О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения об Универсальном центре по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств - членов Шанхайской организации сотрудничества
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2025 г. № 1338
МОСКВА
О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения об Универсальном центре по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств - членов Шанхайской организации сотрудничества
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
Одобрить представленный Министерством иностранных дел Российской Федерации согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества проект Соглашения об Универсальном центре по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (прилагается) .
Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанного Соглашения.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
Проект
СОГЛАШЕНИЕ об Универсальном центре по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств - членов Шанхайской организации сотрудничества
Государства - члены Шанхайской организации сотрудничества (далее - Стороны) ,
подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций (далее - ООН) ,
руководствуясь целями и принципами Хартии Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) от 7 июня 2002 г.,
действуя в соответствии со своим законодательством,
отмечая важную роль Региональной антитеррористической структуры ШОС (далее - РАТС ШОС) в укреплении сотрудничества Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом,
будучи глубоко обеспокоенными эскалацией вызовов и угроз безопасности, связанных с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и их проявлениями в информационном пространстве, противодействие которым предусмотрено в соответствующих применимых международно-правовых документах ООН и ШОС,
принимая во внимание все более взаимосвязанный и всеобъемлющий характер вышеуказанных вызовов и угроз, которые могут подрывать мир и стабильность в регионе, препятствовать развитию дружественных отношений между государствами,
преследуя цель наращивания совместных усилий, совершенствования и развития имеющихся в ШОС механизмов сотрудничества в сфере противодействия вышеуказанным вызовам и угрозам,
принимая во внимание Глобальную контртеррористическую стратегию ООН, соответствующую контртеррористическую резолюцию Совета Безопасности ООН, универсальные контртеррористические конвенции и протоколы к ним, а также Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и дополнительные протоколы к ней, Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.,
руководствуясь положениями Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., Соглашения о банке данных Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества от 17 июня 2004 г., Соглашения о технической защите информации в Региональной антитеррористической структуре Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2006 г., Соглашения об обеспечении защиты секретной информации в рамках Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества от 17 июня 2004 г., Концепции сотрудничества государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Соглашения о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств - членов Шанхайской организации сотрудничества лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, от 15 июня 2006 г., Соглашения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 15 июня 2006 г., Соглашения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества от 28 августа 2008 г., Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма от 16 июня 2009 г., Соглашения между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 16 июня 2009 г., Соглашения о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 16 июня 2009 г., Соглашения о сотрудничестве между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с преступностью от 11 июня 2010 г., Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии государств - членов Шанхайской организации сотрудничества по пограничным вопросам от 10 июля 2015 г., Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму от 9 июня 2017 г., а также других документов ШОС, затрагивающих вопросы противодействия вышеуказанным вызовам и угрозам,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящего Соглашения нижеперечисленные термины означают:
"Универсальный центр" или "УЦ" - Универсальный центр по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств - членов ШОС;
"Совет" - высший орган Универсального центра, состоящий из представителей Сторон;
"представитель" - лицо, на которое направляющей Стороной возложена обязанность действовать в этом качестве в Совете;
"Исполнительный комитет" - постоянно действующий исполнительный орган Универсального центра;
"Директор" - высшее административное должностное лицо Исполнительного комитета;
"должностные лица" - лица, направляемые Сторонами для работы в Исполнительном комитете и назначенные Директором с согласия Совета на соответствующие штатные должности, обладающие дипломатическим статусом или приравненным к нему;
"сотрудники по секондменту" - специалисты, направляемые на добровольной основе Сторонами для работы в Исполнительный комитет, которые не получают денежное содержание, гарантии и компенсации из бюджета ШОС;
"работники" - лица, выполняющие в Исполнительном комитете административные, технические и иные функции, не обладающие дипломатическим статусом;
"персонал" - Директор, должностные лица, сотрудники по секондменту и работники;
"постоянный представитель государства - члена ШОС при Универсальном центре" - лицо, на которое направляющей Стороной возложена обязанность действовать в этом качестве;
"сотрудник" - лицо, направляемое Стороной для выполнения функций, связанных с деятельностью постоянного представителя государства - члена ШОС при Универсальном центре;
"помещения" - здания или части зданий, используемые для целей Универсального центра и его отделений, вне зависимости от формы и принадлежности права собственности на них, включая обслуживающие данные здания или части зданий земельные участки;
"государство пребывания" - Сторона, на территории которой располагается Исполнительный комитет и (или) отделения УЦ.
Статья 2
Стороны создают на базе РАТС ШОС Универсальный центр по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств - членов ШОС в г. Ташкенте Республики Узбекистан с включением в его структуру Центра информационной безопасности, а также Центра по противодействию транснациональной организованной преступности в качестве отделения в статусе структурного подразделения Универсального центра, расположенного в г. Бишкеке Киргизской Республики.
Универсальный центр является правопреемником РАТС ШОС. Все права и обязательства РАТС ШОС, в том числе вытекающие из международных договоров, переходят к УЦ с момента вступления в силу настоящего Соглашения.
