О федеральном государственном надзоре в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2021 г. № 1099
МОСКВА
О федеральном государственном надзоре в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.02.2022 № 89, от 03.09.2025 № 1360)
В соответствии с частью 4 статьи 962 Лесного кодекса Российской Федерации и в целях недопущения вывоза из Российской Федерации незаконно заготовленной древесины Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними.
2. Федеральной таможенной службе при проведении таможенного контроля осуществлять контроль за объемом, видовым (породным) и (или) сортиментным составом древесины, вывозимой из Российской Федерации.
3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 30 июня 2021 г. № 1099
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном надзоре в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.02.2022 № 89, от 03.09.2025 № 1360)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними (далее - государственный надзор в сфере оборота древесины) .
2. Предметом государственного надзора в сфере оборота древесины является соблюдение:
а) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними;
б) гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере транспортировки древесины.
3. Государственный надзор в сфере оборота древесины осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства (далее - орган государственного надзора) , его территориальными органами, государственными учреждениями, подведомственными Федеральному агентству лесного хозяйства.
Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
руководитель и заместитель руководителя органа государственного надзора, руководители и заместители руководителя структурных подразделений органа государственного надзора, осуществляющих государственный надзор в сфере оборота древесины;
руководитель и заместитель руководителя территориальных органов органа государственного надзора, руководители и заместители руководителя структурных подразделений территориальных органов органа государственного надзора, осуществляющих государственный надзор в сфере оборота древесины.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора в сфере оборота древесины, являются:
а) руководитель органа государственного надзора;
б) заместители руководителя органа государственного надзора, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора в сфере оборота древесины;
в) руководители и заместители руководителей структурных подразделений органа государственного надзора, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора в сфере оборота древесины;
г) начальники и заместители начальников отделов структурных подразделений органа государственного надзора, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора в сфере оборота древесины;
д) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей и ведущей групп должностей структурных подразделений органа государственного надзора, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора в сфере оборота древесины;
е) руководители и заместители руководителей территориальных органов органа государственного надзора, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора в сфере оборота древесины;
ж) начальники и заместители начальников отделов территориальных органов органа государственного надзора, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора в сфере оборота древесины;
з) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" старшей и ведущей групп должностей отделов территориальных органов органа государственного надзора, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора в сфере оборота древесины;
и) руководители и заместители руководителей государственных учреждений и их филиалов, подведомственных органу государственного надзора, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора в сфере оборота древесины;
к) начальники и заместители начальников отделов государственных учреждений и их филиалов, подведомственных органу государственного надзора, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора в сфере оборота древесины.
5. Организация и осуществление государственного надзора в сфере оборота древесины регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
6. Объектами государственного надзора в сфере оборота древесины (далее - объект контроля) являются:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, предъявляемые в том числе к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие) в сфере оборота древесины;
б) результаты деятельности граждан и организаций в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними - древесина и продукция ее переработки;
в) производственные объекты - места (пункты) складирования древесины (склады древесины) , транспортные средства, осуществляющие перевозку древесины и продукции из нее, объекты перерабатывающей инфраструктуры, здания, строения, сооружения, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования в сфере оборота древесины.
7. При осуществлении государственного надзора в сфере оборота древесины осуществляются следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) самообследование;
е) профилактический визит.
8. Орган государственного надзора и его территориальные органы проводят контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемыми лицами и без взаимодействия с контролируемыми лицами.
При осуществлении государственного надзора в сфере оборота древесины проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемыми лицами:
контрольная закупка;
документарная проверка;
выездная проверка;
инспекционный визит;
рейдовый осмотр.
Без взаимодействия с контролируемыми лицами проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
наблюдение за соблюдением обязательных требований (проводится в порядке, определенном статьей 74 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации") ;
выездное обследование (проводится в порядке, определенном статьей 75 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации") .
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2025 № 1360)
9. Должностные лица органа государственного надзора, его территориальных органов по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование.
Консультирование (в том числе в письменной форме) осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований.
В случае если контролируемым лицом представлен в письменной форме запрос на предоставление письменного ответа по вопросам консультирования, консультирование осуществляется надзорным органом в письменной форме.
В ходе консультирования даются разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора в сфере оборота древесины.
Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться должностными лицами органа государственного надзора, его территориальных органов по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме или в ходе проведения профилактического мероприятия и контрольного (надзорного) мероприятия.
Контролируемые лица и (или) их представители могут подать заявление на проведение консультирования, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) ". (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2025 № 1360)
При консультировании в письменной форме должны соблюдаться требования, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте органа государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом органа государственного надзора.
Номера контактных телефонов для консультирования, адреса для направления запросов в письменной форме, график и место проведения личного приема в целях консультирования размещаются на официальных сайтах органа государственного надзора, его территориальных органов в сети "Интернет".
Консультирование осуществляется по вопросам, связанным с:
критериями отнесения к категориям риска;
обязательными требованиями, соблюдение которых является предметом осуществления государственного надзора в сфере оборота древесины;
порядком, периодичностью и сроками проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
правами и обязанностями контролируемых лиц и должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в сфере оборота древесины;
порядком обжалования действий (бездействия) должностных лиц органа государственного надзора, его территориальных органов.
10. В целях добровольного определения уровня соблюдения обязательных требований контролируемые лица вправе проводить самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование) .
Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет 2 года с момента регистрации указанной декларации органом государственного надзора.
В случае если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением органа государственного надзора, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия. В таком случае контролируемое лицо может вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования не ранее чем по истечении 2 лет с момента аннулирования предыдущей декларации.
11. Профилактический визит проводится по инициативе органа государственного надзора или его территориальных органов (обязательные профилактические визиты) либо по инициативе контролируемых лиц в порядке, определенном статьями 52, 521 и 522 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы должностным лицом органа государственного надзора, его территориальных органов по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи, а также мобильного приложения "Инспектор".
При проведении контрольных (надзорных) действий в виде осмотра в рамках обязательного профилактического визита фотосъемка и видеозапись осуществляются с использованием мобильного приложения "Инспектор".
Дополнительно к мобильному приложению "Инспектор" могут быть использованы иные технические средства, указанные в абзаце первом пункта 28 настоящего Положения, в том числе беспилотные системы.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2025 № 1360)
12. Периодичность проведения обязательных профилактических визитов для объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, определяется в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 25 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2025 № 1360)
13. (Пункт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2025 № 1360)
14. Орган государственного надзора ежегодно подготавливает доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики осуществления государственного надзора в сфере оборота древесины (далее - доклад о правоприменительной практике) .
Орган государственного надзора обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике путем размещения на 14 календарных дней на своем официальном сайте в сети "Интернет" не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
После рассмотрения предложений и замечаний, полученных в ходе публичного обсуждения, указанного в абзаце втором настоящего пункта, доклад о правоприменительной практике дорабатывается, утверждается приказом органа государственного надзора и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" до 28 февраля года, следующего за отчетным.
15. Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами путем мониторинга и анализа информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (федеральной государственной информационной системе лесного комплекса с 2025 года) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2025 № 1360)
151. Выездное обследование при осуществлении государственного надзора в сфере оборота древесины может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) , месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом. (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2025 № 1360)
16. Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. В ходе контрольной закупки может проводиться осмотр.
17. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
18. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов) ;
ж) инструментальное обследование;
з) экспертиза.
19. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или объекта контроля.
20. Срок проведения выездной проверки составляет не более 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий предельный срок контрольных (надзорных) действий в ходе проведения выездной проверки составляет 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
201. Инспекционный визит, выездная проверка и рейдовый осмотр могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
Фотосъемка и видеозапись при проведении контрольных (надзорных) действий в виде осмотра, досмотра в рамках контрольных (надзорных) мероприятий в виде инспекционного визита, выездной проверки и рейдового осмотра осуществляются с использованием мобильного приложения "Инспектор".
Дополнительно к мобильному приложению "Инспектор" могут быть использованы иные технические средства, указанные в абзаце первом пункта 28 настоящего Положения, в том числе беспилотные системы.
(Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2025 № 1360)
21. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных действий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя. Присутствие контролируемого лица или его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
Индивидуальный предприниматель и гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в орган государственного надзора информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия при наступлении следующих случаев:
а) болезнь;
б) нахождение за пределами Российской Федерации;
в) административный арест;
г) избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.
22. При невозможности присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в случаях, указанных в пункте 21 н