Работа Правительства: факты и цифры.
Деловая среда. Развитие
конкуренции
Доступность
энергетической и коммунальной инфраструктуры
Малое и среднее
предпринимательство
Регулирование в сфере
торговли. Защита прав потребителей
Поддержка несырьевого
экспорта
Иностранные инвестиции
Интеграция на
пространстве СНГ. Евразийский экономический союз
Управление федеральным
имуществом
Земельные отношения.
Кадастровая система. Недвижимость. Оценочная деятельность
Государственные и
муниципальные услуги
«Электронное
правительство»
Деловая среда. Развитие конкуренции
В 2017 году Россия заняла 35-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business, продвинувшись за 6 лет на 85 позиций. Улучшение позиций произошло по 4 из 10 направлений рейтинга. При этом наибольший прогресс достигнут по направлениям «Подключение к электрическим сетям» (рост на 20 позиций), «Международная торговля» (рост на 40 позиций) и «Кредитование» (рост на 15 позиций). Также Россия входит в топ-30 по таким позициям, как «Регистрация собственности» (12-е место), «Исполнение контрактов» (8-е место), «Регистрация предприятий» (28-е место) и «Получение кредитов» (29-е место).
Проект «Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в РФ» был запущен в 2012 году. Он позволил привлечь представителей малого, среднего и крупного бизнеса к разработке решений по упрощению, удешевлению и ускорению действующих на территории РФ процедур, связанных с ведением бизнеса.
Одним из инструментов упрощения условий ведения бизнеса стали «дорожные карты» национальной предпринимательской инициативы, которые определили конкретные действия по совершенствованию бизнес-среды и могут быть оценены в измеряемых эффектах (сокращение количества процедур, дней, стоимости и т.п.).
С середины 2012 года осуществлялась реализация 12 «дорожных карт» в сфере строительства, таможенного администрирования, доступа к энергосетям, регистрации имущества, предприятий, развития конкуренции и содействия экспорту, совершенствования регуляторной среды, доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам, оценочной деятельности, налогового администрирования, корпоративного управления.
К январю 2018 года реализация семи «дорожных карт» завершена: «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса», «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам монополий и компаний с государственным участием», «Совершенствование налогового администрирования», «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», «Совершенствование оценочной деятельности». Ведётся мониторинг эффекта принятых решений.
Реализация пяти «дорожных карт» продолжается. В целом в рамках «дорожных карт» принято 489 правовых актов, в том числе 89 федеральных законов.
6 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 года №401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» («третий антимонопольный пакет»), в соответствии с которым в том числе введены новые инструменты антимонопольного воздействия – предупреждения и предостережения, направленные на устранение последствий правонарушения, а также причин и условий, способствовавших их возникновению. В российском законодательстве впервые появилось понятие «картель». Разграничены понятия «соглашения» и «согласованные действия», картельные и иные антиконкурентные соглашения. Картельные соглашения определены как формальные и наиболее опасные нарушения антимонопольного законодательства.
В период 2012–2017 годов создана эффективная система противодействия картелям, являющаяся одним из приоритетных направлений деятельности антимонопольных органов.
В 2016 году разработана уникальная многопараметрическая система идентификации и доказывания картелей на электронных торгах, подтвердившая свою эффективность. Система была использована при выявлении и расследовании картелей в таких стратегически важных и социально значимых сферах, как закупки для государственных нужд фармацевтических препаратов и медицинских изделий, вещевого имущества, компьютеров и программного обеспечения. Антимонопольными органами выявлены признаки картелей в ходе электронных торгов в 40 субъектах Федерации.
Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП):
Федеральным законом от 2 ноября 2013 года №285-ФЗ – в части смягчения ответственности лиц, содействующих в расследовании антимонопольных нарушений;
Федеральным законом от 2 декабря 2013 года №343-ФЗ – в части совершенствования порядка привлечения юридических лиц к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Важным шагом по снижению административной нагрузки на бизнес вследствие существенного упрощения контроля за экономической концентрацией явилось принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 года №423-ФЗ, в соответствии с которым упразднён уведомительный контроль за сделками по экономической концентрации.
