О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2025 г. № 1348
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2171; 2017, № 15, ст. 2228; 2018, № 15, ст. 2145; 2019, № 15, ст. 1745; 2020, № 15, ст. 2265; № 40, ст. 6257; № 47, ст. 7523; 2021, № 15, ст. 2574; № 32, ст. 6022; 2022, № 1, ст. 204, 241; № 27, ст. 4831; № 29, ст. 5480; № 50, ст. 8942; 2023, № 32, ст. 6384; № 49, ст. 8750; 2024, № 53, ст. 8712; 2025, № 13, ст. 1457; № 16, ст. 2057; № 20, ст. 2457; № 28, ст. 3994) .
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 1819 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 47, ст. 7523) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2022 г. № 2241 "О внесении изменений в приложение № 25 к государственной программе Российской Федерации "Охрана окружающей среды" и признании утратившими силу некоторых положений постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 1819" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 50, ст. 8942) .
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 1 сентября 2025 г. № 1348
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды"
1. В разделе 5:
а) абзац двадцать третий признать утратившим силу;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих мероприятия по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в центральной экологической зоне Байкальской природной территории для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Генеральная уборка", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие", приведены в приложении № 34.".
2. Приложение № 25 к указанной Программе признать утратившим силу.
3. Дополнить приложением № 34 следующего содержания:
"ПРИЛОЖЕНИЕ № 34 к государственной программеРоссийской Федерации "Охрана окружающей среды"
ПРАВИЛА предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих мероприятия по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в центральной экологической зоне Байкальской природной территории для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Генеральная уборка", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие"
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих мероприятия по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в центральной экологической зоне Байкальской природной территории для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Генеральная уборка", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие" (далее - субсидии) .
2. В настоящих Правилах под мероприятиями по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в центральной экологической зоне Байкальской природной территории понимаются:
а) ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - проекты ликвидации накопленного вреда) ;
б) ликвидация выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - проекты ликвидации несанкционированных свалок) .
3. Субсидия предоставляется при соблюдении субъектом Российской Федерации условий, предусмотренных пунктом 8 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила предоставления субсидий) .
4. Критерием отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий является наличие отобранных проектов ликвидации накопленного вреда и (или) проектов ликвидации несанкционированных свалок.
5. Отбор проектов и определение приоритетности реализации проектов ликвидации накопленного вреда и (или) проектов ликвидации несанкционированных свалок осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - комиссия) . Положение о комиссии и ее состав утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Отбор проектов ликвидации накопленного вреда и (или) проектов ликвидации несанкционированных свалок осуществляется на основании заявки по форме согласно приложению № 1 (далее - заявка) , в которой должны содержаться сведения, позволяющие провести оценку соответствия проектов ликвидации накопленного вреда и (или) проектов ликвидации несанкционированных свалок критериям отбора проектов ликвидации накопленного вреда, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, и (или) критериям отбора проектов ликвидации несанкционированных свалок, предусмотренным пунктом 7 настоящих Правил.
К заявке прилагаются документы по перечню согласно приложению № 2, подтверждающие сведения, указанные в заявке.
Заявка представляется в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с сопроводительным письмом, подписанным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (председателем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) , при этом заявка, прилагаемые к ней документы и сопроводительное письмо должны быть прошиты, пронумерованы и иметь опись прилагаемых документов, или в виде электронного документа с реквизитами, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи".
Результаты отбора проектов ликвидации накопленного вреда и (или) проектов ликвидации несанкционированных свалок и решения комиссии, принятые на основании рассмотрения указанных результатов, оформляются протоколом заседания комиссии.
Комиссия определяет приоритетность реализации проектов ликвидации накопленного вреда и (или) проектов ликвидации несанкционированных свалок в соответствии с порядком ранжирования согласно приложению № 3.
Комиссия имеет право запрашивать у органов государственной власти и (или) иных организаций информацию, подтверждающую сведения, указанные в заявке.
