

Д.Медведев: Спасибо. Олег Валентинович, вам слово, только у меня просьба не повторять уже произнесённое министром, просто по каким-то ключевым развилкам для вас отметить позицию.

Прошу.

Сообщение руководителя ОАО «РЖД» Олега Белозёрова на заседании Правительства

О.Белозёров: Спасибо большое. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства! Позвольте поблагодарить за постоянное внимание и поддержку железнодорожного транспорта.

Финансовый план и инвестиционная программа детально проработаны с федеральными органами власти и экспертным сообществом. Хотел бы поблагодарить Аркадия Владимировича Дворковича, председателя совета директоров, за анализ проблем компании и предложения по их решению.

Мы вышли на новый уровень взаимодействия с Федеральной антимонопольной службой, Минэкономразвития, Минфином. Отдельная благодарность руководителям этих ведомств. Компания активно сотрудничает с Открытым правительством и Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. Считаю все эти действия крайне важными, поскольку мы заинтересованы в повышении прозрачности нашей деятельности.

Результатом совместной деятельности стал финансовый план на 2016 год. Как уже было отмечено, в отличие от предыдущих лет он не предусматривает субсидии на общую сбалансированность. Хочу напомнить, что в предварительных обсуждениях эта цифра была 75 млрд.

При реализации этого плана, по нашим расчётам, транспортная нагрузка на экономику России сократится. При этом в течение года на основе мониторинга транспортной составляющей в цене перевозимых грузов мы будем применять правило тарифного коридора для недопущения её роста.

Себестоимость перевозок возрастёт всего на 5%, что на треть ниже прогноза по среднегодовой инфляции. Это будет достигнуто благодаря оптимизации закупок, снижению стоимости жизненного цикла инфраструктуры, внедрению инноваций, повышению энергоэффективности.

Особенно хотел бы подчеркнуть, что уже в 2015 году оптимизировали затраты на 100 млрд рублей, что соответствует месячным расходам компаний. Рост производительности труда превысит показатель по стране почти в два раза. У компании напряжённые планы по объёмам перевозок. Грузооборот запланирован на максимальном уровне за всю историю новой России с 1992 года – это около 3 трлн тонно-километров.

Доходы от грузовых перевозок планируются выше 9-процентной индексации тарифов. Опережающий рост доходов будет реализован за счёт конкретных мер по улучшению клиентоориентированности. При этом мы договорились с ФАС о том, что эффективная ставка для наших клиентов за счёт применения тарифного коридора составит не более 7,5%. В связи с этим необходимо доработать более гибкую систему тарифообразования.

Мы ставим себе задачу в следующем году повысить скорость доставки ещё на 5%. В этом году компания уже увеличила её на 12%, а по участковой скорости мы вышли на четвёртое место среди мировых железнодорожных лидеров. 

Переходя к пассажирскому комплексу, хотел бы ещё раз отметить те решения, которые были приняты в этом году, и попросить продлить их на бессрочной основе. В 2016 году компания перевезёт во всех сообщениях 1 млрд 29 млн пассажиров, что на 1% больше, чем в этом году. Это будет достигнуто за счёт начала перевозок по Малому кольцу Московской железной дороги. В дальнем следовании будет обеспечено расширение транспортных услуг в современных вагонах. Закупка вагонов Тверского завода составит 10 млрд рублей с ростом на 20%, из них в два раза больше инновационных двухэтажных вагонов.

Вместе с тем прошу распространить на перевозки в дальнем следовании действие 10-процентной ставки налога на добавленную стоимость, аналогично применяемой в гражданской авиации уже не один год. Это позволит обеспечить работу нашей пассажирской компании в социальном сегменте. На расчётах мы показали, что недополученные доходы бюджета будут компенсированы другими налогами и снижением потребности в субсидии. Инвестиционная программа, как уже было сказано, – 432 млрд рублей.

Все проекты поручено включить в Федеральную адресную инвестиционную программу. Мы направили предложения о применении правил ФАИП для новых объектов, а в отношении уже реализуемых просим временно сохранить действующий порядок при условии контроля над целевым расходованием средств. Порядок такого контроля в компании разработан и уже реализуется. Прошу поддержать эти предложения, это позволит сохранить набранный темп работы.

В 2016 году компания введёт 440 млрд рублей основных фондов, что в 1,5 раза больше, чем в этом году, закончит проектирование участка ВСМ Москва – Нижний Новгород. За последние три года компания ввела основных фондов на более 1 трлн рублей, что в совокупности с отменой льготы по налогу на имущество с 2013 года увеличило налоговую нагрузку более чем в два раза. Мы просили бы восстановить эту льготу.

