Новости

9 часов назад
3 декабря, суббота
2 декабря, пятница
1 декабря, четверг
1

Календарь

Декабрь
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
2016
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

ПОРТАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ

Заседание Правительства

В повестке: об итогах подготовки предприятий ЖКХ и энергетики к зимнему периоду 2014–2015 годов; о проектах инвестиционной программы и финансового плана РЖД на 2015 год.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Михаила Меня об итогах подготовки предприятий ЖКХ к зимнему периоду 2014–2015 годов

Доклад Александра Новака об итогах подготовки предприятий энергетики к зимнему периоду 2014–2015 годов

Сообщение губернатора Республики Алтай Александра Бердникова

Сообщение губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина

Сообщение губернатора Челябинской области Бориса Дубровского

Брифинг Михаила Меня

Брифинг Максима Соколова и президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина

Стенограмма:

Вступительное слово на заседании Правительства

Д.Медведев: Добрый день, коллеги! Начнём с обсуждения готовности предприятий ЖКХ и энергетики к зиме. Зима, естественно, у нас длинная, все коммунальные объекты должны быть полностью готовы к экстремальным температурам.

Напомню, что подготовка регионов к осенне-зимнему периоду – один из важнейших показателей эффективности работы губернаторов. По нему мы определяемся и с тем, как региональные власти заботятся о потребностях людей и следят за состоянием жилищно-коммунального хозяйства.

По данным Минстроя и Минэнерго на 1 ноября, ремонт жилищно-коммунальной инфраструктуры завершён. Предприятия ЖКХ и энергетики (это и котельные, и тепловые станции, и водоснабжение, и газовые станции, и электростанции) к зиме в целом готовы. Такую же картину мы в целом наблюдаем и в отношении запасов топлива.

Отдельное внимание, естественно, нужно уделять тем коммунальным объектам, которые для нас новые, в частности тем объектам, которые находятся в Крыму. Несмотря на то что это один из южных регионов нашей страны, там тоже бывает холодно, поэтому нужно наладить бесперебойную работу котельных и всех систем жизнеобеспечения.

На финансирование всех этих работ было потрачено около четверти триллиона рублей, обращаю на это внимание. Это колоссальные средства, и поэтому люди вправе ожидать от региональных властей, поставщиков коммунальных услуг, управляющих компаний эффективной и слаженной работы.

Участники заседания

  • PDF

    348Kb

    Список участников заседания Правительства, 27 ноября 2014 года

К сожалению, по-прежнему проблемой является рост задолженности за коммунальные услуги. По состоянию на 1 ноября общий долг превысил 132 млрд рублей. В прошлом году эта задолженность составляла 113 млрд рублей. В ряде регионов созданы специальные комиссии по взаимодействию между поставщиками и потребителями, они координируют работу по графику погашения долгов.

Уважаемые коллеги, мы за последнее время приняли целый ряд решений, направленных на модернизацию ЖКХ. Подготовлено более современное законодательство, сейчас оно внедряется по всей стране. В отрасль уже приходит частный капитал – и отечественный, и европейский, а вместе с ним, надеюсь, и новые технологии, которые необходимы для обновления этой отрасли.

Д.Медведев: «По данным Минстроя и Минэнерго на 1 ноября, ремонт жилищно-коммунальной инфраструктуры завершён. Предприятия ЖКХ и энергетики к зиме в целом готовы. На финансирование этих работ было потрачено около четверти триллиона рублей. Это колоссальные средства, и поэтому люди вправе ожидать от региональных властей, поставщиков коммунальных услуг, управляющих компаний эффективной и слаженной работы».

Сегодня об итогах подготовки предприятий ЖКХ и энергетики в целом к зиме нам доложат Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Министр энергетики, а также выступят три региональных руководителя: глава Республики Алтай Александр Васильевич Бердников, губернатор Челябинской области Борис Александрович Дубровский и губернатор Сахалинской области Александр Вадимович Хорошавин.

Кстати, вчера у Александра Вадимовича был день рождения, поздравляем его и желаем успехов во всём.

Сегодня мы также рассмотрим инвестпрограммы и финансовый план компании «Российские железные дороги» на 2015 год. Понятно, что развитие инфраструктуры остаётся одним из главных наших приоритетов и с точки зрения устойчивого роста экономики, и в плане расширения наших экспортных возможностей, в том числе на азиатско-тихоокеанском направлении. От того, насколько конкурентоспособными и надёжными будут наши железнодорожные перевозки, напрямую зависит успешность отдельных компаний, да и, по сути, уровень жизни миллионов людей, особенно тех, кто живёт в отдалённых регионах. И здесь нам есть над чем работать.

Сегодня именно инфраструктурные проблемы являются одним из основных ограничений для развития нашей страны. Исходя из этого, даже в достаточно жёстких финансовых и бюджетных условиях мы продолжаем вкладывать в транспортные проекты серьёзные средства. Общий объём инвестпрограммы «РЖД» на следующий год – более 400 млрд рублей, половина этих денег – господдержка. В основном деньги будут направлены на модернизацию железнодорожной сети, увеличение её пропускной способности, а также на повышение безопасности движения. Около 90 млрд рублей выделяется на обновление подвижного состава. Почти все заказы размещаются на отечественных предприятиях. В числе географических приоритетов и Сибирь, и Дальний Восток, и юг, и центр России.

Теперь о том, что касается финансовых показателей «РЖД». Нужно учитывать, что заниматься реализацией этих масштабных проектов приходится не в самой простой обстановке, в том числе из-за искусственного ограничения доступа на рынки капитала для российских компаний и банков. Мы эти трудности понимаем, поэтому приняли непростое решение – проиндексировать в следующем году на 10% грузовые железнодорожные тарифы, также в качестве субсидии для поддержания финансовой стабильности компании из федерального бюджета выделено 30 млрд рублей.