В своей деятельности УЦ руководствуется принятыми в рамках ШОС международными договорами, решениями и иными документами.
Представители Сторон в Совете РАТС ШОС, а также постоянные представители Сторон при РАТС ШОС, на которых Сторонами возложена обязанность действовать в этом качестве на дату вступления в силу настоящего Соглашения, продолжат представлять свои Стороны в качестве представителей в Совете УЦ и постоянных представителей государств - членов ШОС при Универсальном центре соответственно.
При необходимости Совет глав государств - членов ШОС может учреждать дополнительные отделения Универсального центра на территориях Сторон.
Условия пребывания Универсального центра и его отделений определяются соглашениями между ШОС и правительствами государств пребывания.
Статья 3
Универсальный центр является постоянно действующим органом ШОС и предназначен для содействия взаимодействию компетентных органов Сторон и координации их сотрудничества в противодействии вызовам и угрозам безопасности, связанным с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и их проявлениями в информационном пространстве, противодействие которым предусмотрено в соответствующих применимых международно-правовых документах ООН и ШОС (далее - вызовы и угрозы безопасности) .
Деятельность УЦ регламентируется настоящим Соглашением и Положением об Универсальном центре по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (далее - Положение) , которое утверждается Советом глав государств - членов ШОС.
Статья 4
Универсальный центр пользуется правами юридического лица и в этом качестве, в частности, имеет право:
заключать гражданско-правовые договоры;
приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;
открывать и вести банковские счета в любой необходимой валюте;
выступать в судах в качестве истца или ответчика.
Предусмотренные настоящей статьей права осуществляются от имени УЦ Директором.
Статья 5
Финансирование деятельности УЦ осуществляется из средств бюджета ШОС. Порядок финансирования УЦ определяется документами, регламентирующими вопросы бюджета ШОС.
Статья 6
Основными задачами и функциями УЦ являются:
1. Разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в противодействии вызовам и угрозам безопасности для соответствующих органов ШОС, в том числе по просьбе Сторон.
2. Содействие компетентным органам Сторон в развитии и реализации потенциала сотрудничества в сфере противодействия вызовам и угрозам безопасности, в том числе по следующим направлениям:
2.1. Подготовка и проведение оперативно-разыскных и иных мероприятий по противодействию вызовам и угрозам безопасности по просьбе Сторон.
2.2. Осуществление розыска лиц, объявленных специальными службами и правоохранительными органами Сторон в розыск за совершение или причастность к совершению преступлений, представляющих вызовы и угрозы безопасности, по просьбе Сторон.
2.3. Подготовка и проведение совместных пограничных, информационных и иных операций, совместных антитеррористических и иных мероприятий компетентных органов Сторон, направленных на противодействие вызовам и угрозам безопасности.
2.4. Подготовка и проведение совместных учений компетентных органов Сторон по противодействию вызовам и угрозам безопасности, в том числе в информационном пространстве.
2.5. Подготовка кадров для подразделений компетентных органов Сторон в сфере противодействия вызовам и угрозам безопасности по просьбе Сторон.
3. Информационно-аналитическое обеспечение органов ШОС и компетентных органов Сторон по вопросам, относящимся к компетенции УЦ.
4. Формирование, обеспечение функционирования, защиты и развития банков данных и информационно-телекоммуникационных систем УЦ с использованием современных технологий.
5. Участие в разработке проектов международных договоров и документов, затрагивающих сферу противодействия вызовам и угрозам безопасности, содействие сближению национального законодательства Сторон в указанной сфере.
6. Подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, конгрессно-выставочных, а также иных мероприятий по обмену опытом и совершенствованию механизмов противодействия вызовам и угрозам безопасности.
7. Установление и поддержание в интересах компетентных органов Сторон рабочих контактов с профильными международными организациями, государственными органами и организациями, а также при необходимости с негосударственными, некоммерческими, коммерческими организациями и учреждениями для противодействия вызовам и угрозам безопасности, в том числе в информационном пространстве, в соответствии с порядком, утверждаемым Советом.
8. Развитие сотрудничества в сфере противодействия вызовам и угрозам безопасности с компетентными органами государств - наблюдателей и партнеров ШОС по диалогу.
9. Иные задачи и функции, которые могут быть возложены на УЦ Решением Совета глав государств - членов ШОС.
Статья 7
Универсальный центр осуществляет свою текущую деятельность во взаимодействии с другими постоянно действующими органами ШОС.
Взаимодействие Универсального центра с Секретариатом ШОС регламентируется Положением.
Взаимодействие Универсального центра с Антинаркотическим центром ШОС регулируется отдельным соглашением между Сторонами.
Статья 8
Стороны определяют перечень своих компетентных органов, которые осуществляют взаимодействие с УЦ, в том числе компетентный орган, координирующий указанное взаимодействие.