Федеральным законом от 8 марта 2015 года №45-ФЗ внесены изменения в статью 178 УК РФ, в соответствии с которыми уголовная ответственность по статье 178 УК РФ наступает только за заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию (картеля), связанного с причинением ущерба в размере 10 млн рублей или извлечением дохода, превышающего 50 млн рублей. Уголовная ответственность установлена только за картельные соглашения, все иные соглашения и согласованные действия декриминализованы.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года №250-ФЗ в статью 18.1 Закона о защите конкуренции внесены изменения в части установления процедуры административного обжалования действий и решений уполномоченных органов и организаций в сфере градостроительных отношений. Кроме того, введена административная ответственность за указанные правонарушения – КоАП дополнен статьёй 14.9.1.
Федеральный закон от 5 октября 2015 года №275-ФЗ (далее – «четвёртый антимонопольный пакет») ознаменовал новый этап в совершенствовании антимонопольного регулирования – внесены изменения в Закон о защите конкуренции (вступили в силу 5 января 2016 года). Изменения существенно сократили административные ограничения субъектов предпринимательской деятельности. Расширили сферу применения правового института предупреждений, повысили их эффективность в целях оперативного устранения нарушений до возбуждения дела. Повысили ответственность должностных лиц органов власти за действия, связанные с недопущением, ограничением или устранением конкуренции. Расширили процессуальные гарантии и повысили открытость процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Закон о защите конкуренции дополнен главой 2.1 «Недобросовестная конкуренция», в которой уточнён и расширен перечень форм недобросовестной конкуренции, в связи с чем появилась возможность более точной квалификации выявляемых нарушений.
В целях повышения эффективности расследования картелей «четвёртым антимонопольным пакетом» снижена административная ответственность для юридических лиц, признавших вину в совершённом административном правонарушении; отказавшихся от участия или дальнейшего участия в соглашении (картеле) и представивших сведения и документы, достаточные для установления события административного правонарушения (действует для второго и третьего юридических лиц, подавших заявление).
В рамках реализации антикризисных мер Федеральным законом от 3 июля 2016 года №264-ФЗ внесены изменения в Закон о защите конкуренции и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях снижения избыточного антимонопольного контроля за счёт расширения иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой.
Существенная модернизация антимонопольного законодательства привела к положительному эффекту. Удалось значительно снизить количество рассматриваемых дел, сосредоточиться на более значимых расследованиях, усовершенствовать правоприменительную практику в отношении наиболее опасных нарушений антимонопольного законодательства – картелей и иных антиконкурентных соглашений.
В целях повышения эффективности российской экономики и обеспечения макроэкономической стабильности совершенствуется государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий. Концепция новой проконкурентной тарифной политики базируется на единых для всех сфер экономической деятельности целях, задачах и принципах и предусматривает пределы и методы государственного регулирования цен (тарифов) на товары, работы и услуги.
Стратегия новой тарифной политики предполагает в том числе:
- поэтапное устранение перекрёстного субсидирования;
- отказ от принципа «затраты плюс» и через применение принципа «инфляция минус» переход к рыночным индикаторам;
- принятие решений о введении, изменении, прекращении регулирования на основе анализа рынка;
- запуск долгосрочной тарифной политики (с учётом жизненного цикла инфраструктуры, перспективных изменений на рынках, устойчивого роста экономики);
- перебалансировку тарифов с применением индикаторов рынков, сопоставимых с регулируемыми, и сопряжённых с ними товарных рынков;
- поэтапный переход естественных монополий к конкурентному рынку.
С 1 января 2016 года осуществлён переход к регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на основе установления долгосрочных тарифов и параметров.