Д.Медведев: «От того, насколько конкурентоспособными и надёжными будут наши железнодорожные перевозки, напрямую зависит успешность отдельных компаний и уровень жизни миллионов людей, особенно тех, кто живёт в отдалённых регионах».

Вместе с тем очень многое зависит и от самой компании, от её менеджмента. Балансировать корпоративный бюджет только за счёт государственных субсидий – это не выход. Нужно продолжить работу по сокращению издержек, обеспечивать опережающий рост производительности труда, совершенствовать систему закупок и корпоративное управление.

Для того чтобы активизировать всю эту работу, был создан специальный совет потребителей по вопросам деятельности «РЖД» и её дочерних компаний. В этом году впервые инвестпрограмма компании формировалась с учётом предложений совета, его представители участвовали в обсуждении тарифных решений.

Совет потребителей также должен быть подключён и к мониторингу реализации инвестпрограммы, оценке её реальной эффективности.

Это не все вопросы, но важнейшие. Давайте приступим к обсуждению первого вопроса.

Начнём с выступления Михаила Александровича Меня.

Пожалуйста, начинайте.

Доклад Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаила Меня на заседании Правительства

М.Мень: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

На сегодняшний день отопительный период начат во всех 85 регионах. В целом жилищный фонд, котельные, тепловые, водопроводные, электрические сети подготовлены на 100%.

По результатам анализа работы региональных и местных властей по подготовке к отопительному сезону Минстроем составлен рейтинг, отражающий эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, наиболее эффективно сработали Сахалинская и Воронежская области, Республика Башкортостан, менее эффективно сработали Забайкальский край, Республика Калмыкия, Брянская область. За текущий осенне-зимний период зафиксировано 50 аварийных ситуаций. Наибольшее количество аварий произошло в Московской и Воронежской областях, в Хабаровском крае и городе Санкт-Петербурге.

Одной из главных проблем при подготовке к осенне-зимнему периоду по-прежнему остаётся рост задолженности за ранее потреблённые топливно-энергетические ресурсы. Наибольшая задолженность сформировалась в Тверской, Московской, Свердловской, Ульяновской и Волгоградской областях.

По поручению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства в регионах работают комиссии, о которых Вы, Дмитрий Анатольевич, упомянули во вступительном слове, по урегулированию проблемных вопросов между поставщиками энергоресурсов и потребителями. Проводится работа с теми потребителями, в отношении которых возникают опасения в части их платёжеспособности. Эти комиссии призваны разработать и согласовать с поставщиками энергоресурсов графики погашения задолженности и, конечно же, оказывать помощь в регулировании вопросов, связанных с ограничением режима электро- и газопотребления.

Со своей стороны мы подготовили законопроект, направленный на усиление ответственности за неплатежи во всей цепочке предоставления коммунальных услуг от ресурсоснабжающих организаций до потребителей, который в настоящее время принят в первом чтении и до конца года должен быть окончательно утверждён.

В связи с многочисленными обращениями граждан Минстроем также подготовлены изменения в правила предоставления коммунальных услуг, предусматривающие передачу региональным властям полномочий по началу отопительного периода. После утверждения Правительством данных изменений регионам не нужно будет ждать пятидневного периода со среднесуточной температурой ниже восьми градусов для подачи тепла в квартиры, тем самым можно будет избежать так называемой холодной недели.

М.Мень: «На сегодняшний день отопительный период начат во всех 85 регионах. В целом жилищный фонд, котельные, тепловые, водопроводные, электрические сети подготовлены на 100%».

Как показывает опыт этого года и прошлых лет, существенной проблемой при подготовке к отопительному периоду является отсутствие закреплённой в законодательстве ответственности районных и региональных властей за подготовку к зиме, и некоторые чиновники, пользуясь этим, пытаются переложить всю ответственность на органы местного самоуправления поселенческого уровня.

Для решения данных проблем Минстроем совместно с депутатским корпусом разработан проект федерального закона, наделяющий районные власти функцией по организации теплоснабжения в границах соответствующего района, а региональные власти – полномочиями по координации и контролю выполнения органами местного самоуправления требований, установленных правилами оценки готовности к отопительному периоду. Кроме того, данным законопроектом предусмотрено введение административной ответственности за нарушение требований правил оценки готовности к отопительному периоду и предоставление недостоверной информации о подготовке к зиме. Его принятие планируется в весеннюю сессию 2015 года, и подготовка к новому отопительному сезону будет проведена уже по новым правилам.

Считаем, что реализация данных мер позволит повысить эффективность подготовки к осенне-зимнему сезону и стабильность прохождения отопительного сезона.

Минстрой со своей стороны продолжит осуществление строгого контроля за прохождением отопительного периода. Для оперативного реагирования на возникающие аварийные ситуации и срочного оказания помощи региональным властям в их устранении в Минстрое создана специальная рабочая группа, которая в случае необходимости готова незамедлительно выезжать в регионы.

Кроме того, в этом году мы плотно работали с региональными жилищными инспекциями, проводили обучение, и буквально на днях провели аттестацию их руководителей. По результатам данной работы и с учётом большого количества жалоб граждан на несвоевременность подачи тепла и качества отопления региональным органам жилнадзора поручено взять на особый контроль вопрос теплоснабжения граждан и обеспечить незамедлительное реагирование на каждое обращение, связанное с неудовлетворительным теплоснабжением.

Информация об отключении многоквартирных домов или объектов соцсферы от теплоснабжения в суточный срок будет направляться из жилинспекции в Минстрой. Координацию данной работы и контроль мы возложили на главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации. Это позволит нам постоянно держать руку на пульсе и оперативно реагировать на события.

Уверены, что слаженная работа федеральных, региональных органов власти, а также органов местного самоуправления позволит быстро устранять возникающие аварийные ситуации и качественно провести отопительный период 2014–2015 года.

Спасибо. Доклад окончен.

Д.Медведев: Спасибо, Михаил Александрович.