Уверен, что эффективный налоговый режим создаст стимулы для развития не только компании, но и экономики страны. При этом дополнительно в финансовый план заложен налог на прибыль на 24 млрд рублей больше, чем в 2015 году, а общий объём налогов составит около 300 млрд рублей.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, хочу заверить Правительство, что компания полностью выполнит заказ экономики Российской Федерации на услуги железнодорожного транспорта и другие поставленные задачи. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Олег Валентинович.

<…>

Брифинг Алексея Улюкаева по завершении заседания Правительства

Стенограмма:

А.Улюкаев: Уважаемые коллеги, как вы знаете, Президент Российской Федерации дал поручение проработать возможность введения специальных ограничительных мер по всему периметру торгово-экономических, внешнеэкономических, инвестиционных отношений Российской Федерации с Турцией. Связано это с агрессивными действиями турецкой стороны. Правовой основой такого рода мер является закон Российской Федерации «О специальных экономических мерах» 2006 года, который в случае угрозы безопасности и суверенитету Российской Федерации, жизни, правам и свободам граждан Российской Федерации даёт право Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации принять соответствующие меры. Они касаются запретов и ограничений в области внешнеэкономической деятельности, то есть торговли, инвестиций, услуг; в области финансовой деятельности, финансово-банковской деятельности; приостановления действия договоров, которые регулируют торгово-экономические отношения; соглашений в области оказания экономического, научно-технического, военно-технического содействия или сотрудничества; в области туристической деятельности (ограничение соответствующих туристических связей), ограничение возможности использования российского воздушного пространства, заходов соответствующих кораблей в порты Российской Федерации; которые касаются введения торговых ограничений в виде изменения ставок ввозных и вывозных пошлин и некоторых других позиций.

Эти меры находятся в полном соответствии с Генеральным соглашением по торговле и тарифам, которым руководствуются все страны – члены ВТО. 21-я статья этого соглашения говорит о праве введения ограничительных мер в области торговли в случае угрозы национальной безопасности. А поскольку эти угрозы в данном случае очевидны, то такого рода меры будут разработаны и предложены для издания соответствующих нормативных актов – речь идёт об указе Президента Российской Федерации, о постановлении Правительства Российской Федерации.

К сожалению, мы вынуждены прекратить работу по подготовке соглашений, серьёзных соглашений, которые мы готовили с Турецкой Республикой. Это соглашение о свободной торговле услугами и инвестициях, это долгосрочная пятилетняя программа (с 2016 по 2020 год) торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, это соглашение о создании фонда совместных инвестиций. Вся эта работа будет прекращена.

Конечно же, мы будем внимательно смотреть за балансом интересов таким образом, чтобы руководствоваться известным принципом «не навреди», чтобы российский бизнес, который работает в области торгово-экономических отношений с Турцией, не понёс существенных убытков.

Вопрос: Алексей Валентинович, сегодня обсуждалась возможность ограничения именно авиасообщения с Турцией?

А.Улюкаев: Ведомства подготовят свои предложения в короткий срок, и, соответственно, Минтранс, видимо, даст эти предложения, потому что, как я уже сказал, закон даёт право на ограничение в плане использования воздушного пространства и аэропортов. То есть, конечно же, может идти речь об ограничении как регулярных рейсов, так и чартерных воздушных перевозок. Но это компетенция Минтранса, он будет готовить соответствующие предложения.

Вопрос: Возможны ли какие-то меры поддержки для российского бизнеса, учитывая, что у них тоже будут какие-то экономические трудности? Вы прорабатываете их?

А.Улюкаев: Мы сейчас внимательно анализируем всю совокупность соответствующих мер. Конечно же, возникают определённые риски для туристической отрасли, для тех же авиаперевозчиков, для компаний, которые работают в области экспортно-импортной деятельности. Мы тщательно проанализируем все эти позиции и только на основе этого анализа будем давать предложения. В том случае, если эти предложения всё-таки будут даны и будут сопровождаться рисками для российских товаропроизводителей продуктов и услуг, мы будем думать над тем, каким образом компенсировать данные потери.

Вопрос: Что касается проекта «Турецкий поток», какова может быть его судьба?

А.Улюкаев: Этот проект ничем не отличается от любого другого проекта, точно так же речь идёт об инвестиционном сотрудничестве. Это один из крупных предполагаемых инвестиционных проектов. Он точно так же попадает под действие закона о специальных экономических мерах, как любой другой проект.

Вопрос: А будет ли прекращено строительство АЭС «Аккую»?

