Правительственная информация в контексте работы министерств и ведомств

10 декабря, суббота
9 декабря, пятница
8 декабря, четверг
1

Календарь

Декабрь
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
2016
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

ПОРТАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ

Основные результаты работы Министерства образования и науки Российской Федерации за 2013 год

Работа Правительства: факты и цифры.

Дошкольное образование

Общее образование

Начальное и среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

Сфера исследований и разработок

Дошкольное образование

В рамках деятельности по разработке нормативных правовых актов Минобрнауки России, необходимых для реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (закон об образовании), были разработаны и утверждены приказами министерства:

- федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.

Для обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет в соответствии с постановлением Правительства от 3 июня 2013 года №459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году» бюджетам 82 субъектов Российской Федерации из федерального бюджета перечислено 50 млрд рублей. Общий объём софинансирования мероприятия из бюджетов субъектов Российской Федерации составил около 40 млрд рублей. Реализация мероприятий в 2013 году позволила создать 401 677 (или 111,02% от общего числа запланированных) дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях.

Ещё одним механизмом оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в создании дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях является предоставление бюджетных кредитов на финансирование комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации. На эти цели в 2012–2013 годах из федерального бюджета выделялись средства в объёме 8 млрд рублей ежегодно.

Кроме того, в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы (ФЦПРО) предусмотрены субсидии на софинансирование мероприятий региональных программ развития образования по направлению «модернизация регионально-муниципальных систем дошкольного образования» в объёме 1 млрд рублей ежегодно в период 2011–2013 годов.

В 2013 году разработана и апробирована, а с 1 января 2014 года начала работу в штатном режиме электронная очередь (услуга по приёму заявлений, постановке на учёт и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, в электронном виде).

Общее образование

Для реализации закона об образовании разработаны и приказами были утверждены:

- порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- примерная форма договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- порядок приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Продолжается поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС). По информации, представленной субъектами Федерации, в 2012–2013 учебном году доля обучающихся по ФГОС на уровне начального общего образования составила 53,6% от общего числа обучающихся на указанном уровне в общеобразовательных организациях, реализующих ФГОС. Пилотное введение ФГОС основного общего образования организовано в 5-х классах общеобразовательных организаций в 70 субъектах Российской Федерации.

В 2013 году Минобрнауки разработаны проекты ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для девяти категорий детей), а также механизмы их внедрения.

По итогам анализа результатов проведения единого государственного экзамена в 2013 году федеральными предметными комиссиями проведены массовые выборочные перепроверки экзаменационных работ. Главам регионов, в которых выявлено наибольшее количество нарушений, направлены письма о принятии мер административного характера. Также усилены меры по обеспечению информационной безопасности проведения экзаменов; изменены сроки и схемы доставки контрольных измерительных материалов в регионы, предусмотрены распределение вариантов КИМ по часовым поясам и формирование индивидуальных вариантов КИМ из числа размещённых в интернете заданий с использованием программно-технических средств; расширен сегмент открытого банка экзаменационных заданий; продлён срок действия результатов ЕГЭ до четырёх лет.

В 2013 году завершился проект модернизации региональных систем общего образования (МРСО), осуществлявшийся в соответствии с постановлением Правительства от 31 мая 2011 года №436. На реализацию МРСО из федерального бюджета в 2011–2013 годах были выделены бюджетные ассигнования в общем объёме 120 млрд рублей, в том числе в 2013 году – 40 млрд рублей. По итогам реализации мероприятий МРСО количество школьников, обучающихся в современных условиях, выросло более чем на 1,8 млн человек (с 8274,8 тыс. человек в 2011 году до 10 087,9 тыс. человек в 2013 году). Улучшена организация и качество питания школьников; повышен уровень медицинского обслуживания обучающихся; приобретено 8,7 тыс. единиц транспортных средств для перевозки школьников более чем для 8,2 тыс. школ (18,7% от общего количества школ), более 66 302,3 тыс. единиц учебной литературы, что позволило пополнить библиотеки более 41,1 тыс. школ (94%). В более чем 20,7 тыс. школ (47,4%) проведён текущий ремонт помещений, а более чем в 9,2 тыс. школ (21,1%) – капитальный ремонт зданий или их реконструкция. Повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку прошло около 726 тыс. руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций. Созданы условия для организации дистанционного обучения, для чего в 20,2 тыс. школ увеличена пропускная способность интернет-трафика и для 28,7 тыс. школ приобретены необходимые электронные образовательные ресурсы.

Основным результатом реализации МРСО стало укрепление материально-технической базы большинства общеобразовательных организаций, позволившее подготовить их к поэтапному переходу на федеральные государственные образовательные стандарты, а также оптимизация сети общеобразовательных организаций в сельской местности.

В 2013 году утверждён новый порядок проведения всероссийской олимпиады школьников. В 2012–2013 учебном году во всех этапах всероссийской олимпиады приняли участие свыше 9 млн обучающихся. На международных олимпиадах школьники сборных команд Российской Федерации в 2013 году завоевали 21 золотую, 12 серебряных и 2 бронзовые медали.