Александр Валентинович Новак.

Доклад министра энергетики Александра Новака на заседании Правительства

А.Новак: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Работа по подготовке субъектов электроэнергетики начинается в апреле и заканчивается 15 ноября. В этот период осуществляется контроль подготовки к очередному периоду со стороны Министерства энергетики.

Комиссиями с участием представителей Ростехнадзора, МЧС России, администраций субъектов Российской Федерации и системного оператора проведены проверки всех 83 субъектов электроэнергетики, определённых положением о проверке готовности. 78 компаний по результатам проверок получили паспорта готовности; двум компаниям (Западно-Сибирская ТЭЦ и Барнаульская ТЭЦ-3) паспорт готовности не выдан в связи с неисполнением основных и дополнительных условий готовности; в трёх компаниях Крымского федерального округа («Севастопольэнерго», «Крымэнерго» и «ДТЭК Крымэнерго») в соответствии с решениями федерального штаба проверка завершена составлением акта без выдачи паспорта.

Также по результатам работы региональных комиссий по оценке субъектов электроэнергетики было проведено 877 проверок субъектов электроэнергетики регионального значения. Из общего количества не получили паспорта готовности 33 компании. Для устранения выявленных нарушений по всем субъектам, не получившим паспорта готовности, сформирован план мероприятий, и мы держим на особом контроле реализацию этого плана.

Прогноз потребления электроэнергии «ЕЭС России» в предстоящий осенне-зимний период на 1,7% превышает фактический объём потребления прошлого года. Хотел бы отметить, что в этот сезон из-за малой приточности рек прогнозируется снижение выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях к факту прошлого года на 20,3 млрд кВт∙ч. Следовательно, для компенсации спроса на электроэнергию необходимо будет в этот период увеличить выработку тепловой генерации. В связи с этим созданы дополнительные резервы, запасы твёрдого топлива. По всем объектам большой энергетики сформированы необходимые запасы: по углю – 19,7 млн т, по мазуту – 3,3 млн т, что выше нормативных запасов и даёт основания говорить об обеспеченности в полном объёме.

А.Новак: «По итогам 10 месяцев субъектами электроэнергетики выполнены годовые планы капитальных и средних ремонтов в следующих объёмах: турбины и котлоагрегаты– на 93%, линии электропередачи напряжением 110 кВ и выше – на 99%, расчистка линий электропередачи напряжением 110 кВ и выше – на 95%. До конца года все работы будут выполнены в полном объёме».

Несколько слов скажу об основных контролируемых показателях по программам ремонта оборудования. По итогам 10 месяцев субъектами электроэнергетики выполнены годовые планы капитальных и средних ремонтов в следующих объёмах: турбины и котлоагрегаты – на 93%, линии электропередачи напряжением 110 кВ и выше – на 99%, расчистка линий электропередачи напряжением 110 кВ и выше – на 95%. Это относительно годовых планов. До конца года все они будут выполнены в полном объёме.

В этом году мы особое внимание уделили подготовке к зиме Крымского федерального округа. Комиссиями были проверены все субъекты электроэнергетики, генерирующие компании и сетевые компании. Я уже отметил, что мы приняли решение в этом году не выдавать паспорта готовности в связи с тем, что ещё до конца не приведены в соответствие с действующим законодательством требования положений о проверке готовности и мы их не распространили на субъекты электроэнергетики Крыма. Что касается ремонтов, то они выполнены без существенных отставаний от графика. Хотел бы отметить, что мы создали резервы источников энергоснабжения, необходимые для прохождения зимнего периода. Было поставлено и подключено 1474 резервных источника энергоснабжения общей мощностью 310 МВт, что покрывает потребности в полном объёме социально значимых и особо важных объектов Крыма. Проведены также работы по передислокации мобильных газотурбинных станций, 13 штук мощностью 292 МВт, которые балансируют работу энергосистемы в период ограничения перетоков со стороны энергосистемы Украины.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, в целях повышения эффективности подготовки к зиме и снижения аварийности на объектах электроэнергетики Министерством энергетики подготовлены два законопроекта. Первый законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период». Он позволяет узаконить процедуру проверки готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период. В настоящее время проверка осуществляется по положению, утверждённому решением федерального штаба, которое в принципе не является нормативно-правовым актом. Поэтому мы предлагаем предусмотреть в законе наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению правил проверки готовности к работе в ОЗП, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению проверки готовности к работе в осенне-зимний период. Также предлагаются меры административной ответственности за неполучение паспортов готовности.

Проект федерального закона в установленном порядке согласован Ростехнадзором и иными федеральными органами власти, сейчас находится в Главном правовом управлении Администрации Президента.

Второй проект федерального закона – о внесении изменений в закон об электроэнергетике в части совершенствования требований к обеспечению надёжности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики. Законопроект направлен на наделение Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти полномочиями по установлению обязательных требований надёжности и безопасности в сфере электроэнергетики. Принятие указанного законопроекта придаст отрасли необходимый импульс для развития и модернизации и позволит актуализировать нормы и правила, которые не пересматривались более 10 лет. Также проект согласован федеральными органами власти, находится в ГПУ.

В целом Министерство энергетики продолжит контроль за прохождением субъектами электроэнергетики осенне-зимнего периода. Доклад закончен.

Д.Медведев: Спасибо.

Пожалуйста, теперь слово Александру Васильевичу Бердникову, губернатору, главе Республики Алтай, председателю правительства республики.

Глава Республики Алтай Александр Бердников

А.Бердников: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства! В Республике Алтай к работе в осенне-зимний период 2014–2015 года полностью подготовлены отопительные котельные, тепловые и водопроводные сети, обеспечена готовность энергетического хозяйства, созданы нормативные запасы основного и резервного топлива.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Благодаря Вашему личному решению в 2006 году в республике активно ведётся газификация региона. К природному газу подключено более 2,5 тыс. домовладений, на газ переведено 250 единиц автотранспорта, 66 котельных, практически все в городе Горно-Алтайске и пригородной территории.

