ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 ноября 2020 г. № 3081-р
МОСКВА
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) .
2. Минспорту России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями разработать и внести в Правительство Российской Федерации в месячный срок проект плана мероприятий по реализации Стратегии.
3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных документов.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации региональных программ и иных документов.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 24 ноября 2020 г. № 3081-р
СТРАТЕГИЯ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
I. Общие положения
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, состоявшихся 27 марта 2019 г. и 6 октября 2020 г.
Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы "О стратегическом планировании в Российской Федерации", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и "Об образовании в Российской Федерации".
Стратегия развивает положения Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия до 2020 года) и определяет цель, задачи, приоритетные направления развития физической культуры и спорта, целевые показатели реализации Стратегии с учетом национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Миссия государства в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации заключается в:
формировании культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и качества жизни населения;
создании необходимых условий для поступательного развития сферы физической культуры и спорта;
повышении экономической привлекательности и эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта;
обеспечении прозрачности и честности соревновательного процесса;
укреплении международного сотрудничества и повышения авторитета России на международной спортивной арене.
Стратегия определяет видение развития Российской Федерации как ведущей мировой спортивной державы, граждане которой ведут здоровый образ жизни и активно вовлечены в массовой спорт, с экономически стабильным профессиональным спортом, высоким авторитетом на международной спортивной арене и нулевой терпимостью к допингу.
Разработка и реализация Стратегии основаны на следующих ценностях физической культуры и спорта:
ориентированность на человека - формирование навыков и умений в сфере физической культуры и спорта, прежде всего для сохранения здоровья и активного долголетия, обеспечения физического и духовного благополучия;
доступность - адаптация территорий, сооружений и помещений для максимального удовлетворения всех категорий граждан в занятиях физической культурой и спортом;
неразрывность - гармоничное существование всех видов физической активности, их паритетное взаимодействие, взаимозависимость и взаимодополняемость, а также активная интеграция в жизнь общества;
партнерство - учет региональных особенностей развития физической культуры и спорта, формирование согласованных интересов и равного сотрудничества работников, работодателей, государства и бизнеса, направленных на устойчивое развитие сферы физической культуры и спорта;
открытость миру - верность олимпийским принципам, равенству и справедливости, готовность воспринимать и делиться всем лучшим в мировом спорте и активно бороться против попыток использования спорта в неспортивных интересах;
прозрачность - свободный доступ к информации, открытые и двусторонние коммуникации. Прозрачность финансовых потоков, направляемых на профессиональный и массовый спорт;
безопасность - обеспечение надежного функционирования объектов спорта, механизмов и систем защиты участников занятий физической культурой и спортом, спортивных состязаний и других массовых спортивных мероприятий;
равенство - возможность для занятий физической культурой и спортом для всех категорий и групп граждан вне зависимости от возраста, пола, социального статуса и места жительства;
свобода выбора - обеспечение многообразия видов физической культуры и спорта, предоставляющих человеку широкие возможности самореализации и их доступности;
устойчивое экономическое развитие - стремление к инновациям, поддержка конкуренции и частной инициативы, а также развитие форм пропорционально сочетанного бюджетного и внебюджетного финансирования спорта.
Развитие физической культуры и спорта в рамках Стратегии основано на следующих принципах:
соответствие национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации;
обеспечение равных возможностей для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, учебы и работы для всех категорий и групп граждан;
открытость и доступность информации в сфере физической культуры и спорта для граждан;
удовлетворенность граждан условиями для занятий физической культурой и спортом;
обеспечение условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов, их спортивного долголетия, саморазвития и самореализации, духовно-нравственного и патриотического воспитания;
ориентация на долгосрочную перспективу стратегического планирования развития физической культуры и спорта с учетом мировых тенденций научно-технологического и цифрового развития;
обеспечение "чистоты" и безопасности спорта, а также нетерпимость к нарушению антидопинговых правил;
учет региональных особенностей развития физической культуры и спорта.
Стратегия направлена на формирование и реализацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях скоординированной государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Ведущим вектором Стратегии является межотраслевое и межведомственное взаимодействие, координация и консолидация деятельности заинтересованных федеральных, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных, научных и образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества, а также обеспечение единства нормативно-правовой базы в сфере физической культуры и спорта и иных социальных сферах на всей территории Российской Федерации.