Выстроена система контроля за соблюдением индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, которая заключается в ежемесячном мониторинге соблюдения установленных на федеральном уровне индексов роста платы для субъектов Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие мониторинг соблюдения предельных индексов в муниципальных образованиях и государственный жилищный надзор, ежемесячно представляют в антимонопольный орган отчёты о результатах такого мониторинга. Если выявляется превышение индекса платы по субъекту Федерации, ФАС России осуществляет оперативный контроль путём выдачи предписания руководителю субъекта Федерации. Во исполнение предписания принимаются решения об изменении предельных индексов и (или) соответствующих тарифов на коммунальные услуги. В 2017 году такие предписания выданы восьми губернаторам. Благодаря отлаженной системе оперативного контроля средний рост платы граждан за коммунальные услуги не превышает уровня, установленного Правительством (4%).
Важнейшим событием
стало подписание Указа
Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года №618
«Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»
(далее – Указ №618), которым утверждён Национальный план развития конкуренции в
Российской Федерации на 2018–2020 годы. В результате исполнения мероприятий,
предусмотренных Указом №618, планируется сокращение доли хозяйствующих
субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными
образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих
деятельность на товарных рынках, обеспечение равных условий и свободы
экономической деятельности на территории России, развитие малого и среднего
предпринимательства и др.
Доступность энергетической и коммунальной инфраструктуры
За 6 лет реализована масштабная работа по упрощению подключения к электрическим сетям (в части сокращения количества дней, этапов и стоимости подключения), прежде всего для массового потребителя – заявителя мощности до 150 кВт (малый и средний бизнес).
По итогам
2017 года в рейтинге Doing Business Всемирного банка Россия впервые вошла
в десятку лучших стран по показателю «Подключение к системе электроснабжения»,
заняв 10-е место среди 189 стран и поднявшись за год на 20 позиций. Тем самым
достигнут установленный Правительством целевой показатель вхождения в двадцатку
ведущих стран мира по этому показателю. Почти в два раза сократился срок
подключения к электрическим сетям, со 160 дней в 2016 году до 83 дней в
2017 году. На 2,5 процентного пункта по сравнению с 2016 годом сократилась
стоимость подключения к электрическим сетям – до 41,5% от ВВП на душу
населения.
Малое и среднее предпринимательство
За 6 лет количество малых и средних предприятий увеличилось на 30,7%. По данным единого реестра субъектов МСП, их сейчас более 6 млн. Вклад этого сектора в ВВП тоже вырос – до 22,3%. Во многих регионах уже треть и более валового регионального продукта создаётся такими компаниями.
Растёт и численность занятых в малом и среднем бизнесе. Их сейчас – более 19 миллионов человек (рост – 6,6% с 2012 года).
В течение 6 лет предпринимаются действия для улучшения условий ведения предпринимательской деятельности, развития малого и среднего бизнеса. Приняты Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Повышается доступность финансовых ресурсов для малых и средних предприятий (МСП). Для этого создана Национальная гарантийная система в сфере кредитования субъектов МСП.
С 2017 года запущена программа льготного кредитования – по ставке 6,5% – субъектов МСП, которые реализуют проекты в приоритетных отраслях.
Общий уровень финансовой поддержки малых и средних предприятий в 2017 году составил почти 234 млрд рублей. Это качественно новый уровень. Создан новый гарантированный рынок сбыта для малых и средних предприятий – закупки крупнейших заказчиков. Его объём в 2017 году превысил 2 трлн рублей.
Системно внедряется сервисный подход к организации взаимодействия бизнеса с государством.
В части обеспечения равного доступа МСП к мерам поддержки в каждом регионе формируется базовая инфраструктура поддержки, включающая: центр поддержки предпринимательства, гарантийный фонд, микрофинансовую организацию, инфраструктуру имущественной поддержки начинающих и действующих предпринимателей, центры компетенций в инновационно-производственной сфере. В настоящее время создано 700 объектов инфраструктуры, базовый набор услуг имеет 31 субъект Федерации. По плану на 2018 год базовый перечень услуг будут иметь порядка 45 субъектов Федерации.
В 2017 году комплексные проекты по поддержке МСП утверждены в 85 субъектах Федерации. Одно из ключевых направлений внедрения сервисной модели поддержки малых и средних предприятий – это организация центров оказания услуг «Мой бизнес». Цель – обеспечить территориальную доступность мер поддержки для любого предпринимателя. Основным преимуществом таких центров перед другими формами предоставления услуг предпринимателям по принципу «одного окна» является возможность объединения на одной площадке государственных услуг и услуг коммерческих организаций, необходимых предпринимателю для начала и ведения бизнеса.