6. К отбору проектов ликвидации накопленного вреда допускаются проекты ликвидации накопленного вреда, соответствующие следующим критериям:
а) на земельных участках, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, загрязненных в результате прошлой экономической и иной деятельности, не осуществляется экономическая или иная деятельность;
б) земельные участки и объекты капитального строительства, отнесенные к объектам накопленного вреда окружающей среде, находятся в собственности субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной собственности;
в) наличие проекта ликвидации накопленного вреда, утвержденного в установленном порядке, приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об утверждении положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об экологической экспертизе", а также заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости работ, реализуемых в рамках проекта ликвидации накопленного вреда;
г) на земельных участках не располагались объекты размещения твердых коммунальных отходов, которые были включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 статьи 291 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
д) земельные участки и объекты капитального строительства, отнесенные к объектам накопленного вреда окружающей среде, находятся в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории;
е) срок реализации проекта ликвидации накопленного вреда - не позднее 2030 года (с учетом завершения технического этапа рекультивации земель и биологического этапа рекультивации земель, в случае если при ликвидации накопленного вреда планируются работы по рекультивации земель или консервации земель в соответствии с Правилами организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. № 2323 "Об утверждении Правил организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде") .
7. К отбору проектов ликвидации несанкционированных свалок допускаются проекты ликвидации несанкционированных свалок, соответствующие следующим критериям:
а) на земельных участках не располагались объекты размещения твердых коммунальных отходов, которые были включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 статьи 291 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
б) срок реализации проекта ликвидации несанкционированных свалок - не позднее 2030 года;
в) земельные участки, на которых размещается несанкционированная свалка, находятся в собственности субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной собственности либо в собственности Российской Федерации;
г) наличие следующей документации:
картографические материалы с указанием места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
акт обследования территории места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением фотоматериалов, согласованный с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальным органом) , Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальным органом) (в отношении земель сельскохозяйственного назначения) и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в ведении которого находится указанная территория, подписанный уполномоченным представителем исполнительного органа субъекта Российской Федерации, по форме согласно приложению № 4;
обосновывающие материалы по ликвидации несанкционированной свалки, включающие пояснительную записку к обосновывающим материалам;
заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости работ, реализуемых в рамках проекта ликвидации несанкционированных свалок;
заключение о проведении геодезических работ по определению местоположения, границ, площади и объема несанкционированной свалки.
8. Не участвуют в отборе проектов ликвидации накопленного вреда и (или) проектов ликвидации несанкционированных свалок и считаются отобранными на соответствующий финансовый год проекты ликвидации накопленного вреда и (или) проекты ликвидации несанкционированных свалок субъектов Российской Федерации, софинансирование расходных обязательств которых предусмотрено соглашением о предоставлении субсидии, заключенным в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления субсидий (далее - соглашение) , и реализация которых продолжится в соответствующем финансовом году.
9. Субсидия предоставляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" между высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. В целях повышения эффективности использования субсидии в соглашении предусматриваются в том числе следующие обязательства субъекта Российской Федерации:
а) обеспечение видеоконтроля путем оснащения территорий, на которых реализуются проекты ликвидации накопленного вреда, не менее чем 2 онлайн-камерами видеонаблюдения с 24-часовой трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", соответствующими техническим требованиям, позволяющим осуществлять наблюдение за реализацией проекта ликвидации накопленного вреда в текущем режиме;
б) размещение на территории, на которой реализуется проект ликвидации накопленного вреда и (или) проект ликвидации несанкционированных свалок, информационного стенда (баннера) или плаката, позволяющего широкому кругу лиц однозначно соотнести проводимые работы с мероприятиями федерального проекта "Генеральная уборка", входящего в состав национального проекта "Экологическое благополучие";
в) обеспечение участия представителей подведомственных Федеральной службе по надзору в сфере природопользования федеральных государственных бюджетных учреждений - центров лабораторного анализа и технических измерений по соответствующим федеральным округам в осуществлении контроля за выполнением государственного или муниципального контракта на проведение работ по проекту ликвидации накопленного вреда, а также в приемке работ и услуг и подписании актов о приемке работ и услуг по проекту ликвидации накопленного вреда.
10. Объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого из федерального бюджета за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (определяется сводной бюджетной росписью бюджета субъекта Российской Федерации) исходя из необходимости достижения установленного соглашением значения результата использования субсидии.
11. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
12. Распределение субсидий осуществляется между субъектами Российской Федерации, представившими заявки, с учетом приоритетности реализации ранжированных проектов ликвидации накопленного вреда и (или) проектов ликвидации несанкционированных свалок.
13. Возможность финансирования отобранных проектов ликвидации накопленного вреда и (или) проектов ликвидации несанкционированных свалок в соответствующем финансовом году определяется последовательно, начиная с проекта ликвидации накопленного вреда и (или) проекта ликвидации несанкционированных свалок, имеющего наивысший приоритет, при выполнении следующего условия:
ФБi
V - ФБsum,
где:
ФБi - размер средств федерального бюджета, планируемых к привлечению для реализации отобранного i-го проекта ликвидации накопленного вреда и (или) проекта ликвидации несанкционированных свалок, тыс. рублей;
V - размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидий в соответствующем финансовом году, тыс. рублей;
ФБsum - размер средств федерального бюджета, планируемых к привлечению для реализации отобранных проектов ликвидации накопленного вреда и (или) проектов ликвидации несанкционированных свалок, имеющих больший приоритет, чем i-й проект ликвидации накопленного вреда и (или) проект ликвидации несанкционированных свалок, возможность финансирования которых подтверждена в соответствии с настоящим пунктом, тыс. рублей.
14. Расчет размера средств федерального бюджета, планируемых к привлечению для реализации отобранного i-го проекта ликвидации накопленного вреда и (или) проекта ликвидации несанкционированных свалок (ФБi) , осуществляется по формуле:
ФБi = ССРпсд - ФКБС,
где:
ССРпсд - размер затрат на реализацию проекта ликвидации накопленного вреда и (или) проекта ликвидации несанкционированных свалок в соответствующем финансовом году, тыс. рублей;
ФКБС - размер средств бюджета субъекта Российской Федерации, планируемых к привлечению для реализации проекта ликвидации накопленного вреда и (или) проекта ликвидации несанкционированных свалок в соответствующем финансовом году, тыс. рублей.
15. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию проектов ликвидации накопленного вреда и (или) проектов ликвидации несанкционированных свалок, определяется как сумма средств федерального бюджета (с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации на соответствующий финансовый год в соответствии с пунктом 131.1 Правил предоставления субсидий) , планируемых к привлечению для реализации отобранных проектов ликвидации накопленного вреда и (или) проектов ликвидации несанкционированных свалок в субъекте Российской Федерации, возможность финансирования которых подтверждена в соответствующем финансовом году.
16. Соглашением может быть установлен различный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по отдельным мероприятиям по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в случае, если субсидия предоставляется в целях софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, предусматривающего реализацию более одного мероприятия по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
17. Размер затрат на реализацию:
а) проектов ликвидации накопленного вреда определяется на основе сводных сметных расчетов затрат, предусмотренных проектом ликвидации накопленного вреда;
б) проектов ликвидации несанкционированных свалок определяется на основе сметной документации.
18. Размер субсидии не подлежит увеличению в случае увеличения сметной стоимости размера затрат на реализацию проекта ликвидации накопленного вреда и (или) проекта ликвидации несанкционированных свалок.
19. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации ежегодно путем сравнения установленного соглашением планового значения результата использования субсидии и фактически достигнутого значения результата использования субсидии.
Результатом использования субсидии является количество ликвидированных объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) несанкционированных свалок в центральной экологической зоне Байкальской природной территории при условии наличия заключения, содержащего обоснованные выводы о выполнении мероприятий, предусмотренных проектом ликвидации накопленного вреда, которые обеспечивают устранение накопленного вреда окружа