Стенограмма:
А.Улюкаев: Уважаемые коллеги! Сейчас завершилось обсуждение, не первое в серии обсуждений эффективности расходов государственных корпораций и компаний с государственным участием. Есть примеры успешной работы – сокращения операционных расходов, ликвидации профильных активов. Но понятно, что ещё очень большой потенциал сокращения издержек и в области ценообразования, и в области контроля капиталовложения существует. На этих двух проблемах было сконцентрировано обсуждение.
Во-первых, как сделать так, чтобы были эффективными те средства, которые бюджет направляет в уставный капитал в виде имущественного взноса. Они теряют связь с целевым назначением зачастую, у нас растёт дебиторская задолженность, то есть компании имеют большие объёмы средств на счетах, которые не реализуются в объекты, в проекты, а размещаются в депозиты. Для этого рассматривается вопрос о том, чтобы распространить на те капиталовложения, которые за счёт государственного бюджета, за счёт имущественных взносов осуществляют компании с госучастием, правила и принципы, на которых строится Федеральная адресная инвестиционная программа, то есть проведение экспертизы, проведение технологического и ценового аудита, оценка эффективности, оценка соответствия и так далее. При этом важно, чтобы не произошла потеря темпа, чтобы компании не вошли в круг очень большого объёма согласований. Здесь мы получили поручение Председателя Правительства, с тем чтобы отработать соответствующие подзаконные акты и работать более согласованно.
Второе – это изменения в систему закупок, то есть поправки к 223-му закону, имеется в виду в принципе такое методологическое фундаментальное сближение принципов и правил, которые существуют в рамках 44-го закона, то есть для государственных закупок и для закупок компаний с госучастием.
В частности, имеется в виду и закрытый перечень способов, на которых осуществляются закупки. Сейчас у нас этот перечень открытый, и половина у единственного поставщика… Такое творчество компаний, которые, по сути, маскируют ту же самую закупку у единственного поставщика.
Короткий исчерпывающий перечень – раз, только через электронные площадки – два, третье – конкретные правила и принципы работы электронных площадок, их ответственность перед компаниями, которые размещают там свои заказы. Мы думаем, что самым лучшим вариантом является универсальность электронных площадок, чтобы они оказывали услуги и в рамках 44-го, и в рамках 223-го законов. И возможность в холдинговых структурах иметь единые правила закупок как для материнских, так и для дочерних компаний. Вот примерно те предложения, которые обсуждались, которые в принципе не вызвали отторжения и у компаний. Компании тоже понимают, что издержки нужно сокращать. Мы работаем, ведём с ними совместную работу. В частности, мы с компанией «Российские железные дороги» сейчас привлекли аудиторов, разрабатываем программу, «дорожную карту» – снижение издержек, повышение операционной и в целом общей эффективности компании. Рассчитываем к концу октября иметь эти результаты.
Вопрос: А были ли возражения от госкомпаний по поводу ужесточения правил закупок?
А.Улюкаев: Прямых возражений не было. Коллеги просто говорили о том, чтобы их ответственность была сбалансирована с ответственностью площадок. Они беспокоятся и за коммерческую тайну, за конкретную ответственность площадок перед теми, кто там размещает свои заказы. Это справедливое беспокойство, мы, безусловно, с участием сетевых госкомпаний будем отрабатывать правила и процедуры работы этих площадок.
Вопрос: Есть какие-то оценки вашего министерства, сколько можно сэкономить на этом, насколько уменьшить издержки…
А.Улюкаев: Считается, что увеличение доли закупок, которые в конкурсных форумах через электронные торги размещаются, – на 1%, это примерно 7 млрд рублей в год.
Вопрос: Алексей Валентинович, а по вопросу сокращения количества электронных площадок решение не принято?
А.Улюкаев: Об этом есть договорённость на площадке Правительства. Мы об этом договорились и будем на стадии второго чтения вносить такого рода предложение в закон.
Вопрос: А сколько – говорить пока рано?