По состоянию на 31 января 2018 года в 42 субъектах Федерации создано 115 центров оказания услуг для бизнеса, общее количество окон в которых составило 236, при этом в 37 регионах 82 центра созданы на базе финансово-кредитных организаций.
Количество малых и
средних компаний в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросло на
2,7% (с учётом индивидуальных предпринимателей).
Регулирование в сфере торговли. Защита прав потребителей
Правительством утверждена Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года.
За 6 лет в России сформирована вертикально интегрированная система надзора и лабораторного контроля. Внедрён государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей. Обеспечен эффективный контроль за факторами внешней среды, способными оказывать вредное воздействие на здоровье, в том числе за безопасностью и качеством пищевой продукции по всей цепочке от производства до потребителя. Применяются меры оперативного реагирования одновременно во всех субъектах Федерации, на территории которых выявлена или произведена такая продукция.
Усиление контроля за безопасностью и качеством пищевой продукции, в том числе мясной, молочной и рыбной, привело к снижению за 6 лет в России удельного веса пищевой продукции, не соответствовавшей гигиеническим нормативам по содержанию химических загрязнителей, в 7 раз (2012 год – 2,8%, 2017 год – 0,4%), по содержанию загрязнителей микробиологической природы – почти на 1% (2012 год – 4,9%, 2017 год – 4%).
Предпринимаемые действия по обеспечению безопасности и качества продуктов питания позволили России войти в число лидирующих стран, формирующих повестку Комиссии «Кодекс Алиментариус» по безопасности пищевой продукции.
Снижены продажи нелегальных спиртосодержащих жидкостей. В декабре 2016 года запрещённая к реализации продукция выявлялась на каждом четвёртом проверенном объекте, в феврале 2018 года – только на каждом 55-м объекте. Количество отравлений алкоголем в 2017 году по сравнению с 2013 годом снизилось на 12%. За тот же период количество летальных случаев от отравления алкоголем снизилось на 15%.
Эффективное развитие нормативно-правовой базы позволяет потребителям всё активнее обращаться за защитой своих прав в суды общей юрисдикции. Результатом рассмотрения судами гражданских дел категории «защита прав потребителей» за 6 лет явилось присуждение сумм в размере почти 140 млрд рублей по удовлетворённым искам, включая моральный вред.
Ежегодно рассматривается около 5 тыс. дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. За шестилетний период наибольший всплеск количества жалоб и дел был в 2014–2015 годах в связи со значительным увеличением количества SMS-рекламы, распространяемой без согласия абонента на её получение. В последующие годы количество таких нарушений сократилось в связи с внесением изменений в Федеральный закон «О связи», принятых Федеральным законом от 21 июля 2014 года №272-ФЗ, определившим порядок осуществления рассылок по сети подвижной радиотелефонной связи.
За 6 лет Федеральный закон «О рекламе» претерпел ряд существенных изменений, в частности:
- установлены дополнительные требования к рекламе биологически активных добавок;
- повышена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, а также биологически активных добавок;
- закреплены полномочия органов государственной власти, ответственных за реализацию нормы о недопустимости превышения уровня громкости рекламы над громкостью звука теле-, радиопередачи;
- установлены
требования к порядку распространения наружной рекламы на объектах культурного
наследия, памятниках истории и культуры.
Поддержка несырьевого экспорта
В течение 6 лет предпринимались системные действия, направленные на увеличение объёмов российского несырьевого экспорта.
Общий рост несырьевого неэнергетического экспорта оценивается в 2017 году в 22,6%.
Введена система финансовой и нефинансовой поддержки экспортной деятельности, создан проектно-ориентированный подход для поддержки российских экспортёров. Оптимизирована деятельность торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, подразумевающая осуществление постоянного взаимодействия торгпредств и АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ). На базе РЭЦ создано и функционирует «единое окно» в сфере поддержки экспорта.