В связи с проводимой газификацией с 2008 года произошло значительное снижение объёмов выбросов твёрдых веществ в атмосферу, уменьшилась потребность в угле, в разы повысилась устойчивость теплоснабжения. Для устранения возможных аварийных ситуаций в период прохождения отопительного сезона на всех предприятиях жилищно-коммунального хозяйства создан аварийный запас материально-технических средств, сформированы аварийно-восстановительные бригады. Учитывая нашу горную территорию, они обеспечены необходимой высокопроходимой техникой, которая укомплектована всем необходимым.

Проведена ревизия имеющихся стационарных и передвижных резервных источников электроснабжения. Мы добились 100-процентного обеспечения важных социальных объектов в муниципальных образованиях этими резервными источниками.

К сведению, в течение последних шести лет на территории республики не допущено ни одной аварии или какого-то более-менее серьёзного сбоя в период прохождения отопительного сезона. Утверждены схемы, устанавливающие порядок ликвидации аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства с учётом взаимодействия энергоснабжающих организаций и служб муниципальных образований.

В соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду получены паспорта готовности на все источники электротеплоснабжения объектов ЖКХ, теплоснабжающих предприятий и жилой фонд. Отопительный период на территории республики начался своевременно. В настоящее время все котельные осуществляют подачу тепловой энергии и горячей воды потребителям.

Все объекты социальной сферы и жилищный фонд отапливаются, необходимые запасы топлива имеются. Учитывая важность вопросов своевременной и качественной подготовки к работе в осенне-зимний период и безаварийного прохождения отопительного сезона, объекты жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай находятся на постоянном контроле всех уровней органов власти.

Благодарю за внимание, выступление закончено.

Д.Медведев: Спасибо, Александр Васильевич.

Пожалуйста, Александр Вадимович Хорошавин.

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин

А.Хорошавин: Спасибо большое. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Текущий отопительный сезон в Сахалинской области начат своевременно, без сбоев. В предусмотренные сроки все муниципальные образования получили паспорта готовности, в полном объёме подготовлены тепловые, электрические, водопроводные сети, все социально важные объекты оснащены резервными источниками электроснабжения на 100%. На всех объектах коммунальной энергетики сформирован запас топлива в объёме 45 суток, Курильские острова на 100% обеспечены топливом.

На подготовку ЖКХ и энергетического комплекса к работе в отопительном сезоне 2014–2015 года выделено порядка 7,2 млрд рублей – это на 60% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом для муниципальных образований области на два года вперёд определены объёмы целевой субсидии в рамках трёхлетнего бюджета в размере более 1,7 млрд рублей. Это позволяет реализовать возможности дополнительного финансирования при подготовке к зиме.

Создан региональный резерв материально-технических ресурсов на сумму около 300 млн рублей. Резервы муниципальных образований равны 60 млн рублей. Наличие финансовых и материальных средств аварийного запаса соответствует номенклатуре, объёмам накопления и позволяет оперативно устранять сбои в работе систем.

А.Хорошавин: «В полном объёме подготовлены тепловые, электрические, водопроводные сети, все социально важные объекты оснащены резервными источниками электроснабжения на 100%. На всех объектах коммунальной энергетики сформирован запас топлива в объёме 45 суток, Курильские острова на 100% обеспечены топливом».

Что касается объектов большой энергетики, это важное направление. Все запланированные ремонтные работы на четырёх электростанциях Сахалина, на энергетическом оборудовании Курильских островов выполнены в срок и в полном объёме. Проведена модернизация электростанций с переводом на газ и увеличением установленной мощности. Энергосистема Сахалина готова к пиковым нагрузкам в отопительный период. На эти цели выделено порядка 1 млрд рублей.

Особое внимание мы уделяем решению вопроса обновления сетевого хозяйства с целью сокращения необоснованных непроизводительных потерь, увеличения надёжности работы. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации перед нами поставлена задача по замене ветхого сетевого хозяйства на уровне, превышающем 6% от общего количества. Средства в областном бюджете на эти цели предусмотрены, задача выполняется. Мы вышли на показатель 9%. Эту работу будем выполнять и в дальнейшем.

По состоянию жилищного фонда. Отремонтировано практически 500 домов, на 30% больше средств выделено на это направление – более 1,6 млрд рублей. План по этому направлению выполнен на 100%.

Вопросы подготовки к прохождению отопительного периода находятся на ежемесячном контроле в правительстве области и у меня лично. Выполненный объём работ позволяет объективно рассчитывать на то, что отопительный сезон пройдёт без серьёзных технологических сбоев и без снижения качества услуг. Доклад окончен. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Александр Вадимович. Борис Александрович Дубровский, пожалуйста.

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский

Б.Дубровский: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Мероприятия по подготовке Челябинской области к зиме осуществлены в плановом порядке, отопительный сезон начат вовремя. В области подготовлено 823 котельных, 16 тыс. км тепловых водопроводных сетей. Мы за этот период подготовки заменили 370 км ветхих тепловых и водопроводных сетей. На реализацию технических мероприятий по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону выделено более 1 млрд 300 млн рублей из бюджета области и средств предприятий.

Мы, Дмитрий Анатольевич, продолжаем активно заниматься заменой неэффективных котельных. Вы это отметили как положительный фактор, когда проводили у нас, в Челябинске, форум «ЖКХ – новое качество». За три года заменено и реконструировано более 120 неэффективных котельных, из них 15 – в 2014 году. Для этого привлечено 1,5 млрд рублей частных инвестиций. Это позволило нам сократить убытки порядка 250 млн рублей в год, ну и, конечно, повысить надёжность теплоснабжения. Оставшиеся неэффективные котельные мы планируем заменить в ближайшие годы в рамках государственно-частного партнёрства.

