ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 октября 2021 г. № 2897-р
МОСКВА
(В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 3011-р, от 06.06.2024 № 1438-р)
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития яхтенного туризма в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция) ;
перечень приоритетных локаций для размещения марин (яхтенных портов) (далее - перечень) .
(Пункт в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.06.2024 № 1438-р)
2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Концепции, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 3011-р)
3. Федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по развитию яхтенного туризма в Российской Федерации учитывать положения Концепции и перечня. (В редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 3011-р, от 06.06.2024 № 1438-р)
4. Ростуризму совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 1 марта 2022 г. представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции.
5. Минстрою России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить координацию деятельности по планированию и осуществлению мероприятий по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры марин (яхтенных портов) . (Дополнение пунктом - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 № 3011-р)
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 14 октября 2021 г. № 2897-р
КОНЦЕПЦИЯ развития яхтенного туризма в Российской Федерации на период до 2030 года
I. Общие положения
Концепция развития яхтенного туризма в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция) определяет цели и приоритетные направления развития яхтенного туризма в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом международных норм, стандартов и сложившейся практики.
Основными целями Концепции являются популяризация и развитие яхтенного туризма на морских и речных объектах в Российской Федерации, разработка предложений по созданию сети марин (районов интенсивного яхтинга) и создание условий для расширения возможностей и повышения качественного уровня яхтенного туризма, водных видов спорта и прибрежного пассажирского судоходства, создания комфортной и доступной рекреационной среды, роста внутреннего и въездного туризма.
Основными задачами Концепции являются:
развитие индустрии яхтенного туризма;
разработка предложений по созданию условий для развития яхтенного туризма, обеспечивающего безопасное яхтенное и каботажное сообщение;
разработка предложений по развитию современной комфортной туристской среды вокруг объектов яхтенного туризма;
увеличение инвестиционной привлекательности береговой зоны, основанное на создании новых рекреационных объектов яхтенного туризма;
формирование направлений совершенствования правового регулирования в сфере яхтенного туризма с учетом международных договоров Российской Федерации и общепризнанных норм международного права, а также лучших мировых практик поддержки, стимулирования и организации яхтенного туризма;
обеспечение доступности яхтенного туризма для значительного количества граждан Российской Федерации;
разработка предложений по привлечению иностранных туристов в сферу яхтенного туризма на территории Российской Федерации;
формирование направлений развития системы государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, участвующих в создании инфраструктуры яхтенного туризма и яхтенных туристских продуктов;
создание условий интеграции концептуальных решений в комплексное развитие береговой зоны на территории субъектов Российской Федерации;
разработка предложений для проектирования объектов яхтенной инфраструктуры и гостинично-туристической сферы;
разработка предложений для определения площадок для строительства необходимой инженерно-транспортной инфраструктуры в целях развития яхтенного туризма;
повышение инвестиционной привлекательности объектов сферы обслуживания и отдыха;
разработка предложений по совершенствованию образовательных программ в сфере туризма и яхтинга;
разработка предложений для роста частных инвестиций в яхтенную и сопутствующую ей инфраструктуру.
II. Основные понятия
Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:
"акватория" - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
"бербоут-чартер" - договор фрахтования судна без экипажа. По договору фрахтования судна без экипажа судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и неснаряженное судно для перевозок пассажиров или для иных целей;
"маломерное судно" - судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12;
"марина (яхтенный порт) " - многофункциональный градостроительный комплекс, включающий в себя защищенную от неблагоприятных погодных условий акваторию с причалами, береговой территорией (естественной или искусственно созданной) , здания и сооружения сервисной и ремонтной базы для обслуживания яхт, экипажей и туристов, в том числе гостиницы, заправочные комплексы, санитарные зоны, магазины и иные объекты сервиса. Марина (яхтенный порт) создается в соответствии с международным стандартом ISO 13687:2014;
"тайм-чартер" - договор фрахтования судна вместе с экипажем на время;
"яхта" - маломерное, прогулочное палубное моторное, спортивное парусное, парусное или парусно-моторное судно, технически оснащенное и предназначенное для отдыха, спорта и развлечений, в том числе плавания с проживанием и питанием, имеющее закрытые помещения для размещения экипажа и туристов предельной численности;
"яхтинг" - активный отдых и спорт с использованием яхт, индустрия по строительству (производству) , эксплуатации и обслуживанию яхт.