В целях государственной поддержки экспорта реализуются приоритетные проекты: «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», «Международная кооперация и экспорт в промышленности», «Экспорт продукции АПК», «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».
В августе 2012 года Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Россия как член ВТО приняла участие в трёх министерских конференциях (МК) ВТО.
При участии России на МК-9 на Бали в 2013 году было разработано и принято Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли, выгода от реализации которого для российской экономики оценивается в 21,2 млрд долларов.
На МК-10 в Найроби в 2015 году принято решение об отмене экспортных субсидий в сельском хозяйстве, вследствие чего многие ключевые игроки многосторонней торговой системы лишились права применять такие субсидии (к примеру, Канада на сумму 64,5 млн канадских долларов и ЕС на сумму 182,4 млн евро).
В ходе МК-11 в Буэнос-Айресе в 2017 году Россия добилась принятия на многостороннем уровне решения по рыболовным субсидиям, предусматривающего рабочую программу переговоров до следующей МК в 2019 году, на которой планируется окончательно согласовать правила, запрещающие предоставление субсидий, способствующих незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу, избыточному вылову и созданию избыточных мощностей.
Также при участии России были запущены переговоры по вопросам электронной коммерции, упрощения осуществления инвестиций и внутреннего регулирования в услугах с целью выхода на субстантивные решения к следующей МК.
По инициативе России была учреждена неформальная рабочая группа по повышению вовлечённости малых и средних предприятий в мировую торговлю, а также выявлению мер, которые будут способствовать снижению торговых издержек для малого и среднего бизнеса.
Таким образом, по истечении первых пяти лет членства во Всемирной торговой организации Россия вошла в число «переговорных» лидеров на площадке ВТО, наладила эффективное взаимодействие с ключевыми игроками многосторонней торговой системы и добилась учёта российских интересов при выработке многосторонних правил торговли, становясь автором и соавтором многих переговорных предложений.
Работа в профильных органах ВТО способствовала улучшению условий доступа российского экспорта товаров на внешние рынки на более чем 1,7 млрд долларов.
В
2017 году в рамках ВТО Россией инициирован новый спор в связи с антидемпинговой
мерой Евросоюза в отношении российского холоднокатаного проката.
В период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2017 года в ФАС России находилось на рассмотрении 252 ходатайства иностранных инвесторов. Из них:
- 97 ходатайств рассмотрены Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее – Правительственная комиссия); принято 88 решений о предварительном согласовании сделок, в том числе 38 решений о предварительном согласовании сделок с возложением обязательств, 5 решений об отказе в предварительном согласовании сделки, 4 решения о продлении срока рассмотрения ходатайства;
- 121 ходатайство возвращено заявителям как не требующее предварительного согласования;
- 16 ходатайств отозваны заявителями по причине отказа от намерения осуществить планируемую сделку;
- 22 ходатайства находились на рассмотрении на конец отчётного периода – 31 декабря 2017 года (в том числе 4 ходатайства, срок рассмотрения которых продлён).
Все решения Правительственной комиссии оформлены согласно требованиям Закона №57-ФЗ и направлены заявителям в установленном порядке. Ни одно из решений не было обжаловано в суде.
Кроме того, в рамках контроля за осуществлением иностранных инвестиций ФАС России рассмотрела:
- 333 уведомления, поданных в соответствии с требованиями Закона №57-ФЗ;
- 51 запрос иностранных инвесторов о необходимости предварительного согласования сделок в случае, если при совершении сделок факт установления контроля заявителя над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, не являлся очевидным.
В целях выявления сделок, подпадающих под действие Закона №57-ФЗ, за 6 лет проведён анализ 732 ходатайств, поданных иностранными инвесторами в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции. В результате выявлен ряд сделок, для совершения которых требовалось предварительное согласование или последующее уведомление о совершении сделки в соответствии с Законом №57-ФЗ, что позволило предупредить возможные нарушения данного закона и обеспечить соблюдение требований Закона о защите конкуренции.