Стороны письменно уведомляют об этом депозитария настоящего Соглашения при сдаче уведомлений о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.
В случае изменений в перечне компетентных органов одной из Сторон она письменно уведомляет об этом депозитария.
Статья 9
Органами УЦ являются Совет и Исполнительный комитет, учреждаемые настоящим Соглашением.
Совет может создавать такие вспомогательные органы, которые он сочтет необходимыми для выполнения своих функций.
Статья 10
Совет организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждая Сторона должна быть постоянно представлена в месте пребывания УЦ. Стороны в соответствии с национальным законодательством назначают своих постоянных представителей при УЦ и сотрудников.
Положение о постоянном представителе государства - члена Шанхайской организации сотрудничества при Универсальном центре по противодействию вызовам и угрозам безопасности государств - членов Шанхайской организации сотрудничества утверждается Советом глав государств - членов ШОС.
Совет периодически собирается на заседания, на которых каждая Сторона может быть представлена руководителем соответствующего компетентного органа или другим специально уполномоченным представителем.
Совет определяет порядок осуществления основных задач и функций УЦ, указанных в статье 6 настоящего Соглашения.
В соответствии с полномочиями УЦ, установленными в настоящем Соглашении, Совет организует и координирует работу совещаний руководителей компетентных органов Сторон, наделенных полномочиями по вопросам, отнесенным к компетенции УЦ, совещаний старших должностных лиц указанных органов, экспертных групп, осуществляет контроль за деятельностью Исполнительного комитета, принимает решения обязательного характера по всем вопросам существа, включая финансовые вопросы.
Совет представляет ежегодные доклады о деятельности УЦ Совету глав государств - членов ШОС.
Решение в Совете по любому вопросу считается принятым, если ни одна из Сторон не возразила против него (консенсус) .
Совет устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания председателя, а также порядок взаимодействия Исполнительного комитета с компетентными органами Сторон.
Статья 11
Исполнительный комитет возглавляется Директором и состоит из персонала, который требуется для обеспечения непрерывного функционирования УЦ.
Директор является высшим административным должностным лицом Исполнительного комитета и в этом качестве действует на всех заседаниях Совета, а также выполняет другие функции, которые возлагаются на него этим органом.
Директор назначается Советом глав государств - членов ШОС по рекомендации Совета.
Директор имеет право доводить до сведения Совета любые вопросы в рамках компетенции УЦ, которые, по его мнению, требуют рассмотрения в этом органе.
Директор с согласия Совета назначает должностных лиц из числа граждан Сторон с учетом долевых взносов соответствующих Сторон в бюджет ШОС.
Задачи и функции Исполнительного комитета, порядок их реализации, а также порядок назначения и отзыва должностных лиц определяются Положением. Структура и штатное расписание Исполнительного комитета утверждаются Советом глав правительств (премьер-министров) государств - членов ШОС на основе предложений Директора, одобренных Советом.
При исполнении своих обязанностей персонал не должен запрашивать или получать указания от какого бы то ни было государства и (или) правительства, организации или частного лица.
Стороны обязуются неукоснительно уважать международный характер функций персонала и не оказывать на него влияния при исполнении им своих обязанностей.
Статья 12
Исполнительный комитет комплектуется лицами, направляемыми Сторонами для работы в Исполнительном комитете в соответствии с порядком, предусмотренным их национальным законодательством.
Трудовые отношения между работниками и Исполнительным комитетом регулируются законодательством государства пребывания.
Статья 13
Универсальный центр, его имущество и активы, помещения, транспортные средства, архивы, документы, в том числе служебная корреспонденция, пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества от 17 июня 2004 г.
Статья 14
Директор, должностные лица, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества от 17 июня 2004 г.
Сотрудники по секондменту (за исключением граждан государства пребывания) пользуются привилегиями и иммунитетами согласно статье 17 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества от 17 июня 2004 г. Для сотрудников по секондменту, являющихся гражданами государства пребывания, объем предоставляемых привилегий и иммунитетов устанавливается соглашением между ШОС и правительством государства пребывания об условиях пребывания УЦ.
На работников привилегии и иммунитеты, предусмотренные Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Шанхайской организации сотрудничества от 17 июня 2004 г., не распространяются.
Статья 15
Директор, должностные лица и сотрудники по секондменту по окончании работы в УЦ откомандировываются в распоряжение направивших их компетентных органов Сторон.
Статья 16
Стороны признают официальные документы, печати и штампы УЦ.
Статья 17
Зачет времени работы в УЦ и его отделениях в выслугу лет, пенсионное обеспечение Директора, должностных лиц и сотрудников по секондменту, а также членов их семей, проживающих вместе с ними, осуществляются в порядке и на условиях, определенных законодательством направляющей Стороны.
Порядок медицинского обслуживания Директора, должностных лиц и сотрудников по секондменту, а также членов их семей, проживающих вместе с ними, определяется соглашением между ШОС и правительством государства пребывания об условиях