Стратегия является основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием и иных документов.
Для обеспечения комплексного развития сферы физической культуры и спорта с учетом индивидуальных особенностей видов спорта и региональной специфики предусматривается разработка соответствующими спортивными федерациями программ развития вида спорта, а также региональных программ развития спорта с учетом базовых видов спорта для субъектов Российской Федерации.
Для целей эффективного решения задач по реализации Стратегии предусматривается разработка механизма определения видов спорта, вносящих наибольший и комплексный вклад в развитие сферы физической культуры и спорта одновременно во всех частях спорта (массовый, любительский, детско-юношеский, студенческий, профессиональный, спорт высших достижений) и имеющих высокий потенциал развития и потенциал привлечения внебюджетного финансирования, и механизма приоритетного распределения ресурсов на развитие выбранных видов спорта. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
II. Анализ текущего состояния развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
В 2020 году завершается срок реализации Стратегии до 2020 года. Анализ статистических данных показывает, что были достигнуты следующие значения целевых ориентиров (показателей) :
увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 40 процентов, достигнут в 2019 году - 43 процента. Стратегией установлено значение показателя на 2022 год - 48 процентов, достигнут в 2022 году - 51, 3 процента) ; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 80 процентов, достигнут в 2019 году - 83 процента) ;
увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности возрастной категории от 6 до 15 лет (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 50 процентов, достигнут в 2019 году - 41, 2 процента) ;
увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 20 процентов, достигнут в 2019 году - 19, 4 процента. Стратегией установлено значение показателя на 2022 год - 22 процента, который достигнут) ; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 360 тыс. человек, достигнут в 2019 году - 402, 4 тыс. человек. Стратегией установлено значение показателя на 2022 год - 428 тыс. человек, который достигнут) ; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности (Стратегией до 2020 года установлен показатель к 2020 году - до 48 процентов, достигнут в 2019 году - 55, 7 процента. Стратегией установлено значение показателя на 2022 год - 59 процентов, который достигнут) ; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
победа спортивной сборной команды России в неофициальном общекомандном зачете на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи, вхождение в тройку призеров на играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх, а также победа спортивной сборной команды России в неофициальном общекомандном зачете на XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в г. Казани (Зимние Олимпийские игры - 11-е место в 2010 году (г. Ванкувер) , 13-е место в 2018 году (г. Пхенчхан) , Летние Олимпийские игры - 4-е место в 2012 году (г. Лондон) , 4-е место в 2016 году (г. Рио-де-Жанейро) .
Физическая культура и массовый спорт
С 2010 по 2019 год доля населения, систематически занимающегося спортом, увеличилась более чем в 2 раза - с 19 процентов до 43 процентов (значение за 2022 год - 52, 9 процента) . (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
С 2010 по 2019 год доля сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, также увеличилась более чем в 2 раза - с 16, 4 процента до 37, 3 процента (значение на 2022 год - 45, 5 процента) . (Дополнение абзацем - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
Структура занятий спортом по различным возрастным группам является неоднородной. За 2019 год в возрастной группе от 3 до 29 лет занималось 84 процента населения (за 2022 год - 89, 2 процента) , в группе от 30 до 54 лет - 29 процентов (за 2022 год - 41, 1 процента) , в группе от 55 до 79 лет - 12 процентов (за 2022 год - 20, 3 процента) . Таким образом, будущий рост доли населения, систематически занимающегося спортом, будет в основном обусловлен вовлечением в занятия спортом населения старше 30 лет. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
По итогам профилактических медицинских осмотров детского населения в 2019 году преобладающее число детей в возрасте до 17 лет (84 - 85 процентов) не имеют хронических заболеваний (1-я и 2-я группы здоровья) , 15 - 16 процентов детей требуют диспансерного наблюдения и корректирующего лечения. По итогам профилактических медицинских осмотров ожирение зарегистрировано у 1, 4 процента детей в возрасте до 14 лет и у 3, 3 процента подростков.
Также отмечается большой разрыв в доле занимающихся спортом по некоторым регионам относительно среднего уровня по стране. Снижение указанных диспропорций между регионами является важной задачей развития физической культуры и спорта.