В период 2012–2017 годов совершенствовалось законодательство об иностранных инвестициях в целях устранения излишних административных барьеров для иностранных инвесторов при совершении сделок в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, в сочетании с эффективностью осуществления контроля.
Принято 5 федеральных
законов, вносящих изменения в Закон №57-ФЗ, последним из которых является Федеральный
закон от 18 июля 2017 года №165-ФЗ «О внесении изменений в
статью 6 Федерального закона “Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации” и Федеральный закон “О порядке осуществления иностранных инвестиций
в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения
обороны страны и безопасности государства”»,
предусматривающий, в частности, возможность по решению Председателя
Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций
в Российской Федерации выносить на согласование Правительственной комиссии
любые сделки, совершаемые иностранными инвесторами в отношении российских
хозяйственных обществ, в целях обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
Интеграция на пространстве СНГ. Евразийский экономический союз
Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) заключён 29 мая 2014 года. Членами ЕАЭС сегодня являются 5 государств: Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Киргизская Республика.
Создан наднациональный орган – Евразийская экономическая комиссия – с широким объёмом компетенций. В рамках союза создаются условия для свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проводится согласованная политика в ключевых секторах экономики, формируются единые рынки.
Вступление в силу Договора о Евразийском экономическом союзе позволило придать интеграционным процессам на евразийском пространстве качественно новый характер, создать платформу для развития кооперации, роста взаимной торговли, адаптации национальных экономик к изменениям в мировых экономических процессах.
Принят новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, развивающий инструменты электронного таможенного декларирования.
В перспективе – формирование единых рынков услуг, энергетических рынков, согласованная политика в цифровой сфере и другие направления сотрудничества.
Евразийский экономический союз обладает международной правосубъектностью. Большое число стран выразило интерес к заключению соглашений с союзом. Вступило в силу Соглашение о свободной торговле с Вьетнамом. Идут переговоры с Индией, Ираном, Сингапуром, Египтом, Израилем, Сербией.
В
рамках реализации Договора о Евразийском экономическом союзе в целях проведения
единой согласованной и скоординированной политики за 6 лет принято 20
технических регламентов Евразийского экономического союза (всего действует 44
технических регламента). В разработке регламентов Россия играет ведущую роль.
Управление федеральным имуществом
По итогам каждого корпоративного года в бюджет Российской Федерации акционерными обществами с государственным участием, в том числе включёнными в специальный перечень, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года №91-р, перечисляются дивиденды порядка 200 млрд рублей ежегодно.
В рамках выполнения Программы приватизации на 2011–2013 годы в 2012–2013 годах продано 7 обществ на общую сумму порядка 71,84 млрд рублей (20% АО «Апатит», 100% АО «СГ-Транс», 25,5% АО «Мурманский торговый порт», 55% АО «Ванинский морской торговый порт», 7% АК «АЛРОСА» (ПАО), 25,5% АО «Авиакомпания “Сибирь”», 25,1% АО «Территориальная генерирующая компания»).
Во исполнение Программы приватизации на 2014–2016 годы завершены 4 сделки по продаже находящихся в федеральной собственности акций крупнейших акционерных обществ на общую сумму порядка 402,866 млрд рублей: 13,76% минус 9 акций ОАО «Интер РАО ЕЭС», 100% акций ОАО «Архангельский траловый флот», 10,9% акций АК «АЛРОСА» (ПАО) и 50,0755% акций ПАО «АНК “Башнефть”». Также в 2016 году АО «РОСНЕФТЕГАЗ» была осуществлена продажа 19,5% акций ПАО «НК “Роснефть”» на сумму 692,395 млрд рублей, в рамках которой на основании директив Правительства в федеральный бюджет по результатам девяти месяцев 2016 года направлены дивиденды в размере 18 410 128 815 рублей.
С конца 2016 года продажа приватизируемого федерального имущества осуществляется в электронной форме.
В рамках реализации майских указов Президента продолжена работа по отчуждению непрофильных активов в акционерных обществах с государственным участием, в которых государство владеет более 50% акций от уставного капитала (т.н. Спецперечень). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 года №894-р утверждены Методические рекомендации по выявлению и реализации непрофильных активов.
