Министр промышленности и торговли Денис Мантуров выступил на совещании у Президента с членами Правительства 19 марта 2014 года с докладом о реализации плана деятельности Министерства промышленности и торговли России на 2013 - 2018 годы.
Стенограмма выступления:
Д.Мантуров: Уважаемый Владимир Владимирович!
В рамках реализации плана деятельности Министерства, направленного на выполнение майских указов 2012 года, по большинству индикаторов достигнуты целевые значения, остальная часть показателей перевыполнена.
Что касается итогов года по секторам промышленности, динамика объёмов производства – разнонаправленная, многие отрасли продемонстрировали рост свыше 10 процентов: это радиоэлектронная промышленность – плюс 14 процентов; ОПК – плюс 10,5; авиастроение – плюс 15; в фармацевтике производство отечественных лекарств прибавило более 11 процентов и достигло планового показателя по перечню жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов. Теперь 65 процентов наименований полностью производятся у нас в стране.
В автопроме за счёт своевременного запуска программы льготного автокредитования мы нивелировали негативный тренд в сегменте лёгких и лёгких коммерческих автомобилей с минус 17 процентов в мае до минус 1,5 процента в конце года. Но в целом по этой отрасли индекс промпроизводства увеличился почти на 6 процентов благодаря наращиванию выпуска автокомплектующих и запчастей на условиях промсборки.
Позитивная динамика на уровне 5 процентов в текстильном и швейном сегментах лёгкой промышленности, а также в химическом комплексе.
В то же время снизились объёмы производства по некоторым направлениям металлургии и машиностроения – как негативные последствия общеэкономического падения инвестиционного спроса.
Конечно, обеспечить высокий уровень поддержки по всем секторам достаточно сложно. Поэтому мы предлагаем выстраивать дальнейшее развитие промышленности, фокусируясь на повышении привлекательности промышленности как объекта инвестиций. Реализовать этот подход необходимо уже сейчас, так как рост российской экономики и промпроизводства с низкой базы 2009 года существенно замедлился. С одной стороны, у предприятий возник дефицит свободных денежных ресурсов, которые они могли бы вкладывать в развитие производства, с другой стороны – росту инвестиций препятствуют высокие процентные ставки по кредитам. Проблема отчасти решается за счёт субсидирования процентных ставок, но этого явно недостаточно.
Необходимо обеспечить приток инвестиций именно в обрабатывающей отрасли, их доля в общем объёме инвестиций в экономику в последние годы снижается и на сегодняшний день находится на уровне 1998 года. Поэтому нужен новый механизм, который бы позволил промпредприятиям осуществлять заимствования по ставкам, сравнимым с зарубежными странами.
Финансовый сектор не может пойти на резкое снижение процентов по кредитам, поэтому мы предлагаем создать фонд развития промышленности. Основная идея этого фонда состоит в том, чтобы дополнить прямое бюджетное финансирование экономически рентабельных проектов возвратным. Фонд, по сути, станет специальной кредитной программой Внешэкономбанка и Минпромторга.
ВЭБ обеспечит рассмотрение заявок и экспертизу инвестпроектов, а также привлечение дополнительных финансовых ресурсов и доведение их до получателей. Создание фонда позволит предприятиям получить долгосрочное финансирование по конкурентоспособным ставкам в отличие от тех, которые сегодня, – не выше 5 процентов годовых, а это значит запустить новые производства и сформировать дополнительные рабочие места.
Ещё одним катализатором роста инвестиций могли бы стать долгосрочные налоговые льготы для новых предприятий. Это существенно повысит инвестиционную привлекательность промышленных проектов, так как текущий уровень рентабельности в обрабатывающих отраслях в среднем сегодня составляет не выше 10 процентов.
В качестве льготы предлагается обнуление федеральной части налога на прибыль, а субъектам Федерации даётся возможность снижения региональной части налога на прибыль до 5 процентов и нулевой ставки на налог на имущество. При этом предлагаемый объём преференций ниже, чем те предложения, которые сформированы сейчас по проектам на Дальнем Востоке. В итоге выпадающие доходы компенсируются приростом других налогов, а будущая налогооблагаемая база регионов увеличится за счёт новых предприятий.
Более широкий спектр предусмотренных законодательных преференций может быть в рамках нового механизма – специального инвестиционного контракта. Это соглашение, которое заключается между инвестором, федеральной и региональной властями. При этом инвестор обязуется выполнить социально-экономические обязательства: создать новое предприятие, высокотехнологичные рабочие места и наладить выпуск инновационной продукции.
В свою очередь органы власти гарантируют инвестору неизменные условия ведения бизнеса и обеспечивают поддержку в виде льготного предоставления госимущества, преференций отраслевого характера, а также налоговых каникул, о которых я говорил. Мы сейчас также прорабатываем с Банком России возможность применения других послаблений в отношении кредитных займов для таких инвесторов.
Важным элементом развития производственной базы в регионах является создание индустриальных парков как основы современной промышленной инфраструктуры. Большинство промышленно развитых стран несколько десятилетий уже реализуют эти меры господдержки. В Китае, в частности, обеспечивают более 40 миллионов рабочих мест, около 60 процентов экспорта, 46 процентов иностранных инвестиций и 20 процентов внутреннего валового продукта.
У нас за 7 лет создано 49 полноценных индустриальных парков, ещё 40 находятся на этапе становления. В то же время минимальная потребность российской экономики на ближайшие пять лет – свыше 200 парков. Но затраты на их создание в два-три раза выше, чем в других странах, и непосильной ношей ложатся на инвесторов. Хотя региональные власти оказывают помощь, предоставляя землю и незначительные налоговые льготы, этого недостаточно.
В подпрограмме по индустриальным паркам, которая будет рассматриваться Правительством в ближайшее время, мы предложили в числе мер поддержки субсидирование процентов по кредитам на создание этих парков. Также в соответствии с Вашим поручением по реализации Послания в подпрограмме предлагается компенсировать затраты субъектов Федерации по поддержке индустриальных парков.
Развитие сети индустриальных парков обеспечит создание на предприятиях-резидентах около 250 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. Дополнительный прирост объёмов производства в период с 2014 по 2020 год составит почти 1,4 триллиона рублей. При этом на каждый рубль бюджетных вложений в индустриальные парки будет привлечено около 7 рублей частных инвестиций.
Чтобы избежать в дальнейшем появления избыточных мощностей в перенасыщенных секторах промышленности, предлагаем создать единую государственную информационную систему промышленности. Она позволит отслеживать изменения отраслевых и территориальных производственных балансов и повысит результативность мер государственной поддержки.
Если в индустриальных парках изначально создаются новые высокопроизводительные мощности, то модернизация существующих предприятий должна идти с применением принципа наилучших доступных технологий. Это налагает серьёзные требования в части повышения экологичности, ресурсо- и энергоэффективности производства. Поэтому дополнительным стимулом для перехода предприятий на НДТ должны стать меры стимулирования промышленности, о которых я упомянул.
Мы подготовили и согласовали комплексный план по внедрению наилучших доступных технологий, который позволит воплотить требования в соответствующем проекте федерального закона, буквально на днях он будет подписан Председателем Правительства.
Все описанные мною механизмы разработаны в рамках подготовки проекта закона о промышленной политике, который мы сейчас дорабатываем с участием представителей органов законодательной, исполнительной власти, руководства субъектов Федерации, бизнес-сообщества, общественности и рассчитываем на внесение этого законопроекта в Государственную Думу в первой половине этого года. Надеемся на поддержку этих предложений.
Спасибо за внимание.