Также продолжаем заниматься газификацией региона. У нас на текущий момент уровень газификации – 69%. В 2014 году нам удалось выделить для этих целей 738 млн рублей – в 3,5 раза больше, чем в 2013 году. В результате построили 350 км сетей газораспределения низкого давления, и, таким образом, газ пришёл в квартиры 25 тыс. южноуральцев. В 2015 году эту работу мы собираемся продолжать совместно с «Новатэком», который у нас является основным поставщиком газа в регионе.

Нас очень жёстко проверила природа в самом начале отопительного сезона. В октябре нас накрыл так называемый ледяной дождь. Под отключение электроэнергии попала половина муниципальных образований области – это 144 населённых пункта, 30 тыс. жилых домов (120 тыс. человек там остались без тепла и света), 263 социально значимых объекта, всё тепло-, водо- и электроснабжение в этих территориях.

Нами был оперативно создан штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации. И я, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить и Минэнерго, и МЧС России, и акционерное общество «Россети» за координацию и непосредственное участие в устранении последствий. Всё сделали очень быстро, оперативно, в кратчайшие сроки.

Отдельно хочу остановиться на Троицкой ГРЭС. Почему я об этом говорю? У нас в прошедшем отопительном сезоне (в январе) была там авария, и жители Троицка – 84 тыс. человек остались без тепла. В результате были вынуждены отозвать паспорт готовности. И при подготовке к новому отопительному сезону данный вопрос был поставлен на особый контроль Минэнерго России и регионального штаба по электробезопасности Челябинской области. В итоге федеральным Министерством энергетики по результатам проверки станции выдан паспорт готовности к осенне-зимнему периоду. Все остальные субъекты электроэнергетики Челябинской области также своевременно получили паспорта готовности.

На случай аварийных ситуаций в Челябинской области имеется областной аварийный запас материалов, оборудования, 4 передвижные котельные, 4 передвижные электростанции, 10 комплектных трансформаторных подстанций и прочее. Также у «Челябэнерго» и в муниципалитетах имеется 70 передвижных дизель-генераторов.

На сегодняшний момент все потребители обеспечены коммунальными услугами в полном объёме, и мы уверены в стабильном прохождении отопительного сезона 2014–2015 года. Доклад окончен. Спасибо за внимание.

Д.Медведев: Спасибо за выступление. Пожалуйста, коллеги, какие будут соображения, предложения по рассматриваемому вопросу?

У нас есть протокольное решение, которое предполагает продолжение контроля и по линии Министерства энергетики, и по линии Минстроя. Конечно, в любом случае этот вопрос должен быть на контроле у самих губернаторов, здесь тоже есть соответствующее протокольное положение.

Давайте тогда поддержим это решение и будем контролировать ситуацию.

<…>

Брифинг Михаила Меня по завершении заседания Правительства

Стенограмма:

Вопрос:  Задолженность за коммунальные услуги  этом году составила 132 млрд рублей против 113 в прошлом году. Почему она увеличивается, как власти планируют с этим справляться?

М.Мень: Проблема заключается в том, что различные организации, в том числе ресурсоснабжающие, ресурсопотребляющие, все предприятия жилищно-коммунального комплекса через схему «взаимонерасчётов» кредитуются. То есть получается, что гораздо выгоднее не отдавать определённое количество денег, времени, средств и не рассчитываться за поставленные ресурсы, нежели кредитоваться. Это получается, по сути, беспроцентный кредит. И сегодня мы предлагаем решить этот вопрос определёнными штрафными санкциями – это порядка 1/170 ставки рефинансирования в день, это порядка 20%. То есть тем самым мы постараемся сделать систему этих неплатежей, которая действительно набрала 132 млрд (это очень приличная сумма), невыгодной, и будет выгоднее, по сути, кредитоваться в банках. Другого развития сценария мы не видим, здесь только экономические рычаги. Я думаю, что они смогут повлиять позитивно на изменение этой ситуации, просто когда станет невыгодно не расплачиваться вовремя.

Вопрос: ИТАР-ТАСС. На фоне экономической нестабильности как продвигаются отношения с французской компанией Veolia? Нет ли рисков для торможения взаимоотношений этой компании с Минстроем, и какие площадки сейчас выбираются этой компанией для реализации стратегии?

М.Мень: Вы знаете, что мы на Сочинском форуме с ними заключили базовое соглашение. Притом до этого они уже имели определённый опыт и, к сожалению, негативный

опыт работы в жилищно-коммунальной сфере в нашей стране в одном из регионов, и после того как они поняли, что нет долгосрочных тарифных решений, нет понимания того, как будет бизнес работать завтра, они отказались от работы на территории Российской Федерации.

После изменения законодательства (вы знаете, что мы серьёзный пакет изменений внесли в Государственную Думу, в нормативно-правовую базу; сегодня есть типовое концессионное соглашение, которое предусматривает, по сути, долгосрочный тариф на весь период договора концессии, а с 2016 года вообще вся система, все регионы страны переходят на долгосрочные тарифные решения) они приняли решение предпринять ещё одну попытку. Вот буквально недавно мы заключили с ними базовое соглашение, и сегодня они сами выбирают возможные объекты на территории различных регионов. Мы им ничего не рекомендуем, не вмешиваемся. После того как они подберут конкретные возможные варианты для инвестирования (в первую очередь они занимаются водоснабжением, водоотведением), после этого мы, конечно же, с удовольствием сделаем эту информацию открытой и публичной, для того чтобы это было примером для других компаний. Мы с ними говорили на тему санкций, их это не интересует абсолютно, прагматичная компания.

Вопрос: Михаил Александрович, я попросил бы пояснить по поводу законопроекта, принятие которого планируется в весеннюю сессию Госдумы, относительно ответственности регионов и муниципалитетов в регионах за отопительный сезон.