В 2013 году начал работу национальный информационно-образовательный интернет-портал, обеспечивающий использование новых форм и технологий обучения, организацию тематических форумов и обсуждений и содержащий базу актуальных информационных, статистических, методических и нормативных правовых материалов по работе с одарёнными детьми и единую федеральную базу данных о победителях и призёрах всероссийских мероприятий.

В 2013 году продолжена государственная поддержка реализации региональных программ специального ипотечного кредитования молодых учителей, включающих специальную ипотеку для молодых учителей в возрасте до 35 лет, с уровнем ставки в размере не более 8,5%, создание жилищно-строительных кооперативов для нуждающихся в жилье педагогов. На указанные цели в соответствии с соглашениями, заключёнными Минобрнауки с 67 субъектами Российской Федерации в 2013 году, направлены средства федерального бюджета в объёме 1,4 млрд рублей.


Среднее профессиональное образование

(включая организации, имевшие до вступления в силу федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статус учреждений начального профессионального образования)

В рамках реализации закона об образовании в 2013 году разработан и утверждён 21 нормативный правовой акт, касающийся развития системы среднего профессионального образования и профессионального обучения, в том числе утверждено 295 федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям среднего профессионального образования.

Разработана Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, определяющая основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

В рамках ФЦПРО в 2013 году на государственную поддержку региональных программ развития профессионального образования 30 субъектов Российской Федерации были направлены средства федерального бюджета (1,9 млрд рублей), средства бюджетов субъектов Российской Федерации (11,1 млрд рублей), средства работодателей (4 млрд рублей). По результатам реализации указанных программ в регионах созданы 197 ресурсных центров, в том числе по приоритетным отраслям экономики; 213 многопрофильных региональных (территориальных) колледжей, ведущих подготовку кадров для муниципальных образований, субъектов малого и среднего бизнеса; 138 отраслевых (высокотехнологичных) центров профессионального образования для приоритетных отраслей экономики; сформировано 118 территориально-отраслевых экономических (образовательных) кластеров; в учебный процесс внедрено 14 963 единицы современного оборудования; создано 10 141 новое ученическое место.

Также в 2013 году продолжен процесс объединения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования. На их основе были созданы межрегиональные отраслевые ресурсные центры по подготовке специалистов инженерных и рабочих специальностей в рамках стратегических и приоритетных отраслей развития промышленности. На создание 12 ресурсных центров, включающих 333 профессиональные образовательные организации по 10 приоритетным отраслям, в 2013 году из федерального бюджета направлено 1,08 млрд рублей, объём привлечённых внебюджетных средств составил 100,6 млн рублей. На базе ресурсных центров разработаны и апробированы 302 профессиональные образовательные программы по востребованным профессиям (специальностям), по которым прошли обучение 10 264 человека; обеспечено активное взаимодействие с 367 работодателями; более 6716 педагогических работников и руководителей образовательных организаций повысили квалификацию; разработаны учебно-методические комплексы с ориентацией на использование в учебном процессе дистанционных образовательных технологий.

В рамках ФЦПРО реализуется мероприятие, направленное на развитие материально-технической базы образовательных организаций начального профессионального и среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Государственная поддержка указанных организаций в объёме 500 млн рублей (федеральный бюджет) и 26,3 млн рублей (бюджеты субъектов СКФО) позволила сформировать сеть из 14 современных учебных центров профессионального образования, готовящих кадры для стратегических и конкурентоспособных отраслей экономики. Внедрено в учебный процесс более 900 единиц современного оборудования и 100 единиц тренажёров – имитаторов сложного технологического оборудования.


Высшее образование

Продолжено формирование эффективной структуры сети вузов. Меры по повышения качества высшего образования включают в том числе поддержку программ развития сети ведущих университетов, программ стратегического развития региональных вузов в рамках конкурса «Кадры для регионов», реструктуризацию сети вузов и реорганизацию вузов, потерявших связь с рынком труда и не ведущих научных исследований, поддержку реализации 15 вузами на конкурсной основе программ повышения международной конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Основой для формирования современной структуры сети вузов являются два ведущих классических университета, имеющих особое правовое положение (МГУ им. М.В.Ломоносова и СПбГУ), 9 федеральных университетов, 29 университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет».

В 2013 году совокупный объём финансирования программ развития сети ведущих университетов (за исключением МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ, Сибирского и Южного федеральных университетов, которые реализовывали свои программы развития без привлечения бюджетных ассигнований) из средств федерального бюджета составил 17,3 млрд рублей.

В 2013 году по результатам мониторинга эффективности деятельности продолжилась оптимизация сети вузов. К группе вузов, признанных неэффективными и нуждающимися в реорганизации, отнесены 29 образовательных организаций и 257 филиалов таких организаций. Реорганизованы 23 образовательные организации и 116 филиалов.

В 2013 году Минобрнауки совместно с отраслевыми министерствами и ключевыми работодателями разработаны необходимые нормативные и организационные механизмы, позволяющие учесть потребности регионов и отраслей в подготовке кадров, внедрены новые принципы распределения контрольных цифр приёма граждан. С этой целью был определён 21 центр ответственности, формирующий общие представления по определению объёмов и структуры подготовки по закреплённым за ними направлениям подготовки и специальностям.