III. Международный опыт развития яхтенного туризма
Яхтенный туризм является важной составляющей морского туризма и одним из наиболее динамично развивающихся, приоритетных и прибыльных видов туризма с учетом международной практики.
Яхтенный туризм характеризуется наличием и развитием следующих основных элементов:
инфраструктурные объекты (марины (яхтенные порты) и стоянки, заправочные станции, ремонтные базы) ;
яхтенный флот (региональный и в виде судов въездного яхтенного туризма) ;
субъекты контроля въездного и выездного яхтенного туризма (таможенная и пограничная службы) ;
кадровое обеспечение и информационная поддержка, развитие прибрежной инфраструктуры.
Международный опыт строительства марин (яхтенных портов) показывает, что они становятся ключевым градообразующим объектом береговой зоны. Строительство марин (яхтенных портов) при сбалансированных программных проектных решениях автоматически приводит к тому, что территория марины (яхтенного порта) , являясь притягательным туристским центром, формирует интенсивную урбанизацию территории, развитие застройки с объектами рекреационного назначения - гостиницами, ресторанами, магазинами и курортным жильем.
Марины (яхтенные порты) включают следующие базовые элементы:
защищенная акватория, оснащенная причалами и обеспечивающая безопасную стоянку судов;
технологические здания (сооружения) и оборудование, обеспечивающие сервисное обслуживание плавательных средств;
здания (сооружения) и оборудование, обеспечивающие сервисное и рекреационное обслуживание экипажей, пассажиров судов и посетителей марин (яхтенных портов) .
Марины (яхтенные порты) являются градообразующими объектами, запускающими процессы интенсивного освоения прилегающих территорий, способствуют появлению предприятий сервисного и ремонтно-бытового обслуживания. Рядом с маринами (яхтенными портами) появляются жилые кварталы как для персонала марины (яхтенного порта) , так и для проживания судовладельцев, семей членов экипажей, владельцев и сотрудников бизнеса в сфере яхтенного туризма и сервисного обслуживания. Вся застройка, включая марину (яхтенный порт) , требует инженерно-технического и транспортного обслуживания, что приводит к развитию инженерной инфраструктуры и дорожно-транспортной сети.
Мировая индустрия яхтинга включает сотни тысяч яхт, разветвленную сеть марин, судостроительные верфи, чартерные и сервисные компании, которые являются ключевыми элементами системы популяризации морского туризма и повышения престижа соответствующих стран (регионов) .
В частности, в Италии действуют 114 марин (яхтенных портов) на 39900 мест в совокупности, в Греции - 241 марина (яхтенный порт) на 670000 мест, в Испании - 329 марин (яхтенных портов) и стоянок на 112000 мест, в Хорватии - 72 марины (яхтенных порта) на более чем 16500 мест.
Опыт ряда стран, в том числе Испании, Франции, Греции, Турции, Хорватии, Польши, Эстонии, демонстрирует, что яхтенный туризм при соответствующем уровне развития вносит значительный вклад в национальную экономику.
Например, в Турции яхтенный туризм рассматривается как один из инструментов укрепления экономики страны, являясь частью морского сектора, и играет важную роль в туристской деятельности, принося около 25 процентов доходов от всей сферы туризма, размер которых, как ожидается, составит к 2023 году не менее 14, 6 млрд. евро. Страна занимает третье место в Европе по производству яхт, имеет более 360 компаний по строительству, ремонту и переоборудованию яхт, катеров и лодок. Правительство Турции возлагает большие надежды именно на развитие этого вида туризма, реализуя ряд мер его государственной поддержки:
обеспечение реализации всех процедур, связанных с въездом на территорию государства яхты под иностранным флагом, осуществляется единым государственным органом;
доходы, полученные от яхтенного туризма, инвестируются в развитие инфраструктуры этого сектора экономики;
последовательно проводится политика снижения налогообложения владельцев яхт;
фрахт прогулочных судов не облагается налогом на добавленную стоимость;
для компаний, занимающихся сдачей прогулочных судов, а также судов под иностранным флагом в аренду (чартер) введена патентная система налогообложения;
приобретение топлива и бункеровка яхт осуществляются беспошлинно;
разрабатываются технические стандарты обработки "трюмных вод" и утилизации твердых отходов;
предусмотрено формирование образовательного центра для яхтенного туризма.