За период 2012–2017
годов государственными корпорациями (компаниями) и акционерными обществами
Спецперечня отчуждено 37 402 непрофильных актива на общую сумму 431,3 млрд
рублей.
Земельные отношения. Кадастровая система. Недвижимость. Оценочная деятельность
За 6 лет в России проведена крупная земельная реформа. Она затронула базовые институты земельного законодательства: предоставление земельных участков, изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, государственный земельный надзор и другие (федеральные законы №171-ФЗ от 23 июня 2014 года, №234-ФЗ от 21 июля 2014 года, №499-ФЗ от 31 декабря 2014 года).
Федеральный закон от 3 июля 2016 года №315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволил гражданам приобретать права на машино-места.
Вступление в силу с 1 января 2017 года Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на законодательном уровне закрепило институциональное объединение системы кадастрового учёта и системы регистрации прав. Создана единая учётно-регистрационная процедура. Сокращены сроки государственного учёта и регистрации. Внедрены электронные сервисы и экстерриториальный принцип подачи заявлений.
С 1 января 2017 года вступил в силу новый Федеральный закон от 30 декабря 2015 года №431-ФЗ «О геодезии и картографии», которым создана правовая база для эффективного использования находящихся в распоряжении государственных органов пространственных данных, предусматривающая создание и обновление единой электронной картографической основы.
1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который предусматривает переход до 2020 года к новой системе кадастровой оценки субъектами Федерации (проведение кадастровой оценки постоянно действующим бюджетным учреждением субъекта Федерации).
В 2017 году начат переход к новой системе кадастровой оценки. В 2018 году 29 субъектов Федерации проводят кадастровую оценку по новым правилам.
29 июля 2017 года принят Федеральный закон №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на решение ряда проблем в данной сфере (регистрация в садовых домах, использование имущества общего пользования, государственная и муниципальная поддержка садоводства и огородничества).
С 11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный
закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения
противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности
земельного участка к определённой категории земель», направленный на устранение
взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (ГЛР) и
Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) путём установления в
предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР, а
также защиту конституционных прав граждан: созданы условия для узаконивания
недвижимости граждан, проживающих в лесных посёлках и военных городках.
Государственные и муниципальные услуги
В соответствии с майскими указами необходимо было достичь показателя доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», не менее 90%. Ключевым механизмом решения поставленной задачи стало создание сети многофункциональных центров (МФЦ). Офисы МФЦ создавались из расчёта одно окно обслуживания на 5 тысяч человек населения. В малонаселённых пунктах открывались небольшие офисы МФЦ.
На 1 января 2018 года создано 2777 многофункциональных центров и 10 558 небольших офисов в малонаселённых пунктах. Услугами МФЦ охвачено 96% населения.
В МФЦ переданы полномочия по приёму заявителей по самым востребованным услугам, например, оформление паспортов, в том числе заграничных, регистрационный учёт, оформление прав на недвижимость, материнский капитал, услуги в социальной сфере и многие другие. Количество государственных и муниципальных услуг варьируется от 150 до 250 в зависимости от региона. В «едином окне» МФЦ сейчас можно получить более 30 федеральных и 100 региональных услуг.
В конце 2017 года на законодательном уровне закреплена возможность получения услуг по жизненным ситуациям, когда гражданин подаёт одно заявление и по нему можно получить сразу несколько услуг (например, оформление комплекта документов при рождении ребёнка).
В МФЦ появляются новые услуги: ЗАГС, налоговой службы, возможность подать заявление о голосовании по месту пребывания.
Сегодня МФЦ работают и с юридическими лицами. Основные услуги, которыми пользуются предприниматели, – регистрация сделок с недвижимостью, открытие юридических лиц, регистрация индивидуальных предпринимателей. Линейка услуг для предпринимателей постоянно расширяется. Развивается целое направление создания специализированных МФЦ для обслуживания субъектов малого предпринимательства («МФЦ для бизнеса»).
