О федеральной целевой программе "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2012 г. № 847
МОСКВА
О федеральной целевой программе "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территориина 2012 - 2020 годы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1295, от 26.12.2014 № 1535, от 25.05.2016 № 464, от 11.11.2017 № 1366, от 09.12.2017 № 1508, от 17.03.2018 № 296, от 26.05.2020 № 749)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы".
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовить до 1 апреля 2013 г. предложения по корректировке (с учетом проведенных проектно-изыскательских работ) объемов финансового обеспечения мероприятий по ликвидации и утилизации накопленных отходов в результате деятельности открытого акционерного общества "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат".
3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 21 августа 2012 г. № 847
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1295, от 26.12.2014 № 1535, от 25.05.2016 № 464, от 11.11.2017 № 1366, от 09.12.2017 № 1508, от 17.03.2018 № 296, от 26.05.2020 № 749)
ПАСПОРТФ едеральной целевой программы "Охрана озера Байкали социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1274-р |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1295) |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
Основной разработчик Программы | - | Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
Цели Программы | - | охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов |
Задачи Программы | - | сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории;снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению;повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий;сохранение и воспроизводство биологических ресурсов Байкальской природной территории;развитие государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;развитие системы защиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории (процентов) ;снижение общей площади территории Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению (процентов) ;сокращение объемов непереработанных и не размещенных на полигонах отходов (процентов) ;отношение количества посещений особо охраняемых природных территорий к их рекреационной емкости (процентов) ;отношение площади особо охраняемых природных территорий, пройденной пожарами, к количеству пожаров (гектаров) ;доля видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях, в общем количестве видов растений и животных в Красной книге Российской Федерации (процентов) ;количество выпускаемых водных биологических ресурсов (млн. штук) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1366) охват Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом, обеспечивающим высокую достоверность, оперативность и полноту сведений за счет использования информации уполномоченных государственных органов (процентов) ;доля протяженности построенных сооружений инженерной защиты в общей протяженности берегов, нуждающихся в строительстве таких сооружений (процентов) |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2012 - 2020 годы:первый этап - 2012 - 2015 годы;второй этап - 2016 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы на 2012 - 2020 годы в ценах соответствующих лет составляет 32765 млн. рублей, в том числе:за счет средств федерального бюджета - 26946, 7 млн. рублей (82, 2 процента) , из них:капитальные вложения - 14227, 1 млн. рублей, из них:капитальные вложения (субсидии на осуществление капитальных вложений, в том числе на проектные и изыскательские работы) - 1672, 8 млн. рублей;прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение научно- исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ, - 350, 7 млн. рублей;прочие нужды - 12368, 9 млн. рублей;за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 3875, 8 млн. рублей (11, 8 процента) ;за счет средств внебюджетных источников - 1942, 5 млн. рублей (5, 9 процента) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1366) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - | существенное сокращение поступления в акваторию озера Байкал загрязненных сточных вод - до 42, 1 процента к 2020 году по сравнению с 2010 годом; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1366) реабилитация 78, 3 процента Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1535) решение проблемы нерегулируемого накопления отходов - до 80 процентов отходов к 2020 году будет перерабатываться и размещаться на оборудованных полигонах;повышение вклада системы особо охраняемых природных территорий в сохранение природного потенциала Байкальской природной территории и оптимизация рекреационной нагрузки на природные системы;повышение эффективности противопожарных мероприятий на Байкальской природной территории;сохранение доли видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях Байкальской природной территории, в общем количестве видов растений и животных в Красной книге Российской Федерации на уровне 13, 6 процента;увеличение количества выпускаемых водных биологических ресурсов до 403, 2 млн. штук; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1366) обеспечение защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций;совершенствование государственного экологического мониторинга, обеспечивающего высокую достоверность, оперативность и полноту сведений |
I. Характеристика проблемы, на решение которойнаправлена Программа
Анализ основных показателей, характеризующих антропогенное воздействие на Байкальскую природную территорию в целом и непосредственно на озеро Байкал, свидетельствует об усилении негативного антропогенного воздействия на уникальный природный комплекс.
В 2008 году объем негативного воздействия на Байкальскую природную территорию субъектами Российской Федерации характеризовался следующими показателями:
Иркутская область - выбросы составили 391, 5 тыс. тонн, сбросы - 30, 1 млн. куб. метров, образование отходов - 275, 7 тыс. тонн;
Республика Бурятия - выбросы составили 117, 6 тыс. тонн, сбросы - 495, 4 млн. куб. метров, образование отходов - 11712 тыс. тонн;
Забайкальский край - выбросы составили 10, 9 тыс. тонн, сбросы - 1, 3 млн. куб. метров, образование отходов - 366, 6 тыс. тонн.
В 2008 году темпы прироста указанных показателей (по сравнению с 2007 годом) резко возросли и составили:
выбросы - 17, 9 процента;
сбросы - 17, 5 процента;
образование отходов - 4, 5 процента.
Ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления на Байкальской природной территории характеризуется образованием и накоплением значительного объема отходов. При этом остро стоит проблема их размещения: отсутствуют полигоны для размещения отходов или такие полигоны находятся в неудовлетворительном состоянии.
Только небольшая часть накапливающихся отходов производства подвергается утилизации. Так, к концу 2008 года на территории г. Улан-Удэ образовалось 366, 78 тыс. тонн отходов (в 2007 году - 342, 573 тыс. тонн) , из них утилизировано 2, 402 тыс. тонн (в 2007 году - 51, 213 тыс. тонн) .