А.Улюкаев: То же самое, ещё раз. В течение короткого времени ведомства подготовят предложения соответствующие. В целом этот инвестиционный проект попадает под действие закона о специальных экономических мерах и может быть предметом решения указа и постановления Правительства. Но конкретное предложение подготовит соответствующее ведомство.

Спасибо.

Брифинг Максима Соколова и президента ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозёрова по завершении заседания Правительства

Стенограмма:

М.Соколов: Сегодня на заседании Правительства был традиционно рассмотрен вопрос об инвестиционной программе и финансовом плане ОАО «Российские железные дороги» на следующий год, подведены предварительные итоги 2015 года с прогнозом результатов деятельности компании до конца текущего года. Хочу отметить, что «РЖД» – это единственная наша монополия, где на заседаниях Правительства традиционно рассматриваются вопросы её финансовой деятельность, а также инвестиционная программа.

Мы видим, что финансовый план, несмотря на напряжённую ситуацию, на непростую экономическую ситуацию, сбалансирован. Мы выходим на показатели даже с прибылью – по следующему году эта прибыль планируется на 10 млрд выше текущего года. Помимо этого объём инвестиционной программы также не сокращён и составляет порядка 432 млрд рублей. Деньги будут направлены на реализацию крупнейших проектов по снятию лимитирующих ограничений и такие знаковые проекты, как строительство БАМа и Транссиба, строительство подходов к Керченскому транспортному переходу и подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, подходов к портам Балтийского бассейна, в том числе проектирование высокоскоростной магистрали Москва – Казань.

Объём долга также сохраняется на уровне текущего года. Мы не планируем, что «РЖД» будет увеличивать этот объём, поскольку уже мы подошли к достаточно высоким ковенантам по соотношению долг/EBITDA (в пределах 2,8).

На Правительстве также обсуждались в целом и дополнительные меры поддержки «РЖД», в том числе возможность сохранения существующего размера налога на имущество, что позволит сбалансировать финансовый план, и такие решения были приняты.

Вопрос: Вы заострили внимание на том, что 2016 год – первый год, когда не предусмотрены субсидии на капитальный ремонт. А реально к каким последствиям в плане безопасности перевозочного процесса это может привести?

М.Соколов: Сегодня уже достаточно высокий объём протяжённости инфраструктуры, которая имеет так называемый просроченный, конечно же, не небезопасный, а именно просроченный по нормативам размер – это порядка 23 тыс. км. И, несмотря на то что мы планируем в рамках инвестиционной программы в следующем году порядка 4,5 тыс. км капитального ремонта этой инфраструктуры, мы всё равно не выйдем на так называемый догоняющий темп, а, конечно же, нам необходимо это сделать. Естественно, первоочередной задачей «РЖД» является безопасность перевозок, и на эти цели будет направлено более 50 млрд рублей согласно проекту инвестиционной программы, из них 1 млрд рублей – непосредственно на проекты антитеррористической безопасности.Конечно же, мы в любом случае даже при таком плане и отсутствии прямой бюджетной поддержки на эти цели вопреки трендам прошлых лет будем акцентировать внимание именно на этом вопросе и не допускать роста просроченной (в данном случае норматива по ремонту) линейной инфраструктуры.

Вопрос: Вы говорили о том, что определённый дискомфорт доставляют облигации, привязанные к инфляции, и валютные заимствования. Будут ли они досрочно погашаться и в какие сроки?

М.Соколов: Досрочно погашаться, конечно, было бы хорошо. Потому что объём долговой нагрузки и так был увеличен непрогнозируемо за счёт роста инфляционных показателей на 28 млрд рублей.

Действительно, на протяжении трёх, по-моему, последних лет «РЖД» занимало по 100 млрд рублей под так называемые инфраструктурные облигации с процентной ставкой «инфляция плюс один». Казалось бы, очень комфортная ставка, просто инфляция у нас непредсказуемо скакнула в последние годы, и это, конечно, ухудшило показатели текущие и предыдущих лет инвестиционной программы, финансового плана, что, соответственно отразилось и на инвестиционной программе. Были бы деньги свободные у «РЖД» и у федерального бюджета, конечно, мы бы им помогли и при таких инфляционных показателях снизили бы объём долговой нагрузки. Но, к сожалению, сейчас этого нет, поэтому приходится туже затягивать пояса. Говорилось о том, что будем искать дополнительные варианты экономии практически на всех статьях расходов, в том числе и на нормировании, на ресурсопотреблении.

Впереди большая работа, поэтому вместе её будем с коллегами из «РЖД» реализовывать.

Вопрос: То есть погашение будет идти в плановом порядке?

