Д.Медведев:«Мы сейчас создаём новую основу работы Академии наук, при сохранении академических свобод даём дополнительные импульсы другим процессам».
Стенограмма встречи:
Д.Медведев: Владимир Евгеньевич, когда мы с вами здесь, в этом кабинете, в первый раз встретились, обсуждали будущее… Сегодня тоже такой достаточно этапный день.
В.Фортов: Годовщина ровно.
Д.Медведев: Может быть, и годовщина. Но я на самом деле хотел бы сказать, что мы двигаемся так, как и договаривались, развивая нормативную основу деятельности нашей Академии наук. Хочу вас проинформировать: только что подписал Устав федерального государственного учреждения «Российская академия наук». Это важнейший внутренний документ академии, на основе которого академия всегда действовала и будет действовать. Знаю, что над ним шла работа, оттачивались юридические позиции, и окончательный вариант, насколько я понимаю, в полной мере учитывает предложения руководства Академии наук и в целом Академии наук, с одной стороны, и правительственных структур с другой стороны. Поэтому пользуйтесь, что называется, теперь можно любые решения принимать на основе этого документа, который принят во исполнение соответствующего федерального закона.
В.Фортов: Дмитрий Анатольевич, я благодарен Вам за эту встречу, потому что крайне важно для нас, что этот документ наконец появился и начинает работать. Кроме того, накопилось достаточно много дел, в которых надо посоветоваться.
Я должен сказать, что Академия наук очень редко меняет устав. Это всего седьмой за всю 300-летнюю историю. Три устава было до революции и три после революции. Для того чтобы нам необходимо было менять устав, нужны более чем достаточные основания. Вот революция была…
В данном случае, конечно, реформа. Это реформа самая радикальная за 300 лет нашей истории, поэтому она самая трудная и самая болезненная. При разработке этого устава мы старались учесть те новации, которые внесены законом и всеми документами, связанными с уставом, с одной стороны.
С другой стороны, нам было крайне важно сохранить те академические традиции, которые были отработаны нашими предшественниками, – это академическая свобода, полная выборность всех, обсуждение любых вопросов, какими бы они ни были, коллегиально и открыто. Словом, всё то, что делает Академию наук Академией наук и что делает её в высшей степени конкурентоспособной во все исторические периоды развития. Поэтому этот документ, как Вы уже сказали, и я согласен с Вами, сбалансирован. Он является неким компромиссом, который нам даёт возможность развиваться и двигаться вперёд, даёт возможность опираться на те документы, которые сейчас сформулированы, с одной стороны, с другой стороны – на наше понимание места науки и перспектив науки в нашей стране. А также даёт возможность нам двигаться по той траектории, которая существует, а не той траектории, которую пытаются нам навязать люди не научные. И я думаю, что мы найдём возможность дальше сделать так, чтобы наука служила нашей стране и выполняла те функции, на которые рассчитывает наше общество.
Д.Медведев: Седьмой устав – это действительно свидетельство того, что академическая общественность во все времена дорожила внутренним, как говорят юристы, статутным документом. Семь – число, как принято считать, достаточно счастливое, надеюсь, что Академия наук будет работать на базе этого документа долго и счастливо. Но единственное, на что хочу обратить внимание: мы с вами понимаем, мы действительно сейчас создаём новую основу работы Академии наук, при сохранении академических свобод даём дополнительные импульсы некоторым другим процессам, поэтому очевидно, что если жизнь будет создавать какие-то новые поводы…
Устав Академии наук это очень важный документ, но это не священное писание. Естественно, если потребуется, Правительство готово обсуждать с Академией наук те новеллы, которые могут быть необходимы для дальнейшего развития российской науки и Академии наук.
<…>