Серьезную угрозу экологической безопасности озера Байкал представляют как текущая хозяйственная деятельность промышленных предприятий, так и промышленные отходы, оставшиеся после ликвидации ряда производств.
Вдоль побережья озера Байкал находится большое количество локальных участков массового туризма и отдыха, характеризующихся постоянно растущим потоком туристов. Рекреационное использование озера Байкал с учетом природоохранных требований обусловливает необходимость развития инфраструктуры организованного туризма и отдыха на побережье озера.
Увеличение антропогенной нагрузки на Байкальскую природную территорию требует комплекса неотложных мер по обеспечению сохранения на особо охраняемых природных территориях находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, а также воспроизводства эндемичных видов животных и растений.
Система государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал не обеспечивает получения полной, своевременной и достоверной информации о состоянии компонентов природной среды.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в качестве основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации в сфере экологической безопасности выделяются улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления.
Задача сохранения уникального озера, являющегося объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО, при достижении показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках устойчивого развития Байкальского региона полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.
Существующие проблемы на Байкальской природной территории требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.
Федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" (далее - Программа) предусматривает комплекс мер по проведению оценки экологического состояния территорий, разработке и реализации механизмов государственной поддержки работ по сокращению и ликвидации экологического ущерба, нанесенного в результате прошлой хозяйственной деятельности, а также по развитию системы особо охраняемых природных территорий федерального значения и др.
Сохранение уникальной экосистемы озера Байкал, безусловно, является государственной задачей, поэтому основной объем финансирования Программы предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
При выборе программного механизма государственного финансирования для обеспечения охраны озера Байкал и Байкальской природной территории были рассмотрены 2 сценария достижения цели, предусматривающие различную степень охвата программными мероприятиями решаемых задач:
реализация наиболее значимых проектов на Байкальской природной территории;
осуществление большого комплекса мероприятий, различных по значимости, но более полно охватывающих проблемную область.
Анализ преимуществ и недостатков различных вариантов реализации Программы и ее финансового обеспечения выявил целесообразность выбора первого сценария, предполагающего меньший объем затрат на реализацию природоохранных мероприятий при сохранении высоких показателей эффективности Программы.
При этом к основным рискам реализации программных мероприятий следует отнести риски исполнения бюджетами субъектов Российской Федерации принимаемых в рамках Программы расходных обязательств, а также степень готовности реализации отдельных проектов к установленным срокам.
II. Цель и основные задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Целью Программы является охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории;
снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению;
повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий;
сохранение и воспроизводство биологических ресурсов Байкальской природной территории;
развитие государственного экологического мониторинга Байкальской природной территории;
развитие системы защиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории.
Реализацию Программы планируется осуществить в 2012 - 2020 годах в 2 этапа.
На I этапе (2012 - 2015 годы) будут реализованы наиболее приоритетные мероприятия. В результате выполнения I этапа будут выработаны подходы для реализации природоохранных мероприятий.
На II этапе (2016 - 2020 годы) предстоит завершить начатые на предыдущем этапе приоритетные проекты, а также существенно расширить охват экологическими мероприятиями Байкальской природной территории, обеспечив достижение целевых показателей Программы.
Целевые индикаторы Программы представлены в приложении № 1.
Методика сбора исходной информации и расчета целевых индикаторов и показателей реализации Программы приведена в приложении № 2.
Досрочное прекращение реализации Программы может быть осуществлено по решению Правительства Российской Федерации в случае изменения приоритетов при решении общегосударственных задач, а также при неэффективном управлении Программой.
III. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы сформированы государственным заказчиком - координатором Программы на основе предложений, представленных в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации, расположенными на Байкальской природной территории.
Выбор мероприятий для включения в Программу осуществлялся государственным заказчиком - координатором Программы исходя из поставленной цели и необходимости решения задач по ее достижению с учетом прогнозного объема финансирования Программы и сроков ее реализации.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении № 3.
Программой предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов соответственно по следующим направлениям деятельности:
строительство (реконструкция) объектов по управлению отходами (полигоны твердых бытовых отходов, мусоросортировочные и мусороперегрузочные станции) ;
строительство инженерных сооружений и берегоукрепление для защиты от затопления паводковыми водами населенных пунктов и объектов экономики;
строительство (модернизация) канализационных очистных сооружений.
В Программе распределение субсидий приведено по категориям указанных объектов.
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2018 № 296)
Дальнейшее пообъектное распределение субсидий осуществляется актом государственного заказчика Программы по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации и государственным заказчиком - координатором Программы - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Кроме того, в рамках Программы предусматривается предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение природоохранных мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба на объектах хозяйственной деятельности.
Отдельные объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, возводимые на особо охраняемых природных территориях, объединены в укрупненные инвестиционные проекты, так как либо представляют однотипные объекты капитального строительства, такие как объекты противопожарного обустройства (например, пожарно-химические станции) , либо скоординированы в рамках укрупненного инвестиционного проекта (создание рекреационной инфраструктуры) .
Детализация укрупненных инвестиционных проектов осуществляется в соответствии с методикой детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы, согласно приложению № 4.
Статус озера Байкал как объекта всемирного природного наследия ЮНЕСКО определяет заинтересованность в реализации мероприятий Программы неограниченного круга лиц и организаций.
Реализация отдельных мероприятий Программы позволит создать благоприятные условия жизнедеятельности для населения, проживающего на Байкальской природной территории. Так, ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината направлена на повышение качества окружающей среды г. Закаменска с численностью населения 13, 1