О.Белозёров: Давайте я добавлю в отношении погашения и в отношении финансового плана. План долгий промежуток времени согласовывался, готовился. Как вы уже слышали, первоначальный план был составлен с учётом запросов на субсидии порядка 75 млрд, потом мы от субсидий отказались, изменили формулу подхода, но это только первые шаги по нашему повышению эффективности.

У нас есть определённые планы с разными ведомствами, в том числе с Федеральной антимонопольной службой, с Министерством экономического развития, в отношении определённых направлений, где мы должны сделать определённые шаги, в том числе по повышению прозрачности наших закупок. Мы считаем, что резервы, как я уже сегодня в своём докладе сказал, у нас ещё есть. Соответственно, при проработке этих правил финансовый план может быть изменён. Мы его будем точно так же представлять в Правительство. А вот вопрос, что делать с экономией, как уже сказал Максим Юрьевич, – на что, на какие приоритеты направлять? Они могут быть направлены на погашение заимствований, они могут быть направлены на повышение объёмов ремонтов, на ликвидацию тех вопросов, где мы не смогли пока профинансировать некоторые объекты капитальных вложений. Соответственно, в процессе, при появлении этих денег, мы финансовый план будет корректировать. При этом мы понимаем, что определённый объём резервов у нас должен будет появиться.

Вопрос: Говорилось, что условием безубыточности деятельности «РЖД» является обнуление налога на имущество. Правильно ли я поняла, что речь идёт о сохранении ставки налога на имущество на существующем уровне, то есть на уровне 1%? Если это так, то за счёт чего будут получены необходимые средства? Это первый вопрос.

Второй вопрос. В выступлении Олега Валентиновича (О.Белозёрова) говорилось, что есть договорённость о том, что эффективная ставка за счёт тарифного коридора составит 7,5%. Не могли бы вы как-то пояснить этот тезис?

И что решили по поводу МАК и какие меры в отношении Турции будут приняты?

М.Соколов: По первому вопросу. Мне казалось, что и я прокомментировал, и Олег Валентинович (О.Белозёров) добавил, что, конечно же, мы будем ещё дорабатывать тот финансовый план, который сегодня был рассмотрен на Правительстве, с учётом тех решений, которые были приняты. Но даже то, что принято Правительством, а это для нас руководство к действию, – уже, в общем-то, определённый шаг вперёд, определённый компромисс, потому что в противном случае налоговая нагрузка на «РЖД» и её финансовая модель в следующем году ещё больше бы выросли.

Что касается МАК. Хочу сказать, что мы ещё этот вопрос рассмотрим, как было анонсировано Председателем Правительства. Протокольное решение ещё не подписано, поэтому давайте дождёмся и дальше уже будем комментировать эти решения.

По Турции тоже нам были даны соответствующие поручения – в кратчайшие сроки внести предложения по отраслям для определения уже на уровне соответствующих нормативных документов Президента и Правительства дальнейших действий экономического характера.

О.Белозёров: Я по первым двум вопросам хотел бы сказать, что абсолютно правильно: протокольное решение сейчас окончательно будет сформировано, с учётом этих решений мы должны будем подправить финансовый план. Мы изначально готовили несколько различных вариантов, включая очень серьёзные стресс-сценарии, соответственно, мы понимаем, с каких статей средства будут уменьшены. Но они не приведут к ухудшению с позиций безопасности и состояния железнодорожной инфраструктуры.

По второму вопросу: нам необходима более гибкая система тарифообразования. Мы обсуждали максимальный тариф, соответственно, мы предложили и были поддержаны в том, чтобы нам сделали более гибкий коридор. Сейчас процедура достаточно жёсткая. В условиях, когда какие-то направления, допустим, наши металлурги или другие участники процесса, мировой рынок диктует свои цены… Происходит снижение, и мы, проведя переговоры, договорились о том, что транспортная составляющая в продукции, с нашей точки зрения, не должна увеличиваться. Мы заинтересованы в том, чтобы объём перевозок и объём продаваемой продукции сохранялся. Соответственно, мы планируем эти колебания производить вместе с отправителями. Соответственно, мы сохраним грузовую базу, а наши партнёры, производители смогут продать больший объём своей продукции. Вот таким образом мы будем реагировать. При этом мы предполагаем, что эффективная ставка будет порядка 7,5%. При этом мы понимаем, что по ряду направлений международная конъюнктура носит благоприятный характер, и здесь мы тоже со своими партнёрами договариваемся о том, чтобы поделить дополнительные возможности в том числе и с «Российскими железными дорогами». Соответственно, здесь тариф может быть чуть повыше, который мы направим на наши инвестиционные составляющие.