Международный опыт в области яхтенного туризма включает также мероприятия, стимулирующие увеличение устойчивости яхтенного туризма путем уменьшения прямого сброса отходов в море. Отмечается повышенное внимание к программам сертификации и проектам экологической осведомленности, таким, как "Голубая Карта" ("Blue Card") , сертификация CE ("CE Inspection & Certification") , "Голубой Флаг" ("Blue Flag") , "Золотой Якорь" ("Gold Anchor") , "Одиссея Голубой Туризм" ("Odyssea Blue Tourism") и проект "Сеабин" ("Seabin") .
Востребованы проекты по созданию тематических морских музеев на судах. Например, историческое судно "Великобритания", стоящее в марине (яхтенном порту) в г. Бристоле (Великобритания) , привлекает около 125 тыс. посетителей ежегодно. Музей исторического судна королевского флота "Васа" в г. Осло (Норвегия) - самый посещаемый музей Скандинавии. Рядом с территорией марины (яхтенного порта) в г. Виктория (о. Ванкувер, Канада) находятся сразу 3 музея - исторический колесный пароход времен освоения Аляски, музей восковых фигур и Национальный историко-краеведческий музей.
В мире широко распространено информационное сопровождение яхтенного туризма путем выпуска путеводителей для туристов по морским и внутренним водным путям. Карты и справочники разработаны как первый источник информации при планировании путешествия. Справочники охватывают сеть водных путей по странам и предоставляют полезную информацию для всех, кто интересуется внутренним судоходством как видом туризма, а также для растущего числа водных энтузиастов. Буклеты, прилагаемые к картам, включают множество цветных фотографий и крупномасштабных карт отдельных областей.
IV. Современное состояние развития яхтенного туризма в Российской Федерации
Яхтенный туризм на территории Российской Федерации на сегодняшний день находится на стадии развития, имея огромный потенциал экстенсивного развития за счет природно-климатических, трудовых и материально-технических ресурсов страны.
В последние десятилетия в связи с увеличением мобильности населения, изменением потребностей россиян, увеличением потока иностранных туристов потребность в строительстве марин (яхтенных портов) стала очевидна.
В Российской Федерации насчитывается более 2, 8 млн. рек общей протяженностью 12, 4 млн. километров, из которых внутренние водные пути (судоходные участки рек) составляют около 102 тыс. километров, имеется 67 морских портов, часть из которых может быть использована для яхтенного туризма, а также протяженная береговая полоса.
По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в Российской Федерации зарегистрировано более 1, 5 млн. маломерных судов (2021 год) .
В России к центрам яхтенного туризма можно отнести Краснодарский край, ряд приволжских городов, гг. Севастополь, Москву, Санкт-Петербург, Приморский край, Республику Крым, Республику Татарстан, Ростовскую, Ленинградскую, Архангельскую, Калининградскую области.
Так, в Ленинградской области расположено 70 причальных конструкций для швартовки маломерных судов. Услуги аренды катеров и яхт, а также услуги приема, швартовки, заправки и хранения маломерных судов оказывают более 12 яхт-клубов, одна марина (яхтенный порт) . В Ленинградской области реализуется проект "Гостевые причалы", основной целью которого является развитие транспортной инфраструктуры и сервиса для маломерных судов (яхт) на водных путях Северо-Запада России.
На территории побережья Черного и Азовского морей расположено до 300 объектов, обеспечивающих стоянку маломерных судов. В то же время на Черноморском побережье Краснодарского края расположено 9 объектов яхтенной инфраструктуры общей вместимостью до 600 судов, при этом только 2 из них - специализированные современные марины (яхтенные порты) "Сочи Гранд Марина" и порт "Имеретинский".
В Краснодарском крае разработана концепция развития инфраструктуры яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье, в рамках которой предполагается реализация инвестиционного проекта строительства сети марин (яхтенных портов) в городах Черноморского побережья (в гг. Анапе, Новороссийске, Геленджике, Сочи и Туапсинском районе) . В рамках подпрограммы "Морской и речной транспорт" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" реализуется проект реконструкции морского порта Геленджик, в состав которого входит марина (яхтенный порт) на 250 стояночных мест (яхт-клуб, эллинг) .