В том числе благодаря развитию сети многофункциональных центров уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления госуслуг в 2017 году составил 86,4%. Это на 3,5 процентного пункта больше, чем в 2016 году. Среднее время в очереди за предоставлением госуслуг в 2017 году по сравнению с 2012 годом сократилось более чем в три раза и составляет 18,67 минуты (в 2012 году – 55 минут).
Согласно 601-му майскому указу Президента Российской Федерации, определён ключевой показатель в части развития электронного правительства – доля граждан, пользующихся механизмом получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Уже 64,3% граждан получают государственные и муниципальные услуги в электронном виде.
В 2012 году на Едином портале госуслуг было зарегистрировано 3,6 миллиона граждан, в 2013-м – 6,9 миллиона, в 2014-м – 13 миллионов, в 2015-м – 22,5 миллиона, в 2016-м – 40 миллионов. На конец 2017 года этот показатель составил 65 миллионов.
Количество госуслуг, заказанных через Единый портал госуслуг, показывает впечатляющий рост. В 2012 году граждане заказали 7,1 млн услуг, в 2013-м – 13 млн, в 2014-м – 17,7 млн, в 2015-м – 51,2 млн, в 2016-м – 380 млн услуг. В 2017 году через портал было оказано 1,3 млрд госуслуг, что в 3 раза больше, чем годом ранее, и в 180 раз больше, чем в 2012 году.
С 1 января 2017 года при заказе услуг на Едином портале госуслуг граждане могут сэкономить 30% на госпошлине при условии оплаты через портал. Это широко востребовано. Объём платежей, совершённых через портал госуслуг, в 2017 году вырос почти в 4 раза по сравнению с 2016 годом и составил 30,3 млрд рублей (в 2015 году – 2,9 млрд рублей, в 2014 году – 780 млн рублей).
Для отслеживания качества оказания
госуслуг в начале 2015 года запущена система досудебного обжалования. Граждане
имеют возможность в досудебном порядке обжаловать решения и действия,
совершённые государственными служащими федеральных органов исполнительной
власти и государственных внебюджетных фондов при предоставлении государственных
услуг. Система интегрирована в инфраструктуру «электронного правительства».
Граждане, зарегистрированные на портале госуслуг, могут через систему подать
жалобу на любые нарушения, в том числе связанные с отказом в приёме документов
или предоставлении услуги, нарушением сроков предоставления услуги, требованием
дополнительных документов или оплаты.
В 2015 году стартовал проект по замене бумажных уведомлений на электронные. Реализована возможность, благодаря которой граждане отказываются от получения бумажных писем в пользу информации в электронном виде, при этом сохраняется её юридическая значимость. От этого выиграло и государство (закрывать задолженности стало удобнее), и граждане: с 1 января 2017 года быстро закрыть задолженность по штрафам от ГИБДД стало ещё и экономически выгодно – предусмотрена скидка 50% при оперативной оплате. К настоящему времени согласие на получение электронных заказных писем дали почти 1 миллион пользователей.
Для органов государственной власти и местного самоуправления установлен запрет требовать от граждан и юридических лиц при предоставлении государственных услуг документы и сведения, которые находятся в распоряжении других органов государственной власти и местного самоуправления (за исключением документов личного хранения).
Порядка 400 государственных услуг предоставляется в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
С 2016 года аналогичный запрет установлен и для органов государственного контроля (надзора) при организации и проведении проверок. Органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридических лиц и предпринимателей 188 документов (например, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости; сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков; сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушения законодательства). Эти и другие документы запрашиваются в электронном виде с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В рамках развития межведомственного информационного взаимодействия с 1 февраля 2018 года обеспечена возможность предоставления кредитным организациям документов (сведений), которые находятся в распоряжении МВД России, Росреестра, ФНС России, ФССП России, ФАС России, Росстата, Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, что снижает нагрузку на заявителей. Сейчас эти ведомства предоставляют по запросу кредитных организаций порядка 20 документов и сведений в электронном виде.
Электронное взаимодействие органов власти при оказании государственных и муниципальных услуг осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В 2017 году общее количество транзакций (запросов и ответов) в системе составило 20,2 млрд.