Общий объём контрольных цифр приёма разделён на федеральную часть, которая распределяется между всеми вузами, и региональную часть, на которую могут претендовать вузы и филиалы, расположенные в пределах конкретного региона. Региональная часть составила 70% от общего объёма контрольных цифр приёма для бакалавриата и специалитета и 30% от общего объёма контрольных цифр приёма для магистратуры. Субъекты Российской Федерации при распределении своей части отдавали предпочтение востребованным в регионе направлениям и специальностям, а из федеральной части, распределяемой на конкурсной основе, бюджетные места получили вузы, которые обладают высоким образовательным и научным потенциалом и реализуют образовательные программы совместно с работодателями.

Модернизация образовательных программ высшего образования в 2013 году реализовывалась с учётом необходимости интеграции в международное образовательное пространство, ориентации на реальный сектор экономики, развитие промышленности.

В 2013 году введены практико-ориентированные программы прикладного бакалавриата. На стадии завершения находится процесс внесения изменений в ФГОС высшего профессионального образования по 103 направлениям, подготовка по которым предусматривает введение новой квалификации «прикладной бакалавр». Пилотная апробация практико-ориентированных программ проводится в 44 вузах, куда на обучение по образовательным программам прикладного бакалавриата в 2013–2014 учебном году поступили 5379 человек.

Предполагается, что не менее 90% практико-ориентированных программ будет реализовываться с использованием сетевой формы обучения при участии будущих работодателей, других образовательных организаций (колледжи, техникумы) или базовых кафедр на предприятиях.

Продолжен эксперимент по поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных организаций высшего образования, имеющих государственную аккредитацию. За отчётный период в эксперименте приняли участие 134 вуза, заключены соглашения с крупнейшими российскими банками, которыми выдано более тысячи образовательных кредитов на общую сумму 230,7 млн рублей. Условия предоставления кредита совершенствуются: образовательный кредит можно взять с целью оплаты расходов заёмщика на проживание, питание, приобретение учебной и научной литературы и других бытовых нужд на срок обучения или на иной срок по письменному запросу заказчика в банк (сопутствующий образовательный кредит).

В части развития ведущих университетов реализуется проект по повышению международной конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. В рамках проекта в 2013 году из 55 российских вузов было отобрано 15, которым была представлена государственная поддержка на мероприятия по развитию международной академической кооперации, созданию совместных с зарубежными университетами образовательных программ. Ряд российских вузов уже сегодня заслуженно имеет высокую репутацию в профессиональном зарубежном академическом сообществе. Проект призван создать условия для того, чтобы качество российского высшего образования и высокий уровень проводимых исследований были признаны и за пределами достаточно узкого круга профессионалов, а наши ведущие университеты были эффективно интегрированы в мировую академическую систему.

Развитие сферы исследований и разработок

В 2013 году завершено выполнение федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы» (ФЦП ИР), в рамках которой были созданы 32 технологии мирового уровня, в том числе:

- принципиально новые конструктивные решения создания влажно-паровых микротурбинных установок на сверхмалые мощности;

- разработка программно-аппаратного комплекса дублирования опорно-двигательного аппарата человека;

- кристаллические рельефные наноструктуры, предназначенные для обеспечения достоверности, точности и воспроизводимости нанодиагностики;

- ресурсосберегающая геотехнология и комплекс оборудования для высокопроизводительной закладки выработанного пространства при подземной отработке месторождений твёрдых полезных ископаемых;

- каталитические теплофикационные установки, предназначенные для автономного теплоснабжения жилых и производственных зданий и сооружений тепловой энергией и горячей водой с использованием широкого ряда твёрдых топлив;

- комплексная технология водно-химического режима тепловых электрических станций на основе аминосодержащих реагентов нового поколения.

Кроме того, выпущено более 3,5 тыс. публикаций, привлечено к проведению исследований более 12 тыс. молодых специалистов, создано более 9,5 тыс. новых рабочих мест для высококвалифицированных работников.

Общие затраты федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ФЦП ИР в 2013 году составили 17,9 млрд рублей, при этом объём производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счёт коммерциализации созданных передовых технологий составил более 39 млрд рублей.

Совершенствуются механизмы привлечения ведущих учёных в российские образовательные организации высшего образования, научные организации государственных академий наук и государственные научные центры.Начиная с 2013 года участниками конкурсного отбора могут быть не только вузы, но и научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры, размер гранта составляет 90 млн рублей (при условии обязательного софинансирования в объёме не менее 25% от суммы гранта).

По итогам трёх проведённых конкурсов на базе 40 российских вузов создано 77 лабораторий по 20 областям наук, в которых проводят научные исследования почти 3 тыс. сотрудников. В 2013 году в конкурсе приняли участие 719 ведущих учёных совместно с 575 вузами, 100 научными организациями академий наук и 44 государственными научными центрами России. Итоги четвёртого конкурса подведены в декабре 2013 года, по его результатам определены 42 проекта, которые будут реализованы в 2014–2016 годах.

По материалам Министерства образования и науки Российской Федерации

Выделить фрагмент