М.Мень: Здесь всё очень просто. У нас не была закреплена конкретная ответственность за проведение и подготовку отопительного сезона, как ни странно, за региональными властями и районными властями. Получалось так, что очень часто перекладывалась определённая ответственность на поселенческий уровень, где как раз самая низкая бюджетная обеспеченность и нет технической возможности решать все вопросы. Сегодня мы предложенными изменениями в действующее законодательство чётко распределяем эту ответственность между региональными, районными властями и поселенческими властями, в том числе и штрафные санкции вводим. Для юридических лиц (это уже не касаемо муниципальных образований или региональных властей, это предприятия жилищно-коммунального комплекса) – до 500 тыс. рублей за определённые нарушения в системе жизнеобеспечения, а для директорского корпуса, для физических лиц – до 50 тыс. рублей. Получается так, что без экономики повлиять на это достаточно сложно.

Спасибо.

Брифинг Максима Соколова и президента ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина по завершении заседания Правительства

Стенограмма:

М.Соколов: Добрый день, уважаемые коллеги! На самом деле вопрос по финансовому плану и инвестиционной программе «Российских железных дорог» традиционно уже несколько лет рассматривается на Правительстве, и «Российские железные дороги» были одной из первых наших инфраструктурных монополий, которые стали представлять Правительству для одобрения свои инвестиционные и финансовые планы. Так было и в этом году, и в соответствии с представленным докладом согласно финансовому плану «РЖД» планируется выйти на безубыточную деятельность «Российских железных дорог» по итогам 2015 года. Конечно, мы не застрахованы от неких макроэкономических негативных последствий, связанных с возможным ростом курса доллара, но при умеренно оптимистическом прогнозе работа «Российских железных дорог» и их финансовый план будут стабильны и выйдут на безубыточный показатель, при этом достигнув пределов фактически кредитных займов с показателями долга к EBITDA, по чистому долгу 2,6%.

Что касается инвестиционной программы, то её объём также достаточно большой – 414 млрд рублей. Большая часть проектов будет связана с реализацией поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, самыми масштабными из которых станут развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, а также снятие инфраструктурных ограничений по всей сети российских железных дорог. Большую долю займёт также и приобретение подвижного состава – более 80 млрд рублей, из них 66 млрд рублей – тяговый подвижной состав. Также, конечно, хочется отметить, что для стабильной работы железных дорог необходим ряд финансовых решений, таких как подписание соглашений с субъектами Российской Федерации по урегулированию задолженности в части обеспечения пригородного железнодорожного сообщения и решение вопроса в части финансирования примерно в размере 100 млрд рублей, касающегося пенсионных накоплений. Здесь тоже во время заседания Правительства был предложен ряд решений, которые по итогам будут органами федеральной власти проработаны, и будут представлены соответствующие предложения на утверждение Правительства.

В.Якунин: Максим Юрьевич практически всё рассказал о стратегической части. Я тогда, с вашего разрешения, по ведению, как принято говорить, потому что детали чрезвычайно важны в этом вопросе. Во-первых, хочу сказать, Максим Юрьевич: не одна из первых, а первая компания.

М.Соколов: Абсолютно верно.

В.Якунин: С момента создания все наши финансовые проекты, финансовые планы рассматриваются на Правительстве.

В своей вступительной речи Председатель Правительства обратил внимание, касаясь нашего вопроса, на необходимость совершенствования системы управления компанией, снижения издержек, повышения производительности труда и совершенствования системы закупочной деятельности. Поэтому, делая своё краткое выступление, я как раз оттолкнулся от этих ориентиров, которые были сформулированы Председателем Правительства, потому что нам есть что предъявить. В этом году рост производительности труда составил 9,1%, в этом году мы доложили ФАС о работе по совершенствованию закупочной деятельности, и ФАС согласилась, приняла этот доклад без замечаний.

Что касается совершенствования управленческой деятельности и управления в целом в компании, то хочу анонсировать, что во время итогового правления мы будем представлять предложения, касающиеся создания специальной вертикали по управлению клиентоориентированностью. Мы переориентируем всю работу прежде всего на параметры удовлетворённости наших клиентов, и это один из важнейших вопросов, который будем рассматривать на итоговом правлении.

Кроме этого было подчёркнуто, что дальнейшее сокращение расходов за счёт совершенствования управления в компании практически невозможно. В следующем году это будет 5,5 млрд рублей. 85 млрд этого года и 100 млрд предыдущего года – это не есть результат совершенствования системы управления, это прежде всего была неполная рабочая занятость наших людей, и это было сокращение капитального ремонта. В своём выступлении курирующий нас вице-премьер Аркадий Владимирович Дворкович специально подчеркнул, что ресурсов сокращения расходов за счёт сокращения капитальных ремонтов у компании нет, и это чрезвычайно важно, по нашему мнению.

В целом программа была поддержана, некоторые предложения, прозвучавшие со стороны Министерства финансов, поддержки не получили. Речь идёт о дальнейшем замораживании роста зарплат. Как вы знаете, мы в соответствии с законом имеем коллективный договор, мы по закону обязаны некоторые вещи делать. В этом году мы этого не сделали по согласованию с профсоюзами, и нас в этом отношении поддержал и Аркадий Владимирович Дворкович, и Председатель Правительства, потому что, образно говоря, одну и ту же овцу дважды не стригут, ничего не получится. Мне кажется, что это тоже важный аспект, который демонстрирует поддержку Правительством работы в части обеспечения защищённости и надлежащей заработной платы для работников железнодорожного транспорта. Я хотел это отдельно подчеркнуть, мне кажется, что это не менее важно, чем дополнительный объём инвестиционной программы, который сегодня достигает уже 414 млрд рублей против 396, о которых мы говорили буквально несколько дней назад. В целом компания, конечно же, испытывает те же проблемы, те же трудности, которые испытывают все компании Российской Федерации. С учётом того, что, как сказал министр, мы исчерпали возможности нормального заимствования с точки зрения наших доходов и нашей прибыли, рынок закрыли абсолютно вовремя для нас, мы и сами туда больше не хотели идти.