Органами государственной власти отмечается недостаток качественной и оперативной статистики, в том числе на региональном уровне. При этом современное планирование в сфере физической культуры и спорта возможно только в условиях высокой информированности и прозрачности. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
В связи с этим актуальным направлением развития является оценка качественных показателей вовлечения населения в спорт, по которым на текущий момент не организован сбор статистической информации.
Таким образом, одним из ключевых вызовов на сегодняшний день является цифровизация в области физической культуры и массового спорта.
В связи с высокой зависимостью от импортных поставщиков и производителей актуальным направлением работы является организация импортозамещения в области материально-технического обеспечения системы физической культуры и спорта, включая спортивную экипировку, инвентарь и оборудование. (Дополнение абзацем - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
Важными направлениями работы являются создание и совершенствование системы организованных, регулярных и включенных в систему отбора талантливых спортсменов массовых занятий видами спорта в образовательных организациях, а также повышение качества их проведения в образовательных организациях. (Дополнение абзацем - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
Спортивная инфраструктура
Количество объектов спорта с 2015 по 2019 год выросло с 282 тыс. до 292 тыс. единиц. Количество городских и рекреационных объектов, приспособленных для занятий спортом, в 2019 году составило 30 тыс. единиц.
На 88 тыс. объектов (30 процентов общего числа) созданы условия для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В аварийном состоянии находится 3, 2 тыс. объектов (1 процент общего числа) .
Учитывая увеличение численности лиц, занимающихся спортом, наблюдается положительная динамика загрузки спортивной инфраструктуры (в среднем с 54 процентов в 2015 году до 72 процентов в 2019 году) . При этом средняя загрузка поддерживается на высоком уровне (68 процентов - плоскостные сооружения, 76 процентов - залы, 81 процент - бассейны, 82 процента - крытые ледовые площадки) .
В некоторых регионах загрузка объектов более чем в 2 раза ниже среднего уровня по стране. Соответственно, стратегические инициативы, направленные на увеличение уровня обеспеченности инфраструктурой, должны будут приниматься с учетом посубъектного анализа загрузки объектов спортивной инфраструктуры и учитывать межрегиональные различия в потребностях в различных видах инфраструктуры, климатические особенности и культурную специфику. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
Общая обеспеченность населения спортивной инфраструктурой составила в 2019 году 56 процентов, в 2022 году - 60, 2 процента (в соответствии с нормативами, рекомендованными Министерством спорта Российской Федерации) . Тем не менее исходя из текущей статистики невозможно оценить фактический спрос населения на спортивные объекты. В связи с этим необходима разработка инструментов обратной связи с населением в рамках цифровизации сферы физической культуры и спорта, что позволит оценить качество предоставляемых услуг, повысить загрузку существующих объектов и эффективность их использования, а также целесообразность строительства новых объектов спортивной инфраструктуры. (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
Эффективным инструментом создания необходимого (исходя из потребности населения) числа объектов спортивной инфраструктуры и повышения качества их функционирования является государственно-частное партнерство, в связи с чем необходимо продолжить работу по его развитию в сфере физической культуры и спорта. (Дополнение абзацем - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
Спортивная подготовка
Спортивная подготовка является одним из важнейших элементов спорта и представляет собой процесс обучения и воспитания (учебно-тренировочный процесс) , который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства.
За последние годы проделана следующая работа:
создание сети организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки; (В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
заложение основ межведомственного методического обеспечения спортивной подготовки;
актуализация федеральных стандартов спортивной подготовки по всем олимпийским, паралимпийским и отдельным неолимпийским видам спорта;
повышение численности штатных специалистов физической культуры и спорта;
продолжение развития системы спортивного образования (утверждение соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, внесение направления "Спорт" в перечень направлений подготовки высшего образования) .
Тем не менее важно отметить следующие области для дальнейшего развития спортивной подготовки:
гармонизация законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании;
несмотря на то что процент перехода с этапа совершенствования спортивного мастерства на этап высшего спортивного мастерства вырос с 19 процентов до 32 процентов за последние 10 лет, важной остается задача сохранения перспективных спортсменов в системе подготовки спортивного резерва (детско-юношеский спорт) ;
совершенствование научно-методического, медицинского и материально-технического обеспечения спортивной подготовки;
обновление нормативной базы системы спортивной подготовки; (Дополнение абзацем - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2023 № 1118-р)
духовно-нравственное формирование спортсмена как гармонично развитой личности.