А.Улюкаев: Говорить пока рано, но, конечно же, кратно, многократно меньше, чем сейчас работает в рамках 223-го закона. Ближе к тому числу, которое обслуживает закупки в рамках 44-го закона. А там, напомню, пять.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич сказал, что 7 трлн неэффективных покупок – через одного заказчика. Это вместе с госкомпаниями и госкорпорациями или только…
А.Улюкаев: Нет. Речь идёт только о госкомпаниях и госкорпорациях. У них всего порядка 17 трлн, из них у единственного заказчика 42%. Но я уже только что сказал, что почти столько же в иных формах, которые маскируют – на основе изучения рынка, на основе эффективного предложения и так далее… У нас есть сайт по закупкам, и там вы можете насчитать – вот мы примерно насчитали 2,7 тыс. разного рода формулировок, которые так или иначе на самом деле маскируют закупку у единственного поставщика.
Вопрос: Сегодня во вступительном слове Дмитрий Анатольевич особо отметил, что тарифы монополий трансформируются в итоге в цены для рядовых людей, в цены для предприятий малого и среднего бизнеса. Как-то вопрос тарифов обсуждался сегодня?
А.Улюкаев: Сегодня не обсуждался – эта не та площадка, где он должен обсуждаться. Здесь обсуждалось, как сделать так, чтобы издержки компаний были меньше, – то, что ложится через тарифы на потребителя, а это компетенция Правительства.
Вопрос: Непрофильные активы – с ними что решили?
А.Улюкаев: Есть программа реализации непрофильных активов. Большинство компаний с госучастием довольно активны здесь. После принятия программы у нас более 3,7 тыс. непрофильных активов были реализованы, примерно 147 млрд рублей стоимость этой реализации. Я бы сказал, что здесь работа идёт не хуже, чем с активами, которые принадлежат государству.
Вопрос: А это за какой период реализовано?
А.Улюкаев: За последние два-три года.
Вопрос: В предстоящей перспективе что и кого в большей степени ожидает отказ от непрофильных активов?
А.Улюкаев: Не могу сейчас сказать. У нас есть ряд компаний, которые в принципе не имеют программы реализации непрофильных активов, наверное, это ожидает их. Но это меньшая часть государственных компаний, для большинства объёмы весьма существенные.
Вопрос: Вопрос приватизации не обсуждался?
А.Улюкаев: Нет. Это же госкомпании, это государственные активы. Вообще-то он обсуждается, но не здесь.
Вопрос: Алексей Валентинович, а вы можете упомянуть компании, у которых нет таких программ пока?
А.Улюкаев: Не буду.
Вопрос: Алексей Валентинович, а можно уточнить по поводу предыдущего совещания по нефтянке и по бюджету? Там нам пресс-секретарь премьера сказала, что корректировку НДПИ не поддержал премьер, но будет обсуждаться вопрос экспортных пошлин и ещё других каких-то источников. Можете пояснить?
А.Улюкаев: Если речь идёт об энергетике, то это прежде всего экспортная пошлина на нефть.
Я напомню, в рамках налогового манёвра она должна быть снижена с 42 до 36%. Каждый процент снижения – это порядка 37 млрд рублей, по расчётам компаний. Соответственно, предложение состоит в том, чтобы не в полном объёме производить это снижение. Дискуссия идёт о том, на какую именно цифру – на 2%, или на 0%, или на 3%, но в целом в этом направлении прежде всего идёт обсуждение.
Кроме того, речь идёт об экспортной пошлине на газ. И, наконец, у нас есть источники, не связанные с деятельностью энергетики, такие как, например, прибыль Центрального банка.
Вопрос: А что с газом? Вы сказали, экспортные пошлины на газ? Предлагается их увеличить?
А.Улюкаев: Мы рассматриваем разные варианты, обсуждаем возможности такие.
Вопрос: То есть вы рассматриваете варианты увеличения экспортной пошлины на газ?
А.Улюкаев: Коллеги, преждевременные вопросы. Ещё раз: возможны изменения по газу. Больше пока не прокомментирую.