Вопрос: Вы не могли бы объяснить по поводу 100 млрд пенсионных накоплений? О чём идёт речь: это инфраструктурные бонды или это что-то другое?

М.Соколов: Это деньги пенсионных фондов, которые традиционно выкупались в качестве инфраструктурных бондов у «Российских железных дорог» через механизм Внешэкономбанка. В этом году, вы знаете, этот механизм недоступен, поэтому был высказан ряд предложений, в том числе от Министерства экономического развития, о том, каким образом можно решить эту финансовую брешь. Сейчас мы эти предложения проработаем.

В.Якунин: В принципе совершенно очевидно (принято модное такое слово – «дорожная карта»), как к этой проблеме подойти, как её решить. Она совершенно очевидна. Мы надеемся, что это не вызовет каких-то серьёзных проблем.

М.Соколов: Скорее вопрос технический.

Вопрос: Владимир Иванович, можно уточнить, за счёт чего был увеличен всё-таки объём инвестпрограммы с учётом того, что было утверждено советом директоров? И если европейские рынки закрыты, может быть, всё-таки можно выйти на азиатские рынки с заимствованием?

В.Якунин: Что касается заимствований, – да, в принципе можно выходить на азиатские рынки, но у нас ковенанты уже достигли таких размеров, когда мы это сегодня в серьёзных объёмах не планируем, как это было практически ежегодно. Вы знаете, что мы лучше, чем любая другая российская компания, размещались на рынках. Инвесторы нам доверяют, поэтому мы не можем переходить тот рубеж, за которым теряется устойчивость компании, поэтому этого делать мы не будем.

Что касается увеличения инвестиционной программы. Мы произвели внутреннее перераспределение, с одной стороны, сократили расходы, с другой стороны, и вот эти деньги были найдены за счёт именно внутренних ресурсов.

М.Соколов: Я буквально пару слов добавлю в отношении финансов азиатских рынков. Они в той или иной степени всё равно привязаны к валюте Соединённых Штатов, к доллару, и сегодняшний объём валютного заимствования (порядка 7 млрд рублей), как уже сказал Владимир Иванович, достаточен и с точки зрения баланса рисков компании, и с точки зрения ковенантов, соотношения долга к EBITDA. Поэтому я думаю, что говорить о валютных заимствованиях в сегодняшней экономической ситуации нецелесообразно.

В.Якунин: Надеемся, что мы доживём до такого времени, когда финансовые западные институты будут к нам приходить и упрашивать, чтобы мы с ними восстановили свою работу, потому что хороших проектов в мире, как вы знаете, немного, а у нас они есть.

М.Соколов: Как раз о таком говорилось и сегодня – проект высокоскоростных магистралей.

В.Якунин: Да, спасибо Максим Юрьевич напомнил. Я в своём выступлении, обращаясь к Председателю Правительства, доложил о том, что мы всю работу, которая от нас зависела, проделали, материалы направили. В бюджете есть 20 млрд государственных гарантий под проектирование. Я попросил провести совещание под его председательством по этому поводу. Он согласился, это решение было принято.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, какой курс доллара и евро заложен в бюджете, то есть с каким курсом валюты верстался он?

В.Якунин: Поскольку мы не экспортная компания, честно говоря, мы так не считаем. Мы считаем те проекты, которые у нас есть, мы считаем либо потребные инвестиции, либо потребные расходы, мы считаем доходы. У нас единственная сфера, в которой расчёты осуществляются в швейцарских франках, – это международные пассажирские перевозки.

Реплика: У вас ещё валютные заимствования в виде облигаций.

В.Якунин: Что касается валютных заимствований, как вы понимаете, на валютном курсе рубля сегодня угорели все компании. Мы в этом отношении, может быть, являемся менее пострадавшими, потому что у нас всегда было хеджирование рисков. Конечно, мы испытываем это давление, несём  соответствующие потери, но никакого кризиса в этом вопросе у нас нет.

М.Соколов: В целом, что касается процентных выплат, в бюджете в соответствии с финансовым планом заложено 50 млрд рублей на следующий год на процентные выплаты по кредитам, и, кстати, эта сумма практически составляет половину от той 10-процентной индексации тарифов, которой также пришлось добиваться и доказывать, предусмотренной по грузовым перевозкам на следующий год.

Вопрос: Ксения Олейникова, ТАСС. Вопрос господину министру и господину Якунину. В рамках развития Московского авиаузла предлагается направить более 180 млрд рублей на железнодорожную часть этого проекта из ФНБ (Фонд национального благосостояния). Возможно ли сокращение этой суммы и удастся ли компании обеспечить возвратность этих средств?

М.Соколов: Да, это связано с проектами развития аэроэкспресса в отношении всех трёх крупнейших московских аэропортов. Эти проекты тесно взаимоувязаны не только с развитием железнодорожной инфраструктуры непосредственно для самого «Аэроэкспресса» как перевозочной компании, но также и с развитием пригородного сообщения. 

Конечно, если разделить, то, наверное, можно сэкономить. Но весь вопрос в целесообразности.

В.Якунин: В вопросе в вашей постановке речь идёт о государственном проекте, соответственно, государство определяет, куда ему выделять средства и как вкладывать. Это не является коммерческим проектом, поэтому вопрос об окупаемости этого проекта в такой постановке, в вашей постановке, – не в том виде, в котором Максим Юрьевич  сформулировал, а в вашей постановке – неактуален.

Вопрос: То есть полностью эта сумма будет запрашиваться?

В.Якунин: Это вопрос не к нам.

Вопрос: Обсуждалась ли проблема пригорода, невозврат долгов регионами?

В.Якунин: Обсуждалась. Было четыре губернатора, два из которых отказались подписывать соглашение с пригородными компаниями об урегулировании долгов. Позиция Председателя Правительства и Правительства в целом следующая: делайте что хотите, находите формулы, согласовывайте. Вы должны подписать эти соглашения, для того чтобы не было проблем.