Ключевым проектом развития г. Севастополя является проект "Комплексное гражданское развитие района Балаклавской бухты как международного центра туризма", включающий создание марины (яхтенного порта) и сопутствующей инфраструктуры, благоустройство набережных и прилегающей территории.
В г. Севастополе и в Балаклавской бухте 8 баз на 800 судов длиной до 40 метров реконструированы и оборудованы до уровня современных марин (яхтенных портов) .
Современный яхтенный туризм в Российской Федерации может быть структурирован по следующим основным направлениям:
использование для отдыха на воде или путешествий как внутри страны, так и за ее пределами спортивных парусных и прогулочных судов (яхт) , принадлежащих физическим лицам;
участие в спортивных соревнованиях по водным видам спорта на спортивных парусных и прогулочных судах (яхтах) , принадлежащих участникам соревнований, спортивным и иным организациям, организаторам соревнований;
предоставление прогулочных судов для отдыха на воде или путешествий в чартер или бербоут-чартер (аренда с экипажем или аренда без экипажа) физическим лицам или организациям.
Услуги в области яхтенного туризма в Российской Федерации предоставляются в виде:
предоставления места стоянки (временной стоянки) яхты;
услуг по ремонту, содержанию и снабжению яхт;
услуг судоводителей (шкиперов) яхт;
услуг по бункеровке яхт;
туристских услуг туристам (путешественникам) , осуществляющим путешествие на судах (яхтах) , в местах временной стоянки на маршруте путешествия;
предоставления спортивных и прогулочных судов во временное пользование (аренду) с экипажем (тайм-чартер) или без экипажа (бербоут-чартер) .
V. Основные направления развития яхтенного туризма в Российской Федерации
Для развития яхтенного туризма в Российской Федерации необходима реализация федеральных и региональных программ по разработке и внедрению системы экономических и иных стимулов, создающих условия для притока частных инвестиций в индустрию яхтенного туризма.
С целью расширения функциональных возможностей марин (яхтенных портов) и развития яхтенного туризма требуется учитывать следующие основные принципы формирования проектов:
принцип градостроительной значимости. Марины (яхтенные порты) являются градообразующими объектами, формирующими прибрежную рекреационную среду - "визитную карточку" городов, расположенных на море (реках, водоемах) ;
принцип архитектурной и природной интеграции (создание эстетичной среды) . Инженерные сооружения и архитектурный облик марин (яхтенных портов) должны находиться в органичной взаимосвязи с природным ландшафтом и сложившейся градостроительной средой при одновременном создании дополнительных объектов гостинично-туристического сектора, включая увеличение площади озеленения общественных пространств (парковых зон) ;
принцип оптимального насыщения территории. Объекты марин (яхтенных портов) должны предоставлять туристам максимальный комфорт и спектр сервисных услуг с учетом эффективного использования существующего рельефа и акватории;
принцип универсальности сооружений. Здания и сооружения марин (яхтенных портов) должны быть многофункциональны, что позволит рационально использовать территорию;
принцип градостроительной интеграции. Проекты марин (яхтенных портов) должны учитывать сложившуюся градостроительную ситуацию и предусматривать сочетание интересов инвесторов с интересами социально-экономического развития муниципалитетов и прилегающих территорий. Строительство марины (яхтенного порта) должно производиться с минимально возможным изъятием городских земель в наиболее ценной прибрежной зоне и сводить к минимуму потери пляжной территории, дефицит которой города испытывают уже сегодня;
принцип эксплуатируемости. Выбор конструктивно-компоновочного решения и функционального назначения отдельных комплексов сооружений, входящих в состав марин (яхтенных портов) , обусловливается тем, что марина должна обеспечивать удобную и безопасную эксплуатацию и стоянку катеров и яхт при любых погодных условиях, поэтому территория марины (яхтенного порта) , должна обеспечивать размещение комплекса зданий и сооружений, соответствующих назначению марины (яхтенного порта) по спектру предоставляемых услуг, так как составляющими элементами соврем