Вопрос: Выше 13,4?

О.Белозёров: Не выше 13,4%, как я уже сказал. Не выше максимальных 9%, которые были установлены.

Вопрос: Вопросы по пригороду. Минтранс должен был получить от субъектов планы. Получил ли он все планы? И вопрос, связанный с взаимоотношениями «РЖД» и ФАС. Как идёт утверждение тарифов связанных по перевозкам в сегменте пригорода? Возможно ли на следующий год всё-таки повышение стоимости перевозок? И не будет ли таких проблем, как были в начале этого года?

М.Соколов: Как раз сегодня утром, до заседания Правительства, мы с Олегом Валентиновичем провели всероссийский селектор с субъектами Российской Федерации и другими участниками перевозочного процесса и проанализировали состояние вопроса на текущий момент.

Хочу сказать, что всё-таки большинство субъектов выполнили поручение Правительства о представлении в Минтранс комплексных планов транспортного обслуживания населения. Конечно же, не все эти планы были сделаны без замечаний. Сейчас с этими замечаниями планы дорабатываются и должны быть утверждены до конца текущего года. Это будет необходимым условием для других видов поддержки и трансфертов из федерального бюджета – соблюдение тех параметров транспортного обслуживания населения, которые будут зафиксированы в этих планах, фактически в государственном заказе на пригородные перевозки, поскольку в соответствии с российским законодательством обязанность организации пригородных перевозок возложена на субъекты Российской Федерации.

Что касается поддержки – и со стороны «РЖД», и со стороны федерального бюджета – пригородного перевозочного процесса, могу сказать, что только за девять месяцев текущего года «РЖД» перечислило в бюджеты субъектов порядка 92 млрд рублей. И ещё с учётом принятых решений по налогу на добавленную стоимость федеральный центр поддержал баланс, финмодель пригородного сообщения ещё на 42 млрд рублей.

Субъекты же в своих бюджетах предусмотрели в рамках поддержки (хотя это их обязанность) на сегодняшний день чуть более 11,5 млрд рублей, а выплатили «РЖД» и пригородным перевозочным компаниям в качестве компенсации немногим более 5–5,5 млрд. То есть мы видим, на ком сейчас лежит основное бремя организации пригородных перевозок. И, конечно же, мы считаем, что субъекты обязательно должны выполнять принятые на себя обязательства: и в рамках гражданского законодательства, и в рамках поручений Правительства и Президента Российской Федерации. Поэтому будем в следующем году чётко следить за исполнением государственного заказа в разрезе каждого субъекта.

Что касается цены, то опять же по законодательству тарифное регулирование определяется соответствующими органами субъекта Российской Федерации, то есть РЭК. По установленному пределу это не должно привести к росту тарифов на пригородные перевозки более чем на 10% к размеру текущего года. И мы видим, что это меньше инфляции текущего года, что, в общем, вполне приемлемо. Но всё зависит от того, насколько бюджеты смогут компенсировать выпадающие доходы пригородных компаний и таким образом сбалансировать в целом модель пригородных перевозок, в том числе и для «РЖД». Мы же свои бюджетные решения (вы об этом тоже знаете) в части поддержки и индексации так называемого инфраструктурного тарифа сформировали, бюджет находится в Госдуме, и объём этой поддержки на следующий год увеличен до 37 млрд рублей.

О.Белозёров: Хотелось бы добавить, что Председатель Правительства сегодня дал поручение до декабря подготовить уточнение в методику расчёта (это поручение касалось и Федеральной антимонопольной службы, и «Российских железных дорог») как раз по взаиморасчётам по пригороду. На это было обращено особое внимание. Со стороны «Российских железных дорог» мы сейчас рассматриваем варианты внутренних резервов и снижения затрат на предоставление подвижного состава.

Сегодня с утра мы с Максимом Юрьевичем обсуждали новое предложение. Поскольку перевозка – это не только пригород, это в основном транспортный план обслуживания людей на территории, соответственно, посмотреть и, может быть, объединить в рамках пригородных компаний ещё и автобусную составляющую, для того чтобы в рамках одного юридического субъекта можно было маневрировать между железнодорожным и автобусным движением и выбирать наиболее оптимальные варианты. Такая работа сейчас Министерством транспорта и «Российскими железными дорогами» будет проводиться.

Вопрос: Будет ли всё-таки Минтранс предлагать запрет полётов российских компаний в Турцию?

М.Соколов: Минтранс подготовит свои предложения и направит в Правительство.

Выделить фрагмент