Вопрос: То есть резкого роста тарифов на пригородные перевозки в следующем году не должно быть?

М.Соколов: Это не связано.

В.Якунин: Это не связанные абсолютно вопросы. Это вопрос тарифной политики, которая реализуется регионами.

Вопрос: «Россия 24» («Вести. Транспорт»). Максим Юрьевич, больше вопрос, наверное, к вам. По поводу поездов, которые сейчас ходят из Москвы в Краснодар и Ростов-на-Дону. Знаю, что они сейчас ходят через границу с Украиной. Уже прозвучали предложения создать альтернативный маршрут в обход этих границ. Как относятся в министерстве к этому предложению? Будет ли оно отражено в инвестпрограмме? Нужен ли такой маршрут России?

М.Соколов: Здесь мы скорее высказываем не своё отношение, а выполняем поручения руководства и Правительства в части организации такого железнодорожного сообщения. Там действительно в районах Воронежской и Ростовской областей есть пересечение границы в четырёх местах, по пограничным, так сказать, территориям. Эти решения уже отражены в проекте бюджета Российской Федерации на 2015–2017 годы. Этот проект будет реализован в сжатые сроки.

Вопрос: Какой проект? Вы исключите эти пересечения?

М.Соколов: По исключению этих пересечений.

Вопрос: Агентство «Интерфакс». Вопрос Владимиру Ивановичу. Могли бы пояснить, какие планы у «РЖД» по развитию электроэнергетических активов?

В.Якунин: То, что касается электросетевого хозяйства. Оно состоит из электросетевого хозяйства, которое непосредственно обслуживает перевозки, – это контактные сети, соответствующие трансформаторные подстанции. Помимо этого за время существования железной дороги у нас возникло большое количество непрофильных активов, связанных с тем, например, что строили посёлок, потом говорили железнодорожникам: а вы туда, пожалуйста, бросьте нитку, а вы туда бросьте подачу электроэнергии. Сейчас это становится уже неправильным с точки зрения организации работы как для регионов, так и для нас. Поэтому вопрос о возможности реализации этих активов для организации полномасштабной работы на электросетевом хозяйстве этой части с населением, мы считаем, было бы целесообразно передать тем компаниям, которые занимаются этим профессионально и умеют этим заниматься, по согласованию с регионами. Поэтому мы этот вопрос рассматриваем. Пока никаких окончательных решений не было, поэтому и в министерство мы тоже пока никаких предложений не давали. Но я подтверждаю: мы работаем над этим вопросом.

Вопрос: А что касается генерирующих активов, в частности ТГК-14?

В.Якунин: Генерирующие мощности вообще для нас не профиль, поэтому мы рассматриваем вопрос о том, чтобы этим активом управляла и занималась профессиональная команда, профессиональная компания, поэтому ведём соответствующие переговоры. Пока решения нет, но есть совершенно чётко сформулированная задача – мы планируем с этим активом расставаться.

Вопрос: А во сколько вы оцениваете этот актив?

В.Якунин: Это уже другой вопрос, и этот вопрос касается в том числе коммерческих переговоров, так что, позвольте, я воздержусь от ответа.

Вопрос: У меня вопрос к господину министру. ФАС говорила о том, что проверит тариф на Керченской переправе. Какова ваша позиция?

М.Соколов: Проверки идут постоянно, и это совершенно нормальный процесс. Здесь скорее непонятна позиция крымских властей, которые будируют в информационном пространстве этот вопрос, хотя сегодня Керченская переправа на данный момент обслужила уже почти 2,7 млн пассажиров. Это практически в 3,5 раза больше, чем за весь период прошлого года, не говоря уже о перевозке транспортных средств – здесь рост практически в пять раз мы наблюдаем. Многие из вас были, вместе с Минтрансом видели, как организована работа переправы в самые пиковые, тяжёлые дни. Да, переправа работала с трудом, с напрягом, но справлялась в целом со своей задачей, тем более что сейчас, когда поток пассажиров упал, сезон низкий, здесь проблем никаких вообще нет. Сегодня семь паромов осуществляют работу на Керченской переправе, ещё четыре парома задействованы из Новороссийска и других городов-портов Азово-Черноморского бассейна для обеспечения грузовых перевозок.

Что касается регулирования тарифов, то здесь надо тоже откровенно сказать, что транспортная дирекция эти тарифы не регулирует. Принимают участие в грузовых и пассажирских перевозках 11, а в автомобильных и пассажирских – семь паромов, и только на двух из них «Единая транспортная дирекция», поскольку взяла их (так называемый «тайм-чартер») в аренду, устанавливает как раз определённый тариф. Как раз именно на паромах, принадлежащих крымским властям, госпредприятиям Крыма, тарифы, по которым обслуживаются автомобили, да и пассажиры, практически в три раза выше. Поэтому здесь скорее, я полагаю, крымским властям надо более глубоко и профессионально погружаться в эти проблемы, чаще бывать, как мои коллеги из Министерства транспорта (да и я сам был неоднократно), на переправе не только с ознакомительными целями, а решать как раз те вопросы, которые могут возникать у автомобилистов в очереди, на накопительных площадках, в том же, так сказать, порядке и режиме, как это делают их коллеги из Краснодарского края, как раз регулируя цены на продукты, коммунально-бытовые услуги, которыми должны снабжаться на накопительных площадках ожидающие очереди (в данный момент очереди нет, только в период штормовой нагрузки вот сейчас переправа была закрыта, поскольку ветер был достаточно сильный, больше 20 метров в секунду), и не заниматься, что называется, перетягиванием каната, тем более, полномочий у федеральных органов исполнительной власти, и не искать соринку в чужом глазу.

В.Якунин: Спасибо.

М.Соколов: Удачи.

Выделить фрагмент